Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:36, контрольная работа
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Введение 3
Экономические функции государства 4
Функции российского государства 8
Понятие и типы государства. Модели экономических систем 10
Методы и инструменты государственного регулирования экономики 12
Регулирование денежного обращения 15
Программы государственных затрат 16
Финансово-кредитная система государства 19
Налоговая система 25
Специфика налогообложения России субъектов Российской Федерации 27
Заключение 29
Список литературы 30
Мобилизация средств в бюджет на возвратной основе осуществляется в виде займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Заемные средства используются главным образом для финансирования бюджетного дефицита. Это ведет к росту государственногодолга. Увеличение его размера до критической черты свидетельствует о неспособности органов госуправления использовать централизованные финансовые ресурсы.
Не повышают инфляцию кредиты международных финансовых организаций. Однако ими пользоваться следует осторожно, так как использование внешних кредитов ведет к увеличению государственного внешнего долга, росту расходов по его обслуживанию.
Выделение средств из бюджета на возвратной основе осуществляется в виде ссуд под проценты, привязываемые к учетной ставке ЦБ РФ. Бюджетное кредитование обусловлено обесцениванием финансовых ресурсов предприятий, изъятием из денежного оборота прибыли, дефицитом инвестиционных ресурсов, ростом задолженности.
Бюджетные ссуды выделяются на пополнение оборотных средств (закупка сельскохозяйственной продукции в федеральные продовольственные фонды, краткосрочная финансовая поддержка, обеспечение топливом и др.). Формируются целевые фонды финансирования отдельных мероприятий на условиях бюджетного кредитования. Бюджетные ссуды выдаются также на финансирование государственных инвестиционных программ, формирование лизингового фонда, а также предприятиям, осуществляющим структурную перестройку.
Федеральный бюджет утверждается с учетом критериев, обеспечивающих нормальное денежное обращение в стране. Предельный размер дефицита бюджета устанавливается в процентах к валовому внутреннему продукту. При этом на покрытие дефицита бюджета мобилизуются антиинфляционные источники: внутреннее финансирование, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, а также внешнее финансирование, т.е. исключается кредитование Правительства РФ Центральным банком РФ, что было прежде питательной основой для инфляции.
В случае снижения поступлений в бюджет в сравнении с утвержденными в нем размерами более чем на 10% правительство принимает решение о введении секвестра (процента сокращения расходов) на утвержденные бюджетные расходы. При секвестре ассигнования не сокращаются по защищенным статьям бюджетных расходов.
Ограничение дефицита бюджета требует расширения его доходной части для наращивания государственных инвестиций прежде всего за счет повышения собираемости налогов.
Вводятся прямые ограничения на рост цен в отраслях-монополистах: на энергоресурсы, транспортные тарифы. Поощряется заключение соглашений между поставщиками и потребителями продукции о сдерживании роста цен.
Для связывания денежных доходов населения расширяется система государственных ценных бумаг, ограничивается наличная денежная масса в обороте юридических лиц, усиливается контроль за отнесением выплат по труду на себестоимость продукции.
Проблема дефицита бюджета и государственного долга, в конечном счете, связана с производством и занятостью рабочей силы. Увеличение государственных расходов даже с помощью денежной эмиссии ведет к росту производства и спроса. Поэтому для сбалансированности бюджета необходимо сократить либо потребление, увеличив налоги, либо государственные расходы, урезав, например, социальные программы, что ведет к сокращению занятости. Оба варианта грозят общественными потрясениями.
В составе трехсторонней комиссии по тарифным соглашениям правительство ведет диалог с предпринимателями о заключении договора между государством, предпринимателями и профсоюзами, включающего установление определенной зависимости между ростом производительности труда, заработной платы и цен.
Экономическая мысль Запада признает необходимость дефицитов для проведения политики экономического роста, так как решение трудных проблем только денежно-кредитными методами возможно в ограниченных рамках. Естественно, предполагается, что в период высокой экономической активности дефицит уменьшается и даже компенсируется положительным сальдо. При продуманной общеэкономической стратегии, цивилизованном финансировании дефицита бюджета он не ведет к спаду, инфляции, понижению уровня жизни. Об этом свидетельствует, в частности, опыт США.
В США был принят закон об обязательном сбалансировании бюджета, который дважды пересматривался. Сроки достижения сбалансированности переносились, но закон так и не заработал. Попытка администрации президента Рейгана в начале 80-х гг. решить проблему спада монетарным способом не удалась, пришлось использовать классическое кейнсианство.
Экономическая политика государства имеет различные формы и задачи. Одной из ее составных частей является кредитно-денежная политика, которая концентрирует свое внимание на достижении широких целей. Среди них — стабильность занятости и цен, экономический рост и равновесие платежного баланса. Это осуществляется через воздействие на такие характеристики рынка, как денежная масса, процентные ставки и прочие. В изучении этой части экономической политики необходимо выделить конечный эффект на достижение поставленных целей при принятии тех или иных мер, что и рассматривается в следующем материале.
В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.
Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства. Предприятия имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или продавать ценные бумаги и т.д. Каждое предприятие на основе глубокого изучения конъюнктуры финансового рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.
При выборе вариантов операций на финансовом рынке его субъектами учитываются различия между ценами продаж и покупок, ставками привлечения и предоставления кредитов, которые определяются как законами рынка, так и мерами государственного регулирования в лице органов законодательной и исполнительной власти РФ, Центрального банка России, а также органов экономического управления в регионах.
