Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:06, курсовая работа
Данная работа актуальна по нескольким причинам. Во-первых, государство, являясь одним из субъектов экономических отношений, всегда проводит экономическую политику. Само существование государственной власти подразумевает проведение некоторой фискальной политики. Во- вторых, государственный бюджет – основа финансового планирования государства. Это законодательный акт, утверждаемый исполнительной властью государства и имеющий обязательный характер. В-третьих, фискальная политика, наряду с монетарной политикой, является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Таким образом, данная работа вполне актуальна.
Целью данной курсовой работы является освещение роли фискальной политики в государственном регулировании экономики.
Источник: Госкомстат Р. Уз.
Несмотря на довольно обширный список статей расходов государственного бюджета, можно выделить основные направления их реализации4:
Государственные трансферты могут направляться как домохозяйствам, так и фирмам:
Таблица 2. Классификация государственных трансфертов.
Государственные трансферты домохозяйствам: |
Государственные трансферты фирмам: |
Пособия |
Субсидии |
Пенсии |
Субвенции |
Стипендии |
Дотации |
Источник: Селищев А.С. Макроэкономика. СПб: Питер, 2005, Гл.4.
Субсидия - бюджетные средства,
предоставляемые бюджету
Субвенция - объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов.
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда доходов недостаточно для покрытия текущих расходов
Налоги играют ключевую роль в формировании государственного бюджета (его доходной части). Поэтому было бы целесообразным рассмотреть понятие, функции и цели налогообложения.
Налог - это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
К функциям налогов относятся5:
Стоит отметить, что перераспределительную и стимулирующую функции вместе иногда называют экономической функцией налогообложения.
Фискальная функция - основная,
характерная для всех государств.
С её помощью создаются
Экономическая функция означает, что налоги, как «посредник» в перераспределительных отношениях, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику на всех стадиях воспроизводственного процесса.
Принципами налогообложения в Республике Узбекистан являются6:
В практике налогообложения принята следующая классификация налогов:
По локальному признаку налоги подразделяют на следующие типы:
В соответствии с упрощенным порядком налогообложения, налоги принято выделять в следующие группы:
В зависимости от налоговой ставки, соответствующей определённому виду обязательного платежа, налоги подразделяются на следующие:
Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов. На начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны. Затем человечество пришло к выводу о необходимости введения ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не «подрывать» воспроизводственный процесс в экономике. Для настоящего времени стало характерным стремление использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.
Однако по мере развития налогообложения, были проведены экономико – социологические эмпирические исследования о природе «налогового бремени». Тяжесть «налогового бремени» измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к ВВП.
На этот показатель оказывают влияние следующие параметры7:
Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения. История XX в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в странах рыночной экономики. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на душу населения в 15-28 тыс. долларов США доля налоговых изъятий и тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП.
Традиции экономической политики оказывают существенное влияние на уровень налогового бремени. В странах социально ориентированной экономики этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП. Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Т.к. налоги перекладываются на покупателя, то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.
Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре.
Рисунок 1: Кривая Лаффера.
Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило название кривой А. Лаффера:
Было установлено, что при ставке налога выше 50%, субъекты экономических отношений предпочитают уходить в теневой сектор экономики. В стране усугубляется коррупция. Кривая Лаффера показывает, что, при определенных условиях, снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти. Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.8
Рассмотрев основные доходные и расходные статьи государственного бюджета, можно перейти к рассмотрению т.н. состояния государственного бюджета (сальдо).
Разница между доходами и
расходами государства
В зависимости от экономической политики, проводимой в государстве, существуют следующие концепции государственного бюджета. По ним государство строит свою государственную политику.
1. Концепция ежегодно сбалансированного бюджета;
2. Концепция бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);
3. Концепция сбалансированности не бюджета, а экономики.
Виды бюджетного дефицита9.
(1)
где dS - структурный дефицит бюджета, G - государственные закупки, t - налоговая ставка, Y` - потенциальный ВВП.
(2)
где dС - циклический бюджетный дефицит, d - фактический бюджетный дефицит, dS - структурный бюджетный дефицит, G - государственные закупки, t - налоговая ставка, Y - фактический ВВП, Y` - потенциальный ВВП.
Дефицит государственного бюджета подразумевает государственный долг. Государственный долг - сумма накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.
В зависимости от того, за чей счёт покрывается государственный долг, выделяют следующие виды государственного долга:
К способам финансирования государственного долга можно отнести следующие варианты финансирования:
3. ГОСУДАРСТВО И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.
Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения в экономике.
В данной связи существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности применяемой фискальной политики.10
Из-за проблем подобного
рода дискреционная фискальная политика
все в большей степени
Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.
Как известно, экономическая стабильность - это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами, как обеспечение населения общественными товарами и услугами; перераспределение доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики