Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:16, дипломная работа
Важность рассмотрения данного вопроса в том, что Китайская Республика единственная, из граничащих, Кыргызской Республикой страна, которая входит в ВТО. Членство двух стран в ВТО, способствовали развитию торгово-экономических отношений.
Также рассмотрена внешнеторговая деятельность Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой, проведен анализ торговли товарами Кыргызской Республики с Китаем, рассмотрены проекты, которые были профинансированы китайской стороной.
Однако, учитывая ограниченные рамки статьи, мы будем более детально рассматривать политическое измерение сотрудничества, которое, впрочем, развивается на фоне усугубляющейся зависимости от китайской экономики.
Политическое взаимодействие двух стран на современном этапе, как мы и говорили ранее, находится на высоком и стабильном уровне. При этом мы не затрагиваем период установления и развития отношений между странами с 1992 по 2002 годы. Можно лишь констатировать, что в этот период был, достигнут ряд договоренностей, который заложил основу для дальнейшего развития партнерства Кыргызстана и Китая.
К наиболее значимым в этот период соглашениям можно отнести Совместное кыргызско - китайское коммюнике о принципах взаимоотношений между двумя государствами, заключенное в мае 1992 года во время первого официального визита президента А. Акаева в КНР, Совместную декларацию об основах дружественных отношений и Соглашение о кыргызско - китайской государственной границе, подписанным в июле 1996 года в ходе визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Кыргызстан, а также Соглашение о точке стыка государственных границ Кыргызстана, Казахстана и КНР от 25 августа 1999 года и другие договоренности. В многостороннем формате, отношения между странами также были знаменованы рядом соглашений, в особенности в сфере региональной безопасности. Возросшая роль КНР в международных отношениях естественным образом накладывает отпечаток на общую атмосферу регионального сотрудничества. Свидетельством тому стало заключение пятистороннего (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) Соглашения об укреплении мер доверия (Шанхай, 1996 год) и пятистороннего (те же страны) Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Москва, 1997 год) . Заключение этих договоренностей привело к формированию так называемой «Шанхайской пятерки», в дальнейшем (с июля 2001 года) преобразованную в Шанхайскую организацию сотрудничества.
Однако простой констатации факта политического взаимодействия на высоком уровне, недостаточно. Необходима трезвая и реалистичная оценка прошедшему периоду. В этой связи, учитывая анализ договоров в политической сфере, можно прийти к выводу, что отношения между странами, как на двустороннем, так и на региональном уровнях сводились к выполнению своеобразной «программы минимум», определенной целями и задачами китайского руководства – решение пограничных вопросов и, заключение многосторонних договоров, определяющих принципы формирования пространства безопасности в прилегающем Китаю регионе. А также, что является традиционным для Китая в отношениях с другими странами – получение поддержки позиций Китая на международной арене по Тайваню и проблемам сепаратизма и терроризма в целом. Кыргызстан же в свою очередь, может записать в актив своей внешней политики взаимоприемлемое разрешение пограничных вопросов, который, наряду с другими странами региона и Россией, вполне удачно вышел из сложной ситуации в районе границ, доставшейся в наследство от СССР.
Что касается экономики и торговли, то, несмотря на подготовленную правовую базу, в указанный период, участия китайского капитала в крупных проектах отмечено не было. Особое развитие получили экономические и торговые связи на низовом уровне, охватывая мелкий и средний бизнес Кыргызстана.
Общеизвестно, что после событий 11 сентября 2001 года в США и начала антитеррористической операции в Афганистане, ситуация в Центральной Азии стала стремительно меняться. Для Кыргызстана это выразилось в пристальном внимании к нему всего мирового сообщества и Китай не является исключением. Именно эти события, по нашему мнению, вынудили КНР пойти на активизацию своего внешнеполитического курса в отношении Кыргызстана и повышение его статуса в структуре ее региональной политики.
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, заключенный 24 июня 2002 года является свидетельством возросшего значения Кыргызстана для КНР. Рядом специалистов отмечалось, что своего рода «толчком» к подписанию договора более высокого уровня, чем все предшествовавшие соглашения, послужила ратификация парламентами двух стран договора по государственной границе. Нисколько не умаляя значения этого важного события в отношениях двух стран, все же отметим, что развернутое присутствие ВС антитеррористической коалиции во главе с США, стало дополнительным стимулом к активизации китайской политики на Кыргызском направлении. О возросшем внимании к Кыргызстану со стороны КНР может также указывать тот факт, что впервые в своей истории Китай провел антитеррористические учения именно с Кыргызстаном в октябре 2003 года в районе границы, с переходом воинских частей через границу . В дальнейшем эта модель сотрудничества с другими странами стала применяться в рамках ШОС.
