Цели и задачи промышленной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:20, реферат

Краткое описание

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.
Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):
- эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
- занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленная_политика_1.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

Цели, методы и меры промышленной политики Российской Федерации.

(версия 1.2)

 

1. Цели и  задачи промышленной политики  Российской Федерации.

 

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.

Эта цель достигается  путем выполнения следующих задач (подцелей):

  • эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
  • занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

Сформулированная  цель и задачи вытекают из Конституции  РФ и политических документах Президента РФ.

 

Статья 7, п.1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 

Статья 61, п.2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

 

В Послании Президента РФ на 2003 г. говорится:

 

Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной  рыночной экономикой. Страной, где права  собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют  людям честно работать, зарабатывать.

 

Быстрый и  устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная  продукция. Конкурентоспособным должно быть у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и  государственные институты, предприниматели  и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура.

 

Нормой  в  современном мире является жесткая  конкуренция. И потому наша способность  конкурировать, готовность  вести  борьбу  за  ресурсы  и влияние  напрямую определяют ситуацию  внутри страны и вес России в международных  делах.

 

2. Что такое  промышленная политика?

 

Промышленная политика – это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Промышленная политика разных стран, а также одной страны в разные исторические периоды различается  по целям и составу применяемых  методов и средств (см. раздел 2).

 

Отличия промышленной политики от других видов экономической политики.

(1) От макроэкономической политики промышленная политика отличается своим объектом, целями и методами. Объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом, описываемое совокупностью макроэкономических агрегатов. Целью промышленной политики не является достижение макроэкономической стабильности, борьба с инфляцией и т.п. В число методов промышленной политики не входят регулирование агрегированных показателей государственного бюджета, процентных ставок, резервных требований, валютного курса и т.п. средства макроэкономической политики.

В то же время в число целей промышленной политики может входить долгосрочный экономический рост, увеличение притока  инвестиций в производство и т.п. Поэтому государство, проводя промышленную политику, учитывает соответствующие макроэкономические факторы, и наоборот.

(2) От бюджетной и налоговой политики, в рамках которой государство осуществляет перераспределение от налогоплательщиков к получателям бюджетных средств, промышленная политика отличается тем, что ее объектом является производственная деятельность хозяйствующих субъектов, а не перераспределительная деятельность государства.

В то же время действия государства  в сфере налогового регулирования, государственного заказа и бюджетных  инвестиций непосредственно влияют на состояние и деятельность производителей. Кроме того, естественной (хотя и  новой) сферой промышленной политики является производство услуг, традиционно относимых  к «бюджетной сфере», но все чаще рассматриваемых в качестве именно производственной, а не перераспределительной  деятельности - здравоохранение, образование. Поэтому промышленная политика в  перечисленных сферах пересекается с налоговой и бюджетной политикой.

(3) От социальной политики, объектом воздействия которой является уровень и качество жизни (т.е., в первую очередь, потребление) отдельных групп населения промышленная политика отличается тем, что занимается производственной деятельность предприятий, а не потреблением населения (домохозяйств).

В то же время социальная политика может  оказывать существенное влияние  на деятельность производителей в тех  случаях, когда целью государственного регулирование является обременение  производителя социальными обязательствами (регулирование цен и тарифов, предоставление льгот, квоты рабочих  мест для определенных категорий  людей и т.д.). В этих случаях необходима тесная координация этих двух видов экономической политики.

(4) Внешнеэкономическая политика (в широком смысле, т.е. включая торговую, миграционную политику, валютное регулирование и т.д.) включается в промышленную политику в той мере, в какой ее цели напрямую связаны с производственной деятельностью российских производителей. В частности, в промышленную политику включается таможенное регулирование, деятельность государства в сфере международного торгового права, международное техническое регулирование, международное экологическое регулирование, регулирование трудовой миграции, военно-техническое сотрудничество (частично), регулирование иностранных инвестиций и некоторые другие сферы. Не входят в промышленную политику валютное регулирование, регулирование нетрудовых видов миграции, получение и оказание гуманитарной помощи и т.д.


(5) Региональная политика пересекается с промышленной политикой в той степени, в какой затрагивает вопросы размещения производительных сил, а также использования земли и природных ресурсов. В то же время региональная политика содержит многочисленные компоненты, напрямую не связанные с осуществлением производственной деятельности – например, распределение федеральной финансовой помощи между регионами, социальное развитие регионов, и др.

 

 

 





 

 

 



 



 









 

 

 


 

 

 


 


 


 

Объект промышленной политики –  производитель товаров и услуг (производственное предприятие).

