Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:36, контрольная работа
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Введение 3
Экономические функции государства 4
Функции российского государства 8
Понятие и типы государства. Модели экономических систем 10
Методы и инструменты государственного регулирования экономики 12
Регулирование денежного обращения 15
Программы государственных затрат 16
Финансово-кредитная система государства 19
Налоговая система 25
Специфика налогообложения России субъектов Российской Федерации 27
Заключение 29
Список литературы 30
Вексель не подвержен инфляции, векселей нельзя выпустить больше, чем надо. Он обеспечен обязательствами векселедателя. Его сила также в установленном законом порядке взыскания долга в случае отказа от платежа. При отсутствии средств на счете должника кредитор, на которого приходится 30% и более просроченных обязательств должника, приобретает право обратить сумму долга на имущество должника, включая недвижимость.
Векселедержатель (владелец) простым векселем кредитует векселедателя (плательщика), который выплачивает в определенный срок долг векселедержателю.
Переводным векселем векселедатель делает распоряжение третьему лицу (должнику векселедателя) об уплате долга, т.е. платит не векселедатель, а третье лицо, на которое переводит свое обязательство векселедатель. Обычно этим лицом выступает банк, который путем акцепта принимает на себя обязательство оплатить по векселю и взимает комиссионный процент. И простой, и переводной векселя передаются из рук в руки с помощью индоссамента (специальной передаточной надписи на обороте векселя).
Предприятие, выписывающее товарный вексель, обеспечивает его основными и оборотными средствами. Векселя надежных предприятий обращаются как средство платежа наравне с деньгами. Коммерческие банки, учитывая векселя промышленных предприятий, обращают внимание на их обеспеченность, так как в противном случае предоставленные ЦБ РФ кредиты придется возвращать коммерческому банку за счет своих средств. Банки стремятся покупать векселя надежных предприятий.
Сроки действия товарных векселей единого образца дифференцируются в зависимости от отраслевой принадлежности заемщика. Они являются основанием для бесспорного взыскания задолженности по поставкам, обеспечения банковских ссуд на оплату товарно-материальных ценностей. По истечению срока действия векселя непогашенные обязательства предъявляются к безусловному взысканию со счета должника в судебном порядке.
Разновидностью товарного векселя является коммерческий вексель, т.е. обязательство должника-покупателя продукции перед кредитором-поставщиком. Он используется для разрешения кризиса неплатежей. Ввиду низкой платежной дисциплины товарные векселя не получили пока широкого распространения.
Банки не только учитывают векселя, выписанные физическими и юридическими лицами, но и сами проводят эмиссию векселей, т.е. документов под внесенные на депозит суммы. Банковский вексель удостоверяет то, что лицо внесло в банк депозит, который он обязуется погасить при предъявлении в срок векселя. Держатель банковского векселя имеет право требовать платежа не только от векселедателя (банка), но и от любого лица, чья подпись есть на документе.
Предприятие, использующее банковский вексель, высвобождает денежные средства, погашает взаимную задолженность, экономит время на расчетах по сравнению с перечислением безналичных денег.
Банковский вексель обеспечен уставным капиталом банка и зарезервированными в ЦБ РФ суммами. Однако сумма задолженности, которую банки должны погасить своими векселями, обычно во много раз превышает финансовые активы банка. И если все одновременно предъявят к оплате векселя, то у банка может образоваться дебетовое сальдо.
Процентный вексель выписывается без указания срока действия, т.е. оплачивается по предъявлению. Процентная ставка по векселю определяется финансовым рынком и изменяется еженедельно. Вексель, выписываемый на дату, является беспроцентным, или дисконтным (дисконт-скидка с номинала), так как выписывается на большую сумму, чем за него платит покупатель.
Предприятие, выбирая стратегию участия в операциях на РЦБ, изучает финансовое состояние эмитентов и других заемщиков (из каких источников они платят проценты и возвращают долги и т.д.). По запросу предприятия как потенциального инвестора эмитент обязан подготовить для него бизнес-справку. Надежнее иметь дело с крупными банками, выпускающими ценные бумаги, так как у них собственная защита средств дополняется обязательным резервированием части привлеченных средств в Центральном банке.
Чтобы ориентироваться в кратко- и долгосрочных тенденциях РЦБ, нужно проводить корреляционный анализ факторов, сопоставлять ставки рефинансирования с текущими депозитными ставками, учитывать динамику курса валют. Выигрывает на рынке ценных бумаг тот, кто умеет предвидеть ситуацию на месяц вперед.
Валютный рынок. В настоящее время валютный рынок функционирует на основе сложившихся принципов внутренней конвертируемости рубля. Юридические и физические лица имеют право собственности на валютные ценности и могут распоряжаться ими без ограничения сумм и форм расчетов. Свободный обмен рублей на иностранную валюту распространяется только на российских лиц (не допускается для иностранцев) и ограничивается текущими внешнеэкономическими операциями (торговлей, краткосрочными кредитами, переводом прибылей по инвестициям, денежными некоммерческими переводами), т.е. не включает инвестиционную деятельность.
