Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:55, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения.
Цель курсовой работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
6
Глава 2. Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………….
8
2.1. Население района тяготения Северо-Кавказской железной дороги.. 8
2.2. Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……….
11
Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………...
14
3.1. Главные отрасли промышленности, определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства……………………..
14
3.2. Сельское хозяйство района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
19
Глава 4. Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………………………………
21
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………… 21
4.2. Железнодорожный транспорт……………………………………… 27
4.3. География пассажирских перевозок…………………………………. 36
4.4. Характеристика внешнеторговых перевозок………………………... 39
Заключение…………………………………………………………………. 42
Список литературы………………………………………………………… 45
В мае 1860 года Император Александр II дает свое разрешение, а спустя семь месяцев, 18 декабря, утверждает «Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Доне».
2 апреля 1861 года в двух верстах от Новочеркасска, у балки Тангаш, состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ на Грушевско-Донской железной дороге.
В 1861 г. был сделан окончательный выбор направления железной дороги: она должна была пройти от Грушевских копей не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской. Руководил работами инженер путей сообщения, подполковник Валериан Александрович Панаев, который был знаком со многими известными русскими писателями, в частности, дружил с Н.А.Некрасовым.
В настоящее время преемница Грушевско-Донской, а впоследствии Владикавказской, - Северо-Кавказская железная дорога связывает регион с центром России, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, государствами Содружества и Балтии. Управление Северо-Кавказской железной дороги находится в Ростове-на-Дону [6].
До 1 августа 2010 года в состав дороги входили 5 отделений:
Грозненское отделение, преобразовано в Грозненский регион Северо-Кавказской железной дороги;
Краснодарское отделение, преобразовано в Краснодарский регион Северо-Кавказской железной дороги;
Махачкалинское отделение, преобразовано в Махачкалинский регион Северо-Кавказской железной дороги;
Минераловодское отделение, преобразовано в Минераловодский регион Северо-Кавказской железной дороги;
Ростовское отделение, преобразовано в Ростовский регион Северо-Кавказской железной дороги.
Ранее в составе дороги было также Лиховское отделение, впоследствии упраздненное и включенное в состав Ростовского.
Основные станции СКЖД - Ростов, Таганрог, Хотунок, Ейск, Тимашевская,
Сальск, Волгодонская, Тихорецкая, Новороссийск, Крымская, Темрюк, Краснодар, Старомарьевская,
Скачки, Сочи, Майкоп, Владикавказ, Махачкала.
Эксплуатационная длина СКЖД составляет 6 тыс. 355 км.
Данные по длине эксплуатационных путей общего пользования СКЖД по данным ОАО «РЖД» на 03.10.2013 [7] приведены в таблице 4.
Железнодорожный транспорт Южного федерального округа является одним из ведущих видов транспорта по обеспечению перевозок пассажиров и грузов и потребностей во внешнеторговых и транзитных перевозок грузов.
Основная особенность железнодорожного транспорта округа является высокая доля в его перевозочной работе транспортировки пассажиров, что связано с курортно-рекреационной специализацией его экономики.
Таблица 4
Длина эксплуатационных путей общего пользования Северо-Кавказской железной дороги по данным ОАО «РЖД» на 03.10.2013
Субъект РФ |
Эксплуатационная длина железнодорожных путей, км | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Адыгея |
160 |
160,1 |
160 |
160,1 |
160,1 |
160,1 |
160,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Калмыкия |
165 |
165,1 |
165 |
165,1 |
165,1 |
165,1 |
165,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Краснодарский край |
2088 |
2088 |
2088 |
2087,6 |
2087,6 |
2087,6 |
2087,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Ростовская область |
1841 |
1841 |
1841 |
1841,1 |
1841,1 |
1841,1 |
1841,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Дагестан |
516 |
516 |
516 |
516,1 |
516,1 |
508,7 |
508,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Ингушетия |
39 |
39 |
39 |
38,8 |
38,8 |
38,8 |
38,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Кабардино-Балкарская Республика |
133 |
133 |
133 |
133,3 |
133,3 |
133,3 |
133,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Карачаево-Черкесская Республика |
51 |
51 |
51 |
50,6 |
50,6 |
50,6 |
50,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Республика Северная Осетия-Алания |
144 |
144 |
144 |
143,8 |
143,8 |
143,8 |
143,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Чеченская Республика |
304 |
304 |
304 |
304,1 |
304,1 |
304,1 |
304,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Ставропольский край |
922 |
922 |
922 |
921,8 |
921,8 |
921,8 |
921,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
6363,0 |
6362,4 |
6363,0 |
6362,4 |
6362,4 |
6355,0 |
6355,0 |
Направления основных железнодорожных магистралей определяются концентрированными перевозками пассажиров, следующих в места массового отдыха и лечения – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Туапсе – Сочи; Москва – Ростов-на-Дону – Армавир – Минеральные Воды, а также экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, транспортируемых через систему морских портов на Черном и Азовском морях. Ростов-на-Дону – Тимашевская – Краснодар – Кривенковская – Туапсе; Ростов-на-Дону – Тимашевская – Крымская – Новороссийск; Ростов-на-Дону – Тимашевская – Крымская – Кавказ; Аксарайская – Волгоград – Куберле – Сальск – Тихорецкая – Краснодар – Туапсе – Новороссийск; Волгоград – Котельниково – Куберле – Сальск – Тихорецкая – Краснодар – Энем – Крымская – Раз. 9 км – Юровский – Вышестеблиевская – Тамань; Аксарайская – Волгоград – Лихая – Ростов-на-Дону – Таганрог – Успенская (граница с Украиной); Ростов-на-Дону – Армавир – Минеральные Воды – Прохладная – Гудермес – Махачкала – Самур (граница с Азербайджаном).
Сеть железных дорог округа имеет выход на Украину (Успенская, Гуково), Республику Абхазия (Веселое), Республику Азербайджан (Самур).
В Южном федеральном округе протяженность линий с числом главных путей два и более составляет 3059 км (35,6%), остальные магистрали однопутные. Электрифицированные линии составляют 4472 км (52,1%).
Наиболее загруженными на сети железных дорог СКЖД являются направления: Чертково-Миллерово – Лихая – Ростов-на-Дону, где грузопоток в оба направления возрастает от Лихой до Ростова-на-Дону от 42,1 млн ткм в оба направления до 70,7 млн ткм/км, из них в грузовом направлении соответственно 27,9 млн ткм/км до 56,4 млн ткм/км.
Грузонапряженность на участке Крымская – Новороссийск в оба направления составляет 37,3 млн ткм/км, в том числе в грузовом направлении 27,1 млн ткм/км.
На участке Аксарайская – В.Баскунчак – Волгоград грузонапряженность составляет 32,5 млн ткм/км (в грузовом направлении 18,0 млн ткм/км).
Относительно невысокая загрузка железнодорожных магистралей, обеспечивающих выходы к морским портам, объясняется тем, что значительные объемы перевозок нефти подаются к нефтегаваням Новороссийска и Туапсе по магистральным нефтепроводам.
Наибольшую роль в грузообразовании и грузопоглощении играют топливно-энергетические, строительные, машиностроительные, нефтеперерабатывающие и химические промышленные комплексы.
Предпосылкой дальнейшего роста объемов перевозок является развитие промышленности в ведущих отраслях специализации и усиление транзитного и внешнеторгового потенциала транспорта региона.
