Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:06, курсовая работа
Данная работа актуальна по нескольким причинам. Во-первых, государство, являясь одним из субъектов экономических отношений, всегда проводит экономическую политику. Само существование государственной власти подразумевает проведение некоторой фискальной политики. Во- вторых, государственный бюджет – основа финансового планирования государства. Это законодательный акт, утверждаемый исполнительной властью государства и имеющий обязательный характер. В-третьих, фискальная политика, наряду с монетарной политикой, является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Таким образом, данная работа вполне актуальна.
Целью данной курсовой работы является освещение роли фискальной политики в государственном регулировании экономики.
Снижение налогов очень
популярно в политическом плане,
так же как и наращивание
Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель - это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может и не быть таковой ради политических интересов. Это возможное изменение фискальной политики - явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.
Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов, т.е. положительный эффект всё-таки есть.
Рассматривая период 2006 - 2010, можно вывести тенденции проводимой бюджетно-налоговой политики.
Таблица 3. Структура бюджетных доходов Р.Уз.(%).
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
27,6 |
23,9 |
25,3 |
26,6 |
26,1 |
Налог на прибыль ю/л |
5,4 |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
4,9 |
Налог на валовой доход предприятий торговли и общепита |
1,8 |
2,2 |
2,0 |
2,1 |
2,3 |
Единый налог с микрофирм, по упрощённой системе налогообложения |
2,4 |
2,0 |
2,0 |
2,5 |
2,6 |
Налог на доходы ф/л |
14,9 |
13,5 |
12,5 |
12,3 |
11,7 |
|
49,1 |
48,6 |
50,2 |
49,5 |
53,2 |
Налог на добавленную стоимость |
25,2 |
24,7 |
28,1 |
29,7 |
30,4 |
Акцизный налог |
18,8 |
18,0 |
16,5 |
14,4 |
16,7 |
|
18,6 |
18,3 |
17,1 |
16,0 |
15,0 |
Налог на имущество |
3,5 |
3,8 |
3,3 |
3,1 |
2,7 |
Налог за пользование недрами |
11,5 |
10,4 |
10,5 |
9,8 |
9,6 |
|
- |
3,2 |
2,9 |
2,3 |
0,2 |
|
4,7 |
3,9 |
4,5 |
5,7 |
5,5 |
Источник: Госкомстат Р. Уз.
Большую часть дохода составляют
налоги. При этом доля прямых налогов
снижается, а косвенных – возрастает.
Это не очень хорошая тенденция,
т.к. за счёт роста косвенных налогов,
включаемых в стоимость товаров
и услуг, снижается реальная покупательная
способность субъектов
Ресурсные платежи снижаются. В частности, налог за пользование недрами. Возможно, это сделано для развития добывающей промышленности, привлечения прямых иностранных инвестициё в экономику.
Налог на сверхприбыль почти упразднён.
Прочие доходы составляют в среднем 4,5%.
Таблица 4. Структура бюджетных расходов Р.Уз. (%)
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Расходы, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
52,3 |
54,4 |
53,7 |
56,6 |
59,1 |
Просвещение |
29,8 |
32,8 |
31,6 |
32,6 |
33,8 |
Здравоохранение и спорт |
11,5 |
11,9 |
11,6 |
11,8 |
12,9 |
|
22,1 |
20,7 |
20,6 |
19,5 |
17,5 |
|
2,7 |
2,9 |
3,3 |
3,2 |
3,5 |
|
22,9 |
21,1 |
21,5 |
20,7 |
19,6 |
Источник: Госкомстат Р. Уз
Большая часть бюджета
расходуется на сферу социальной
поддержки населения: здравоохранение
и спорт – важнейшие
Снижается доля расходов на экономику и централизованные государственные инвестиции.
Расходы на содержание органов государственной власти растут.Это может быть связано с расширением государственного аппарата.
Прочие расходы снижаются.
Т.е. при планировании государственного бюджета предпочтение отдаётся ситуации профицита. Возможно, целью данной политики ставится дальнейшая трансформация «свободных» средств через фонд реконструкции и развития Узбекистана в государственные проекты. Однако, достигается положительное сальдо государственного бюджета за счёт снижения реального дохода населения.
С 1 января 2008 г. в Узбекистане
вступил в силу новый Налоговый
кодекс. Ранее налогообложение
Таблица 5. Налоговые ставки в Республике Узбекистан (%).
