Цены и ценообразование на продукцию и услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так, то просто сделать, потому, что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, при установлении цены на товар учитываются все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль

Содержание

Введение 3
1 Понятие цены, роль цены в предпринимательской деятельности 4
1.1 Понятие и сущность цены 4
1.2 Роль цены в предпринимательской деятельности 8
2. Ценообразование на предприятии ООО «Геоспейс Технолоджис
Евразия» 10
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО
«Геоспейс Технолоджис Евразия» 10
2.2 Классификация цен на товары и услуги предприятия 13
2.3 Методы расчета цены на продукцию и услуги 18
2.4 Влияние различных факторов на цены продукции и услуги 21
Выводы и предложения 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика фирмы.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Общество является юридическим  лицом, имеет круглую печать и  штампы со своим наименованием (эмблемой), свой торговый знак, расчетный и  иные счета в банках, другие реквизиты  необходимые для хозяйственной  и иной деятельности, ведет бухгалтерский  учет и статистическую отчетность.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета несет руководитель ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия», он создает необходимые условия  для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает эффективное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками имеющих отношение  к учету порядка оформления и  предоставления первичных учетных  документов, других источников информации для отражения в учете содержащихся в них данных.

Главным на предприятии является генеральный директор, которому подчиняется  группа директоров. Исполнительному  директору подчиняются все структурные  подразделения предприятия.

Коммерческий отдел занимается закупкой сырья для производства продукции и ее реализацией.

Рассмотрим ниже технико-экономические  показатели работы предприятия за 2010-2011 гг. и приведем сравнительный анализ.

 

Таблица 1. Технико-экономические показатели ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия» за 2011 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г

Отклонение

Прирост, %

Абсолютное

%

А

1

2

3

4

5

1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.

55292

70715

+15423

127,89

+27,89

2. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.

2902

3948

+1046

136,04

+36,04

3. Чистая прибыль тыс. руб. 

2062

2476

+414

120,08

+20,08

4. Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб.

41914

53007

+11093

126,47

+26,47

5. Среднегодовая стоимость основных  фондов, тыс. руб. 

2989,5

3535

+545,5

118,25

+18,25

6. Фонд заработной платы, тыс.  руб. 

5245,64

7336,13

+2090,49

139,85

+39,85

7. Среднесписочная численность, чел.

125

149

+24

119, 20

+19, 20

8. Производительность труда (стр.1/стр.7)

442,34

474,60

+32,26

107,29

+7,29

9. Средняя заработная плата, тыс.  руб. (стр.6/стр.7)

3,50

4,10

+0,60

117,14

+17,14

10. Фондоотдача основных средств (стр.1/стр.5)

18,495

20,004

 

108,16

+8,16

11. Рентабельность продаж (стр.2/стр.1)

5,25

5,58

 

106,29

 

12. Рентабельность основной деятельности (стр.2/стр.4)

6,92

7,45

 

107,66

 

13. Рентабельность предприятия (стр.2/стоим. Ос и обороте средств)

32,98

40,27

 

122,10

 

 

Показатели рентабельности

В результате сравнительного анализа по технико-экономическим  показателям видно, что выручка  от реализации продукции увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 15423 тыс. руб. или на 27,89 %.

Прибыль ООО «Геоспейс  Технолоджис Евразия» от реализации продукции составила 3948 тыс. руб., что  на 36,04 % больше по сравнению с 2010 г. В то же время выросла и себестоимость продукции. В 2010 г. по сравнению с 2011 г. она увеличилась на 11093 тыс. руб. или на 26,47 %.

Увеличение прибыли привело  к повышению рентабельности продаж с 5,25 % до 5,58 %, что на 0,33 % больше по сравнению с 2010 г.

Наблюдается увеличение среднегодовой  стоимости основных фондов на 545,5 тыс. руб., что на 18,25 % больше по сравнению с 2010 г. С ростом выручки увеличилась фондоотдача основных средств на 8,16 %, которая характеризует эффективность использования основных фондов, измеряемую величиной продаж, приходящихся на единицу стоимости средств.

Фонд заработной платы  в 2010 г. составлял 5245,64 тыс. руб., а в 2011 г. уже 7336,13 тыс. руб., что на 2090,49 тыс. руб. больше, а в процентном соотношении увеличение составило 39,85 %.

Также в 2011 г. увеличилась среднесписочная численность на 24 человека и в 2011 г. составила 149 человек, превышение составило 19, 20%.

