Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа актуальна по нескольким причинам. Во-первых, государство, являясь одним из субъектов экономических отношений, всегда проводит экономическую политику. Само существование государственной власти подразумевает проведение некоторой фискальной политики. Во- вторых, государственный бюджет – основа финансового планирования государства. Это законодательный акт, утверждаемый исполнительной властью государства и имеющий обязательный характер. В-третьих, фискальная политика, наряду с монетарной политикой, является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Таким образом, данная работа вполне актуальна.
Целью данной курсовой работы является освещение роли фискальной политики в государственном регулировании экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ. Шевцов А.С..docx

— 79.28 Кб (Скачать файл)

Источник: Госкомстат Р. Уз.

Несмотря на довольно обширный список статей расходов государственного бюджета, можно выделить основные направления их реализации4:

    1. Государственные закупки товаров и услуг.
    2. Трансфертные платежи.
    3. Выплата процентов по обслуживанию государственного долга.

Государственные трансферты могут направляться как домохозяйствам, так и фирмам:

Таблица 2. Классификация  государственных трансфертов.

Государственные трансферты домохозяйствам:

Государственные трансферты фирмам:

Пособия

Субсидии

Пенсии

Субвенции

Стипендии

Дотации


Источник: Селищев А.С. Макроэкономика. СПб: Питер, 2005, Гл.4.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция - объем государственных  средств, выделяемых на безвозмездной  и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов.

Дотация выдается единовременно  и без целевого назначения в случаях, когда доходов недостаточно для  покрытия текущих расходов

Налоги играют ключевую роль в формировании государственного бюджета (его доходной части). Поэтому было бы целесообразным рассмотреть понятие, функции и цели налогообложения.

Налог - это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

К функциям налогов относятся5:

    1. Фискальная.
    2. Перераспределительная.
    3. Стимулирующая.

Стоит отметить, что перераспределительную и стимулирующую функции вместе иногда называют экономической функцией налогообложения.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные  денежные фонды и материальные условия  для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги, как «посредник» в перераспределительных отношениях, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Принципами налогообложения  в Республике Узбекистан являются6:

    1. Обязательность уплаты налогов;
    2. Определенность налогообложения;
    3. Справедливость налогообложения;
    4. Гласность налогового законодательства;
    5. Презумпция правоты налогоплательщика.  

В практике налогообложения  принята следующая классификация налогов:

    1. Прямой налог - это налог на определенную денежную сумму, полученную экономическим агентом  (доход, прибыль, наследство, денежную оценку имущества).
    2. Косвенный налог - это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.  К косвенным налогам относятся:  налог на добавленную стоимость (НДС); акцизный налог; таможенная пошлина.

По локальному признаку налоги подразделяют на следующие типы:

    1. Общегосударственные (налог на прибыль юридических лиц; налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизный налог; налоги и специальные платежи с пользователей недр; налог за пользование водными ресурсами, единый социальный платеж; обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд, государственная пошлина; таможенные платежи).
    2. Местные (налог на имущество, земельный налог, налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры,  налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг).

В соответствии с упрощенным порядком налогообложения, налоги принято  выделять в следующие группы:

    1. Общегосударственные (единый налоговый платеж; единый земельный налог).
    2. Местные (фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности). 

В зависимости от налоговой  ставки, соответствующей определённому виду обязательного платежа, налоги подразделяются на следующие:

    1. Пропорциональный налог
    2. Прогрессивный налог
    3. Регрессивный налог

Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова  для всех облагаемых сумм. Налог, средняя  ставка которого повышается по мере роста  суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

Можно выделить три ступени  развития взглядов на роль налогов  в реализации государственных интересов. На начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны. Затем человечество пришло к выводу о необходимости введения ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не «подрывать» воспроизводственный процесс в экономике. Для настоящего времени стало характерным стремление использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

Однако по мере развития налогообложения, были проведены экономико – социологические эмпирические исследования о природе «налогового бремени». Тяжесть «налогового бремени» измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к ВВП.

На этот показатель оказывают влияние следующие параметры7:

    1. Величина полученных доходов;
    2. Традиции, сложившиеся в стране;
    3. Фазы промышленного цикла.

Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет  к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости  является использование прогрессивной шкалы налогообложения. История XX в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в странах рыночной экономики. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на душу населения в 15-28 тыс. долларов США доля налоговых изъятий и тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП.

Традиции экономической  политики оказывают существенное влияние  на уровень налогового бремени. В  странах социально ориентированной экономики этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП.  Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Т.к. налоги перекладываются на покупателя, то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

Тяжесть налогообложения  зависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса  и выше при более благоприятной  конъюнктуре.

Рисунок 1: Кривая Лаффера.

Зависимость налоговых поступлений  от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило название кривой А. Лаффера:

Было установлено, что  при ставке налога выше 50%, субъекты экономических отношений предпочитают уходить в теневой сектор экономики. В стране усугубляется коррупция. Кривая Лаффера показывает, что, при определенных условиях, снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти. Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.8

Рассмотрев основные доходные  и расходные статьи государственного бюджета, можно перейти к рассмотрению т.н. состояния государственного бюджета (сальдо).

Разница между доходами и  расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

    1. Когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета.
    2. Когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован.
    3. Когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

В зависимости от экономической  политики, проводимой в государстве, существуют следующие концепции  государственного бюджета. По ним государство  строит свою государственную политику.

1. Концепция ежегодно сбалансированного бюджета;

2. Концепция бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

3. Концепция сбалансированности не бюджета, а экономики.

Виды бюджетного дефицита9.

    1. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

    (1)

где dS - структурный дефицит бюджета, G - государственные закупки, t - налоговая ставка, Y` - потенциальный ВВП.

    1. Циклический дефицит - это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

     (2)

где dС - циклический бюджетный дефицит, d - фактический бюджетный дефицит, dS - структурный бюджетный дефицит, G - государственные закупки, t - налоговая ставка, Y - фактический ВВП, Y` - потенциальный ВВП.

Дефицит государственного бюджета  подразумевает государственный  долг. Государственный долг - сумма накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

В зависимости от того, за чей счёт покрывается государственный  долг, выделяют следующие виды государственного долга:

    1. Внутренний государственный долг - это совокупная задолженность правительства в национальной валюте, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у граждан этой страны на определенный момент времени государственных облигаций.
    2. Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны в иностранной валюте, т.е. другим странам и международным финансовым организациям.

К способам финансирования государственного долга можно отнести следующие  варианты финансирования:

    1. За счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
    2. За счет эмиссии денег (проинфляционная мера);
    3. За счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

 

3. ГОСУДАРСТВО  И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции  правительства на изменения в  экономике.

В данной связи существует несколько препятствий, которые  снижают степень эффективности  применяемой фискальной политики.10

    1. «Разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада, или инфляции, и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.
    2. «Административный разрыв». Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.
    3. Разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов.

Из-за проблем подобного  рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется  на изменение налогов.

Фискальная политика формируется  на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

Как известно, экономическая  стабильность - это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами, как обеспечение населения общественными товарами и услугами; перераспределение доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики