Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:56, курсовая работа
Целью работы является теоретическое обоснование специфики механизма функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические и методологические основы функционирования рынка ценных бумаг;
- рассмотреть виды ценных бумаг
- изучить национальную модель рынка ценных бумаг Беларуси;
- провести анализ современного состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь и дать оценку его перспективного развития;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
1.1. Становление и развитие рынка ценных бумаг
1.2. Виды ценных бумаг и их назначение
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и структура рынка ценных бумаг в РБ.
2.2 Перспективы развития и функционирование ценных бумаг в РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Эффективное функционирование рынка ценных бумаг, повышение ликвидности всех инструментов зависят от внедрения достижений мирового опыта: международных стандартов по клирингу и расчетам по ценным бумагам, регистрации и перерегистрации и т. д.
Развитие систем клиринга и расчетов по ценным бумагам должно быть направлено на снижение свойственного этим системам риска путем сокращения срока между заключением и реализацией сделок по ценным бумагам, обеспечение гарантий их выполнения и установления принципа одновременного обмена денег на ценные бумаги.
Эффективность может быть повышена путем отказа от физического перемещения ценных бумаг, стимулирования использования, где возможно, систем зачета, а также стандартизированных методов связи и строгих временных рамок выполнения операций.
В настоящее время в Республике Беларусь для эффективного функционирования и дальнейшего развития рынка ценных бумаг. постоянно совершенствуется нормативная правовая база, сформирована и функционирует инфраструктура рынка. На сегодняшний день национальный фондовый рынок уже достиг того уровня развития, когда использование его возможностей может в значительной степени способствовать решению ключевых экономических проблем, в том числе:
-финансирования
-повышения инвестиционной активности предприятий;
- обеспечения эффективного
межотраслевого перелива
Главным принципом развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь является реализация общенациональных интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности.
Единые квалификационные и финансовые требования к профессиональным участникам, процедуры совершения сделок с ценными бумагами и стандарты раскрытия информации участниками рынка обеспечивают высокий уровень информационной прозрачности фондового рынка. Проведение единой государственной политики в этой сфере осуществляет Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь.
«В целях информирования общественности о деятельности Комитета по ценным бумагам и функционировании рынка ценных бумаг ведется активная работа по взаимодействию со средствами массовой информации» [21, c.34]. В периодических изданиях и на телевидении регулярно размещались информационные материалы, комментарии к правовым актам, интервью, публиковались статьи, посвященные проблемам функционирования рынка ценных бумаг. Оперативная информация постоянно размещалась на Интернет-сайтах Комитета и ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», на лентах новостей БелТА и Интерфакс.
Работа Комитета по ценным бумагам также направлена на выявление концептуальных проблем развития рынка ценных бумаг и определение направлений их решения.
В рамках обеспечения выполнения данного пункта предусмотрена подготовка ряда аналитических материалов, касающихся проблем эффективности требований финансовой достаточности к профучастникам рынка ценных бумаг; уточнения и упрощения процедуры государственной регистрации ценных бумаг эмитентов (в том числе предприятий с иностранными инвестициями); целесообразность обязательного ведения реестров акционеров ЗАО депозитариями и т.д.
Предусмотрены и дополнительные меры по активизации рынка ценных бумаг, включающие подготовку предложений по совершенствованию системы налогообложения доходов, полученных от операций с ценными бумагами; создание условий развития рынка корпоративных облигаций; информационное и аналитическое обеспечение участников рынка ценных бумаг, а также повышение роли специалистов ОАО, аттестованных в Комитете по ценным бумагам.
ГП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (РЦД), являющийся центральным депозитарием в отношении негосударственных ценных бумаг, осуществляет следующие функции регулирования на фондовом рынке:
- обеспечение централизованного хранения разрешенных к обращению негосударственных ценных бумаг (акций, облигаций) и учета прав на них;
- обеспечение сбора реестра владельцев ценных бумаг эмитента для депозитария эмитента, осуществляющего ведение реестра данного эмитента, на основании информации, полученной от депозитариев-корреспондентов;
- присвоение идентификационных кодов выпускам ценных бумаг, прошедшим государственную регистрацию;
- обеспечение расчетов по операциям с ценными бумагами путем ведения и обслуживания корреспондентских счетов депозитариев второго уровня;
- осуществление контроля за общим количеством ценных бумаг каждого выпуска, хранящихся в центральном депозитарии и находящихся на учете в депозитарной системе;
- установление требований (единых стандартов) по ведению и учету депозитарных операций и контроль за их выполнением депозитариями второго уровня;
- ведение единых справочников и каталогов депозитарной системы;
- обеспечение безопасности и надежности депозитарной системы, «в том числе путем введения электронного документооборота установленного формата с применением средств криптографической защиты, а также осуществления переводов ценных бумаг по итогам сверки (квитовки) встречных поручений депозитариев-корреспондентов;
- разработку методологической базы депозитарной деятельности по согласованию с КЦБ РБ, оказание консультационной и методологической помощи по вопросам организации депозитарной деятельности» [21, c.32].
Также в республике был подготовлен ряд проектов законодательных актов, направленных на совершенствование правоотношений на рынке ценных бумаг, его инфраструктуры, системы государственного регулирования, системы защиты прав и интересов инвесторов, а также экономических интересов государства.