Увеличение фонда заработной платы и численности повлекло за собой увеличение средней заработной платы. В 2011 г. она составила 4,10 тыс. руб. на одного работника, что на 0,60 тыс. руб. больше по сравнению с 2010 г. Прирост составил 17,14 %.

Вывод: таким образом, у  предприятия наблюдается повышение  почти всех параметров по сравнению с 2010 г., что привело к увеличению рентабельности на предприятии. Рентабельность продаж, которая показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, увеличилась на 0,33 % по сравнению с 2010 г. Это связано в основном с увеличением прибыли предприятия и ее рост больше, чем рост себестоимости.

Рентабельность основной деятельности, которая показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат, увеличилась на 0,53 % по сравнению с 2010 г. Рентабельность предприятия, которая характеризует эффективность использования всего имущества предприятия, повысилась на 7,29 %, в 2011 г. Она составила 40,27%, а в 2010 г. составляла 32,98%, это говорит о том, что стали наиболее эффективно использоваться основные и оборотные средства. Все эти показатели свидетельствуют об улучшении рентабельности ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия», которые непосредственно связаны с увеличением прибыли предприятия.

 

2.2 Классификация цен на товары и услуги предприятия

 

Выбор того или иного вида контрактной цены в значительной степени зависит от экономических  особенностей производства поставляемых товаров, работ и услуг, формирования издержек и механизма стимулирования поставщика. Выделяются следующие укрупненные  виды контрактных цен ООО «Геоспейс  Технолоджис Евразия»:

– цены, устанавливаемые без проведения конкурса;

–фиксированные цены;

– цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности;

– цены, устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов;

– цены по поставкам стандартных товаров.

Фиксированные цены и цены, возмещающие издержки, предполагают различные принципы распределения  хозяйственных рисков (возможных  потерь) между заказчиком и поставщиком. Фиксированные цены почти не изменяются (изменяются только в оговоренных  контрактом случаях) в ходе исполнения контракта. Цены, возмещающие издержки, включают в себя затраты, возросшие  по объективным причинам в ходе выполнения контракта, и, если это предусмотрено  контрактом, фиксированную норму  или объем прибыли. Таким образом, в случае непредсказуемости изменения  условий производства и динамики затрат по контракту при применении твердо фиксированных цен хозяйственный  риск (возможные потери) почти полностью  ложатся на поставщика. При применении в этом случае цены, возмещающей  издержки и обеспечивающей прибыльность, хозяйственный риск почти полностью  ложится на заказчика. Применение различных  фиксированных и возмещающих  издержки цен предполагает распределение  хозяйственного риска между поставщиком  и заказчиком в той или иной пропорции. Процедура выбора типа контрактной  цены по договоренности между заказчиком и поставщиком предоставляет  возможность найти компромиссное  решение, сбалансировано удовлетворяющее  интересы заказчика и поставщика. При установлении контрактных цен  по результатам торгов и конкурсов, при определении цен по поставкам  стандартных товаров распределение  хозяйственных рисков определяется в основном состоянием рыночной конъюнктуры  и интенсивностью конкуренции между  претендентами на осуществление поставок. Контрактные цены различных видов (подвидов) формируются следующим образом. 

Фиксированные цены

Данный вид цены применяется  по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно  предсказуем, поставляемые товары, работы и услуги ООО «Геоспейс Технолоджис  Евразия» имеют в основном традиционный характер, результаты разработки могут  быть заранее определены достаточно точно.

Возможно применение фиксированных  цен при заключении контрактов на поставку широкого круга продукции  массового и серийного производства различных отраслей, типовой техники, строительство объектов, поставку топлива, сырья, продовольствия и др.

Уровень фиксированной цены устанавливается на стадии заключения контракта на основе договоренности со значительной степенью жесткости (т.е. по исполнению контракта уровень  фиксированной цены существенно  не изменяется). Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта  со стороны заказчика. Подрядчик  в основном принимает на себя хозяйственный  риск и получает широкие возможности  получения дополнительной прибыли  за счет экономии затрат. Фиксированные  контрактные цены могут корректироваться в установленном порядке при  изменении определенных не зависящих  от поставщика факторов (повышение  государственных регулируемых цен, инфляционные последствия эмиссионной  политики государства, повышение размера  налогового изъятия и т.п.) и в  соответствии с выбранным по контракту  механизмом стимулирования поставщика и порядком индексации расходов по контрактам.

Фиксированная цена включает планируемые издержки и планируемую  прибыль. Норма прибыли по контракту  согласуется заказчиком и поставщиком  и не может превышать установленной  предельной нормы прибыли.

Планируемые издержки по поставкам  продукции калькулируются, обосновываются поставщиком и контролируются заказчиком в соответствии с действующими нормативными актами, определяющими правила калькуляции  затрат, составления и обоснования  смет. Затраты целесообразно калькулировать в ценах, действующих на момент составления  калькуляции (сметы). При значительной дифференциации рыночных цен на используемые при исполнении контракта сырье, материалы, комплектующие, топливо  и энергию, дифференциации затрат по найму рабочей силы заказчик и  поставщик договариваются о величине указанных средних рыночных цен  для использования этих величин  при калькуляции затрат (если органами государственной власти не установлены  иные правила учета величин рыночных цен для калькуляции затрат по государственным контрактам; например, могут быть использованы цены определенной товарной биржи). Принимая во внимание длительность исполнения контракта, отдельные  элементы и статьи затрат могут определяться с учетом прогнозируемых уровней  цен, установленных официально в  рамках государственного регулирования  цен (цены ТЭК и т.п.), а также  с учетом официальных прогнозов  динамики цен и намеченных мер  в области эмиссии денег, информации по изменению свободных (рыночных) цен.

Цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения  прибыльности

После исполнения контракта  заказчиком и поставщиком анализируются  фактические издержки по контракту, выявляются обоснованные издержки в  соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими калькулирование  затрат и составление смет. Согласованные  обоснованные издержки служат основой  контрактной цены, возмещающей издержки. Вид цены, возмещающей издержки, определяется выбранным механизмом возмещения издержек и стимулирования поставщика.

Цена, возмещающая только издержки

Целесообразно применять  при поставках научно-исследовательских  и конструкторских разработок, при  оплате работ, выполняемых бесприбыльными организациями, при возмещении затрат по эксплуатации государственного имущества  и т.п. Заказчик возмещает в контрактной  цене все обоснованные (в соответствии с действующими нормативными актами) издержки поставщика. Прибыль в контрактной  цене в этом случае не предусматривается.

Цена, возмещающая издержки до установленного предела

Заказчик возмещает поставщику только обоснованные издержки, но не выше определенного в контракте предела (даже если фактические издержки превысили  этот предел по объективным причинам и превышение обосновано поставщиком  в соответствии с действующими нормативными актами).

Контрактом может также  определяться доля обоснованных согласованных  издержек, возмещаемых заказчиком при  выполнении поставок. Другая доля обоснованных издержек возмещается из собственных  средств поставщика, что стимулирует  экономию затрат поставщиком и поиск  им рациональных хозяйственных решений.

В зависимости от фактора  времени цены делят на сезонные, постоянные и ступенчатые.

Сезонные – цены на товары, потребление которых носит сезонный характер, величина и срок действия этих цен определяются фактором времени. Скидки на данные цены также носят сезонный характер. Постоянные – цены, срок действия которых не определяется заранее.

Ступенчатые – цены, которые подвергаются последовательному снижению в заранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени. Такие цены устанавливаются на продукцию серийного выпуска, снижение может быть связано с моральным устареванием продукции, ростом объемов производства или сокращением издержек.

По способу установления и фиксации различают твердые (постоянные), подвижные и скользящие цены.

Твердые (постоянные) – данные цены устанавливаются один раз в момент заключения договора и не подлежат изменению в течение всего срока его выполнения.

Подвижные – цены, указанные в договоре, с оговоркой о возможности их дальнейшего уточнения в случае изменения рыночной цены к моменту фактического выполнения поставки.

Скользящие – цены, устанавливаемые на товары, требующие длительного срока изготовления. За этот срок могут подвергаться существенному изменению отдельные статьи издержек производства. Поэтому в договоре обязательно содержится оговорка о том, что исходная цена на продукцию будет перечислена в момент фактического выполнения поставки продукции. Часто в договор заранее вносится оговорка о пределе, в котором может быть изменена цена. Этот предел называется лимитом скольжения. 

 

2.3 Методы расчета цены на продукцию и услуги

 

Как и любое предприятие  ООО «Геоспейс Технолоджис Евразия» стремится установить цену, которая  обеспечит ему желаемый объем  прибыли. Здесь важное значение имеет  определение оптимального количества произведенного продукта. Данный метод  ценообразования требует от предприятия  рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый  для преодоления уровня безубыточной работы предприятия и получения  целевой прибыли. Необходим также  анализ вероятности достижения безубыточности при каждой возможной цене товара. В основе метода лежит подбор цен  с точки зрения обеспечения заданной прибыльности и определение точки  безубыточности.

Точку безубыточности можно  найти аналитическим путем по формуле.

Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги