Ценовая стратегия чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет исследовано такое экономическое явление, как "ценовая стратегия" и рассмотрены:
-Понятие монополии
-Ценовая политика (стратегия)
-Ценообразование в условиях монополии

Содержание

Введение 3
1 Понятие монополии 4
1.1 Определение монополии 4
1.2 Характеристика монополии 5
1.3 Характерные черты монополии 8
1.4 Виды монополии 9
1.5 Чистая монополия 14
2 Ценовая политика (стратегия) 15
2.1 Цели и этапы создания ценовой политики предприятия 23
3 Ценообразование в условиях монополии 27
3.1 Ценовая стратегия ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская» 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ширяев И.Э.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые  факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение  качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения  монопольных прибылей вследствие особого  рыночного положения неизбежно  привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

1.4 Виды монополии

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1) естественная,

2) административная,

3) экономическая.

Естественная монополия

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1) Деятельность субъектов  естественных монополий эффективнее  в отсутствии конкуренции, что  связано с существенной экономией  на масштабах производства и  высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку  груза или перевозку одного  пассажира тем ниже, чем больше  грузов или пассажиров перевозятся  в данном направлении.

2) Высокие барьеры входа  на рынок, поскольку фиксированные  издержки, связанные со строительством  таких сооружений, как дороги, линии  связи, столь высоки, что организация  подобной параллельной системы,  выполняющей те же самые функции  (строительство дорог и трубопровода  или прокладка железнодорожного  полотна проблематична) вряд ли  может окупиться.

3) Низкая эластичность  спроса, поскольку спрос на продукцию  или услуги, производимые субъектами  естественной монополии, в меньшей  степени зависит от изменения  цены, чем спрос на другие виды  продукции (услуг), поскольку их  не возможно заменить другими  товарами. Данная продукция удовлетворяет  важнейшие потребности населения  или других отраслей промышленности. К таким товарам относится,  например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4) Сетевой характер организации  рынка, то есть наличие целостной  системы протяженных в пространстве  сетей, посредством которых производится  оказание определенной услуги, в  том числе наличие организованной  сети, для которой необходимо  Управление и контроль из единого  центра в реальном масштабе  времени.

Существуют два типа естественных монополий:

1) природные монополии.  Рождение таких монополий происходит  из-за барьеров для конкуренции,  возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма,  геологи которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых  и которая купила права на  земельный участок, где располагается  это месторождение. Теперь никто  другой это месторождение использовать  не сможет: закон защищает права  собственника, даже если он оказался  в итоге монополистом (что не  исключает регулирующего вмешательства  государства в деятельность такого  монополиста).

2) технико-экономические  монополии. Так условно можно  называть монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами,  связанными с проявлением эффекта  масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно  пришлось бы постоянно обращаться к  услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение  естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы  обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Административная

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия  всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию  и управление экономикой, которая  основывалась на господствующей государственной  собственности на средства производства.

Экономическая монополия

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления  и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды  — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой  действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

1.5 Чистая монополия

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это  может быть государственная организация, частная регулируемая монополия  или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование  складывается по-разному. Государственная  монополия может с помощью  стратегии цен преследовать достижение самых разных целей. Она может  установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для  покупателей, которые не в состоянии  приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчётом на покрытие издержек или получение  хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень  высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает  компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность  поддерживать производство, а при  необходимости расширять его. И  наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать  любую цену, какую только выдержит рынок. И тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально  возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее  проникнуть – благодаря невысоким  ценам - на всю глубину рынка.

Таким образом, ценообразование  существенно отличается на различных  типах рынков. Фирмам необходимо иметь  методику расчета исходных цен на свои товары.

2 Ценовая политика (стратегия)

 

Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать  ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.

Цена на продукт для  предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Дело в том, что цена в  данном случае, как тактическое средство дает предприятию целый ряд преимуществ:

- во-первых, в отличие  от большинства методов, применяемых  по стимулированию спроса, использование  цены не требует дополнительных  денежных расходов, как это имеет  место при проведении рекламных  мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д.;

- во-вторых, потребители  находят для себя привлекательность  товаров, выраженную в цене, легче,  чем на основе рекламы, индивидуализации  продукта и т.п.;

- в-третьих, даже когда  такие методы стимулирования, как  организация персональных продаж  и рекламы, являются основными,  цена может использоваться как  мощное средство их поддержания.

В чем же проявляется  воздействие цены на потребителя? Оно  находит свое выражение в установлении соответствующего ее уровня. Речь идет о том, что устанавливаемый уровень  цены должен отражать предпочтение покупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки того или иного продукта. Каким образом это достигается?

Один из путей подобного  решения состоит в том, что  необходимо рассматривать цену как  одно из неотъемлемых свойств продукта наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством и т.д. И  в самом деле, если цена на товар  устанавливается слишком высокая, то такой товар может быть не куплен, а если и куплен, то в меньшем  объеме. На практике используется серия  ценовых стратегий:

1) стратегия высоких  цен ("снятие сливок" - "price-skimming") предусматривает продажу первоначально значительно выше издержек производства, а затем их понижения. Это относится к товарам-новинкам, защищенным патентами. Подобная стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса, восприятия высокой цены со стороны потребителя как свидетельство высокого качества товара;

2) стратегия низких цен,  или стратегия "проникновения"  на рынок. Это делается с  целью стимулирования спроса (персональные  компьютеры), что эффективно на  рынках с большим объемом производства  и высокой эластичностью спроса, когда покупатели резко реагируют  на снижение цен и увеличивают  спрос. Фирма за счет массового  производства выдерживает низкий  уровень цен;

3) стратегия дифференцированных  цен проявляется в установлении  цен в сочетании со всевозможными  скидками и надбавками к среднему  уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей;

4) стратегия льготных  цен направлена на работу с  покупателями, в которых заинтересована  фирма, предлагая им товар по  льготной цене;

5) стратегия гибких, эластичных  цен. Цены устанавливаются в  зависимости от возможностей  покупателя, его покупательной силы;

6) стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен;

7) стратегия неокругленных  цен, при которой покупатель  покупает товар не за $100, а за S99.99. В этом случае покупатель  рассматривает эти цены как  низкие или как доказательство  тщательного подсчета и установления  цены фирмой;

Информация о работе Ценовая стратегия чистой монополии