Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:58, контрольная работа
Бурное развитие рыночной экономики в России к традиционным рынкам сырья, товаров, рабочей силы добавило еще один – рынок предприятий.
Любой инвестор имеет выбор: развивать бизнес с нуля или купить существующую компанию (долю в ней). По данным Информационного агентства «Слияния и поглощения в России» (www.mergers.ru), в 2012 году на отечественном рынке было совершено более сделок по слияниям и поглощениям совокупной стоимостью около 70 миллиардов долларов (почти 8% от ВВП России). И это лишь самые крупные сделки, случаев продажи небольших предприятий было в десятки раз больше.
Введение 2
Цели, виды оценки стоимости бизнеса 3
1.2 Принципы оценки стоимости бизнеса 7
2 Практическая часть 18
Заключение 21
Список использованных источников 22
Принцип остаточной продуктивности. В основе стоимости земли лежит ее остаточная продуктивность. Каждый фактор производства должен быть оплачен из чистых доходов, создаваемых экономической деятельностью. Земля имеет какую-либо ценность, когда есть остаток после оплаты всех других факторов производства.
Остаточная продуктивность определяется как чистый доход, отнесенный к земле, после оплаты расходов на труд, капитал и управление.
Предприятие будет оценено выше, если земельный участок способен обеспечивать более высокий доход или минимизировать затраты.
Принцип вклада. Вклад — это сумма прироста стоимости объекта в результате внесения какого-либо нового фактора, а не фактические затраты на сам этот фактор. Добавление любых элементов к объекту оценки оправдано лишь тогда, когда получаемый прирост его стоимости превышает затраты на приобретение этих элементов. Таким образом, включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.
Принцип предельной доходности. По мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат до определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, однако уже замедленными темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.
Принцип сбалансированности (пропорциональности). Максимальная стоимость объекта собственности достигается или сохраняется тогда, когда факторы производства экономически сбалансированы. Имеется теоретическая точка равновесия для каждого объекта собственности, которая обеспечивает самый большой доход. Максимальная стоимость предприятия достигается при сочетании оптимальных величин различных факторов производства.
3. Принципы, связанные с рыночной средой.
Принцип спроса и предложения. Стоимость объекта определяется соотношением спроса и предложения на данном рынке. Основные закономерности:
• если спрос постоянен, а предложение увеличивается, то цены уменьшаются;
• если спрос постоянен, а предложение уменьшается, то цены увеличиваются;
• если предложение постоянно, а спрос растет, то и цены растут;
• если предложение постоянно, а спрос уменьшается, то и цены уменьшаются.
Цена стабильна тогда, когда между спросом и предложением на рынке устанавливается соответствие.
Принцип конкуренции. Конкуренция на рынке возникает среди покупателей, продавцов, которые стремятся заключить выгодную сделку о купле-продаже объекта собственности. Кроме того, каждый объект конкурирует со всеми другими объектами, имеющими аналогичное функциональное назначение. Принцип конкуренции основан на том, что рыночные цены устанавливаются на определенном уровне с учетом конкуренции; возможность получения прибыли порождает конкуренцию, а сверхприбылей — жесткую конкуренцию. Обострение конкуренции ведет к снижению уровня доходов.
При прогнозировании доходов предприятия фактор конкурентной борьбы можно учесть двумя способами: за счет прямого уменьшения потока доходов или путем увеличения фактора риска, что также снизит текущую стоимость будущих доходов.
Принцип изменений. Объекты собственности постоянно претерпевают изменения. Они изнашиваются, изменяется техника, технология, сырьевая база. И общество в целом, и индивидуальные объекты переживают четыре фазы развития:
1) рост. Период увеличения доходов населения, согласия в обществе;
2) стабильность. Период равновесия
(отсутствие видимого
3) упадок. Период социальной
4) обновление. Период обновления
и возрождения рыночного
Определение принципа: стоимость объектов собственности, как правило, не остается постоянной, она меняется с течением времени. Оценка должна содержать указание на дату ее проведения.
Все принципы оценки стоимости предприятия взаимосвязаны. Степень значимости каждого принципа определяется конкретной ситуацией.
При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы, к которым относятся следующие.
Спрос. Стоимость бизнеса напрямую зависит от количественного соотношения потенциальных покупателей и компаний, предложенных к продаже. Соотношение между спросом и предложением может увеличить или уменьшить цену компании на 15-20%. Величина и динамика спроса определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, какие возможности контроля и перепродажи данного бизнеса. В 2003 г. наибольшим спросом пользовались предприятия сферы услуг, общепита и продовольственного бизнеса. Например, инвесторы готовы были платить от $30 000 до $200 000 за салон красоты, который дает минимальный доход или вообще работает в ноль.
Тип бизнеса. Компании, управление которыми не требует специализированной подготовки, продаются дороже, чем те, владение которыми предполагает наличие специализированных навыков и которые, следовательно, имеют ограниченный рынок покупателей. Например, многие покупатели расценивают автомойки как предприятия, развитие которых не предполагает каких-то оригинальных маркетинговых ходов, нередко приходится слышать фразу: «Главное – вовремя закупать моющие средства, а клиент сам пойдет». Руководствуясь этой логикой, инвесторы иногда готовы платить за автомойку более 30 ее месячных прибылей.
