Фискальная политика и ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды, формы налогово-бюджетной политики.
2)Рассмотреть основные инструменты налогово-бюджетной политики и их влияние на экономику страны.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и типология налогово-бюджетной политики 5
1.1 Налогово-бюджетная политика (фискальная политика). Основные цели, инструменты и методы фискальной политики 5
1.2 Типология налогово-бюджетной политики. Достоинства и недостатки фискальной политики 7
2.Государственные расходы как инструмент стабилизации и развития экономики 11
2.1 Классификация и сущность государственных расходов 11
2.2 Влияние государственных расходов на совокупный спрос 14
3. Налоги и налоговые льготы 15
3.1 Понятие и сущность налогов. Роль налогов в фискальной политике 15
3.2 Влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 18
3.3 Налоговые льготы РБ 20
4. Основные направления фискальной политики РБ 2011-2015 23
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Кузьмич.docx

— 104.88 Кб (Скачать файл)
    1. Влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два  момента:

1 .Мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

2. По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Рассмотрим влияние налогов на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения и наоборот.

Подробное изучение воздействия  налогов на совокупное предложение  принадлежит экономическому экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу.

Лаффер построил гипотетическую кривую с помощью которой показал  воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений  в государственный бюджет.

 

 

 

 

Рисунок 2 – Кривая Лаффера

Используя налоговую  функцию, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога, при которой налоговые поступления максимальны. Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, а налоговые поступления сократятся поскольку уменьшится налогооблагаемая база.

Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в  начале 80 – х годов предложил  такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного. и на прибыль  корпораций). Дело в том, что в  отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер, т.е. рост производства сочетается в этом случае со снижением уровня цен.

    1. Налоговые льготы РБ

Понятие налоговой льготы определено налоговым законодательством, в частности статьей 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, и включает в себя предоставление отдельным категориям плательщиков предусмотренных налоговым законодательством преимуществ по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.  

Налоговые льготы могут устанавливаться  в виде:

  1. освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
  2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
  3. пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
  4. возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
  5. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

 

  Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Налоговым кодексом Республики Беларусь. Индивидуально льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам предоставляются в виде, порядке  и на условиях, определяемых Президентом  Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.  

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана  государственная поддержка индивидуально  в порядке, определяемом Президентом  Республики Беларусь, в виде:

  1. изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;
  2. нормативного распределения выручки.

 

  По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка  может быть оказана плательщикам в иных видах.  

При использовании налоговых льгот  декларант в декларации должен заявить  сведения о сумме, на которую уменьшена  сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а  также о документах, подтверждающих право на льготы.  

В соответствии с положением о таможенном режиме свободного обращения, определенным Таможенным кодексом Республики Беларусь, товары помещаются под таможенный режим  свободного обращения при исполнении налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Последнее возникает у декларанта при принятии таможенным органом  таможенной декларации на помещение  товаров под таможенный режим  свободного обращения. Вместе с тем, помещение товаров под таможенный режим свободного обращения может  осуществляться с использованием налоговых  льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в случаях и  на условиях, установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.    

Основная масса нормативных  правовых актов, дающих право на использование  налоговых льгот, устанавливает  ограничения по пользованию и  распоряжению товарами, в отношении  которых данные льготы использованы (целевое использование). При этом такое целевое использование  товаров контролируется таможенными  органами независимо от даты их ввоза  и таможенного оформления.  

Согласно ст. 160 Таможенного  кодекса Республики Беларусьналоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот:

  1. по истечении пяти лет со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении этих товаров под таможенный режим свободного обращения, если законами и (или) актами Президента Республики Беларусь не установлен срок действия налоговой льготы, при условии, что в этот период не наступил срок исполнения налогового обязательства, установленный в случае отказа от использования таких налоговых льгот либо в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами;
  2. по истечении установленного срока действия налоговой льготы при условии, что в этот период не наступил срок исполнения налогового обязательства, установленный в случае отказа от использования таких налоговых льгот либо в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами;
  3. при добровольном отказе в пользу государства от таких товаров в течение пяти лет со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении их под таможенный режим свободного обращения либо в течение установленного срока действия налоговой льготы — с момента представления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров в собственность государства.  

