Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 12:28, курсовая работа
Процессы глобального развития, охватившие все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.
Глава 1. НОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Нормативная политика, ее цели и инструменты 5
1.2. Активная и пассивная макроэкономическая политика 9
1.4. Взаимосвязь и координация макроэкономической политики на мировом уровне 10
1.5. Выбор оптимальной макроэкономической политики 11
1.6. Проблема оптимизации макроэкономической политики в условиях неопределенности 12
2.1. Фискальная политика, как составная часть бюджетно-налоговой политики государства и ее роль в стабилизации экономики. Виды фискальной политики. 14
2.2. Проблемы, связанные с осуществлением дискреционной политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов при автоматической политике. 16
2.3. Денежно-кредитная политика, как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики. 17
Глава 3. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ 21
3.1. Внутреннее и внешнее равновесие, как цели стабилизационной политики в открытой экономике. Влияние фискальной и денежно- кредитной политики на состояние платежного баланса страны. 21
3.2. Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики при фиксированном и плавающем валютных курсах 24
3.3. Влияние изменения уровня цен на результаты стабилизационной политики в открытой экономике 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список литературы: 30
Международный институт экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки 2 курса
Группы Э12И
Факультета «Экономики и управления»
Семеновой Екатерины Ивановны
Дисциплина «Экономическая теория, часть 2»
Тема «Цели макроэкономической политики государства»
Руководитель-консультант
Защищена
«___»_______2013г.
Москва 2013
Содержание
Введение
Процессы глобального развития, охватившие все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.
Экономическая политика развития государства должна опираться на практическое осознание перспектив устойчивого развития. По мнению экспертов происходящее в экономике в настоящее время уже можно расценивать как кризис: кризис механизмов роста и кризис механизмов управления экономикой. Основную причину кризиса, помимо сокращения внешнего спроса, они видят в ужесточении кредитно-денежной и бюджетной политики. От своевременного приложения искусных экономических решений, в которых задачи выхода из кризиса видятся сквозь призму точного и ясного видения будущего России, зависит прорывная модернизация, использующая все интеллектуальные возможности общества и наличный научно-производственный потенциал.
В центре внимания любых мероприятий, создающих условия для перехода к росту, должно находиться повышение благосостояния всех слоев населения через оживление массового платежеспособного спроса при наращивании внутреннего производства и его реструктуризации в пользу отраслей, определяющих будущее российской экономики.
Поскольку макроэкономическая политика - это действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции, то для современной России решение основных задач в макроэкономике становится жизненно необходимым. Так по официальным оценкам в Минэкономразвития ожидают увеличения экономики на 3,5% в этом году и постепенного ускорения темпов роста до 4,5% в 2015 году.
Одним из факторов, влияющих на увеличение темпов роста экономики могла бы стать Пенсионная реформа — это важнейший источник и денег для экономики (в т.ч. «длинных»), и стимулов для сбережений.
В данной работе рассматриваются основные аспекты решения основных задач фискальной, монетарной и внешнеэкономической политики.
Основываясь на материалах курса, дополнительной литературе по данной теме, публикациях и научных работах, с уверенностью можно предположить, что решение основных задач макроэкономической политики, позволит государству вывести страну из сырьевой зависимости и увеличить темпы роста экономики.
Макроэкономическая политика представляет собой такую форму вмешательства государства в экономику, которая направлена на достижение полной занятости, устойчивых темпов экономического роста, стабилизацию уровня цен и внешнего равновесия посредством применения инструментов, корректирующих и дополняющих рыночный механизм.
Решения, принимаемые правительственными органами и определяющие экономическую политику, оказывают значительное влияние на жизнь и благосостояние граждан в рамках национальной экономики и за ее пределами. В связи с этим возник особый раздел экономической теории - нормативная теория экономической политики.
Нормативный подход наряду с количественными методами исследования позволяет расширять и усиливать аналитические и прогнозные возможности макроэкономической науки. В рамках нормативного подхода исследование объекта (экономической реальности) осуществляется с точки зрения оценочного, нормирующего суждения, прежде всего относительно достижения желаемых целей Нормативная теория экономической политики призвана определять, как следует действовать политикам для достижения желаемых результатов (целей политики).
При нормативном подходе предполагается, что правительственные органы являются субъектом, действующим рационально. Правило рациональности означает, что субъект, принимающий решение, четко осознает свои цели и точно понимает, с помощью каких инструментов он может их достичь.
Поэтому в рамках нормативного подхода рассматриваются следующие проблемы:
В качестве главной цели в самом общем виде выступает максимизация общественного благосостояния. Поскольку понятие общественного благосостояния многогранно, его обеспечение предполагает необходимость достижения целого ряда более конкретно определенных целей, которые могут быть количественно измерены в виде тех или иных целевых показателей. Так, достижение полной занятости является одной из целей, без достижения которой невозможно максимизировать общественное благосостояние.
Классификация основных целей макроэкономической политики:
Между различными целями существует неоднозначная система взаимосвязей. Некоторые цели могут дополнять друг друга, такой тип взаимосвязей между двумя целями характеризуется тем, что достижение одной цели способствует достижению другой. Например, экономический рост и полная занятость в условиях экономического спада. Другие цели могут быть взаимозаменяемыми (конфликтными). Достижение одной из конфликтных целей препятствует достижению другой. Так, согласно кривой Филипса, в условиях инфляции достижение цели стабилизации уровня цен в краткосрочном периоде противоречит цели достижения полной занятости, поскольку снижение темпов инфляции в краткосрочном периоде ведет к росту уровня безработицы. Наконец, могут существовать нейтральные цели, не оказывающие влияния друг на друга.
Характер взаимосвязи между целями в процессе экономического развития может изменяться и определяется конкретной экономической ситуацией. В частности, такие цели, как достижение равновесия платежного баланса и экономический рост могут взаимно дополнять друг друга, если имеет место дефицит платежного баланса. Напротив, при избытке платежного баланса эти цели становятся взаимозаменяемыми. Уровень цен и объем выпуска на одних стадиях экономической конъюнктуры могут изменяться однонаправлено (например, в условиях экономического подъема), на других (в условиях стагфляции) - изменяться в противоположном направлении.
Наличие не только взаимодополняющих, но и взаимозаменяемых целей, изменение характера взаимосвязей между различными целями существенно усложняет выбор и проведение макроэкономической политики.
Для достижения поставленных целей государство может использовать набор определенных политических инструментов. Инструментами макроэкономической политики являются те параметры, на которые правительственные органы могут оказывать непосредственное воздействие при проведении той или иной политики. При макроэкономическом анализе в качестве политических инструментов рассматриваются:
Конкретный набор инструментов фискальной и денежно-кредитной политики или их сочетание зависит от экономической ситуации в стране, институциональной среды, приоритета выбранных целей и целого ряда других факторов.
Суть нормативного подхода заключается в выборе политических решений, позволяющих максимально возможно приблизить экономику к достижению желаемых целей, т.е. в определении оптимального масштаба применяемых инструментов. Оценивая экономическую ситуацию, государство определяет конечные цели политики и конкретные значения целевых показателей, к достижению которых необходимо стремиться. На основе модели, связывающей целевые показатели, и имеющегося в его распоряжении набора политических инструментов государство определяет те количественные значения инструментов, которые необходимы для получения заданные целевых показателей.
В отличие от нормативного, позитивный подход к макроэкономической политике направлен на определение результатов воздействия на экономику заранее выбранных государством масштабов применяемых политических мер. Таким образом, основной задачей позитивного подхода является оценка последствий принятых правительственных решений. Напротив, при нормативном подходе исследуется вопрос о том, как политикам следует действовать, какие решения им надо принимать для того, чтобы поставленные цели были достигнуты наилучшим образом и с минимальными издержками для общества.
Впервые необходимость проведения активной макроэкономической политики была обоснована в кейнсианской теории, акцентировавшей свое внимание на несовершенствах рыночного механизма. Активная политика как раз и есть государственная политика, направленная на улучшение деятельности рынка путем исправления этих несовершенств.
По мнению неоклассиков, проведение активной экономической политики осложняется действием следующих факторов:
Выбор между пассивной и активной экономической политикой зависит и от того, какую политику проводило государство в прошлом. Уроки истории, наиболее успешно повлиявшие на экономику страны, служат моделью, которую берут как основу для современных преобразований.
1.3. Стабилизационная и антиинфляционная политика в экономике с рациональными ожиданиями
Представители новой классической школы, рассматривающие экономику с рациональными ожиданиями, выдвинули новую интерпретацию теории равновесного цикла. Согласно ей цикличность порождается не монетарными шоками, а реальными факторами: технологическими шоками, структурными изменениями и межвременным выбором экономических субъектов.
В результате информация становится определяющим фактором эффективности макроэкономической политики, и только ее недостаточность (например, неожиданные изменения денежной массы) оказывает влияние на реальные показатели, т.к. при этом наблюдается запаздывание адаптации ожиданий экономических субъектов и запаса капитала к существующим реалиям.
При выборе макроэкономической политики правительствам необходимо учитывать, какой вид политики выбирают их контрагенты. Если одна страна проводит жесткую политику, а другие - гибкую (политику свободного выбора), то первая рискует больше, т.к. имеет больший лаг времени для корректировки своих действий.
В то же время государство, которое проводит мягкую денежно-кредитную политику (даже в условиях твердой линии поведения), может привести страну к обесценению национальной валюты, если соседи проводят жесткую монетарную политику.
Информация о работе Цели макроэкономической политики государства