Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:16, дипломная работа
Важность рассмотрения данного вопроса в том, что Китайская Республика единственная, из граничащих, Кыргызской Республикой страна, которая входит в ВТО. Членство двух стран в ВТО, способствовали развитию торгово-экономических отношений.
Также рассмотрена внешнеторговая деятельность Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой, проведен анализ торговли товарами Кыргызской Республики с Китаем, рассмотрены проекты, которые были профинансированы китайской стороной.
Разделяя некоторые опасения, по поводу чрезмерной зависимости Кыргызстана от китайской экономики, все же не стоит списывать это исключительно на цели и задачи китайской стратегии в регионе. Кыргызстан сам, в большинстве случаев, сдает позиции на собственном рынке по причине отсутствия средств и продуманной политики в таких отраслях как, сельское хозяйство, которое традиционно занимало одно из приоритетных отраслей экономики Кыргызстана. Учитывая общемировые тенденции роста цен на продукты питания, Кыргызстан должен не только сохранять, но и поддерживать собственное производство сельхоз продукции, повышая уровень продовольственной безопасности страны.
В-третьих, совершенно очевидно, что сдерживающим фактором открытого соперничества между Китаем и Россией выступает военное присутствие США в регионе. Именно благодаря этому, эти страны идут на тесное сотрудничество и взаимодействие, хотя, и Россия и Китай воздерживаются от обострения отношений с США в регионе. Даже позиция Китая по военной базе США в Кыргызстане, может характеризоваться как весьма сдержанная – КНР не против присутствия, но выступает за определение временных рамок пребывания войск антитеррористической коалиции. Однако региональная политика Пекина, делающая упор на развитие, прежде всего экономических связей, выглядит более выигрышной, по сравнению с российской стратегией в Центральной Азии. Сложившийся статус-кво в Центральной Азии играет на руку больше КНР, чем России: до тех пор, пока США будут сохранять свое присутствие в регионе, Китай и Россия будут поддерживать высокий уровень сотрудничества и координации в Евразии. Но в, то время как РФ продолжает настаивать на том, что экономические проекты и интеграция в рамках ШОС дело отдаленного будущего и концентрирует свое внимание на развитии военно-политического компонента, в совокупности с инициативами в энергетической сфере, Китай продолжает экономическое освоение региона. И как показывает время, ничто ему в этом не мешает.
В этой ситуации, Кыргызстан, признавая внешне приверженность российскому вектору политики в Центральной Азии, на деле будет постепенно уходить в сферу фактического влияния Китая. Иными словами, проблема среднесрочного характера для руководства Кыргызстана будет заключаться в том, как на бесконфликтной основе, совмещать два вектора своей политики – российский (исторически сложившийся и диктуемой языковой и культурной близостью народов) и китайский (фактически отражающий реалии современности).
Но даже в плане культурного сближения, Китай продвинулся далеко вперед в последние десять лет. Уровень культурного обмена между Кыргызстаном и Китаем также неуклонно растет. Только в период с 2001 по 2007 годы значительно выросло число студентов, выезжающих на учебу в Китай. Во многих ВУЗах Кыргызстана вводятся программы по изучению китайского языка и культуры. Растет сотрудничество между исследовательскими центрами и институтами двух стран. В целом, все может указывать на повышение роли Китая в структуре экономических и культурно-гуманитарных связей Кыргызстана.
Между тем, резюмируя реальное
состояние отношений с КНР можно сделать
ряд важных выводов. Предпосылки для преобладающего,
фактического влияния Китая в политике
Кыргызстана существуют и имеют комплексный
характер – связи в экономике, политике
и в области культурно-гуманитарного сотрудничества,
интенсивно развиваются.
Во внешней политике, Кыргызстана, скорее
всего, будет продолжать придерживаться
линии приверженности российскому ориентиру,
одновременно развивая тесные связи с
КНР.
Определяя эту проблему на исследовательскую перспективу, связанную с неизбежной сменой поколений в политике страны, все же отметим, что в условиях высокой степени сращивания бизнеса и политики в Кыргызстане, экономическая заинтересованность в развитии более тесных связей с КНР может иметь в этом случае определяющее влияние.
Основной вывод для Кыргызстана в сложившейся ситуации – не допускать ухудшения отношений с двумя основными центрами силами Евразии – Россией и Китаем, переводя возможное столкновение интересов этих держав в Кыргызстане на почву многосторонних отношений в рамках ШОС. Кыргызстан как малая страна региона не может позволить себе ухудшение отношений с Россией, пусть и в угоду экономических перспектив. В этой связи, исключение любых форм постановки вопроса о выборе главного союзника и партнера, между Россией и Китаем, равно как и попыток играть на противоречиях этих держав, является жизненно важной задачей внешнеполитического курса Кыргызстана в долгосрочной перспективе.
