Фискальная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Исходные данные:
Методологическая характеристика проблемы излагается студентом с использованием современной научно-практической литературы, интернет ресурсами, а также статьями из газет и журналов.

Содержание

Вариант 3
Введение 4
Теоретическая и практическая часть 6
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономики.docx

— 724.39 Кб (Скачать файл)

(рис.2.1)

(Источник: Global Financial Data)

Пояснение: «Цены на нефть  начали активное ралли с 1998 года, до этого она торговалась в районе 20$ за баррель. Это была первая стадия «бычьего» рынка. Вторая стадия началась в 2003 году и закончилась в 2007. Третья, спекулятивная, стадия началась в 2007 и  закончилась стадией «Blow off» во второй половине 2008 года, когда цены на нефть обвалились почти на 3/4 от рекордного пика, достигнув 33,87$ за баррель  в декабре того же года. Таким  образом, был сформирован бычий  рынок, закончившийся крахом мыльного пузыря». Ситуация на сегодняшний момент изменилась, по данным от 2.05.2012 года цена на нефть установилась в размере 117,5$.

В этот же период наблюдалось  ослабление бюджетной политики, так  как ввиду предстоящих выборов (2007-2008) государство приняло на себя дополнительные социальные обязательства  и новые инвестиционные программы, что привело к увеличению расходов федерального бюджета. В результате впервые за пять лет, несмотря на благоприятную  внешнюю и внутреннюю конъюнктуру, сократился профицит бюджета расширенного правительства. [27,с.6] В 2008 году, когда  цены на нефть марки «Urals» обвалились со 139,88$ за баррель нефти до 32,23$/барр., доходы федерального бюджета существенно  упали. Это говорит о том, что наш госбюджет напрямую зависит от нефтегазовых поступлений, и что в нашей стране присутствует «голландская болезнь».

Во второй половине 2008 года в мире разразился глобальный финансовый кризис, который затронул и нашу страну. Баланс федерального бюджета  с профицита 4,1% ВПП в 2008 году сменился дефицитом 5,9% ВВП в 2009 г., то есть за год изменение составило 10 п.п. в  результате не только падения доходов  на 3,6% ВВП, но и роста расходов на 6,4% ВВП [22,с.35]. Последствиями резких скачков стали: низкие цены и спрос  на товары российского экспорта, падение  ВВП, рост безработицы, снижение поступлений  в бюджет РФ и субъектов РФ. С 2009 года страна впала в рецессию, которая  сопровождалась обесценением рубля, сворачиваемостью инвестиционных программ, принятых в 2007 году. Впервые за последнее десятилетие  бюджет стал дефицитным. Правительство, не предвидев такого исхода ситуации, начало создавать меры по антикризисному развитию государства в довольно сжатые сроки. И только к марту 2009 году удалось разработать комплексную  Программу антикризисных мер  правительства РФ на 2009 год[27,с.7]. На антикризисные меры в 2009 году было направлено 2,4 трлн.руб.(6,2% ВВП) бюджетных средств, а на финансирование бюджетных расходов было выделено около 3 трлн.руб. из Резервного фонда.

Одновременно с ростом расходов были реализованы налоговые  послабления: снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%, что привело  к сокращению доходов госбюджета на 400 млрд.руб.; введен новый порядок  нелинейной амортизации; увеличена  амортизационная премия; повышен  необлагаемый ценовой минимум по НДПИ с 9$/барр. до 15$/барр. Общая стоимость  «налогового пакета» для бюджетной  сферы составила в 2009 г. примерно 1,5% ВВП.

На протяжении 2008-2009 были приняты бюджетные антикризисные  меры: «пособия безработным, поддержка  пенсионерам, помощь стратегическим предприятиям различных секторов экономики, финансовое оздоровление банков, поддержка малых  и средних предприятий».

В целом антикризисная  политика прошла успешно, но и у нее  были существенные недостатки:

низкая прозрачность мер  государственной поддержки;

недостаточное внимание государства  к населению;

не было эффективного и  своевременного освоения бюджетных  средств, что увеличивало лаг  воздействия.

Следующим этапом развития фискальной политики России стала стабилизация и улучшение экономической ситуации, как в мире, так и в нашей  стране. По итогам первого полугодия 2010 г. объем дохода расширенного правительства  на 1,9 п.п.ВВП превысил уровень 2009г., а объем расходов сократился на 2,6 п.п.ВВП.

В результате на 1.07.2010 бюджет расширенного правительства был  исполнен с профицитом 1,3%ВВП. Доходы федерального бюджета за этот же промежуток времени составили 19% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП больше, чем в 2009г.