По своей структуре финансовый рынок делится на несколько сегментов:
Рынок кредитов (денежных ресурсов национальной валюты). Общие принципы современной кредитной политики устанавливаются законодательством о банках и банковской системе, указами Президента РФ. Непосредственно рынок кредитов регулируется Центральным банком РФ, который определяет денежно-кредитную политику, тогда как коммерческие банки призваны воплощать ее в жизнь. Коммерческие банки независимы, но действуют в единой денежно-финансовой системе и поэтому вынуждены подчиняться правилам регулирования и надзора, установленным законодательством и ЦБ РФ. К нормам регулирования, затрагивающим интересы клиентов коммерческих банков, относятся:
Все банки отчисляют средства в резервный фонд ЦБ. Из этого фонда в критических ситуациях банки получают кредиты под проценты на уровне учетной ставки. Нормы обязательных резервов составляют: по счетам до востребовании — 20%, по срочным обязательствам — 15%, по текущим валютным счетам — 2%. Обязательные нормы резерва необходимы для обеспечения достаточной ликвидности коммерческих банков, контроля банковской деятельности. Их размер зависит от активности этих банков в области долгосрочного кредитования и степени рискованности банковского кредитования. Наличие множества рисков невозврата средств заставляет отбирать объекты для финансирования по результатам аудита по жестким международным стандартам. Независимо от кредитополучателя, сроков, гарантов инвестиции должны иметь высокие (до 100%) резервные покрытия, обеспечиваться ликвидным залогом.
ЦБ осуществляет контроль за коммерческими банками и по другим направлениям: накопление ими собственного капитала, усиление гарантийных обязательств, обеспеченность кредитного портфеля, проведение операционных действий по наличному и валютному обороту и т.д.
В чистом виде рынок кредитов представлен на межбанковском уровне и на уровне взаимоотношений коммерческих банков с предприятиями и населением. ЦБ РФ уходит от прямого целевого кредитования отраслей, заменяя этот способ распределения централизованных кредитных ресурсов кредитными аукционами. Центральный банк организует кредитный аукцион с объявлением минимальной процентной ставки, а результаты аукциона позволяют фиксировать ее реальную величину. Учетная ставка ЦБ влияет на динамику рыночных ставок, одновременно и аукционные торги корректируют учетную ставку.1
В условиях рынка при осуществлении экономической политики выявляются возможности воздействия на денежный рынок с целью его регулирования. Основой для осуществления государственного регулирования денежного спроса и предложения является банковская система. В России она представляет собой двухуровневую систему с Центральным банком и коммерческими банками, которые отбираются и лицензируются государственными органами. Это позволяет государству проводить последовательную политику, воздействуя экономическими методами на денежный спрос и предложение через банковскую систему.
В настоящее время в России самая высокая в мире процентная ставка по кредитам, векселям и депозитам. Она устанавливается на уровне не более чем 5 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки.
Величина процентной ставки влияет на стимулы получения коммерческими банками ссуд. Учетная ставка должна быть относительно низкой и стабильной (колебания не должны превышать 15—20% в год). В этом случае у банков и заемщиков снижаются риски по кредитным операциям. Запаздывание с регулированием учетной ставки увеличивает спрос на деньги, тормозит долгосрочное кредитование. Банкам нельзя долгое время кредитовать под проценты, которые ниже темпа инфляции, т.е. субсидировать экономику за свой счет.
Официальные данные о движении цен весьма ненадежны, поэтому о реальности учетной ставки лучше судить, сопоставив ее с динамикой курса твердой валюты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.
Рынок ценных бумаг (РЦБ). Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области РЦБ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (Федеральная комиссия). Ее полномочия не распространяются на эмиссию долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. Основные функции Федеральной комиссии:
- лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Подавляющую часть ценных бумаг составляют государственные долговые обязательства, удостоверяющие отношения займа, должником которого выступает государство (органы власти и управления). Так, государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускаются в целях антиинфляционного финансирования расходов бюджета. Оборот по ГКО намного превышает оборот по всем остальным ценным бумагам вместе взятым. ГКО существуют в безбумажной электронной форме; срок обращения 3, 6 и 12 месяцев. Цены на ГКО устанавливают в Минфине РФ, продаются они по цене ниже номинала. Приобретают ГКО банки, страховые компании, промышленные и др. предприятия. Аукционные торги могут идти ежедневно. Коммерческие банки торгуют ГКО по лицензии ЦБ РФ и поддерживают вторичный рынок этих бумаг. Для физических лиц минимальная сумма продажи ГКО 10-15 тыс. руб. Доход от ГКО обеспечивает разница между ценой продажи и номиналом. Доход определяется по формуле:
где Д — доходность к погашению;
Н — номинал;
П — покупная цена;
т — количество дней до погашения;
С — ставка налога.
Торговля ГКО проводилось в г. Москве через дилеров межбанковской валютной биржи. Территориальные отделения Центрального банка выполняли функции финансовых брокеров, принимали заявки на покупку и продажу ГКО.
В последние годы государство все более активизирует политику на финансовом рынке. Минфин РФ конструирует эмиссии разных видов ценных бумаг, приспосабливаясь к меняющейся ситуации и удовлетворяя интересы инвесторов и населения. Пока не сложился полноценный рынок корпоративных ценных бумаг государственные ценные бумаги остаются вне конкуренции как по доходности, так и по надежности сохранения заемного капитала.
Вексель сочетает свойства ценной бумаги, долгового обязательства и расчетного средства. Он предполагает обоюдное согласие покупателя и продавца на отсрочку платежа — продавец получает не деньги, а гарантию уплаты в будущем.
Нормативными актами вексель определяется как ценная бумага, удостоверяющая не обусловленное обязательство векселедателя (плательщика) выплатить владельцу векселя (векселедержателю) определенную сумму денег, как средство оформления товарного кредита в виде отсрочки уплаты денег.
Интерес к векселю как средству кредитно-расчетных отношений повысился с принятием Указа Президента РФ от 19 декабря 1993 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение».
Информация о работе Функции государства в смешанной экономике