Вид налога (показатели) |
2008 |
2009 |
2010 |
|
10 |
10 |
9 |
|
8 |
8 |
7 |
|
20 |
20 |
20 |
|
24 |
24 |
25 |
|
|||
До 6ти кратного размера МЗП |
13 |
12 |
11 |
От 6ти кратного до 10ти кратного размера МЗП |
Налог от 6-кратного размера МЗП + 18% с суммы, превышающей 5-кратный размер МЗП |
12% от 6-кратного размера МЗП + 17% с
суммы, превышающей 5-кратный |
налог от 6-кратного + 16 % с суммы, превышающей 6-кратный размер МЗП |
Свыше 10ти кратного размера МЗП |
13% от 10-кратного размера МЗП + 25%
с суммы, превышающей 10- |
12% от 10-кратного размера МЗП + 22%
с суммы, превышающей 10- |
12% от 10-кратного размера МЗП + 21 %
с суммы, превышающей 10- |
*Примечание: МЗП (2008 г.) = 28040 с.; (2009 г.) = 37980 с.; (2010 г.) = 49735 с.
Источник: Госкомстат Р.Уз.
Ставка налога на прибыль организаций, за некоторыми исключениями, в 2009 году сохранена на уровне 2008 г. в размере 10%, в 2010 году имело место снижение этого налога до 9%.
Для организаций - экспортеров по налогу на прибыль сохранена действующая регрессивная шкала налогообложения в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг, независимо от места их выполнения, оказания) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации.
Таким образом, государство в целях снижении налогового бремени для юридических лиц снизило налог на прибыль до 9%, что, несомненно, в масштабах предприятия имеет огромное значение.
Налог на добавленную стоимость (НДС). Ставки по НДС утверждены Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2008 г. № ПП-1024 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2009 год». Ставка НДС сохранена в размере 20% и не менялась на протяжении рассматриваемого периода.
Налог на доходы физических
лиц. Из таблицы видно, что ставка
подоходного налога снижается каждый
год на 1%. Конечно, это ежегодное
уменьшение данного налога положительно
влияет на уровень доходов населения,
тем самым поддерживая
Помимо изменений, внесенных в текст Налогового кодекса в 2008 г., вступил в силу Указ Президента РУз. от 28 ноября. 2008 г. № УП-4058 «О Программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала», в котором запланировано предоставление экспортерам временных налоговых льгот в целях преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса в реальном секторе экономики страны.
На текущем этапе реформ правительством Узбекистана в области макроэкономической политики разрабатываются меры, направленные на снижение налогового бремени и дальнейшую либерализацию экономики.
На основе общетеоретических подходов к оценке эффективности налоговых систем и анализа проведенных налоговых реформ в Узбекистане на этапе модернизации экономики можно выделить ряд критериев, в соответствии с которыми дать общую характеристику действующей системе налоговых отношений, эффективности ее функционирования.
Итак, в настоящее время существуют следующие тенденции в налоговой системе Узбекистана:11
Выполняется в соответствии с запланированными параметрами.
Играет ключевую роль в решении проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет снижения цены на товары, так как снижение налогов при прочих равных условиях обеспечивает снижение себестоимости продукции. Кроме того, существенное снижение поможет развитию производства, расширению частных инвестиций, возвращению бизнеса из теневого сектора. Соответственно возрастет налогооблагаемая база, а значит, появится больше возможностей для пополнения бюджета.
Оно определяется в зависимости от доли материальных затрат: наименьшую налоговую нагрузку испытывают отрасли с низкой трудоёмкостью и высокой капиталоёмкостью – добывающая промышленность, черная и цветная металлургия. Отрасли с высокой трудоёмкостью и низкой капиталоёмкостью (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, легкая и пищевая промышленность) испытывают налоговый пресс до 50% выручки.
Так как это только тормозит технический прогресс, развивая монополию. Предприятия теряют стимул к развитию и наивысшей целью становится сохранение своего привилегированного положения.
Налоговая система часто используется государством для устранения нежелательных действий и стимулирования желательных. Например, ускоренная амортизация способствует росту инвестиций, т.к. чем больше фонд амортизации, тем меньше величина прибыли, подлежащей налогообложению. Освобожденная часть идет на инвестиции.
Акцизные налоги на табак и алкоголь вынуждают повышать цены на эти товары, что, разумеется, уменьшает желание населения покупать их.
Как показывает мировой опыт, при снижении величины налоговых ставок, особенно на труд, поступления в бюджет не уменьшаются, потому что предприятия выводят свои доходы из «тени». С другой стороны, установление низких налогов на такие ресурсы, как земля, вода, очень негативно сказывается на их использовании. Когда ресурсы ничего не стоят, то и отношение к ним соответствующее. Поэтому налогообложение надо перемещать с доходов на ресурсы, что позволит использовать последние более эффективно.
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики