Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа актуальна по нескольким причинам. Во-первых, государство, являясь одним из субъектов экономических отношений, всегда проводит экономическую политику. Само существование государственной власти подразумевает проведение некоторой фискальной политики. Во- вторых, государственный бюджет – основа финансового планирования государства. Это законодательный акт, утверждаемый исполнительной властью государства и имеющий обязательный характер. В-третьих, фискальная политика, наряду с монетарной политикой, является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Таким образом, данная работа вполне актуальна.
Целью данной курсовой работы является освещение роли фискальной политики в государственном регулировании экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ. Шевцов А.С..docx

— 79.28 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ.

Фискальная политика является очень эффективным инструментом воздействия на экономику. «Это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась», - писал Дж. М. Кейнс.

 Тем не менее, в  каждой стране фискальная политика всегда активно применяется. У правительства государства нет иного выбора, кроме как стараться направлять фискальную политику в правильное русло. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной и последовательной или же спонтанной и губительной для национальной экономики.

Данная работа актуальна  по нескольким причинам. Во-первых, государство, являясь одним из субъектов экономических  отношений, всегда проводит экономическую  политику. Само существование государственной власти подразумевает проведение некоторой фискальной политики. Во- вторых, государственный бюджет – основа финансового планирования государства. Это законодательный акт, утверждаемый исполнительной властью государства и имеющий обязательный характер. В-третьих, фискальная политика, наряду с монетарной политикой, является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Таким образом, данная работа вполне актуальна.

Целью данной курсовой работы является освещение роли фискальной политики в государственном регулировании экономики.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотрение фискальной политики.
    2. Изучение бюджета государства, его доходных и расходных статей.
    3. Рассмотрение воздействия государства на налогово-бюджетную политику.
    4. Оценка эффективности проведения фискальной политики Узбекистане.

 

  1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает  государство с целью стабилизации экономики посредством изменения  величины доходов и расходов государственного бюджета. Фискальная политика, называемая налогово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды форм финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В целом, фискальная политика проявляется в совокупности государственных  мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач  фискальной политики - поиск источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовывать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики, государство регулирует экономическую ситуацию в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру. Также они могут способствовать стабилизации экономической ситуации, проведению анти-циклических мер, противодействуют чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающих возникновением кризисных явлений.

Целями фискальной политики являются1:

    1. Обеспечение стабильного экономического роста, т.е. сглаживание колебаний экономического цикла.
    2. Решение проблемы полной занятости трудовых ресурсов и, соответственно, проблемы циклической безработицы.
    3. Поддержание стабильного уровня цен, т.е. борьба с инфляцией.

Обычно выделяют два вида фискальной политики:

    1. Автоматическая (не дискреционная) фискальная политика, основанная на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встраивание их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве".
    2. Дискреционная фискальная политика, представляющая собой законодательное, официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государственном бюджете.

Автоматические (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в  экономике правила, нормы, позволяющие  автоматически, без вмешательства  правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить  хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах. Встроенный стабилизатор - это экономический «механизм», позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице), система участия в прибылях и т.п. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Например, при уменьшении доходов автоматически  снижается величина налога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу и заработок, им без указаний на то правительства выплачивают пособие  по безработице. При наступлении  определенного возраста автоматически  возникает право на получение  пенсии. Существует минимальный уровень  заработной платы, который устанавливается директивно и т.п.

Однако  встроенные в экономическую систему  внутренние стабилизаторы, уменьшающие  возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникающие колебания, предотвращать  потерю устойчивости. Так что заранее  вписать в законодательные акты и другие нормативные документы  правила и нормы, защищающие от выхода экономики из стабильного состояния, не удается. На помощь приходит оперативное  регулирование, текущая реакция  правительственных органов на возникающие  отклонения в виде инструментов дискреционной  политики.

Дискреционная фискальная политика представляет собой совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение к т.н. «стабилизаторам». Точно так же, как капитан корабля, чувствуя, что сбился с курса, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.

К числу  наиболее распространенных способов осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и т.п. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической  напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы  превращать в автоматические, хотя по своей природе они не являются таковыми.

В дискреционной фискальной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране (фазы колебательного цикла). В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, т.е. направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.

Иными словами, применяют следующие типы дискреционной фискальной политики, в зависимости от состояния экономики2:

    1. Стимулирующая фискальная политика. Применяется при спаде. Направляется на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей  фискальной политики выступают:

      1. увеличение государственных закупок;
      2. снижение налогов;
      3. увеличение трансфертов.

В краткосрочной перспективе  имеет своей целью преодоление  циклического спада экономики и  предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов, увеличение трансфертных платежей.

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей тесно связано с проведением комплексной денежно-кредитной реформы, сопровождающейся ограничительной монетарной политикой ЦБ и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

    1. Сдерживающая фискальная политика. Используется при «буме». Направляется на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат:
      1. сокращение государственных закупок;
      2. увеличение налогов;
      3. снижение трансфертов.

В краткосрочной перспективе  эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде это может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития). Особенно это опасно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально, по всем статьям бюджета, и не создаются приоритеты в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Между этими двумя курсами, зависящими от фазы экономического цикла, пролегает т.н. стабилизационный курс.

Политика  стабилизации - это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения. Первая цель - приблизить объем ВВП страны к его потенциальному уровню. Вторая -  удержать в допустимых пределах инфляцию. Третья – добиться высокого уровня занятости населения. Политика стабилизации - наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах: подбирать оптимальный уровень государственных расходов, поддерживать определённые (оптимальные) ставки налогов и следить за уровнем трансфертов. С другой стороны, она призвана улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

Основные  инструменты фискальной политики3:

    • Государственные закупки
    • Трансферты
    • Налоги

 

2. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.

Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который, после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.), приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Государственный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Структура государственного бюджета:

Таблица 1. Доходы и расходы государственногбюджета.

Доходы

Расходы

  1. Прямые налоги
  1. Социальная сфера и социальная поддержка населения

Налог на прибыль ю/л

Просвещение

Налог на валовой доход предприятий  торговли и общепита

Здравоохранение и спорт

Единый налог с микрофирм, по упрощённой системе налогообложения

  1. Экономика и финансирование централизованных инвестиций

Налог на доходы ф/л

  1. Содержание органов государственной власти
  1. Косвенные налоги
  1. Прочие расходы

Налог на добавленную стоимость

 

Акцизный налог

 
  1. Ресурсные платежи и налог  на имущество
 

Налог на имущество

 

Налог за пользование недрами

 
  1. Налог на сверхприбыль
 
  1. Прочие доходы
 

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики