Цели и задачи промышленной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:20, реферат

Краткое описание

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.
Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):
- эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
- занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленная_политика_1.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

3. Права и  свободы человека и гражданина  могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в какой это необходимо в  целях защиты основ конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав  и законных интересов других  лиц, обеспечения обороны страны  и безопасности государства.

 

Многие  положения Конституции РФ, определяющие права и свободы граждан, должны реализовываться в том числе и в рамках промышленной политики.

 

Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 

Данная  статья Конституции устанавливает  приоритеты экономической политики государства, которая должна осуществляться, прежде всего, в целях защиты прав и свобод граждан. В частности, недопустимо  при формировании промышленной политики апеллировать к «интересам государства» как таковым (например, при введении государственной монополии на ту или иную деятельность), не конкретизируя  их в качестве средства защиты прав и свобод граждан.

 

Принцип 2. Свобода производственной деятельности.

Свобода производственной деятельности является главным условием достижения целей  промышленной политики, сформулированных в разделе 1. Данный принцип соответствует  следующим конституционным положениям:

 

Статья 8 п. 1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 34 п. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 34 п. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Промышленная политика должна быть направлена на приведение действующего законодательства в соответствие с данной статьей Конституции. Должны быть поэтапно отменены правовые нормы, направленные на ограничение свободы  экономической деятельности по тем  или иным основаниям (в частности, на основании технико-экономических  особенностей производственных процессов, как в случае правового закрепления  понятия «естественная монополия»). В частности, целью промышленной политики является полный отказ от лицензирования, прямо нарушающего  конституционные принципы свободы  экономической деятельности, и переход  к альтернативным методам регулирования. В соответствии с данным принципом  также недопустимо введение государственной  монополии на ту или иную деятельность и выделение специально уполномоченных компаний.

 

Принцип 3. Равноправие форм собственности.

Промышленная  политика не должна предоставлять льготы и преференции на основе формы  собственности на производственные предприятия.

 

Статья 8 п. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9 п. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 36 п. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

 

В частности, промышленная политика должна полностью исключать предоставление государственные льготы и преференции  тем или иным хозяйствующим субъектам  на основании их формы собственности  или иных особенностей, в ущерб  остальным участникам рынка (как  это имеет место, например, в случае государственных и муниципальных  унитарных предприятий, получающих дотации из бюджетов различных уровней).

Законодательство  не должно устанавливать перечни  объектов, используемых в целях производства товаров и услуг, не могущих находится  в частной или муниципальной  собственности. Муниципалитеты, физические и юридические лица должны иметь  право иметь в собственности  недра и имущественные права  на пользование ими, крупные водные объекты и иные виды природных  ресурсов.

 

Принцип 4. Исключительная ответственность  государства за исполнение своих  конституционных обязанностей.

 

Статья 7 п. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Данная  статья Конституции недвусмысленно устанавливает, что социальная защита граждан является обязанностью государства, а не частных лиц, акционерных  компаний или иных негосударственных  организаций. Целью промышленной политики является поэтапный отказ от обременения производителей товаров и услуг социальными обязательствами и переход к адресной поддержке целевых групп населения за счет средств бюджетной системы.

 

Принцип 5. Защита интересов российских производителей на международной арене.

Конституционные цели и ограничения промышленной политики в сфере внешнеэкономических  отношений задаются следующими положениями:

 

Статья 61, п.2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 11, п.4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Из этого вытекает, что  вступление (или не-вступление) в двух- и многосторонние внешнеэкономические договоры и соглашение, а также в международные организации должно рассматриваться как инструмент защиты интересов российских производителей товаров и услуг. Эта же цель должна играть существенную роль во внешней политике РФ в целом. Недопустимо проведение внешнеэкономической политики на основе исключительно идеологических мотивов.

 

Принцип 6. Равноправие  граждан России и иностранных  государств.

Российское законодательство должно предоставлять гражданам  России в России и за рубежом не меньше прав, чем имеют граждане иных стран. Если кому-то в России или за рубежом разрешено осуществление каких-либо видов хозяйственной деятельности, российское законодательство не может препятствовать в этом российским предпринимателям. Этот принцип является наилучшей защитой национальных интересов в международной конкуренции и тесно связан с принципом защиты российского производителя.. Одним из его следствий является свобода для граждан России осуществлять любые операции, связанные с перетоком капиталов через границу: инвестиции за рубежом, открытие счетов в иностранных банках, страхование и перестрахование.

 

Принцип 6. Приоритет актов прямого  действия

При создании нового законодательства несомненный  приоритет должен отдаваться актам  прямого действия, не допускающим  выпуска инструкций, разъяснений, методических материалов и иных ведомственных  подзаконных актов. Законы и кодексы  могут содержать подробные инструкции, учётные и отчётные формы, нормативы  и пр. Такие объёмные документы  при любых условиях предпочтительнее отсылочных норм, дающих исполнительной власти право самостоятельно вмешиваться  в хозяйственную деятельность без  контроля законодателя.

 

5. Содержание  промышленной политики Российской  Федерации.

 

Содержание промышленной политики Российской Федерации определяется целями и принципами, сформулированными  выше, и исходит из концепции (модели) производственной деятельности, приведенной  в разделе 2. Основными ее направлениями  должны стать следующие.

 

Освобождение вновь создаваемых  производственных предприятий от ценового и антимонопольного регулирования 

Созданные во время существования  СССР производственные активы, несмотря на частичную приватизацию, остаются для многих граждан нашей страны «общенародной собственностью», что  ведет к сохранению государственного вмешательства в их деятельность. Кроме того, многие предприятия и  производственные активы, унаследованные от СССР, относятся к числу стратегически  важных объектов, которые, согласно сложившемуся общественному консенсусу, должны оставаться в сфере особого государственного контроля (прежде всего, общенациональные инфраструктурные сети и некоторые  предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых).

Однако государственное регулирование  должно отличать такие активы от активов, созданных приватизированными и  частными компаниями за прошедшее десятилетие. Все созданные на частные средства активы должны быть свободны от государственного вмешательства, вне зависимости  от того, в каких отраслях они  работают.

Данный  подход с успехом применяется  уже сегодня – в сфере жилищного  строительства. Цены на коммунальные услуги в большинстве новостроек являются вполне рыночными.

 

Освобождение государства от производственных активов.

Государство представляет собой особую форму  общественного потребления. Осуществление  государством производственной деятельности является экономически неэффективным. Поэтому государственная собственность  на производственные предприятия и  производственные активы допустима  только в исключительных случаях, связанных  с обеспечением внешней и внутренней безопасности государства и его  граждан (некоторые инфраструктурные сети и часть военного производства).

Во  всех остальных случаях государство  должно поэтапно избавиться от производственных активов путем платной приватизации, проводимой на основе открытых конкурсных процедур. Государственная политика в соответствующих отраслях должна проводиться с помощью технического регулирования, мобилизационного законодательства и других методов регулирования, не требующих непосредственного  участия в управлении производством.

Продажа социально значимых активов, приватизация которых заставляет опасаться  за исполнение тех или иных обязательств, обременяющих сегодня эти активы, должна проводиться вместе с приватизацией  этих обязательств (пассивов). Например, приватизация градообразующего предприятия  может быть произведена с одновременным  наложением на владельца обязательств социального обеспечения жителей  города, а приватизация учреждений здравоохранения или образования  – с наложением обязательства  лечить или оказывать образовательные  услуги по регулируемым ценам (на протяжении переходного периода, могущего быть достаточно длительным).

Обязательства должны быть привязаны именно к активам, а не к покупателям приватизированного имущества. Это позволит не допустить  потери обязательств через умышленное банкротство или перепродажу  активов. Неисполнение наложенных обязательств должно приводить к национализации активов, вне зависимости от того, кто будет на тот момент их владельцем. Естественно ожидать, что обременённые обязательствами активы будут проданы  дешевле.

 

Одновременное действие разных типов  регулирования

Если дерегулирование какой-либо деятельности затруднено из-за предполагаемых социальных последствий, предположений  о недостаточном уровне конкуренции  или даже из-за противодействия отраслевого  лобби, выходом из такой ситуации может стать право добровольного  выбора между работой в новых  условиях и сохранением старого  порядка. Например, при замене лицензирования обязательным страхованием или раскрытием информации предприниматель может  иметь право выбирать между соблюдением  новых требований и ограничений, или сохранением старого порядка подчинения лицензирующему органу.

Такой подход позволяет создать  «конкуренцию» типов регулирования  и на практике определить тот тип, который связан с наименьшими  издержками для потребителей, предпринимателей и государства. Для части клиентов коммерческих банков, например, при  выборе банка будет важным сохранение контроля и лицензирования Центральным  банком. Но часть клиентов наверняка  сочтут более привлекательными условия, предлагаемые дерегулированными финансовыми институтами, защищёнными репутацией или страхованием.

 

Отмена лицензирования и замена его системами страхования.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» в полном соответствии с Конституцией РФ устанавливает, что предпринимательская деятельность подлежит лицензированию лишь в случаях, когда это необходимо для защиты законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности страны, культурного  наследия народов, и когда данная деятельность не может регулироваться иными способами.

На  практике многие виды деятельности не только лицензируются, но и регулируются иными способами (государственный  контроль, обязательная сертификация, установление обязательных правил безопасности и т.д.) Таким образом, все виды деятельности, регулируемые иными способами, должны быть освобождены от лицензирования. 

Как показывает анализ практики лицензирования, во многих случаях альтернативой  лицензированию может стать страхование, совмещающее механизмы предотвращения ущерба и механизмы получения  компенсации в случае причинения ущерба. Так как страховщики отвечают за результат своей работы деньгами и получают оплату своего труда на рыночных условиях, оценка рисков и  дальнейший надзор страхователя за застрахованным бизнесом порождают гораздо более  адекватные системы стандартов и  правил, чем государственное регулирование, направляемое усилиями лоббистов. Обязательное страхование может создать для  предпринимателей те же стимулы к  предотвращению ущерба, что и лицензирование.

Информация о работе Цели и задачи промышленной политики Российской Федерации