Доход (прибыль). Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности, в свою очередь, определяется соотношением потоков доходов и расходов.
Время получения доходов. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро получает прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.
Наличие активов. Как отмечено ранее, при определении стоимости бизнеса ключевое значение имеет приносимый им доход. В случае если компания обладает высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием с длительными сроками полезного использования, недвижимостью, к стоимости денежного потока прибавляется ликвидационная стоимость этих объектов (в некоторых методах). Однако денежный поток все же остается определяющим фактором, а оборудование рассматривается как инструмент, без которого невозможно получить данный денежный поток. Такими же факторами являются обученный персонал и клиентская база. Может быть учтена и деловая репутация (goodwill) компании.
Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.
Для многих покупателей прозрачность, то есть отсутствие риска или темных сторон сделки, оправдывает более высокую цену. Как это ни парадоксально, инвестор готов платить больше за компанию с белой бухгалтерией, хотя ее доходы, несомненно, будут ниже, чем у серого собрата. Друой пример – сетевые компании. Они характеризуются повышенной ликвидностью – их стоимость на 15-20% выше аналогичных по критерию дохода предприятий. Объясняется это диверсификацией рисков, с которой связано приобретение сетей, – фирма не понесет существенного убытка в случае, если возникнут проблемы с арендой одной из точек или если рядом откроется конкурирующая организация.
Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в частную собственность или приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты труда, формировать стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы и т.д.
В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.
Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.
Ограничения на бизнес. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.
Соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты. Спрос на предприятие наряду с полезностью зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовый рынок. Важным фактором, влияющим на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для инвестиций. Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы, такие как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность.
Кроме того, важное значение имеют и перспективы развития данного бизнеса. Обычно стоимость предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансового устойчивого.
Квалификация управленческого персонала. Этот фактор определяет способность развивать бизнес, поэтому его значение возрастает по мере расширения бизнеса. Кроме того, подготовка персонала имеет свою цену, которую необходимо учитывать при оценке стоимости предприятия.
Диверсифицированность производства. Диверсификация производства позволяет повысить устойчивость предприятия к воздействию внешней и внутренней среды. Поэтому стоимость диверсифицированного предприятия будет выше, чем у предприятия, имеющего моноспециализацию.
Личные цели. Как продавец может быть эмоционально привязан к своему бизнесу, так и покупатель может ожидать от бизнеса того, чтобы тот отвечал определенным нефинансовым параметрам. Поэтому инвестор может изъявить желание уплатить больше за бизнес, который будет приносить ему удовлетворение, соответствуя определенным личным ценностям и идеалам.
Мотивация. Насколько сильно желание продавца продать бизнес? Насколько сильно желание покупателя приобрести бизнес? Наличие вынуждающих личных обстоятельств, начиная с отсутствия работы и заканчивая болезнью и смертью, может серьезно повлиять на цену бизнеса. Покупателю всегда надо обращать особое внимание на причину продажи ведь не исключено, что магазин продается из-за того, что рядом строится большой супермаркет.
Среди прочих факторов большое значение имеют известность компании на рынке, возможность увеличения рыночной доли, гарантия сохранения клиентской базы при смене собственника, наличие слаженной команды и прочее.
Подходы к оценке стоимости бизнеса.
В российской практике оценки существует следующая трактовка подходов к оценке бизнеса (предприятия).
Доходный подход (income approach) - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.
Доходный подход основывается на допущении, что рациональный инвестор (будущий владелец) не заплатит за предприятие сумму больше, чем сумма доходов, которые предприятие принесет ему в будущем. Поэтому задача сводится к прогнозированию деятельности компании на перспективу и определению величины доходов, приносимых собственным капиталом. При этом учитывается, что будущие доходы, если их оценивать сегодня, будут меньше на величину упущенной выгоды.
Доходный подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих предприятий, которые и после их перепродажи новым владельцам последними не планируется закрыть (ликвидировать). Этот подход является наиболее приемлемым для оценки бизнеса. Он основан на применении оценочного принципа ожидания.
Рыночный (сравнительный) подход (market approach) — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Рыночный подход, называемый в оценке бизнеса методом компании-аналога, базируется на допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, которая может быть получена за аналогичное предприятие. Основная идея этого метода — найти предприятия-аналоги, у которых известны либо цена акций, либо цена сделки при приобретении предприятия. Далее при расчетах исходят из гипотезы о прямой пропорциональности цены и некоторых финансовых показателей (например, чистой прибыли на акцию). Следовательно, если мы знаем соотношение цены и чистой прибыли на акцию аналога, то мы можем рассчитать цену акций своего предприятия, умножив свою чистую прибыль на полученное по аналогу соотношение.
Рыночный подход особенно эффективен в условиях существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Он основан на применении принципа замещения и принципа вклада и используется для оценки предприятия как действующего.