Принятие и подписание целого ряда документов, призванных активизировать взаимоотношения между странами в различных областях, такие как Программа сотрудничества, между КНР и КР на 2004 – 2014 годы от 21 сентября 2004 года, а также Совместная декларация КР и КНР о дальнейшем углублении отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества, от 14 августа 2007 гогда, в целом дает основания говорить о прочном фундаменте политического взаимодействия между Кыргызстаном и Китаем на современном этапе. Региональный уровень взаимодействия между Кыргызстаном и Китаем определяется тесными связями в рамках ШОС и с каждым годом становится очевидным, что именно многосторонний формат отношений на центральноазиатском пространстве может гарантировать Кыргызстану соблюдение и учет его национальных интересов. В период с 2004 по 2007 годы активность Кыргызстана в рамках этой организации заметно возросла.
Главная и естественная причина Кыргызстана идти на углубление сотрудничества в рамках ШОС заключается именно в том, что формат многосторонних отношений с участием региональных держав – России и Китая, в условиях сложных отношений со странами Центральной Азии, дает надежду на равноправное участие и справедливое отношение во многих жизненно важных региональных проектах в транспортной, энергетической, банковской и других сферах. Немаловажным направлением сотрудничества с Китаем в рамках ШОС, является и противодействие общим угрозам – терроризму, сепаратизму и трансграничной преступности. Все это, в совокупности с возможными экономическими и другими проектами, создает для Кыргызстана условия по обеспечению внутренней политической стабильности и дает перспективы для экономического роста страны.
Между тем, «равноправное участие и справедливое отношение», должны стать ключевыми задачами во внешней политике Кыргызстана как в регионе Центральной Азии, так и в рамках всего пространства ШОС. Как было сказано выше добрососедские отношения между странами региона являются не более чем декларативным заявлением, в действительности же отношения в регионе построены по принципу – кто сильнее тот и прав. В этой связи, гарантии справедливого отношения со стороны России и Китая жизненно необходимы Кыргызстану. Развивая тезис о грядущей конкуренции и соперничестве между Россией и Китаем в Центральной Азии, мы должны четко обозначить ту линию возможного столкновения интересов этих держав. Безусловно, утверждать то, что она проходит именно через территорию Кыргызстана, совершенно, безосновательно. И Россия и Китая просчитывают свою политику исключительно в региональных рамках, подходя к странам Центральной Азии как к потенциально единому политическому и экономическому пространству, хотя и выделяют из общего числа приоритетные страны. Однако следует также учитывать, что Кыргызстан все же является важным «пунктом» их региональной политики благодаря присутствию вооруженных сил США. Но этот фактор, хотя и оказывает влияние на международные отношения на евразийском пространстве, не зависит от воли самого Кыргызстана. Неоднократные попытки руководства страны поставить вопрос о выводе военной базы США, так и не вышли в практическую плоскость. И на наш взгляд, эта проблема отсутствия, как политической воли Кыргызстана, так и соответствующих гарантий Китая и России. К примеру, несмотря на ожидание общественности, решения прошедшего в августе 2007 года в Бишкеке саммита ШОС, не содержали открытой антиамериканской направленности, в сравнении с итогами аналогичной встречи стран-участниц организации в июле 2005 года в Астане. Между тем, главная линия возможного соперничества заложена в самих подходах в региональной политике этих стран, что находит прямое выражение в деятельности ШОС. Китай полагает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны распределяться в равной степени и в ближайшей перспективе, экономическая стратегия может занять ведущее место в деятельности организации. В свою очередь, Россия настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
Россия и Китай так же различно видят возможности экономической интеграции в рамках пространства ШОС. Так, российские эксперты, ссылаясь на мировой опыт, считают, что интеграция в зоне ШОС – это более отдаленная задача и в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между 2 или 3 странами с сопоставимыми экономиками. Китайские представители, наоборот, утверждают, что создание единого интеграционного пространства в рамках стран – участниц ШОС в ближайшее время возможно и желательно.
