Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 12:28, курсовая работа
Процессы глобального развития, охватившие все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.
Глава 1. НОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Нормативная политика, ее цели и инструменты 5
1.2. Активная и пассивная макроэкономическая политика 9
1.4. Взаимосвязь и координация макроэкономической политики на мировом уровне 10
1.5. Выбор оптимальной макроэкономической политики 11
1.6. Проблема оптимизации макроэкономической политики в условиях неопределенности 12
2.1. Фискальная политика, как составная часть бюджетно-налоговой политики государства и ее роль в стабилизации экономики. Виды фискальной политики. 14
2.2. Проблемы, связанные с осуществлением дискреционной политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов при автоматической политике. 16
2.3. Денежно-кредитная политика, как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики. 17
Глава 3. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ 21
3.1. Внутреннее и внешнее равновесие, как цели стабилизационной политики в открытой экономике. Влияние фискальной и денежно- кредитной политики на состояние платежного баланса страны. 21
3.2. Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики при фиксированном и плавающем валютных курсах 24
3.3. Влияние изменения уровня цен на результаты стабилизационной политики в открытой экономике 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список литературы: 30
Классификация денежно-кредитной политики по принципу «дискреционная - автоматическая» высвечивает другой аспект. Денежно-кредитная политика, проводимая на основе специальных решений денежных властей, называется дискреционной. Автоматическая денежно-кредитная политика связана с действием встроенных стабилизаторов.
2.4. Основные
направления
Политика, направленная на повышение эффективности рынков. Во-первых, в рамках этой политики может осуществляться конкурентная политика. Частному предпринимателю всегда хочется стать монополистом, поэтому борьба с различного рода монополиями - постоянная забота государства. Кроме того, существуют естественные монополии, которые нельзя ликвидировать, а можно только регулировать.
Во-вторых, политика, направленная на повышение эффективности рынков, связана с более оптимальной организацией потоков информации. Оптимизация потоков информации способствует созданию необходимой инфраструктуры, утверждению обязательных стандартов качества продукции и услуг, изданию законов, вынуждающих выполнять договоры и т.д.
В-третьих, к данному виду политики предложения относится устранение государством отрицательных внешних эффектов и предоставление общественных благ.
Политика регулирования цен. Такая политика проводится либо с целью защиты бедных слоев населения и сокращения социального неравенства, либо с целью сдерживания инфляции предложения. Для достижения первой цели вводятся те или иные ценовые ограничения на рынках благ, труда или финансовых активов: устанавливаются минимальная заработная плата; максимальные цены на товары первой необходимости; ограничения темпов роста цен на услуги ЖКХ и пр. Для достижения второй цели вводятся ограничения на темпы роста на сырье, материалы, процентные ставки и т.д.
Политика в области налогообложения. Правительство может повышать и понижать налоги. Однако если речь идет о стимулировании предложения, то одновременно речь идет о снижении налогов. Но надо иметь в виду, что снижение налогов одновременно может привести к сокращению производства общественных благ.
Промышленная и торговая политика. Производство целого ряда товаров должно осуществляться стабильно и независимо от колебаний рыночной конъюнктуры. Классический пример - оборонная промышленность или стратегические высокие технологии. Для осуществления этих целей правительство создает государственные предприятия и субсидирует некоторые частные. Торговая политика направлена на то, чтобы создать более благоприятные условия для реализации отечественных товаров.
Политика снижения структурной безработицы. Сюда относится политика переподготовки рабочей силы, регулирования трудовых отношений, социальная политика.
В целом политика предложения оказывает противоречивое влияние на функцию предложения. Она может сдвигать функцию предложения и вправо, и влево.
Государство стимулирует рост предложения, если:
Государство тормозит совокупное предложение мероприятиями, увеличивающими затраты на производство:
Одной из основных проблем открытой экономики является одновременное установление двойного равновесия, как внутреннего, так и внешнего. При этом необходимо учитывать влияние на равновесие как внутренних, так и внешних переменных, а также различные последствия этого влияния, проявляющиеся в долгосрочном периоде.