Таким образом, при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот на основании нормативных правовых актов, которыми не установлен срок ограничения по пользованию и распоряжению такими товарами, и если в период действия данных налоговых льгот плательщик не отказался от их использования, таможенный орган контролирует целевое использование таких товаров в течение 5лет. Следовательно, по истечении пяти лет товары снимаются с таможенного контроля.   

При этом, если заинтересованное лицо желает получить официальное подтверждение  таможни о снятии вышеуказанных  товаров с таможенного контроля, то в соответствии с постановлением ГТК Республики Беларусь от 14 ноября 2007 г. № 106 «О порядке снятия с таможенного контроля товаров, помещенных под таможенную процедуру временного хранения товаров или под таможенные режимы» такое лицо должно письменно обратиться в таможенный орган, в котором товары находились на контроле.

Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для  государства и положительные  для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для  лиц, которым она предоставлена - возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в  рамках государственной поддержки  бизнеса, зачастую - во время экономических  кризисов.

4. Основные направления фискальной политики РБ 2011-2015

Основной целью бюджетно-налоговой  политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.  
 Для укрепления бюджетно-налоговой политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования. 
          В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что как и в этом году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП. 
          В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %.                                                                             Однако, важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот. Одновременно, намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет. 
          В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов. 
          При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – оценочно составит около 28,2% к ВВП [11]. 
 В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств. 
          В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики. 
          Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления. 
          В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33% . 
          С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг. 
          Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.  
          В 2011 Министерство финансов активно занимается выработкой концепции совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым опытом. Уже при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на 2012 год будет расширена самостоятельность отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. Предлагается предоставить им право по окончании финансового года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств. Это позволит избежать неоправданного роста их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности [11]. 
          Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.

С  2012 года намечается также  отменить отчисления в инновационные  фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства  составляет менее 50%.

С 2013 года инновационные  фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций [11].

Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной  политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут  использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют  приток поступлений в бюджет, а  с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: 
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; 
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; 
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет; 
- претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета. 
          Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения. 
          Основная целевая ориентация налоговой политики на предстоящее пятилетие - повышение оптимальности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне. 
          В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие задачи: 
- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение налоговой системы республики к применяемым в экономически развитых странах; 
- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтинговых оценках; 
- оптимизация и секвестирование неэффективных бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов; 
- концентрация бюджетных средств, включая средства на государственную поддержку реального сектора экономики, на приоритетных высокоэффективных проектах и программах; 
- повышение эффективности управления государственным долгом на основе изучения опыта и применения международной практики. 
Для реализации поставленных задач планируется: 
- упразднение мелких налогов и сборов и снижение налогового давления на прибыль организаций и фонд заработной платы; 
- упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования; 
- упорядочение взимания местных налогов и сборов; 
- сокращение объемов перераспределяемых государством ресурсов, их концентрация на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны и повышение эффективности расходования бюджетных средств; 
- обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения; 
- отработка механизмов и постепенный переход к программно-целевому планированию расходов бюджета; 
- оптимизация портфеля государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам; 
- диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов; 
- совершенствование системы управления долгом органов местного управления и самоуправления; 
- развитие внутреннего рынка государственных заимствований. 
          Намеченная налоговая политика должна способствовать модернизации и повышению конкурентоспособности национальной экономики, активизации инвестиционных процессов. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП планируется сократить с 27,9 % в 2010 году до 25,4 % в 2015 году [11]. 
          С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога. 
          Успешная реализация предложенных мер по корректировке налоговой политики уже в 2011-2012 годах позволит повысить нейтральность и стабильность налоговой системы, значительно снизить налоговую нагрузку на экономику и с 2013 года уже не потребуется проводить существенные изменения налогового законодательства. 
          Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе.

Информация о работе Фискальная политика и ее сущность