Расходы же снизились на 1,2 п.п.ВВП и достигли 20,8% ВВП. Результат - федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 1,8% ВВП. Нужно отметить, что наблюдаемое по итогам первого  полугодия 2010г. различие в значениях  сальдо бюджета расширенного правительства  и федерального бюджета по сравнению  с аналогичным периодом предшествующего  года объясняется главным образом  изменением порядка зачисления средств  во внебюджетные фонды.

Так в 2009 году поступления  единого социального налога (ЕСН) частично направлялись в доходы федерального бюджета, а затем перечислялись  в Пенсионный фонд РФ, то с 2010 г. страховые  взносы зачисляются напрямую на счета  внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Исполнение доходов  и расходов бюджета всех уровней  власти в январе - июне 2009 и 2010 гг.

 

 

Январь - июнь 2010 г.

Январь - июнь 2009 г.

Изменение п.п. ВВП

 

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

 

Федеральный бюджет

Доходы

3997,9

19,0

3172,2

17,9

+1,1

Расходы

4386,2

20,8

3893,9

22,0

-1,2

Дефицит/профицит

-388,3

-1,8

-721,7

-4,1

+2,3

Консолидированный бюджет субъектов  РФ

Доходы

3155,7

15,0

2711,3

15,3

-0,3

Расходы

2747,6

13,0

2611,7

14,8

-1,8

Дефицит/профицит

408,1

2,0

99,6

0,5

+1,5

Бюджет расширенного правительства

Доходы

7603,5

36,1

6042,7

34,2

+1,9

Расходы

7331,2

34,8

6619,7

37,4

-2,6

Дефицит/профицит

272,3

1,3

-577,09

-3,2

+4,5

Справочно: ВВП, млрд.руб.

21073,0

 

17679,6

   

 

Источник: Министерство финансов РФ, расчеты авторов

 

 

 

 

 

При анализе размера поступлений  в бюджетную систему страны следует  учитывать низкую базу в 2009 году, так  как цены на нефть и общие темпы  развития сократились.

Доходы расширенного правительства  формируются за счет поступлений  налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленную стоимость (НДС). При этом увеличение доходов  в январе - июне 2010 г. в большей  степени было обусловлено ростом поступлений доходов от внешнеэкономической  деятельности, НДПИ и в меньшей - увеличением налога на прибыль организаций. В целом, уровень налоговой нагрузки на экономику увеличился на 2,6 п.п.ВВП  относительно 2009г. и достиг 32,4 % ВВП.

 

Таблица 4. Налоговые поступления, в % ВВП.

 Источник: Минфин, Росстат,  оценки авторов

 

Факторный анализ лишний раз  свидетельствует о большой роли конъюнктурной составляющей при  формировании доходов консолидированного бюджета. Только за счет прироста экспортных и импортных пошлин налоговая  нагрузка на экономику увеличилась  на 1,5% ВВП. Поступления налога на добычу полезных ископаемых обусловили увеличение налоговой нагрузки еще на 0,7% ВВП. По сравнению с 2009 годом (когда общая  ставка налога была понижена с 24 до 20%) поступления налога на прибыль увеличились  более чем на 1 процентный пункт. Соотношение НДФЛ и налога на совокупный доход по отношению к ВВП снижается, что свидетельствует о том, что доходы населения больше не растут опережающими темпами по отношению к ВВП.

«Специального комментария  заслуживают фискальные итоги увеличения страховых взносов в 2011 году с 26 до 34%. Такое повышение привело к  увеличению соотношения страховых  взносов к ВВП на 1 процентный пункт. Однако это не является свидетельством провала по сбору налогов или  ростом «теневизации» зарплаты. Поступления  в бюджетную систему страховых  взносов в 2011 году относительно предыдущего  года, по оценке, выросли на 42% при  росте ставки на 30% (рост ставки сопровождался  отменой ряда льгот различных  категорий плательщиков). Поэтому  можно говорить не о фискальном провале, а о негативном влиянии увеличения страховых взносов на экономическую  конъюнктуру»

Однако в России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой задолженностью. По данным Федеральной налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая  с момента ее возникновения (без  учета задолженности по уплате пеней  и налоговых санкций), в бюджетную  систему Российской Федерации на 1.01.2010 составила 559,1 млрд.рублей. По сравнению  с 1.01.2009 она сократилась на 2,8%, в  том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18,1%, на добавленную  стоимость - на 2,7%, акцизам в целом - на 3,3%, из нее на вина - 65,0%, дизельное  топливо - на 60,1%, табачную продукцию - на 33,2%, легковые автомобили и мотоциклы - на 12,2%, пиво - на 8,1%, автомобильный  бензин - на 3,7%. Увеличилась задолженность  по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья- на 41,5%, алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 25% включительно (за исключением  вин) - на 21,9%, налогу на прибыль организаций - на 4,9% .