При этом, активизация деятельности и участие в многосторонних проектах Шанхайской Организации Сотрудничества, не только может позволить Кыргызстану решать насущные проблемы безопасности и целостности страны, его экономического развития, но и может стать единственным способом минимизации последствий неизбежного усиления влияния КНР в Центральной Азии, в условиях обязательств перед своими традиционными союзниками, обеспечив тем самым, более «плавный» и постепенный переход в китайскую сферу влияния.
Чтобы сделать выводы о состоянии торгово – экономических отношений Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики целесообразно провести анализ на основании статистических данных.
3.2. Внешнеторговая деятельность Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой и перспективы развития.
Китайская Народная Республика является основным торговым партнером Кыргызской Республики и занимает третье место в общем объеме товарооборота Кыргызстана с зарубежными странами. С момента создания Межправительственной комиссии (1995 год) товарооборот между Кыргызстаном и КНР увеличился в 9,2 раза, по сравнению с 1995 годом. Так, внешнеторговый оборот Кыргызско Республики с Китаем за 2008 год составил, 688,2 млн.долл.США . В том числе экспорт составит 49,3 млн.долл. США (уменьшился на 28%) Импорт составит 638,9 млн.долл. США (увеличился в 101,4 раза). Сальдо торгового баланса складывается стабильно отрицательное в пользу Китайской Народной Республики. Удельный вес КНР в общем объеме товарооборота Кыргызской Республики в анализируемом периоде увеличился с 1,2 % до 12,8%.
Со дня вступления Китайской Народной Республики в ВТО 11 декабря 2001 года торгово-экономические отношения между странами осуществляются в рамках правил и соглашений данной организации. Кыргызстан 24 марта 2000 года подписал с КНР протокол, которым закрепил перечень уступок, предоставляемых Кыргызстану Китаем в отношении таможенных пошлин и тарифных квот. Однако Китай, при своем вступлении в ВТО, оговорил достаточно длительный переходный период вступления в силу своих обязательств, касающихся торговли товарами и услугами. Поэтому реальное влияние вступления Китая в ВТО на торгово-экономические отношения с нашей республикой может проявиться только в долгосрочном периоде.
Наиболее важными правовыми последствиями вступления Китая в ВТО для Кыргызстана являются ответы на следующие вопросы: сможем ли мы воспользоваться преимуществами от прозрачности и справедливости торгового законодательства Китая, которые соответствуют требованиям ВТО; воспользуемся ли обязательствами Китая по доступу на рынок; будем ли связаны своими обязательствами в ВТО в своей торговле с Китаем; будем ли располагать таким важным инструментом, как механизм ВТО по регулированию споров для разрешения своих торговых проблем с Китаем?
В настоящее время Кыргызская Республика предоставляет такой торговый режим Китаю, какой она предоставляет любой стране-члену ВТО.
Таблица 816
Экспорт и импорт товаров Кыргызской Республики в Китай и из Китая.
(тыс. долл. США)
Годы |
Всего внешнетор- говый оборот КР: |
Импорт из Китая |
Экспорт в Китай |
Товарооборот с Китаем |
Сальдо |
2004 |
941026,3 |
80086,7 |
39344,1 |
119431 |
-40742,6 |
2005 |
1101333,7 |
102911,4 |
26572,2 |
129484 |
-76339,2 |
2006 |
1718196,7 |
245713,4 |
38120,4 |
283834 |
-207593 |
2007 |
2412125,4 |
355582,9 |
61876,5 |
417459 |
-293706 |
2008 |
4072442,1 |
728231,0 |
44390,6 |
772622 |
-683840 |
2009 |
3041001,219 |
623637,731 |
19430,998 |
643068,729 |
-604206,733 |
Диаграмма 117
Динамика экспорта и импорта (Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики с Китаем).
Так данные таблицы 8 показывают, что оббьем импорта превышает оббьем экспорта в Китай. Торговый баланс Кыргызской Республики складывается отрицательным. Динамика импорта из Китая с каждым годом растет. Китайская продукция все больше внедряется на рынки Кыргызской Республики, тем самым вытесняя товары отечественного производства с дешевизной. Импорт товаров китайского происхождения занимает более 75 % отечественного рынка.
Таблица 918.