Внутреннее равновесие отражает соотношение совокупного спроса и предложения в условиях полной занятости при отсутствии инфляции (или постоянно низком ее уровне). Это равновесие формируется на национальных рынках (товарном денежном и рынке труда).
В краткосрочном периоде установление внутреннего равновесия связано с регулированием совокупного спроса методами фискальной и денежной политики.
Внешнее равновесие предполагает поддержание нулевого платежного баланса при определенном валютном режиме и имеющихся (или отсутствующих) ограничениях мобильности капитала.
Задача одновременного достижения равновесия внутри экономической системы и в ее внешнеэкономических связях теоретически объединяет три конечные макроэкономические цели: достижения полной занятости и стабильности цен и равновесия платежного баланса.
Основным инструментом теоретического исследования возможностей и условий достижения как внутреннего, так и внешнего равновесия при макроэкономическом анализе является модель двойного равновесия.
Основные постулаты модели:
1. Индекс конкурентоспособности
страны на международных
2. Реальный внутренний
спрос показывает реакцию
Для того чтобы восстановить внутреннее и внешнее равновесие, как правило, недостаточно использовать только один вид экономической политики.
Проблема достижения внутреннего равновесия актуальна для краткосрочного периода. Она решается с помощью воздействия инструментов фискальной и денежно-кредитной политики на совокупный спрос.
Эти же инструменты государственного регулирования используются и для поддержания внешнего равновесия (равновесие платежного баланса) при заданном режиме валютного курса.
Влияние фискальной политики на состояние платежного баланса осуществляется по двум основным направлениям: через мультипликативное воздействие на объем национального дохода и через воздействие на величину процентной ставки. Допустим, что в стране проводится экспансионистская фискальная политика. Какой бы инструмент ни использовался (увеличение государственных закупок или снижение налогов), в действие приводится эффект мультипликатора и реальный объем национальный дохода растет. Рост дохода, в свою очередь, ведет к увеличению совокупных расходов как на отечественные, так и на импортные товары. Рост импорта ведет к снижению чистого экспорта товаров и услуг, т.е. к ухудшению сальдо счета текущих операций. В то же время при увеличении государственных закупок (или при снижении налогов) нарушается сложившийся баланс доходов и расходов государства и, следовательно, растут государственные заимствования на рынке финансовых активов. Рост этих заимствований сопровождается увеличением процентной ставки. Более высокая ставка процента стимулирует приток иностранного капитала и улучшает баланс счета движения капитала: ЕК|, ZK| = > NKEj.
Поскольку общее изменение сальдо платежного баланса равно разности изменений чистого экспорта товаров и услуг и чистого экспорта капитала (AZB= A NX - ANKE), уменьшение NKE снижает негативное влияние уменьшения NX на сальдо платежного баланса в целом.
Итоговое воздействие фискальной политики на сальдо всего платежного баланса в краткосрочном периоде в значительной степени определяется мобильностью перелива капитала.
Если мобильность капитала высока, то рост процентной ставки может вызвать такой прилив средств, что дефицит текущего баланса будет перекрыт за счет излишка ресурсов на счета движения капитала. При относительно низкой мобильности капитала ресурсов будет недостаточно для покрытия дефицита счета текущих операций.
Однако положительные моменты краткосрочного периода могут обернуться негативными последствиями долгосрочного периода. Издержки будут связаны с выплатами процентов, погашением долгов, что, в свою очередь, спровоцирует отток капитала из страны.
Воздействие денежно-кредитной политики на сальдо платежного баланса также осуществляется по двум направлениям: через изменение процентной ставки и через изменение реального объема национального дохода. Однако, в отличие от фискальной политики, воздействие денежно-кредитной политики на сальдо платежного баланса по обоим направлениям будет однонаправленным.