На фоне существенного  роста бюджетных доходов в  первом полугодии 2010 г. заметно снизился относительный уровень расходов. В наибольшей степени сокращение коснулось таких направлений  как: «Национальная экономика», «Здравоохранение и спорт», «Образование»; в меньшей  степени - «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная  безопасность». Заметно увеличились  затраты на «Социальную политику», приблизительно в 1,5 раза, в основном, за счет расходов на пенсионное обеспечение.

Еще хотелось бы выделить основные направления налоговой политики в период с 2010-по 2012 гг. К настоящему времени в Российской Федерации  в целом закончено формирование основ современной налоговой  системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в  настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой  практике основных видах налогов. Преобразование налоговой системы России в последние  годы осуществлялось в тесной связи  с проведением бюджетной реформы. Введенные в действие основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой  практики в области налоговой  политики. Вместе с тем эффективность  функционирования российской налоговой  системы хотя и соответствует  нынешнему уровню развития экономики, но всё же далека от ожидаемой. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность  налоговой системы связана с  недостаточной эффективностью системы  применения и администрирования  законодательства о налогах и  сборах, судебной системы, органов государственной  власти и управления в целом.

Исходя из вышеприведенных  данных, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной  фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и  ближайшие перспективы развития  фискальной политики в России

 

3.1 Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики

Природа фискальных проблем  заключается в том, что их не удается  решить раз и навсегда. Они могут  возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное  бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической  конъюнктуры, но они могут быть связаны  также с замедлением темпов необходимых  институциональных и структурных  реформ, а также ослаблением финансовой дисциплины, которые очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Основные фискальные проблемы пришли в нашу страну из советской  системы. В те времена существовала плановая (административно-командная) экономика, которая носила в себе достаточно много отрицательных  моментов:

. В бюджетно-налоговой  политике господствовал принцип  максимальной возможности, т.е.  все финансовые ресурсы, перекачиваемые  в государственный бюджет, должны  были подвергаться налоговому  изъятию. Доля ВВП, перераспределяемая  через бюджетную систему, доходила  на 60-70%. Эта черта явно характеризовала  нерыночную экономику. Но плюсами  этого принципа было обеспечение  населения социальными гарантиями  и уверенность в будущем. 

. В советской экономике  преобладала фискальная функция  налогов, что мешало в полной  мере осуществлять регулирующую  функцию. Кроме этого, в структуре  налоговой системы господствовали  косвенные изъятия, а не прямые. Этот аспект делал отечественную  продукцию дороже и менее конкурентоспособной  за рубежом. (Кстати, такая структура  налогов сохранилась, к сожалению,  и в наше время, что является  существенным тормозом в развитии  современной экономики России.) В  целом, налоговая нагрузка была  очень высокой, что препятствовало  поступлению инвестиций в страну, снижала покупательную способность  и мотивацию к труду. Всё  это, в конечном итоге, в  купе с высокими социальными  гарантиями вело к иждивенчеству  и, как следствие, к тормозу  экономики. 

. Для советского периода  характерны высочайшие расходы:  на инвестиционные цели, военные  расходы, на осуществление социальных  обязательств. Их масштабность обернулась  для СССР нарастанием государственного  долга, за который мы расплачиваемся  до сегодняшнего момента. 

В СССР главным критерием  оценки эффективности выступало  выполнение плана. Расхождений между  плановым расходованием бюджетных  ресурсов и их фактическим значением  не должно было быть, иначе это вело к плачевным последствиям. Поэтому  в стране сформировался негативный метод «приписок», который привел в начале 1990х годов к большой  инфляции. [6,с.114-120]

Переход к рыночной экономике  в России начался с кардинального  реформирования системы и исправления  ошибок прошлого. Резкая смена экономических  систем привела страну к глубочайшему фискальному кризису.

«Общий итог реформирования 1992-1998 гг. весьма неутешителен. Попытка  быстрого создания экономической системы, основанной на полном дерегулировании, включавшим в себя либерализацию  цен, торгового товарооборота и  движения капиталов, окончились полным провалом. В ситуации, когда не были созданы структуры правового  государства и нормальные экономические  институты, иного результата получиться, видимо, и не могло»

Информация о работе Фискальная политика РФ