Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:55, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения.
Цель курсовой работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
6
Глава 2. Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………….
8
2.1. Население района тяготения Северо-Кавказской железной дороги.. 8
2.2. Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……….
11
Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………...
14
3.1. Главные отрасли промышленности, определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства……………………..
14
3.2. Сельское хозяйство района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
19
Глава 4. Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………………………………
21
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………… 21
4.2. Железнодорожный транспорт……………………………………… 27
4.3. География пассажирских перевозок…………………………………. 36
4.4. Характеристика внешнеторговых перевозок………………………... 39
Заключение…………………………………………………………………. 42
Список литературы………………………………………………………… 45
Отправление угля главным образом осуществляется из района г.Шахты Ростовской области.
Большое место в общем объеме отправления занимают прочие грузы (продукция машиностроения, химической, пищевой и других отраслей промышленности). Наибольший объем отправлений осуществляется со станций:
- Краснодарского края: плодоовощная продукция, продукция машиностроительных производств, текстильной и других отраслей хозяйства, а также импортные грузы, прибываемые в морские порты края;
- Ростовской области: продукция
различных отраслей
Значительную часть прибывающих грузов на железнодорожные станции СКЖД составляют нефтегрузы. прибывающие прежде всего на нефтеперерабатывающие заводы:
- Краснодарского края и морские порты для отгрузки на экспорт;
- Ростовской области, в основном для экспорта на Украину через передаточные станции Успенское и Гуково.
Второе место по значимости занимают строительные материалы. Наибольший их объем приходится на станции Краснодарского края и Ростовской области.
Объем прибытия металла на железнодорожные станции округа в 2008 году составили 20,4 млн т. Свыше половины из этого объема приходится на железнодорожные станции Краснодарского края, из этого объема 18,7 млн т следует на экспорт через морской порт Новороссийск (7,9 млн т) и Туапсе (10,8 млн т).
На станции Ростовской области в 2008 году прибыло 2,7 млн т черных металлов, из них 1,4 млн т последовало на экспорт через морские порты и передаточные станции на границе с Украиной.
Значительное место в прибытии на железнодорожные станции СКЖД занимают прочие грузы, удобрения, хлеб, лес.
Крупнейшими грузообразующими и грузопоглащающими пунктами на территории района тяготения СКЖД являются: углепогрузочные станции (Жирнов, Горная, Гуково), станции, обслуживающие нефтеперерабатывающие заводы (Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Татьянка), и пункт слива нефти с трубопровода на железную дорогу (Буденновск) и с железной дороги в трубопровод (ст. Тихорецкая), морские и речные порты, а также сухопутные переходы на границе России с Украиной (Успенская, Гуково) и Азербайджаном (Самур).
Расчет густоты железнодорожной сети
на 1000 км2 территории по каждой административно-
Таблица 7
Густота железнодорожной сети района тяготения СКЖД
Регион (субъект РФ) |
Территория, тыс. км2 |
Эксплуатационная длина железных дорог, км |
Густота железных дорог, км на 1000 км2 территории |
Республика Адыгея |
7,8 |
160 |
205 |
Республика Калмыкия |
74,7 |
165 |
22 |
Краснодарский край |
75,5 |
2088 |
277 |
Ростовская область |
101 |
1841 |
182 |
Республика Дагестан |
50,3 |
516 |
103 |
Республика Ингушетия |
3,6 |
39 |
108 |
Кабардино-Балкарская Республика |
12,5 |
133 |
107 |
Карачаево-Черкесская Республика |
14,3 |
51 |
35 |
Республика Северная Осетия – Алания |
8 |
144 |
180 |
Чеченская Республика |
15,6 |
304 |
195 |
Ставропольский край |
66,2 |
922 |
139 |
Итого по дороге |
429,5 |
6355 |
148 |
4.3. География пассажирских перевозок
Более 80% от общего объема отправления пассажиров по Южному федеральному округу приходится на Северокавказскую железную дорогу.
Загрузка отдельных участков железнодорожной сети Южного федерального округа пассажирскими поездами дальнего следования в период массовых перевозок достигала 54-62 пары поездов в сутки на участке Чертково – Лихая – Ростов, 45-47 пар в сутки на участке Ростов – Староминская – Тимашевская, 39-40 пар – на участке Туапсе – Сочи – Адлер.
