Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:36, контрольная работа
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Введение 3
Экономические функции государства 4
Функции российского государства 8
Понятие и типы государства. Модели экономических систем 10
Методы и инструменты государственного регулирования экономики 12
Регулирование денежного обращения 15
Программы государственных затрат 16
Финансово-кредитная система государства 19
Налоговая система 25
Специфика налогообложения России субъектов Российской Федерации 27
Заключение 29
Список литературы 30
От государства требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Кроме того, если не поставить под государственный контроль крупные монополии, то они повышением цен сведут платежеспособный спрос до критического уровня.
Многие экономические и социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирующегося рыночного механизма. К ним можно отнести финансирование малорентабельных или нерентабельных, с точки зрения частного капитала, производств, но актуальных для продолжения воспроизводства в национальных масштабах, преодоление социального расслоения, реализацию региональных и национальных экономических программ, решение проблемы безработицы, налаживание денежного обращения и конвертируемости валюты, проведение научно-исследовательских изысканий, особенно фундаментальных, и др.
Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп, успехи прогнозирования, компьютеризация и информатика усиливают необходимость и расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного регулирования в национальном и международном масштабах.
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества.
Любая экономика нуждается в системе регулирования для поддержания стабильных процессов, происходящих в ней в аспекте сохранения эффективности производственных и социальных явлений. Поэтому регулирование экономики государством представляет собой систему действий государства по отношению к деятельности хозяйственных субъектов и самой рыночной конъюнктуре в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.
Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан. Функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.
К внутренним функциям государства относятся:
К внешним функциям государства относятся:
К основным функциям государства предлагается относить: управленческо-обеспечительную (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительную (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).
Есть в юридической литературе и другое разделение функций: к внутренним функциям относят охранительные, регулятивные, социальные, экономические, налогообложение и взимание налогов; к внешним — оборону страны, международную, внешнеэкономическую, внешнеполитическую деятельность.
Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.
Функции государства осуществляются его органами. В ст. 3 Конституции РФ сказано:
«Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу.
Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды: органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, милиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный аппарат состоит из их представителей и осуществляет свою деятельность при широком их участии.
Орган государства является, составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.
Право личности представляет собой охраняемую законом возможность что-либо сделать, возможность поступать каким-либо образом, т.е. является осознанно используемой возможностью реализации своих потребностей и нужд.
Государство
— политическая организация, при помощи
которой осуществляется управление обществом.
Признаками государства являются территориальная
организация населения, государственный
суверенитет, сбор налогов, законотворчество.
Государство подчиняет себе все население,
проживающее на определенной территории,
независимо от административно-
Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
Модели экономических систем
Основными элементами экономической системы являются: социально-экономические отношения, базирующиеся на формах собственности на ресурсы; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования деятельности на макроэкономическом уровне; экономические связи между хозяйственными субъектами.
Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается защитой форм собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование рынков».
Командную экономику характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным органом. Предприятия функционируют на основе государственных директив. Основные социально-экономические соотношения, в том числе между средствами производства и предметами потребления, устанавливаются централизованно.
Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.
Так, американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации — массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением. Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причём более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Причем его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда.
Государственное регулирование экономики опирается на знание и правильное использование объективных экономических законов развития общества. Экономические законы отражают широкий круг основных, устойчивых связей между явлениями и процессами хозяйственной жизни. Сознательное использование экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в практической деятельности.
Первостепенную роль в экономике играет закон спроса и предложения. Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по предложенным на рынке ценам.
Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершать покупку. Высокая цена отбивает у потребителей желание покупать, а низкая, наоборот, стимулирует покупку.
Потребление подвержено также действию закона убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается. При более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая в приобретении каких-либо альтернативных товаров. У него появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.
Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения, который выражает желание производителей изготовить на продажу большее количество своего продукта по высокой цене. Поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта и служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт для продажи.
Изменения соотношений между спросом и предложением и вызываемые ими колебания рыночных цен регулируются законом стоимости. Если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастает; если, наоборот, при неизменном предложении спрос сокращается или при неизменном спросе увеличивается предложение, то цена снижается. Цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой и предприниматели, и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынке. Данная сигнальная система эффективно действует в условиях свободной конкуренции.
Информация о работе Функции государства в смешанной экономике