Импорт отдельных видов товаров из Китая. (тыс. долл. США)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего |
80078,1 |
102879,1 |
245639,4 |
355557,5 |
728204,8 |
|
Из них: |
||||||
Рис |
203 |
788,2 |
8785 |
8176,6 |
12204,4 |
|
Фрукты свежие и сушеные |
2833,1 |
578,3 |
1234,8 |
1292,4 |
1657,9 |
|
Корма для животных |
161,3 |
63 |
16,3 |
30,2 |
0,9 |
|
Табак |
1280,4 |
991,8 |
326,8 |
1022,8 |
1107,7 |
|
Неорганические химические вещества |
5953,8 |
6790,5 |
6775,9 |
9005,1 |
11148,9 |
|
Пластмассы в форме пластин, листов, пленок и полос |
2851,6 |
371 |
265,9 |
239,7 |
386,9 |
|
Взрывчатые вещества и пиротехнические средства |
665,7 |
636,5 |
1195,9 |
1857 |
1558,3 |
|
Текстильная пряжа |
926,1 |
116 |
311,9 |
269,1 |
86376,9 |
|
Тканые ткани из искусственных текстильных материалов |
13584,2 |
7138,3 |
18835,9 |
19586,9 |
72937,6 |
|
Неглазурованные и глазурованные керамические плитки |
2176,8 |
919 |
4678,4 |
6009,2 |
8321,3 |
|
Изделия из неблагородных металлов |
3312,8 |
2412,6 |
7373,3 |
1328,3 |
446,4 |
|
Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности |
348,1 |
3830,3 |
662,9 |
1328,5 |
461 |
|
Машины для обработки пищевых продуктов |
510 |
114,1 |
1162,9 |
1471,3 |
1917,5 |
|
Машины для обработки резины или пластмасс |
828,7 |
44,2 |
1043,3 |
2876,5 |
2864 |
|
Машины для автоматической обработки данных и их узлы |
1427,5 |
356,5 |
4545,4 |
45681,6 |
4893,4 |
|
Оборудование электросвязи, не включенные в другие категории |
9540,3 |
2514,5 |
42260,7 |
12427,3 |
1157,8 |
|
Мебель и ее детали |
407 |
278 |
4908,9 |
6478,5 |
10960,8 |
|
Предметы одежды и одежные принадлежности |
6434,2 |
11359,7 |
9019,2 |
697.9 |
118030,6 |
|
Обувь и ее детали |
3221,1 |
4591,2 |
5175,3 |
5259,5 |
55007,5 |
|
Изделия для транспортировки или упаковки изготовленные из пластмассы |
2935,3 |
646,2 |
1388,7 |
1682,7 |
2984,8 |
|
Посуда и кухонные оборудования из пластмассы |
901,5 |
284,4 |
1536,7 |
382,2 |
4186,4 |
На первом месте по стоимости, в импорте из Китая товаров стоит одежда и одежные принадлежности. За период с 2004 по 2008 годы из Китая было импортировано данного вида продукций на сумму 145541,16 тысяч долларов США. На втором месте стоит Тканые ткани из искусственных текстильных материалов 132082,9 тысяч долларов США. За тем идут текстильная пряжа и обувь и детали.
Кыргызская Республика окружена сушей, и поэтому она в большей мере зависит от других стран в отношении того, чтобы доставить свой товар на международные рынки. Членство ВТО предусматривает гарантию, что каждый член ВТО разрешит КР транспортировать товары транзитом через свою территорию.
На сегодняшний день в Кыргызстане число действующих кыргызско-китайских предприятий составляет около 10% от общего количества в республике.
Таблица 1019.
Экспорт отдельных видов товаров в Китай.
2004 |
В% |
2005 |
В% |
2006 |
В% |
2007 |
В% |
2008 |
В% | |||
Всего: |
37711,2 |
100 |
21719,5 |
100 |
38120,4 |
100 |
26460 |
100 |
25922,7 |
100 | ||
Из них: |
||||||||||||
Шкуры крупного рогатого скота |
4506,8 |
11,9 |
4077,4 |
18,7 |
8534,4 |
34 |
7183,5 |
27,1 |
9604,7 |
37 | ||
Шерсть |
681,2 |
1762,5 |
8,1 |
1579,5 |
6,3 |
2012,8 |
7,6 |
1374,5 |
5,3 | |||
Волос животных |
764,6 |
1,8 |
183,1 |
0,8 |
347,4 |
1,4 |
17,7 |
0,1 |
||||
Лом и отходы легированной стали |
2615,7 |
2 |
2505,2 |
11,5 |
524,1 |
2,1 |
117,9 |
0,4 |
32,8 |
0,3 | ||
Прочий металлический лом и отходы |
7805,6 |
6,9 |
4335,2 |
19,9 |
1423,3 |
5,6 |
569,4 |
2,1 |
1425,1 |
5,4 | ||
Лом и отходы медные |
685,2 |
317,7 |
1,4 |
1478,4 |
5,9 |
2421,1 |
9,1 |
1501,5 |
5,7 | |||
Лом и отходы алюминия |
3112,8 |
20,6 |
3406,8 |
15,7 |
3454,7 |
13,7 |
1724 |
6,5 |
1338,9 |
5, 2 | ||
Неорганические химические вещества |
8005,1 |
514,0 |
2,4 |
2117,0 |
8,4 |
2272,6 |
8,4 |
4976,3 |
19,2 | |||
Кожа |
2497,5 |
1,8 |
2663,5 |
12,3 |
2455,5 |
9,7 |
3295,1 |
12,4 |
3563,2 |
13,7 | ||
Медь |
1751,1 |
8,2 |
1296,3 |
5,9 |
239,5 |
1 |
177,4 |
1 |
||||
Алюминий |
4285,6 |
11,3 |
657,8 |
3 |
2951,1 |
11,7 |
6668,5 |
25,2 |
2105,7 |
8,12 |
Информация о работе Характеристика специализирующихся отраслей экономики КНР