В этих условиях, основной ориентир, которого придерживается Кыргызстан, выглядит также двойственно – страна нуждается как в обеспечении и укреплении своей безопасности, так и в притоке иностранных инвестиций и участии в многосторонних экономических, транспортных и энергетических проектах. Если в период обострения обстановки на границах и ростом религиозного экстремизма и терроризма (1999-2000 гг.) Кыргызстан особенно остро нуждался в гарантиях безопасности, то сейчас, после относительной стабилизации обстановки в регионе и в самом Кыргызстане после событий 24 марта 2005 года, руководство республики больший приоритет отдает развитию экономического измерения сотрудничества и его продвижения во внешней политике. Уже в 2006 году Кыргызстан, в рамках Делового совета ШОС, определил стратегические направления сотрудничества – развитие партнерства со странами-участницами Делового совета на двустороннем уровне, взаимодействие в рамках крупных проектов, представленных несколькими сторонами, и реализация проектов, актуальных для всего пространства ШОС, в транспортной, энергетической, банковской и некоторых других отраслях, а также унификация законодательств, ликвидация барьеров в торгово-экономической сфере.
Кыргызстан также крайне заинтересован в строительстве железной дороги, связывающей Китай, Центральную Азию, Россию и Европу. Перспективы стать одним из важных транзитных участков этой дороги вот уже на протяжении ряда лет является предметом обсуждения между странами на различных уровнях. Нельзя также и обойти возможность строительства газопровода из Туркменистана в Китай, один из предполагаемых маршрутов которого может проходить через территорию Кыргызстана. Все это указывает на то, что экономический вектор сотрудничества с Китаем, а именно участие Кыргызстана в крупных региональных проектах, может дать большой скачек в развитии страны и это весьма отчетливо осознается в Бишкеке.
Кроме этого, политика Китая в отношении Кыргызстана выглядят деликатной и осторожной и это не может, не отмечаться в среде руководящих лиц страны. Подчеркнутая дистанция от вмешательства в политику страны и упор на достижение комплексной стабильности региона через развитие экономики, для Кыргызстана постепенно становиться более притягательной моделью построения отношений.
Затрагивая в этом контексте экономическую составляющую отношений с Китаем, то его реальное присутствие в Кыргызстане с каждым годом ощущается все более явным. По статистическим данным Китая, объем внешней торговли между странами неуклонно растет. Так в 1992 году он составлял 35,49 млн., в 2005 году показатель равнялся 972 млн. долл. США , по состоянию на 2006 года этот показатель вышел на уровень 2,26 млрд. долл., в то время как только за первое полугодие 2007 года объем торговли составил 1,4 млрд. долларов. И Кыргызстан стал уже вторым по величине торговым партнером Китая в Центральной Азии.
Стратегия Китая, во главу которой поставлена экономика, а не политика, приносит реальные плоды. Как и Кыргызстан, так и Центральная Азия, постепенно входят в сферу экономического влияния Китая. Но здесь присутствует ряд нюансов, учет которого, представляет исключительное значение для перспектив реализации Кыргызстана как самостоятельного государства.
Во-первых, рост экономического и, как следствие, политического влияния Китая в регионе, автоматически подразумевает повышение ответственности этого государства в контексте региональных отношений. И помимо традиционного союзника в лице России, у Кыргызстана появляется возможность использовать авторитет и влияние Китая в качестве «регионального арбитра», особенно в рамках ШОС, для соблюдения его национальных интересов, апеллируя к принципам равноправного и справедливого отношения. Это особенно актуально в свете развития энергетического диалога производителей и потребителей энергоносителей в рамках ШОС, поскольку очевидно, что гидроэнергетические мощности и потенциал Кыргызстана и Таджикистана, также должны учитываться в качестве важного компонента создаваемой системы. Учитывая традиционное, деликатное отношение к малым странам в политике Китая, наряду с Россией, Кыргызстан должен всячески искать поддержки и привлекать влияние КНР в решении своих задач. Особенно на принципах взаимной выгоды – экономика КНР нуждается в экологически чистой электроэнергии для развивающихся большими темпами регионов.
Во-вторых, у Кыргызстана нет абсолютно никаких возможностей сопротивляться растущему экономическому и соответственно, политическому влиянию Китая. Равно как и играть на противоречиях между другими крупными игроками в регионе, говорим ли мы о России или других странах Запада. В действительности это не только невозможно, но и нецелесообразно, поскольку ни один сосед Кыргызстана не сможет выполнять подобную роль, либо конкурировать с Китаем. Иными словами, влияние и контроль Китая в экономической области неизбежен, но в данном случае, государству следует определить те приоритетные сферы экономики, которые следует поддерживать и развивать в данных условиях, с тем, чтобы не допустить критической зависимости от китайской экономики.
Информация о работе Характеристика специализирующихся отраслей экономики КНР