Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения.
Цель курсовой работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
6
Глава 2. Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………….
8
2.1. Население района тяготения Северо-Кавказской железной дороги.. 8
2.2. Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……….
11
Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………...
14
3.1. Главные отрасли промышленности, определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства……………………..
14
3.2. Сельское хозяйство района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
19
Глава 4. Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………………………………
21
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………… 21
4.2. Железнодорожный транспорт……………………………………… 27
4.3. География пассажирских перевозок…………………………………. 36
4.4. Характеристика внешнеторговых перевозок………………………... 39
Заключение…………………………………………………………………. 42
Список литературы………………………………………………………… 45

Вложенные файлы: 1 файл

география.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

В мае 1860 года Император Александр II дает свое разрешение, а спустя семь месяцев, 18 декабря, утверждает «Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Доне».

2 апреля 1861 года в двух верстах  от Новочеркасска, у балки Тангаш, состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ на Грушевско-Донской железной дороге.

В 1861 г. был сделан окончательный выбор направления железной дороги: она должна была пройти от Грушевских копей не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской. Руководил работами инженер путей сообщения, подполковник Валериан Александрович Панаев, который был знаком со многими известными русскими писателями, в частности, дружил с Н.А.Некрасовым.

В настоящее время преемница Грушевско-Донской, а впоследствии Владикавказской, - Северо-Кавказская железная дорога связывает регион с центром России, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, государствами Содружества и Балтии. Управление Северо-Кавказской железной дороги находится в Ростове-на-Дону [6].

До 1 августа 2010 года в состав дороги входили 5 отделений:

Грозненское отделение, преобразовано в Грозненский регион Северо-Кавказской железной дороги;

Краснодарское отделение, преобразовано в Краснодарский регион Северо-Кавказской железной дороги;

Махачкалинское отделение, преобразовано в Махачкалинский регион Северо-Кавказской железной дороги;

Минераловодское отделение, преобразовано в Минераловодский регион Северо-Кавказской железной дороги;

Ростовское отделение, преобразовано в Ростовский регион Северо-Кавказской железной дороги.

Ранее в составе дороги было также Лиховское отделение, впоследствии упраздненное и включенное в состав Ростовского.

Основные станции СКЖД - Ростов, Таганрог, Хотунок, Ейск, Тимашевская,

Сальск, Волгодонская, Тихорецкая, Новороссийск, Крымская, Темрюк, Краснодар, Старомарьевская,

Скачки, Сочи, Майкоп, Владикавказ, Махачкала.

Эксплуатационная длина СКЖД составляет 6 тыс. 355 км.

Данные по длине эксплуатационных путей общего пользования СКЖД по данным ОАО «РЖД» на 03.10.2013 [7] приведены в таблице 4.

Железнодорожный транспорт Южного федерального округа является одним из ведущих видов транспорта по обеспечению перевозок пассажиров и грузов и потребностей во внешнеторговых и транзитных перевозок грузов.

Основная особенность железнодорожного транспорта округа является высокая доля в его перевозочной работе транспортировки пассажиров, что связано с курортно-рекреационной специализацией его экономики.

 

Таблица 4

Длина эксплуатационных путей общего пользования Северо-Кавказской железной дороги по данным ОАО «РЖД» на 03.10.2013

                           

Субъект РФ

Эксплуатационная длина железнодорожных путей, км

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

                                 

Республика Адыгея

160

160,1

160

160,1

160,1

160,1

160,1

                                 

Республика Калмыкия

165

165,1

165

165,1

165,1

165,1

165,1

                                 

Краснодарский край

2088

2088

2088

2087,6

2087,6

2087,6

2087,6

                                 

Ростовская область

1841

1841

1841

1841,1

1841,1

1841,1

1841,1

                                 

Республика Дагестан

516

516

516

516,1

516,1

508,7

508,7

                                 

Республика Ингушетия

39

39

39

38,8

38,8

38,8

38,8

                                 

Кабардино-Балкарская Республика

133

133

133

133,3

133,3

133,3

133,3

                                 

Карачаево-Черкесская Республика

51

51

51

50,6

50,6

50,6

50,6

                                 

Республика Северная Осетия-Алания

144

144

144

143,8

143,8

143,8

143,8

                                 

Чеченская Республика

304

304

304

304,1

304,1

304,1

304,1

                                 

Ставропольский край

922

922

922

921,8

921,8

921,8

921,8

                                 

Итого

6363,0

6362,4

6363,0

6362,4

6362,4

6355,0

6355,0

                                 

 

Направления основных железнодорожных магистралей определяются концентрированными перевозками пассажиров, следующих в места массового отдыха и лечения – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Туапсе – Сочи; Москва – Ростов-на-Дону – Армавир – Минеральные Воды, а также экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, транспортируемых через систему морских портов на Черном и Азовском морях. Ростов-на-Дону – Тимашевская – Краснодар – Кривенковская – Туапсе; Ростов-на-Дону – Тимашевская – Крымская – Новороссийск; Ростов-на-Дону – Тимашевская – Крымская – Кавказ; Аксарайская – Волгоград – Куберле – Сальск – Тихорецкая – Краснодар – Туапсе – Новороссийск; Волгоград – Котельниково – Куберле – Сальск – Тихорецкая – Краснодар – Энем – Крымская – Раз. 9 км – Юровский – Вышестеблиевская – Тамань; Аксарайская – Волгоград – Лихая – Ростов-на-Дону – Таганрог – Успенская (граница с Украиной); Ростов-на-Дону – Армавир – Минеральные Воды – Прохладная – Гудермес – Махачкала – Самур (граница с Азербайджаном).

