Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды, формы налогово-бюджетной политики.
2)Рассмотреть основные инструменты налогово-бюджетной политики и их влияние на экономику страны.
Введение 3
1.Понятие и типология налогово-бюджетной политики 5
1.1 Налогово-бюджетная политика (фискальная политика). Основные цели, инструменты и методы фискальной политики 5
1.2 Типология налогово-бюджетной политики. Достоинства и недостатки фискальной политики 7
2.Государственные расходы как инструмент стабилизации и развития экономики 11
2.1 Классификация и сущность государственных расходов 11
2.2 Влияние государственных расходов на совокупный спрос 14
3. Налоги и налоговые льготы 15
3.1 Понятие и сущность налогов. Роль налогов в фискальной политике 15
3.2 Влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 18
3.3 Налоговые льготы РБ 20
4. Основные направления фискальной политики РБ 2011-2015 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
4. Дефицит бюджета. Противники
кейнсианских методов
Особенно остро проблема бюджетного дефицита
проявилась в большинстве развитых стран,
использовавших после 2 мировой войны
кейнсианские методы регулирования экономики,
в середине 70-х годов, причем, в США возник
так называемый «двойной дефицит» («twin
debts»), при котором дефицит государственного
бюджета сочетался с дефицитом платежного
баланса. В связи с этим проблема финансирования
дефицита государственного бюджета превратилась
в одну из важнейших макроэкономических
проблем.
Важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:
Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления, а капитальные – бюджет развития. К первым относятся затраты на оборону, трансфертные платежи, расходы на содержание органов государственной власти и управления, науку, выплату процентов по государственному долгу ит.д. Капитальные расходы связаны с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.
В странах с рыночной экономикой принято все государственные расходы делить на 4 группы:
К текущим расходам здесь
относят государственные
Расходы государственного бюджета
выполняют функции
Первое места в бюджетных расходах занимают
социально-культурные статьи: социальные
пособия, образование, здравоохранение,
культура, наука и др. В этом проявляется
главное направление бюджетной политики,
как и государственной экономической
политики в целом – стабилизация, укрепление
и приспособление существующего социально-экономического
строя к изменяющимся условиям. Эти расходы
призваны смягчить дифференциацию социальных
групп, неизбежно свойственных рыночному
хозяйству. Впрочем, облегчение доступа
представителей относительно менее обеспеченных
слоев населения к получению квалификации,
достойному медицинскому обслуживанию,
гарантированной минимальной пенсии и
сносному жилью не только играет стабилизирующую
роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим
фактором производства – квалифицированной
и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает
национальное богатство страны.
В затратах на хозяйственные
нужды обычно выделяют бюджетные
субсидии сельскому хозяйству, которые
имеют также социальную, политическую
и хозяйственную
Расходы на национальную оборону,
правоохранительную деятельность и
обеспечение безопасности, а также
административно-управленческие расходы
воздействуют на структуру спроса.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования
могут служить расходы по государственному
долгу (например, досрочное погашение
части долга), размеры расходов на кредиты
и субсидии частным и государственным
предприятиям, сельскому хозяйству, на
создание и совершенствование объектов
инфраструктуры, на закупку вооружения
и военное строительство.
В периоды кризисов и депрессий
расходы государственного бюджета
на хозяйственные цели, как правило,
растут, а во время «перегрева»
конъюнктуры – сокращаются.
Структура расходов государственного
бюджета оказывает регулирующее воздействие
на размеры спроса и капиталовложений,
а также на отраслевую и региональную
структуры экономики, национальную конкурентоспособность
на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта,
страхование экспортных кредитов и
вывозимого государственного капитала,
финансируемые из бюджета, стимулируют
экспорт и в долгосрочном плане улучшают
платежеспособный баланс, открывают для
экономики страны новые зарубежные рынки,
способствуют укреплению национальной
валюты, обеспечению поставок на внутренний
рынок необходимых товаров из-за рубежа.
Это внешнеэкономический аспект бюджетных
расходов.
Действенность госрегулирования экономики
с помощью бюджетных расходов зависит,
во-первых, от относительных размеров
расходуемых сумм (их доли ВВП); во-вторых,
от структуры этих расходов; в-третьих,
от эффективности использования каждой
единицы расходуемых средств
Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.
Рассмотрим, как влияют на
экономику государственные
mрс + mps = 1.
Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.
Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):
multG = 1 / (1 – mрс).
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный
Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными
Основной функций налогов является именно фискальная функция. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
Для обеспечения процесса
постоянного поступательного
Первая из них-«либеральная»
модель. Наиболее последовательно либеральная
стратегия развития национальной экономики
реализуется правительствами
Вторая модель- планово-административная
экономика. Её важнейшая черта- высокий
уровень государственного регулирования,
когда практически все
Третья модель- это условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующую стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику.
Все эти модели сходны в одном- даже в странах, экономическая политика которых исповедует либерализм, существует государственное регулирование экономики и налоговая политика как его основная часть.
Налоговая политика государства
отражает тип, степень и цель государственного
вмешательства в экономику и
изменяется в зависимости от ситуаций
в ней. Она представляет собой
систему мероприятий
Одна из основных задач
государственной налоговой