Допустим, что в стране проводится экспансионистская фискальная политика. В этом случае растет предложение денег. Следствием роста предложения денег явится снижение процентной ставки. Низкая ставка процента приведет к оттоку капитала из страны и, следовательно, ухудшению счета движения капитала чистого экспорта капитала (NKE Т). В то же время рост денежной массы и низкая ставка процента будут стимулировать увеличение совокупных расходов и национального дохода в целом. Это ведет к росту импорта и уменьшению чистого экспорта товаров и услуг, т.е. к ухудшению состояния счета текущих операций. Снижение NX и рост NKE приведут к ухудшению состояния всего платежного баланса в целом (AZB<).
Отсюда можно заключить, что экспансионистская денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде способствует возникновению (или росту) дефицита платежного баланса. В долгосрочном периоде это негативное влияние экспансионистской денежно-кредитной политики на состояние платежного баланса может быть нейтрализовано за счет дополнительных доходов от зарубежных инвестиций, поскольку эти доходы, отражаются на счете текущих операций в виде экспорта услуг.
В заключение можно отметить, что экспансионистская политика, как фискальная, так и денежно-кредитная, воздействуя через изменение дохода, обусловливает ухудшению платежного баланса. Её воздействие через процентную ставку может дать различные результаты, что во многом определяется степенью мобильности капитала.
И фискальная, и денежно-кредитная политика оказывает неодинаковое воздействие на экономическую ситуацию в странах, использующих разные режимы валютного курса.
Фискальная политика при плавающем валютном курсе оказывается неэффективной, а денежно-кредитная политика при плавающем валютном курсе является эффективной.
Фискальная экспансия при фиксированном валютном курсе чрезвычайно эффективна с точки зрения повышения уровня национального дохода: ставка процента не растет и, следовательно, рост государственных закупок не вытесняет частные инвестиции. В то же время, денежно-кредитная политика оказывается неэффективной: она не обеспечивает решение задачи достижения внутреннего равновесия при полной занятости. Этот результат денежной экспансии при фиксированном курсе резко контрастирует с результатом денежной экспансии в малой открытой экономике с плавающим курсом.
Подводя общие итоги проведенного анализа воздействия фискальной и денежно-кредитной политики на платежный баланс и уровень дохода в малой открытой экономике с фиксированным валютным курсом, можно сделать вывод о необходимости разделения полномочий правительства и центрального банка в соответствии с правилом эффективной рыночной классификации. Центральный банк должен регулировать внешнее равновесие, воздействуя на состояние платежного баланса. Правительству следует регулировать внутреннее равновесие, воздействуя на реальный объем выпуска и занятости в экономике через совокупный спрос. Это связано с тем, что денежно-кредитная политика имеет преимущества в регулировании внешнего равновесия, а фискальная - внутреннего.
В данном вопросе будут затронуты проблемы, связанные с гибкими ценами, с особенностями влияния той или иной экономической политики в соответствующих изменившихся условиях.
В ситуации закрытой экономики совокупный спрос зависит от уровня цен. Данная взаимосвязь может быть представлена следующим образом:
Pt => М/Р I => r t => 11 => Ydi.
В открытой экономике эта взаимосвязь усложнится, поскольку на совокупный спрос будут оказывать влияние как внутренние цены (Р), так и цены на импортные товары (Pz).
Влияние внутренних цен может быть охарактеризовано следующей цепочкой связей: Pt => Е -I => Z t => NXnL Влияние цен на импортные товары можно отразить следующим образом: Pz-i => Z Т => NXnL
Следует отметить, что речь идет о росте относительной цены товаров, поскольку при росте внутренних цен и фиксированном валютном курсе эти товары становятся дорогими для зарубежья, а импортные - относительно дешевыми для данной страны.
Итак, рост внутренних цен уменьшает внутренний спрос в результате сокращения инвестиционного спроса, так как растут процентные ставки и за счет уменьшения чистого экспорта. Графически внутренний спрос может быть представлен как убывающая функция от уровня цен.
Информация о работе Цели макроэкономической политики государства