Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:02, автореферат
Слово «лояльность» происходит от английского «loyalty», что в переводе на русский означает приверженность, верность. Или, как более подробно определяет журнал «Управление персоналом», «Лояльность (англ. и франц. Loyal – «верный долгу и обстоятельствам, приверженный власти») – уважение к властям и верность действующим законам. Кроме того, лояльность всегда предполагает терпимость или, говоря языком науки и публицистики, – толерантность»1. Но, важно заметить, что речь идёт не просто о функциональной, внешне-формальной преданности к «властям и верности действующим законам», а о внутреннем, можно даже сказать, искреннем состоянии человека
Работник, имеющий общий стаж работы и компании в течение 5 и более лет, как правило, не принимается на работу в другую компанию. В системе пожизненного найма работник не может быть уволен, если он не совершил тяжкого уголовного преступления, и работает в компании до официального выхода на пенсию и возрасте 55 лет. Увольнение работника до выхода на пенсию — суровое наказание, т.к. ему практически невозможно устроиться на другую работу с такой же заработной платой и гарантией занятости. Выходящему на пенсию компания выплачивает единовременное пособие, равное его заработку за пять-шесть лет. Пенсии или социального обеспечения он не получает.
Системой пожизненного найма охвачено примерно 35% работников Японии.
«Можно предположить, что система пожизненного найма способствует возникновению наивысшего уровня лояльности. Отсутствие лояльности к компании, которая взяла на себя обязательства по пожизненному найму, противоречит здравому японскому смыслу. Японец, по крайней мере, так было еще несколько лет назад, не представляет себя без своей компании. Без нее он одинок и беззащитен, его может обидеть каждый, он изгой, жизнь не удалась».20
«Отношение японцев к труду рассматривается как моральная миссия или долг, что представляет собой черту национальной культуры. Для нее характерен синтез нового и старого, когда традиционные структуры не исчезают, а изменяются и приспосабливаются к новому»21 - пишет Оксана Овчинникова в книге «Лояльность персонала».
Рассмотрим общую статистику лояльности персонала в мире:
«Статистика по России серьезно отличается от данных по другим странам мира.
Так, если по всему миру доля «энтузиастов», то есть людей, преданных и компании, и работе, преобладает (43% работников), а следующую по величине группу составляют «недовольные», то есть не приверженные ни компании, ни работе (35%), то российские сотрудники в большинстве своем относятся к «недовольным» (42%), а «энтузиастов» у нас всего 30%. Россия, как и страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии (Болгария, Польша, Чехия, Гонконг, Тайвань), попала в число государств с низкой приверженностью компании. Страной, где меньше всего «недовольных» и больше всего «энтузиастов», оказался Израиль. Австралия лидирует по доле сотрудников, «ориентированных на компанию», а США - по доле «карьеристов».
Больше всего российских «энтузиастов» работают в сфере образования (43%), информационных технологий и СМИ (38%), а также в сфере профессиональных услуг (38%), большинство работников, ориентированных на компанию, заняты в сфере торговли (16%), в государственных (15%), а также в финансовых и страховых учреждениях (14%). Сотрудники, ориентированные на карьеру, чаще работают в маркетинговых и рекламных компаниях, а также в институтах права (31%), а самое большое количество «недовольных» работает на транспорте (53%), производстве (54%) и в государственных организациях (52%)»22.
Можно выделить несколько основных причин причина низкого уровня лояльности россиян:
- нестабильность и неструктурированность корпоративной среды.
Это не дает людям уверенности в собственном будущем, а следовательно, не позволяет им быть приверженными работодателю. Трудно быть преданным своей компании, если неизвестно, что с ней будет через год.
- унаследованный российскими работниками «социалистический» менталитет.
Многие еще помнят те времена, когда люди работали не на свое предприятие или организацию, а во имя абстрактного общественного блага, причем с фиксированной ежемесячной и стандартной «тринадцатой» зарплатами, получение которых никоим образом не зависело от уровня профессионализма.
1 Журнал «Управление персоналом», №10 (спецвыпуск) 2009, стр. 24
2 www.inside-pr.ru
3 The Wall Streetjournal
4 Джек Уэлч, компания «General Electric», статья…
5 www.marketingnpv.com
6 www.inside-pr.ru
7 Г. Десслер «Управление персоналом», 2010, стр 421.
8 Журнал «Кадровик. Кадровый менеджмент». Выпуск №1, 2009г, стр. 211.
9 В.И. Доминяк, Диссертация «Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации», стр. 41.
10 Г. Десслер «Управление персоналом», 2010 стр. 430.
11 Сайт www.hr-land.com
12 Сайт www.hr-land.com
13 Сайт www.hr-land.com
14 Г. Десслер «Управление персоналом», 2010, стр. 435.
15 Г. Десслер «Управление персоналом», 2010, стр. 436.
16 Сайт www.inside-pr.ru
17 Г. Десслер «Управление персоналом», 2010, стр 441.
18 Сайт www.inside-pr.ru
19 Л. П. Арская, «Японские секреты управления», стр. 25
20 Сайт www.HR-portal.ru
21 О. Овчинникова, «Лояльность персонала», стр. 45
22 «Кадровый менеджмент». Выпуск №1, 2011г., стр. 302.