Формы и методы международной торговли: понятие, классификация, характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

В сложном комплексе международных экономических отношений, включающих научно- техническое сотрудничество, движение капиталов, миграцию трудовых ресурсов главенствующая роль принадлежит международной торговле. Международная торговля является одним из древнейших видов человеческой деятельности, классической формой международных экономических отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 5
1.1. Сущность, функции и структура мировой торговли 5
1.2.Формы международной торговли 8
1.3.Методы международной торговли 16
2. ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 22
2.1. Современное развитие мировой торговли 22
2.2. Россия в системе мировой торговли: проблемы развития 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 108.29 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

 

Кафедра международных экономических отношений

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и ВЭД»

на тему:

«Формы и методы международной торговли: понятие, классификация, характеристика»

 

 

 

Выполнил: студент 2-го курса

факультета таможенного дела

Кононенко И.А.

 

 

Руководитель:

к.с.н. Мозолева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В сложном комплексе международных экономических отношений, включающих научно- техническое сотрудничество, движение капиталов, миграцию трудовых ресурсов  главенствующая роль принадлежит международной торговле. Международная торговля является одним из древнейших видов человеческой деятельности, классической формой международных экономических отношений.

Актуальность данной темы заключается в том, что международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, форм, методов, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства, его программ развития.

Объектом исследования данной работы является международная торговля как активный фактор формирования экономических отношений, как внутри страны, так и за её пределами.

Предмет данной работы — выявление современных тенденций развития мировой торговли на примере развитых и развивающихся стран, и участие России в международной торговле.

Исходя из этого, целью курсовой работы является  определение  места и роли международной торговли в системе международных экономических отношений,  изучение её форм и методов,  динамики. Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих задач:

  1. определение сущности международной торговли;
  2. изучение форм международной торговли;
  3. изучение методов международной торговли;
  4. исследование динамики мировой торговли.

Анализом вопросов и проблем, касающихся этой темы занимались и занимаются практически постоянно. Это является необходимым условием как работы отдельных организаций, связанных с внешней торговлей, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния международной торговли, а так же  процессы изучение форм и методов на современном этапе  не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме. По вопросам международной торговли имеются статьи во всей без исключения литературе по международным экономическим отношениям. Можно выделить таких авторов: А.О.Руднева, В.Е.Рыбалкин, В.Покровская, и др.  осветившие теоретические основы международной торговли наиболее широко.

Работа состоит из  введения, 2 глав (5 параграфов), заключения, приложения и списка использованной литературы (включает 13 источников). Курсовая работа иллюстрирована  таблицей, 2 диаграммами и гистограммой. 
1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.1. Сущность, функции и структура мировой торговли

Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений, специфическая форма обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она зародилась в глубокой древности, но лишь в XIX веке приняла форму мирового рынка, так как в нее оказались втянуты практически все страны. [1] Современная международная торговля —  торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров. В международной торговле участвуют различные юридические лица — корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт). Поэтому мировой рынок представляет сферу острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также постоянного столкновения интересов экспортеров и импортеров. Последние приводят к конфликтам, так называемым торговым войнам, которые вспыхивают периодически и носят свое название от собственного начала: компьютерные войны, автомобильные, текстильные и пр. Иногда понятие «международная торговля» употребляется в более узком смысле слова: совокупная торговля развивающихся стран, совокупная торговля того или иного региона. Что касается внешней торговли, то она представляет собой специфический спектр экономики отдельного государства, являющегося объектом национального регулирования. В этом своем качестве внешняя торговля выступает основным элементом международной торговли. Международную торговлю характеризуют три важнейших характеристики:

- общий объем (товарооборот);

- товарная структура;

- географическая структура. [2, с.157]

Общая структура отражает соотношение экспорта и импорта в процентах или в долях. В физическом объеме это соотношение равно 1, а в денежном выражении доля импорта всегда больше, чем доля экспорта. Это связано с тем, что экспорт оценивается в ценах FOB, по которым продавец оплачивает только доставку товара в порт и его погрузку на борт судна; импорт же оценивается в ценах CIF, они включают в стоимость товара и стоимость фрахта, и страховые расходы, и иные портовые сборы.

Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в мировой торговле товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы —  спрос и предложение, и одна из них обязательно действует из-за рубежа.

Товары, производимые в национальных экономиках, по-разному участвуют в международной торговле. Некоторые из них не участвуют вообще. Поэтому все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые — это товары, свободно перемещаемые между странами, неторгуемые — в силу тех или иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т.п.) не перемещаются между странами. Стоит знать, что когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах. [3, c.96]

Географическая структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков — по совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении), перемещающихся между странами.