Обмен рублей на иностранную валюту в безналичной и наличной формах осуществляется по негосударственным каналам (через уполномоченные банки, обменные пункты, валютные биржи) по рыночным курсам. В качестве официального курса ЦБ, который в обязательном порядке должен использоваться участниками рыночного оборота в учетно-расчетных операциях, в том числе для налоговых целей, до последнего времени применялись котировки Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).
Международные расчеты (между российскими лицами и иностранцами) ведутся через уполномоченные коммерческие банки в свободно конвертируемой валюте (при этом 50% экспортной выручки подлежат обязательной продаже за рубли). Расчеты в рублях допускаются, но без каких-либо государственных гарантий.
Режим внутренней конвертируемости рубля сложился после либерализации торгово-экономических и валютных связей России с внешним миром. В результате государство утратило контроль за валютным оборотом, отдав его во власть негосударственных структур. Действует, по существу, стихийный механизм распределения и перераспределения иностранной валюты внутри страны.
Более того, официально отдается приоритет свободно конвертируемым валютам в качестве платежных средств по внешнеэкономическим сделкам, не организована система международных расчетов с использованием собственной валюты. А главное заключается в том, что внутренняя конвертируемость, т.е. возможность приобретения и распоряжения иностранной валютой при минимальном вмешательстве государства, не приближает к внешней конвертируемости, которая способствовала бы упорядочению связей экономики страны с мировым рынком. Идет процесс ухода валюты с внутреннего рынка и оседания ее в заграничных банках.
Свободный доступ к более сильным валютам ведет к принижению роли национальной денежной единицы, превращению рубля во второстепенную валюту.
С июля 1995 г. внутренний валютный рынок регулировался государством с помощью установления условно-фиксированного курса рубля, т.е. валютного коридора, а официальный его курс привязывался к курсу ММВБ. С 17 мая 1996 г. введен механизм установления официального курса рубля на основе котировок ЦБ РФ, исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютных рынках, динамики показателей инфляции и платежного баланса, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов. Ежедневно ЦБ РФ объявляет курсы покупки и продажи долларов CUTA по своим операциям на межбанковском и биржевом валютных рынках. При этом разница между этими курсами не должна превышать 1,5%. На основе этих курсов ЦБ РФ осуществляет валютно-обменные операции с банками, являющимися ведущими участниками межбанковского валютного рынка. Официальный курс рубля к другим свободно конвертируемым валютам и валютам основных внешних экономических партнеров России устанавливается с учетом динамики их обменного курса к доллару США на международных валютных рынках. Официальный курс рубля к прочим иностранным валютам» международным счетным и временным денежным единицам устанавливается ежемесячно с учетом динамики обменного курса этих валют к доллару США.
ЦБ РФ ограничивает колебания текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютных рынках установленными пределами.
Переход к установлению официального обменного курса рубля на базе ежедневных котировок ЦБ РФ осуществляется в целях повышения стабильности валютного рынка, защиты отечественных товаропроизводителей и сбережений населения. Правительство РФ и ЦБ намерены обеспечивать возможность беспрепятственной покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и поддерживать обменный курс рубля мерами бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики.
Одновременно предпринимаются меры по переходу к полной конвертируемости рубля (Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля»).
Для того чтобы рубль признавался на международных валютных рынках, необходимы динамичный экономический рост, достаточные валютные резервы для осуществления интервенции Центральным банком на валютных рынках, ограничения доступа к иностранной валюте в наличной форме и др. условия. Опыт стран, обеспечивающих полную конвертируемость, свидетельствует, что ей предшествует строгий административный контроль за движением иностранных валют со стороны государства: твердые фиксированные курсы, обязательная 100%-ная продажа экспортных и иных валютных поступлений небольшому числу уполномоченных банков и другие меры.
Рассмотрение экономической политики указывает на необходимость контроля за финансовой и банковской системой страны, так как все экономические процессы, с одной стороны, влияют на состояние этой системы, а с другой стороны, сами находятся под ее влиянием благодаря значительной экономической мощи, как правило, сосредоточенной в финансовых и банковских кругах. В этих условиях обычно создается государственное учреждение — центральный банк — с уставом, предоставляющим ему значительную независимость от правительства. Этот факт призван оградить центральный банк от попыток использовать денежную эмиссию для финансирования бюджетного дефицита. Изучение взаимоотношений правительства и центрального банка основано на сопоставлении прав и функций последнего с учетом того, что статус центрального банка значительно варьируется в зависимости от рассматриваемой страны.
Понятие налога и налоговой системы; исходные принципы построения налоговой системы; функции и классификация налогов; организация налоговой службы
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Первичным элементом налоговой системы является налог, который в любом своем виде представляет собой платеж одного экономического субъекта другому на основании существующих принципов и правил, если эти субъекты не имеют непосредственного экономического взаимодействия.1
Сущность налогов и принципы налогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.
Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справедливо подчеркивал К.Маркс.
Налоги, таким образом, — это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.
Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции — казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.
Информация о работе Функции государства в смешанной экономике