Сеть железных дорог округа имеет выход на Украину (Успенская, Гуково), Республику Абхазия (Веселое), Республику Азербайджан (Самур).

В Южном федеральном округе протяженность линий с числом главных путей два и более составляет 3059 км (35,6%), остальные магистрали однопутные. Электрифицированные линии составляют 4472 км (52,1%).

Наиболее загруженными на сети железных дорог СКЖД являются направления: Чертково-Миллерово – Лихая – Ростов-на-Дону, где грузопоток в оба направления возрастает от Лихой до Ростова-на-Дону от 42,1 млн ткм в оба направления до 70,7 млн ткм/км, из них в грузовом направлении соответственно 27,9 млн ткм/км до 56,4 млн ткм/км.

Грузонапряженность на участке Крымская – Новороссийск в оба направления составляет 37,3 млн ткм/км, в том числе в грузовом направлении 27,1 млн ткм/км.

На участке Аксарайская – В.Баскунчак – Волгоград грузонапряженность составляет 32,5 млн ткм/км (в грузовом направлении 18,0 млн ткм/км).

Относительно невысокая загрузка железнодорожных магистралей, обеспечивающих выходы к морским портам, объясняется тем, что значительные объемы перевозок нефти подаются к нефтегаваням Новороссийска и Туапсе по магистральным нефтепроводам.

Наибольшую роль в грузообразовании и грузопоглощении играют топливно-энергетические, строительные, машиностроительные, нефтеперерабатывающие и химические промышленные комплексы.

Предпосылкой дальнейшего роста объемов перевозок является развитие промышленности в ведущих отраслях специализации и усиление транзитного и внешнеторгового потенциала транспорта региона.

Одним из важнейших инновационных проектов последних лет стало открытие 17 декабря 2009 года высокоскоростного движения в России. Целесообразность создания скоростных и высокоскоростных линий базируется на критериях, выработанных на основе опыта их создания и эксплуатации, а также научных исследований в России и за рубежом. Исходя из ряда критериев, был определен полигон организации скоростного пассажирского сообщения общей протяженностью почти 11 тыс. км, который соответствует основным направлениям развития скоростного и высокоскоростного движения Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. В условиях Российской Федерации необходимыми и достаточными условиями для создания высокоскоростного железнодорожного транспорта обладают несколько направлений, к которым в первую очередь можно отнести Москва – Санкт-Петербург, а также на дальнейшую перспективу Москва – Нижний Новгород. Кроме того, развитие города-курорта Сочи и превращение его в центр мирового уровня, определяет целесообразность организации высокоскоростного сообщения участке Москва – Адлер. [8]

Данные по количеству отправленных грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по субъектам Российской Федерации района тяготения СКЖД приведены в таблицах 5, 6 [9].

 

Таблица 5

Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования субъектами Российской Федерации района тяготения СКЖД (миллионов тонн)

Субъект РФ

Отправление грузов железнодорожным транспортом, млн т

2000

2005

2008

2009

2010

2011

Республика Адыгея

0,2

0,6

0,5

0,5

1,3

2,2

Республика Калмыкия

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

0,0

Краснодарский край

19,0

27,5

32,9

30,4

36,9

40,0

Ростовская область

22,8

21,8

27,4

16,1

22,5

25,0

Республика Дагестан

2,8

1,9

2,7

1,8

2,2

2,7

Республика Ингушетия

0,04

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

Кабардино-Балкарская Республика

0,9

0,8

1,3

0,8

0,5

0,6

Карачаево-Черкесская Республика

1,3

2,2

2,2

2,6

2,9

2,8

Республика Северная Осетия - Алания

1,6

2,2

2,0

1,4

1,7

1,6

Чеченская Республика

0,2

2,2

2,2

1,6

1,2

0,9

Ставропольский край

6,6

10,4

10,6

9,1

7,5

8,7

Итого по СКЖД

55,54

69,9

82,1

64,5

76,8

84,6


 

Из таблиц видно, что основные объемы грузов следуют со станций Краснодарского края (40,0 млн т на 2011 год) и Ростовской области (25,0 млн т на 2011 год). Осуществлялись в основном отправление цемента, железнодорожного щебеночного балласта и широкой номенклатуры строительных грузов для строительства олимпийских объектов в г.Сочи.

Наибольший объем отправлений нефтегрузов следует с Краснодарского и Туапсинского нефтеперерабатывающих заводов. Основные объемы  перевозок черных металлов следуют из Ростовской области. Это металл, принимаемый пограничными станциями из Украины, продукция Таганрогского металлургического завода, а также импортный металл, поступающий в морские и речные порты области.

Таблица 6

Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования субъектами Российской Федерации района тяготения СКЖД (тысяч человек)

Субъект РФ

Отправление пассажиров железнодорожным транспортом, тыс чел.

2000

2005

2008

2009

2010

2011

Республика Адыгея

511

164

150

140

134

100

Республика Калмыкия

32

58

4

4

12

4

Краснодарский край

19619

16733

18756

16858

15837

15714

Ростовская область

15002

15788

16160

13117

14528

16177

Республика Дагестан

895

1000

980

889

869

716

Республика Ингушетия

90

46

48

42

41

41

Кабардино-Балкарская Республика

400

390

838

710

781

624

Карачаево-Черкесская Республика

59

45

52

38

67

56

Республика Северная Осетия - Алания

641

431

444

407

391

540

Чеченская Республика

62

248

362

365

371

382

Ставропольский край

13179

9899

9833

8174

7660

8080

Итого по СКЖД

50490

44802

47627

40744

40691

42434

Информация о работе Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги