Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 12:28, курсовая работа
Процессы глобального развития, охватившие все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.
Глава 1. НОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Нормативная политика, ее цели и инструменты 5
1.2. Активная и пассивная макроэкономическая политика 9
1.4. Взаимосвязь и координация макроэкономической политики на мировом уровне 10
1.5. Выбор оптимальной макроэкономической политики 11
1.6. Проблема оптимизации макроэкономической политики в условиях неопределенности 12
2.1. Фискальная политика, как составная часть бюджетно-налоговой политики государства и ее роль в стабилизации экономики. Виды фискальной политики. 14
2.2. Проблемы, связанные с осуществлением дискреционной политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов при автоматической политике. 16
2.3. Денежно-кредитная политика, как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики. 17
Глава 3. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ 21
3.1. Внутреннее и внешнее равновесие, как цели стабилизационной политики в открытой экономике. Влияние фискальной и денежно- кредитной политики на состояние платежного баланса страны. 21
3.2. Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики при фиксированном и плавающем валютных курсах 24
3.3. Влияние изменения уровня цен на результаты стабилизационной политики в открытой экономике 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список литературы: 30
Координация политики двух и более стран сдерживается и экономическими причинами. Прежде всего, возрастает неопределенность экономических процессов. Теперь не только внутренние факторы действуют на экономику, но и факторы, ранее влиявшие только на другую страну. Например, у страны В есть долги, с которыми ей необходимо рассчитаться в три последующие года. В этот период задолженность будет влиять не только на страну В, но и на страну А, если они будут координировать свою политику.
В условиях глобализации
экономики требуется координация политики стран-партнеров, поскольку
это позволяет получить наибольший выигрыш от проводимой
политики и сократить потери при ее реализации.
Правда, в процессе координации страны
пытаются получить дополнительный выигрыш за счет другой
страны, поэтому необходимо правильно
выбирать
цель, инструменты и формы проводимой
политики, ориентируясь не только
на внутренние условия
своей страны, но и страны - партнеры.
Ввиду того, что решения, принимаемые правительственными органами и определяющие экономическую политику, оказывают значительное влияние на жизнь и благосостояние граждан в рамках национальной экономики и за ее пределами, принимать такие решения необходимо крайне взвешенно и осторожно.
Алгоритм выбора можно представить следующим образом:
В реальности же четкого решения относительно целевых показателей нет. Когда общественное благосостояние достигнет своего максимума, когда в экономике будет полная занятость или когда уровень инфляции будет нулевым? Проблемы возникают также при выборе видов макроэкономической политики и инструментов ее реализации. Какая политика является более результативной - фискальная или денежно-кредитная? Следует ли сочетать оба вида политики? На эти и другие подобные вопросы нет однозначного ответа, т.к. правильный выбор зависит от конкретных условий функционирования экономики. Так, при плавающем валютном курсе предложение денег в странах с малой открытой экономикой является эффективным политическим инструментом, а фискальные методы регулирования не приносят желаемых результатов. Напротив, при фиксированном обменном курсе результативна фискальная политика, а денежно-кредитная политика, изменение предложения денег в которой сводится к поддержанию стабильного курса валют, и не может оказывать существенного воздействия на экономическую конъюнктуру.
На практике выбор рациональной политики осложняется наличием условий неопределенности, когда правительство не может точно знать силу влияния инструментов на целевые показатели, в том числе из-за наличия экзогенных шоков.
Неопределенность связана и с временными параметрами влияния инструмента на целевой показатель.
В самом общем виде выделяют три вида неопределенности, с которыми сталкивается правительство:
- аддитивная неопределенность - это неопределенность, связанная с влиянием на результаты решения событий, на которые не могут повлиять государственные органы управления. Примером такого влияния могут служить стихийные бедствия, научные открытия, изменения погодных условий, забастовки и т.п.;
- мультипликативная
В условиях неопределенности перед правительственными органами встает новая задача: снижение неопределенности при принятии решений и уменьшение колебаний целевых показателей.
Политика, направленная на снижение степени случайных отклонений в целевых показателях, называется политикой стабилизации.
Глава 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ
Фискальная политика является составной частью бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика объединяет в себе как общее изменение величины налоговых сборов и государственных расходов, так и изменение внутренней структуры налоговой системы и структуры государственных расходов. Фискальная политика охватывает только ту часть бюджетно-налоговой политики, которая касается общей величины доходов и расходов бюджета.
Фискальная политика осуществляется для достижения как конечных, так и промежуточных целей. Конечные цели фискальной политики уже анализировались в предыдущей главе: это достижение полной занятости, стабильности цен, устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса и т.д. Промежуточными целями фискальной политики является достижение таких параметров бюджета, при которых реализовались бы цели конечные. В качестве таких промежуточных целей фискальной политики можно назвать:
В качестве основных инструментов достижения целей фискальной политики можно назвать изменение ставки налогообложения, изменение объема государственных расходов, изменение объема трансфертных платежей, образование и обслуживание государственного долга.
В зависимости от характера влияния на совокупный спрос выделяются два основных вида фискальной политики: экспансионистская (стимулирующая) и рестрикционная (сдерживающая) политика. Первая из них направлена на расширение совокупного спроса, вторая - на его снижение.
Таким образом, правительство с помощью экспансионистской и рест-рикционной политики пытается решить противоположные задачи. Экспансионистская фискальная политика осуществляется тогда, когда власти считают экономическую активность недостаточной и стремятся стимулировать рост национального дохода. Рестрикционная политика, наоборот, направлена на погашение чрезмерной предпринимательской активности в целях недопущения перегрева экономики и снижения инфляции.
В зависимости от специфики механизма действия выделяют такие виды фискальной политики, как дискреционная и автоматическая.
Дискреционная политика предполагает необходимость принятия специальных политических решений об изменении масштабов инструментов и проведение этих решений в жизнь. Автоматическая политика таких решений не предполагает, а действует на основе встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - это такие механизмы, которые самостоятельно без специальных политических решений воздействуют на величину инструментов при смене фаз экономического цикла. К встроенным стабилизаторам фискальной политики относятся прогрессивная (или пропорциональная) система налогообложения и пособия по безработице.
С учетом специфики промежуточных целей выделяют три основных вида фискальной политики: политику бюджетного дефицита (ее разновидность - политика дефицита без расходов), политику перераспределения доходов, политику большого равновесного бюджета и политику маленького равновесного бюджета.
Все рассмотренные выше виды политики, основанные на специальных правительственных решениях, являются по своей сути различными разновидностями дискреционной фискальной политики. Каждая из них порождает свои проблемы. Чрезмерное усердие в проведении политики бюджетного дефицита и дефицита без расходов может привести к тому, что экономика достигнет полной занятости и дальнейшая стимуляция спроса породит неуправляемую инфляцию. В такой ситуации целесообразно заняться сокращением государственных расходов или повышением налогов с целью устранения избыточного спроса.
Политика перераспределения дохода хороша тем, что при ее осуществлении нет необходимости увеличивать бюджет. Однако ее эффективность может быть резко снижена, если состоятельные слои общества имеют возможность завышать цены на производимые ими товары и услуги. Завышая цены, они снова переложат налоговое бремя на бедных людей. Политика перераспределения дохода тоже может быть использована в борьбе с инфляцией, если использовать ее наоборот: богатым облегчить налоговое бремя, а бедным усилить.
Большой бездефицитный бюджет приятен своей бездефицитностью. Однако сам факт общего роста бюджета вызывает опасения тем, что угнетает рыночные механизмы. Кроме того, при чрезмерной стимуляции спроса и бездефицитный бюджет теоретически способен породить инфляцию.
Казалось бы, нет ничего лучше маленького бездефицитного бюджета. Однако маленький бездефицитный бюджет соответствует принципу невмешательства государства в экономику. А это, ведет к недозагрузке производственного аппарата страны, безработице и экономическому спаду.
Как отмечалось, кроме дискреционной, существует автоматическая фискальная политика. Автоматическая фискальная политика основана на действии автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - это любой экономический механизм, сглаживающий колебания национального дохода и не требующий для своего действия специальных правительственных решений. Типичными автоматическими стабилизаторами считаются прогрессивная (или пропорциональная) шкала налогообложения и пособия по безработице. Например, если действует пропорциональное налогообложение и национальный доход сокращается, то сумма налоговых сборов тоже уменьшится. Это автоматически приводит к осуществлению политики дефицита без расходов, а она тормозит падение национального дохода. Точно также рост национального дохода сопровождается сокращением безработицы. А это, в свою очередь, автоматически снижает выплаты пособий. Следовательно, совокупный спрос падает и препятствует чрезмерной деловой активности.
В отличие от фискальной политики, имеющей дело с бюджетными переменными, суть денежно-кредитной политики сводится к управлению денежной массой страны.
Конечные цели денежно-кредитной политики такие же, как и фискальной (рост, занятость, цены и т.п.). Промежуточные же цели отличаются. Непосредственными целями денежно-кредитной политики являются:
Для достижения промежуточных целей имеется три основных инструмента:
Имеются также дополнительные специальные инструменты денежно-кредитной политики типа нормирования кредита.
Операции на открытом рынке сводятся к тому, что центральный банк страны продает или покупает государственные облигации. В результате этих операций в обращение либо поступают дополнительные деньги, либо из обращения изымаются.
Изменение учетной ставки влияет на денежную массу, потому что коммерческие банки для своих кредитных операций сами берут деньги в долг у центрального банка под проценты. Повышая учетную ставку, центральный банк вынуждает и коммерческие банки повышать ставки процента. В результате денежные средства становятся менее доступными.
Изменение нормы минимального резервного покрытия ведет к тому, что коммерческим банкам либо не хватает резервов, либо их слишком много. Отсюда количество денег в обращении либо сокращается, либо увеличивается.
Различают следующие виды денежно-кредитной политики:
а) экспансионистскую и рестрикционную;
б) дискреционную и автоматическую.
Экспансионистская денежно-кредитная политика направлена на увеличение деловой активности и, соответственно, рост национального дохода путем увеличения количества денег в обращении. Почему увеличение количества денег в обращении способствует росту национального дохода, мы выясним позже.
Рестрикционная денежно-кредитная политика, напротив, имеет своей целью сокращение деловой активности и национального дохода путем сокращения количества денег в обращении.
Информация о работе Цели макроэкономической политики государства