Наибольшие размеры движения пригородных поездов наблюдаются на участках Минеральные Воды – Кисловодск – до 31 пары в сутки.
Более 50% перевозок пассажиров дальнего следования в Южном федеральном округе осуществляется в связях с Центральным федеральным округом. На связи с Приволжским округом приходится порядка 22,0% отправленных пассажиров, с Северо-Западным – около 13,2%, с Уральским округом – 7,8% пассажиров.
В соответствии со стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года к 2015 году общий объем пассажирооборота по Южному федеральному округу прогнозируется на уровне 18,0 млрд пасс.-км, что на 10,6% выше уровня 2008 года, в том числе в дальнем следовании – 15,6 млрд пасс.-км и в пригородном сообщении – 2,4 млрд пасс.-км.
Объемы отправления пассажиров к 2015 году достигнут уровня 61,4 млн чел., что выше уровня 2008 года на 7,4%, в том числе в дальнем следовании – 15,8 млн чел., а в пригородном сообщении – 45,6 млн чел. Относительно невысокий прирост объемов отправления пассажиров и пассажирооборота в округе объясняется депрессивным состоянием экономики большинства субъектов Российской Федерации, входящих в округ (Республики Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария и некоторые другие) и связанным с этим относительно низким уровнем денежных доходов населения.
К 2030 году объем пассажирооборота по Южному федеральному округу прогнозируется на уровне 21,9 млрд пасс.-км, что выше уровня 2008 и 2015 гг. на 34,5% и 21,7% соответственно, в том числе в дальнем следовании – 18,9 млрд пасс.-км и в пригородном сообщении – 3,0 млрд пасс.-км. Отправление пассажиров по данному округу к 2030 году достигнет уровня 71,3 млн чел., что выше уровня 2008 и 2015 гг. на 24,7% и 16,1% соответственно, в том числе в дальнем следовании – 19,1 млн чел., в пригородном сообщении – 52,2 млн чел. Это в значительной мере связано с ускоренным развитием экономики региона и заметным ростом численности населения за пределами 2015 г.
В перспективе в Южном федеральном округе предусматривается формирование скоростного пассажирского направления Центр-Юг на Курском железнодорожном ходу со строительством соединительной линии с Воронежским направлением и скоростью движения пассажирских поездов до 200 км/ч. Кроме того предусматривается организация скоростного движения пассажирских поездов до 140-160 км/ч в сообщениях Ростов-на-Дону -Краснодар, Ростов-на-Дону – Минеральные Воды и Краснодар – Минеральные Воды – Кисловодск.
Сравнительные данные по количеству пассажиров, перевезенных разными видами транспорта по субъектам Российской Федерации района тяготения СКЖД приведены в таблице 8.
Таблица 8
Отправление пассажиров разными видами транспорта по субъектам Российской Федерации района тяготения СКЖД (тысяч человек)
Субъект РФ |
Отправление пассажиров разными видами транспорта, тыс чел. (на 2011 год) | ||
железнодо-рожным |
автобусным |
воздушным | |
Республика Адыгея |
100 |
20218,5 |
|
Республика Калмыкия |
4 |
34240,7 |
|
Краснодарский край |
15714 |
309284,6 |
1883,1 |
Ростовская область |
16177 |
400645,8 |
627 |
Республика Дагестан |
716 |
72584,9 |
|
Республика Ингушетия |
41 |
10048,2 |
|
Кабардино-Балкарская Республика |
624 |
53149,1 |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
56 |
15421,9 |
|
Республика Северная Осетия - Алания |
540 |
69542,7 |
75 |
Чеченская Республика |
382 |
27929,9 |
|
Ставропольский край |
8080 |
178579,1 |
458,4 |
Итого |
42434 |
1191645 |
3043,5 |
4.4. Характеристика внешнеторговых перевозок
Приморско-приграничное положение Южного федерального округа определило широкие транспортно-экономические связи России с государствами ближнего и дальнего зарубежья через морские торговые порты и сухопутные пункты пропуска грузов через государственную границу (Успенская, Гуково, Самур). По железным дорогам округа также транзитом следуют большие объемы перевозок грузов внешней торговли между странами Европы и Центральной Азии.
Основными грузами, следующими в Украину через передаточный пункт Успенская, являются нефтепродукты и прочие грузы. С Украины через станцию Успенская осуществляется прием строительных грузов, металла, хлебных и прочих грузов.