Разработана «Программа развития фондового рынка Республики Беларусь на 2006-2008 годы», которая является логическим продолжением комплексного подхода к решению вопросов регулирования рынка ценных бумаг и его совершенствованию, заложенного Программой развития фондового рынка Республики Беларусь на 2002-2005 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2002 г. № 1663.
Программа структурно состоит из четырех разделов:
1.совершенствование
2.расширение спектра инструментов рынка ценных бумаг;
3.развитие торговой
и расчетно-клиринговой
4.дополнительные меры
по активизации рынка ценных бумаг.
В результате
было рассмотрено свыше 60 проектов нормативных
правовых актов, подготовленных другими
органами государственного управления.
В числе которых проекты Законов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам обращения и использования чеков «Жилье», «О внесении изменений и дополнений в ГК РБ», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Указов Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах реорганизации акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов государственной собственности», «Об облигациях с ипотечным покрытием», «О праве государства на преимущественное приобретение акций (долей)», «Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям банков, от обложения подоходным налогом» и т.д.
Конечный результат становления системы обращения ценных бумаг предполагает:
-создание развитой, эффективно
действующей республиканской
Депозитарий может как включать систему платежей в свою структуру, так и быть связанным с отдельной системой платежей;
-создание системы
зачета требований при наличии
достаточного объема рынка
-принятие стандартов
Международной организации по
стандартизации (ИСО) для обращения
документов по операциям с
ценными бумагами и их
Развитие приватизационных процессов должно стать одним из основных источников появления стране ценных бумаг в процессе развития фондового рынка.
Акционерные общества,
созданные в процессе
Функция регистрации изменения права собственности на акции открытых акционерных обществ должна быть передана независимым регистраторам.
Продажа акций в процессе приватизации должна ориентироваться на систему биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами. Компьютерная сеть, сеть чековых аукционов должны органично войти в систему фондового рынка, особенно внебиржевого рынка ценных бумаг.
На этапе первичного
размещения акций приватизируемых
предприятий использование
К сожалению, в Республике Беларусь рынок ценных бумаг имеет и определенные проблемы.
Так, по мнению специалистов, основной причиной «неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический отход от провозглашенных целей программы приватизации государственного имущества»[21,c.25].
В итоге при существующих
затруднениях в обращении приватизационных
чеков, при значительной доле предприятий,
до сих пор находящихся в
Предприятия, испытывающие острую потребность в финансировании, пока не используют в должной мере возможности привлекать ресурсы напрямую от инвесторов, через выпуск акций и корпоративных облигаций, а вынуждены обращаться в коммерческие банки за кредитованием, что ведет к удорожанию стоимости привлеченных средств.
Большинство эмитентов
с опаской относятся к
Именно поэтому предприятия с неохотой отдают ведение реестра профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Однако если сторонний инвестор уже заключил с несколькими акционерами договора о покупке у них акций и требует зафиксировать это в реестре, то совершенно безразлично, где ведется реестр - на самом предприятии или в специализированной фирме - соответствующие изменения все равно должны быть внесены.
Руководство предприятия может поручать профессиональному участнику (посреднику -- брокеру или дилеру) не только и не столько механическое ведение реестра акционеров, сколько формирование ликвидного вторичного рынка своих акций. Важно понимать, что ликвидность ценных бумаг не влечет за собой легкость скупки контрольного пакета, она наоборот, затрудняет ее.
Цены покупки и продажи акций, установленные на достаточно высоком уровне, приближенном к реальной цене акций предприятия (исходя из рыночной стоимости самого АО), уничтожают такую возможность. Для стороннего инвестора скупка пакета у котирующей фирмы обойдется слишком дорого. С другой стороны, ему не будут продавать эти акции мелкие держатели по меньшей цене, т.к. будут знать, что в другом месте можно продать дороже. Кроме того, всегда можно ввести в договоре ограничения на продажу больше определенного процента, в том числе одному лицу.
Более того, руководство предприятия должно понимать, что контрольный пакет -это хорошо, но средства для развития производства также нужны. А крупный инвестор, к которому они обратятся с предложениями о сотрудничестве, многократно подумает, вкладывать ли деньги в предприятие, где контрольный пакет в одних руках. Соответственно необходимо научиться держать контроль над предприятием и не имея постоянно 51% акций.
Следующий момент, который необходимо учитывать в этой связи. административно-командная экономика "умирает" и вместе с ней заканчиваются льготные кредиты. А деньги нужны и через полгода нужны будут еще больше. Тогда руководитель акционерного общества задумывается о выпуске новых акций, доход от реализации которых пойдет не в бюджет, как от приватизации, а на расчетный счет акционерного общества, и с этими деньгами можно будет работать. Но для того, чтобы деньги получить, эти акции нужно будет разместить среди инвесторов, т.е. продать. Кстати законодательством разрешена эмиссия акций не только путем подписки, но путем открытой продажи (в том числе используя услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые могут взять на себя все хлопоты по проведению этих процедур). Теперь банки и профучастники отслеживают предпринимаемые шаги АО. Эти шаги должны быть взвешенными. Серьезный подход к формированию ликвидного рынка ценных бумаг может оказать существенную поддержку в этом процессе благодаря возможности быстрого привлечения необходимых денежных средств через выпуск новых акций, а также возможности получения кредита в банке под залог своих акций, которые можно легко продать.
Информация о работе Функционирования рынка ценных бумаг, основные понятия и участники