Одним из важнейших инновационных проектов последних лет стало открытие 17 декабря 2009 года высокоскоростного движения в России. Целесообразность создания скоростных и высокоскоростных линий базируется на критериях, выработанных на основе опыта их создания и эксплуатации, а также научных исследований в России и за рубежом. Исходя из ряда критериев, был определен полигон организации скоростного пассажирского сообщения общей протяженностью почти 11 тыс. км, который соответствует основным направлениям развития скоростного и высокоскоростного движения Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. В условиях Российской Федерации необходимыми и достаточными условиями для создания высокоскоростного железнодорожного транспорта обладают несколько направлений, к которым в первую очередь можно отнести Москва – Санкт-Петербург, а также на дальнейшую перспективу Москва – Нижний Новгород. Кроме того, развитие города-курорта Сочи и превращение его в центр мирового уровня, определяет целесообразность организации высокоскоростного сообщения участке Москва – Адлер. [8]
Данные по количеству отправленных грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования по субъектам Российской Федерации района тяготения СКЖД приведены в таблицах 5, 6 [9].
Таблица 5
Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования субъектами Российской Федерации района тяготения СКЖД (миллионов тонн)
Субъект РФ |
Отправление грузов железнодорожным транспортом, млн т | |||||
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Республика Адыгея |
0,2 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
1,3 |
2,2 |
Республика Калмыкия |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Краснодарский край |
19,0 |
27,5 |
32,9 |
30,4 |
36,9 |
40,0 |
Ростовская область |
22,8 |
21,8 |
27,4 |
16,1 |
22,5 |
25,0 |
Республика Дагестан |
2,8 |
1,9 |
2,7 |
1,8 |
2,2 |
2,7 |
Республика Ингушетия |
0,04 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,9 |
0,8 |
1,3 |
0,8 |
0,5 |
0,6 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1,3 |
2,2 |
2,2 |
2,6 |
2,9 |
2,8 |
Республика Северная Осетия - Алания |
1,6 |
2,2 |
2,0 |
1,4 |
1,7 |
1,6 |
Чеченская Республика |
0,2 |
2,2 |
2,2 |
1,6 |
1,2 |
0,9 |
Ставропольский край |
6,6 |
10,4 |
10,6 |
9,1 |
7,5 |
8,7 |
Итого по СКЖД |
55,54 |
69,9 |
82,1 |
64,5 |
76,8 |
84,6 |
Из таблиц видно, что основные объемы грузов следуют со станций Краснодарского края (40,0 млн т на 2011 год) и Ростовской области (25,0 млн т на 2011 год). Осуществлялись в основном отправление цемента, железнодорожного щебеночного балласта и широкой номенклатуры строительных грузов для строительства олимпийских объектов в г.Сочи.
Наибольший объем отправлений нефтегрузов следует с Краснодарского и Туапсинского нефтеперерабатывающих заводов. Основные объемы перевозок черных металлов следуют из Ростовской области. Это металл, принимаемый пограничными станциями из Украины, продукция Таганрогского металлургического завода, а также импортный металл, поступающий в морские и речные порты области.
Таблица 6
Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования субъектами Российской Федерации района тяготения СКЖД (тысяч человек)
Субъект РФ |
Отправление пассажиров железнодорожным транспортом, тыс чел. | |||||
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Республика Адыгея |
511 |
164 |
150 |
140 |
134 |
100 |
Республика Калмыкия |
32 |
58 |
4 |
4 |
12 |
4 |
Краснодарский край |
19619 |
16733 |
18756 |
16858 |
15837 |
15714 |
Ростовская область |
15002 |
15788 |
16160 |
13117 |
14528 |
16177 |
Республика Дагестан |
895 |
1000 |
980 |
889 |
869 |
716 |
Республика Ингушетия |
90 |
46 |
48 |
42 |
41 |
41 |
Кабардино-Балкарская Республика |
400 |
390 |
838 |
710 |
781 |
624 |
Карачаево-Черкесская Республика |
59 |
45 |
52 |
38 |
67 |
56 |
Республика Северная Осетия - Алания |
641 |
431 |
444 |
407 |
391 |
540 |
Чеченская Республика |
62 |
248 |
362 |
365 |
371 |
382 |
Ставропольский край |
13179 |
9899 |
9833 |
8174 |
7660 |
8080 |
Итого по СКЖД |
50490 |
44802 |
47627 |
40744 |
40691 |
42434 |