В данной концепции промышленной политики ее объектом является производитель товаров и услуг – производственное предприятие. Такой подход является относительно новым. В традиционной промышленной политике ее объектом обычно были крупные производственно-технологические комплексы, гигантские корпорации или целые отрасли, обычно состоящие из крупных, капиталоемких производств. Однако произошедшие в последние десятилетия структурные перемены – развитие новых производственных технологий, финансовых инструментов, организационных структур, глобализация производства, торговли и финансов, повышение роли знаний, информации и технологии в производственных процессах и др. – все это делает традиционное представление об объекте промышленной политики ограниченным и неадекватным (см. исторический очерк в разд.2).

Любая промышленная политика исходи из определенной концептуальной модели объекта политического  воздействия. Используемая здесь модель представлена на рис. 1, который интерпретируется следующим образом.

1) Производственное предприятий –  это любой производитель товаров  и услуг как для конечного, так и для промежуточного (производственного) потребления. Данная категория включает широкий круг хозяйствующих субъектов – от промышленных и торговых предприятий всех типов и размеров до индивидуальных предпринимателей и учреждений, занятых оказанием платных и «бесплатных» (бюджетных) услуг. Не являются производственными предприятиями:

  • конечные потребители (домохозяйства);
  • органы государственной власти и управления (правительства всех уровней, органы представительной власти, министерства и ведомства, суды, органы исполнения наказаний, органы надзора и контроля и т.д.);
  • подразделения силовых структур – воинские части и подразделения, органы внутренних дел и т.д.;
  • общественные, общественно-политические, благотворительные, религиозные и международные организации.

2) Сплошными стрелками на рис. 1 показаны потоки ресурсов (факторов производства), используемых предприятием в процессе производства, производимая им продукция и уплачиваемые им государству налоги и сборы.

3) Факторы производства, используемые  производителем, условно делятся  на 5 классов – земля, труд, капитал,  финансовые ресурсы и фактор  «знания, информация, технологии». Для каждого из факторов существует свой рынок. Отдельно отмечен тот факт, что государство в РФ является одним из важнейших участником рынка финансовых ресурсов для производителей (в первую очередь через механизм бюджетных инвестиций), а также основным владельцем земли и природных ресурсов.

4) «Продукция» в данной модели  включает не просто физически  произведенный товар или услугу, но все сопровождающие дополнительные  услуги, включая сервисное и гарантийное  обслуживание, страховку, кредитование  и пр.

5) Государство выполняет в данной  модели пять типов функций:

  • поставщик факторов производства;
  • потребитель произведенной продукции;
  • получатель налоговых платежей;
  • регулятор рынков и деятельности производителя;
  • политический субъект в рамках международной политики.

В качестве получателя налоговых платежей и регулятора государство реализует  властные полномочия (показаны стрелками  с крупным пунктиром). В рамках других функция оно выступает  равноправным субъектом по отношению  к другим участникам рынка и/или  иностранным государствам.

6) В рамках международных отношений  государство не может применять  власть. Т.к. не обладает ею, но  может использовать политическое  влияние (показано стрелкой с  мелким пунктиром) всеми возможными средствами – от участия в переговорах, заключения договоров и участия в международных организациях до различных средств силового давления (вплоть до проведения военных операций).

7) Государство может осуществлять  промышленную политику в ходе  выполнения всех перечисленных  функций.

 

Средства промышленной политики.

Промышленная  политика – это государственное  воздействие на каждый из блоков, входящих в модель производителя, изображенную на рис. 1. Набор таких мер воздействия составляет инструментарий промышленной политики.

1) Регулирование  прав собственности и корпоративных  структур (блоки «Производитель товаров и услуг» и «Система управления»), включая:

  • законодательство о собственности и об организационно-правовых формах производственных предприятий (ГК, законы об акционерных обществах, государственных унитарных предприятиях, о банкротстве, БК в части, посвященной бюджетным учреждениям, и др.);
  • нормативные правовые акты, регулирующие управление государственным имуществом и государственным сектором (включая контроль над внебюджетными доходами организаций государственного сектора);
  • нормативные правовые акты, регулирующие вопросы учета и отчетности (кроме налогового учета и отчетности);
  • приватизация государственных предприятий и организаций;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие мобилизационную подготовку.

2) Политика  в отношении рынка финансовых  ресурсов (блок «Финансовые ресурсы»):

  • регулирование финансовых рынков;
  • бюджетные инвестиции;
  • федеральные целевые программы и нормативные акты, их регулирующие;
  • инвестирование средств федеральных государственных внебюджетных фондов;
  • регулирование иностранных инвестиций;
  • регулирование деятельности зарубежных финансовых институтов на территории страны.

Информация о работе Цели и задачи промышленной политики Российской Федерации