Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа
В данной курсовой работе будет исследовано такое экономическое явление, как "ценовая стратегия" и рассмотрены:
-Понятие монополии
-Ценовая политика (стратегия)
-Ценообразование в условиях монополии
Введение 3
1 Понятие монополии 4
1.1 Определение монополии 4
1.2 Характеристика монополии 5
1.3 Характерные черты монополии 8
1.4 Виды монополии 9
1.5 Чистая монополия 14
2 Ценовая политика (стратегия) 15
2.1 Цели и этапы создания ценовой политики предприятия 23
3 Ценообразование в условиях монополии 27
3.1 Ценовая стратегия ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская» 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность получения
монопольных прибылей вследствие особого
рыночного положения неизбежно
привлекает в отрасль новых
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1) естественная,
2) административная,
3) экономическая.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1) Деятельность субъектов
естественных монополий
2) Высокие барьеры входа
на рынок, поскольку
3) Низкая эластичность
спроса, поскольку спрос на продукцию
или услуги, производимые субъектами
естественной монополии, в
4) Сетевой характер организации
рынка, то есть наличие
Существуют два типа естественных монополий:
1) природные монополии.
Рождение таких монополий
2) технико-экономические
монополии. Так условно можно
называть монополии,
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Административная
Административная монополия
возникает вследствие действий государственных
органов. С одной стороны, это
предоставление отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
Экономическая монополия
Экономическая монополия
является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено
Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной движущей силой
действий предпринимателей в этом направлении
является закон концентрации производства
и капитала. Как известно, действие
этого закона наблюдается на всех
этапах развития рыночных отношений. Его
движителем является конкурентная борьба.
Чтобы выжить в такой борьбе, получить
большие прибыли, предприниматели
вынуждены вводить новую
При чистой монополии на
рынке всего один продавец. Это
может быть государственная организация,
частная регулируемая монополия
или частная нерегулируемая монополия.
В каждом отдельном случае ценообразование
складывается по-разному. Государственная
монополия может с помощью
стратегии цен преследовать достижение
самых разных целей. Она может
установить цену ниже себестоимости, если
товар имеет важное значение для
покупателей, которые не в состоянии
приобретать его за полную стоимость.
Цена может быть составлена с расчётом
на покрытие издержек или получение
хороших доходов. А может быть
и так, что цена назначается очень
высокой для всемерного сокращения
потребления. В случае регулируемой
монополии государство
Таким образом, ценообразование существенно отличается на различных типах рынков. Фирмам необходимо иметь методику расчета исходных цен на свои товары.
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.
Цена на продукт для
предприятия является не только важным
фактором, определяющим его прибыль,
но и условием успешной реализации
товаров. Дело в том, что цена в
данном случае, как тактическое средство
дает предприятию целый ряд
- во-первых, в отличие
от большинства методов,
- во-вторых, потребители
находят для себя
- в-третьих, даже когда
такие методы стимулирования, как
организация персональных
В чем же проявляется воздействие цены на потребителя? Оно находит свое выражение в установлении соответствующего ее уровня. Речь идет о том, что устанавливаемый уровень цены должен отражать предпочтение покупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки того или иного продукта. Каким образом это достигается?
Один из путей подобного
решения состоит в том, что
необходимо рассматривать цену как
одно из неотъемлемых свойств продукта
наряду с потребительскими свойствами
товара, его качеством и т.д. И
в самом деле, если цена на товар
устанавливается слишком
1) стратегия высоких цен ("снятие сливок" - "price-skimming") предусматривает продажу первоначально значительно выше издержек производства, а затем их понижения. Это относится к товарам-новинкам, защищенным патентами. Подобная стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса, восприятия высокой цены со стороны потребителя как свидетельство высокого качества товара;
2) стратегия низких цен,
или стратегия "проникновения"
на рынок. Это делается с
целью стимулирования спроса (персональные
компьютеры), что эффективно на
рынках с большим объемом
3) стратегия дифференцированных
цен проявляется в
4) стратегия льготных цен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма, предлагая им товар по льготной цене;
5) стратегия гибких, эластичных цен. Цены устанавливаются в зависимости от возможностей покупателя, его покупательной силы;
6) стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен;
7) стратегия неокругленных
цен, при которой покупатель
покупает товар не за $100, а за
S99.99. В этом случае покупатель
рассматривает эти цены как
низкие или как доказательство
тщательного подсчета и