В географической структуре различают региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточная Азия), одной интеграционной группировки (например, НАФТА) или одной корпорации (какой-либо ТНК). Каждый из них характеризуется своей общей товарной и географической структурой и отражает тенденции и степень интернационализации и глобализации мировой экономики.

Различают товарные потоки:

  1. между промышленно развитыми странами. Их принято обозначать «Запад-Запад» или «Север-Север». На них приходится около 60% мирового товарооборота;

  1. между промышленно развитыми и развивающимися, которые обозначают «Запад-Юг» либо «Север-Юг», на них приходится свыше 20% мирового товарооборота;

  1. между промышленно развитыми государствами и странами с переходной экономикой (СПЭ) — «Запад-Восток», «Север-Восток», на которые приходится около 10% мирового товарооборота;

  1. между развивающимися странами — «Юг-Юг» — около 10%;

  1. между странами с переходной экономикой и социалистическими странами — «Восток-Восток», «Юг-Восток» —примерно по 1% мирового товарооборота. [3, c.97]

Для оценки степени активности в международной торговле используют следующие показатели:

- экспортная квота;

- импортная квота;

- структура экспорта;

- сравнительное соотношение  доли стран в мировом производстве ВВП/ВНП и международной торговле.

Основные принципы международной торговли:

1. Торговые отношения  базируются на основе уважения  принципов суверенного государства, самоопределения народов и невмешательства  во внутренние дела других  государств.

2. Недопущение дискриминации, которая может осуществляться  в связи с принадлежностью  государств к различным социально-экономическим системам.

3. Каждая страна имеет  суверенное право на свободную  торговлю с другими странами.

4. Экономическое развитие  и социальный прогресс могут  стать общим делом всего международного  сотрудничества, содействовать укреплению  мирных отношений между странами.

5. Международная торговля  должна быть взаимовыгодной и  вестись в режиме наибольшего  благоприятствования, в ее границах  не должны применяться действия, которые вредят торговым интересам  других стран. [4, c.245]

1.2.Формы международной торговли

В зависимости от товарной специализации экспортных/импортных потоков принято выделять международную торговлю:

  1. готовой продукцией;
  2. машинами и оборудованием;
  3. сырьем и полуфабрикатами;
  4. услугами;
  5. технологиями (интеллектуальной собственностью).

Форма международной торговли представляет собой способ существования и выражения содержания международного обмена. К числу форм международной торговли можно отнести: 

  1. импорт/реимпорт;
  2. экспорт/реэкспорт;
  3. международные биржи;
  4. международные аукционы;
  5. международные торги;
  6. международный лизинг. [5, c.70]

Импорт представляет собой такую форму международной торговли, которая связана с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их продажи на внутреннем рынке. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение границы страны - импортера. Ввозимый товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем для переработки. В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации» от 13 октября 1995 г. дается следующее определение импорта: «Импорт — ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе».  С формальной точки зрения под импортом понимаются и международной/национальной статистикой учитываются:

- ввоз в страну товаров  иностранного происхождения из  страны компании-производителя или  из страны международного торгового  посредника как для производственных целей, так и для личного потребления;

- ввоз товаров из свободных  зон или приписных складов;

- ввоз товаров для переработки  под таможенным контролем, предполагающий  последующую переработку или  сборку с целью вывоза за рубеж конечного товара, содержащего ранее ввезенный товар в переработанном виде или измененной роли. [6, c.404]

Реимпорт представляет собой ввоз в страну ранее экспортированных товаров, которые не подвергались за рубежом переработке, а возвращаются в страну происхождения по одной из следующих причин:

1) невозможность продать  данный товар на ранее выбранном  для экспорта рынке;

2) возврат дефектных товаров  для замены или для восстановления  их потребительских свойств (ремонта) на заводе-изготовителе;

3) возврат непроданных  товаров и образцов по причине  банкротства или ликвидации зарубежного партнера или филиала. [7, c.129]

Экспорт представляет собой такую форму международной  торговли, которая связана с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Для продавца не имеет значения, что будет делать с этим товаром покупатель — пустит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст в третью страну. Для продавца в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны-экспортера. В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации» от 13 октября 1995 г. дается следующее определение экспорта: «Экспорт — вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе». Следовательно, создание и реализация услуги отечественным продавцом — производителем услуги на территории принимающей страны покупателя услуги, сопровождаемое переводом денежных сумм или иного возмещающего услугу эквивалента в пределы отечества, также считается экспортом. [6, c.409]

Информация о работе Формы и методы международной торговли: понятие, классификация, характеристика