Сдача грузов по станции Гуково составила в 2008 году 6,9 млн т, в основном это Кузнецкий уголь – 2,9 млн т, прочие грузы – 2,6 млн т, нефтепродукты – 1,0 млн т. Станция Гуково принимает в импортном направлении 3,7 млн т, это металл – 1,2 млн т, руда – 0,9 млн т, строительные грузы – 0,5 млн т, прочие грузы – 0,9 млн т.
Объем грузов, проходящих через пограничную станцию Самур в 2008 году, составил 6,7 млн т, из которых 5,7 млн т проследовало в экспортном направлении и 1,0 млн т – в импортном. Сдача грузов состоит из хлебных грузов – 1,7 млн т, строительных грузов – 0,9 млн т, лесоматериалов – 1,1 млн т, металла – 0,8 млн т и прочих грузов 0,9 млн т. Прием по станции Самур состоит из прочих грузов – 0,6 млн т, нефтегрузов – 0,3 млн т, строительных – 0,1 млн т.
Через станцию Веселая на границе с Республикой Абхазия перевозки пока не получили существенного развития. В 2008 г. общий объем перевозок через эту пограничную станцию составил 0,1 млн т (разнообразные грузы для населения и восстановления хозяйства Республики Абхазия).
Основные объемы внешнеторговых и транзитных перевозок осуществляются через морские порты округа.
Железнодорожный транспорт осуществляет прием и сдачу 61,2 млн т различных грузов, в том числе 54,6 млн т это сдача и 6,6 млн т – прием грузов.
Наиболее крупные порты региона Новороссийск, Туапсе. Железнодорожный транспорт обеспечивает экспорт нефтегрузов, металла, угля, хлеба, удобрений, леса.
Импортные грузы, следующие из морских портов железнодорожным транспортом, состоят из перевозок строительных грузов, руды, прочих грузов.
Рост в перспективе экономики Южного федерального округа, развитие экономических связей с другими федеральными округами и между предприятиями внутри округа, повышение роли транспортных коммуникаций Юга в освоении внешнеторговых и транзитных перевозок, а также рост курортно-туристического потенциала округа потребует выполнения крупных работ по развитию сети железных дорог округа. Предусмотрено также электрифицировать участки суммарным протяжением более 1 тыс. км. Получат развитие сортировочные станции Краснодар, Новороссийск, Лихая, Им. М.Горького. Намечено создание второго железнодорожного подхода к Новороссийскому порту, развитие пассажирской станции Анапа. С целью освоения перспективных размеров движения планируется осуществить реконструкцию Большого и Малого Новороссийских тоннелей и провести реконструкцию тоннелей на участках Кривенковская – Белореченск и Туапсе – Адлер.
Предполагается формирование специализированного пассажирского направления Центр – Юг, предусматривающего строительство новой скоростной двухпутной железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Батайск и реконструкцию участка Батайск – Туапсе – Адлер. На это направление планируется переключить пассажирские поезда назначением на Адлер, Сочи, Анапу. В результате время следования пассажирских поездов в курортную зону Черноморского побережья Кавказа сократится до 14-16 часов. Это также позволит загрузить существующее направление и обеспечить возрастающие перевозки грузов в корреспонденциях с портами Азово-Черноморского бассейна.
Заключение
Железные дороги в настоящее время – основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличивается. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на всей железнодорожной сети. Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостность государства, расширения международных экономических связей.
В ходе выполнения курсовой работы дана общая характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, проанализирован спрос на грузовые перевозки, проведена работа по установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения, изучен территориально - производственной комплекс района тяготения дороги, объемы и структура основных грузопотоков.
На основе литературных, статистических и картографических источников составлена экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги и определены структура и направления основных грузопотоков.
В перспективе в экономике развития Северо-Кавказкого района ожидается уменьшение доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии. Вместе с тем получат развитие машиностроение и самолетостроение, производство оборудования для аграрного сектора, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, индустрии строительных материалов. Важнейшей задачей остается повышение эффективности работы АПК Северного Кавказа: увеличение урожайности всех культур, совершенствование сельскохозяйственной специализации каждой части района с учетом природных и экономических условий. Необходимо проводить постоянную работу по сохранению и восстановлению рыбных богатств Азовского и Каспийского морей.