Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа
Актуальность выбранной автором темы курсовой работы не вызывает сомнений и объясняется тем, что уточнение и развитие проблемы цикличности рыночного хозяйства остро необходимо в современных условиях, поскольку обобщение и анализ ранее изученных теорий дает возможность предопределить протекание современных явлений и процессов. Детальное изучение гипотез экономических циклов востребовано современной экономикой для объяснения новых фактов макроэкономической динамики. Интерес к рассматриваемым в данной работе явлениям и закономерностям тем более возрастает в связи с кризисными явлениями в экономике Республики Беларусь и продолжающимся процессом рыночного реформирования экономики нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.....5
1.1.Теоретические аспекты сущности цикличности развития экономики…5
1.2. Общая характеристика цикла, его фазы …………………………….....8
1.3. Типы экономических циклов и их причины …………….......................11
2.АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В 2005-2012 ГГ.……………...…………………………………….13
3. АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕИ АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.......................................................21
3.1. Сущность антициклического регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
3.2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2013 г…………24
3.3 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2013 г………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....33
Рисунок 2.1 – ВВП в текущих ценах в 2005-2012 гг.
На данном графике не виден законченный экономический цикл, можно предположить, что на рисунке 2.1 изображена часть цикла в фазе подъема. Так как лишь часть этого цикла занимает период в 8 лет, то данный экономический цикл будет считаться долгосрочным.
Но на вышеуказанном графике ВВП был оценен в текущих ценах, что не может отражать реальных размеров данного показателя. На рисунке 2.2 отражены индексы ВВП и цен продукции промышленности за 2005-2012 гг. (предыдущий год=100 %), рассчитанные по объемам ВВП в указанном периоде в сопоставимых ценах.
Рисунок 2.2 – Индексы ВВП и цен промышленной продукции в сопоставимых ценах
На данном рисунке видно, что расположение данных на графике повторяет друг друга. Снижение индекса ВВП совпадает со снижением индекса цен промышленной продукции, аналогичная ситуация наблюдается и с ростом данных показателей. Это лишний раз доказывает цикличность развития экономики.
Далее рассмотрим структуру ВВП Республики Беларусь 2005-2012 гг. по использованию доходов.
Рисунок 2.3 – Структура ВВП по использованию доходов, %.
На основании рисунка 2.3 можно сделать вывод о том, что динамика некоторый показателей структуры ВВП в отмеченном периоде также циклична. К примеру, показатель валового накопления изменялся с 27,9 % до 22,3 % в 2005-2012 гг. с пиком в 41,2 % в 2010 г. Расходы на конечное потребление государственных учреждений изменялись в аналогичном периоде 20,4 % в 2005 г. до 21,2 % в 2012 г. с низшей точкой спада в 2011 г. в 15,1 %.
Расходы на конечное потребление
домашних хозяйств в 2005-2012 гг. выросли
с 49,7 % до 58,3 %, что свидетельствует
о постепенном улучшении
Таким образом, график динамики структуры ВВП в Республике Беларусь за 2005-2012 г.г. дает основание предположить, что производство данного показателя в стране происходит неравномерно. Причем причиной данной неравномерности является цикличность вышеуказанных компонентов ВВП: расходов на конечное потребление (домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства), валового накопления и чистого экспорта.
Причем следует отметить, отрицательная тенденция наблюдается относительно чистого экспорта. Начиная с 2006 года, он неуклонно падает и на сегодняшний день составляет -3,5 %, т.е. импорт превышает экспорт, а это уже говорит о том, что государство не может полностью обеспечить себя.
Одним из важнейших макроэкономических показателей является показатель ВВП на душу населения, динамика которого (в текущих ценах) в 2005-2012 гг. отражена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика ВВП Республики Беларусь в текущих ценах на душу населения, тыс. руб.
Изменение показателя ВВП на душу населения в сопоставимых ценах (в % к предыдущему году) отражено на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – ВВП на душу населения в % к предыдущему году
На основании рисунков 2.4 и 2.5 можно сделать вывод о том, что в текущих ценах на протяжении всего указанного периода показатель ВВП на душу населения ежегодно возрастал и увеличился в 2012 г. по сравнению с 2005 г. в 8,3 раза.
Однако данный показатель в сопоставимых ценах дает более реальное описание экономической ситуации. Он в указанном периоде с 110,2 до 98,7 % с низшими точками спада в 2009 и 2012 гг., что совпадает с кризисными ситуациями в экономике Республики Беларусь данных годов.
Уровень монетизации, или коэффициент насыщенности экономики деньгами – это соотношение между денежной массой в обращении и уровнем производства в текущих ценах (равна номинальному ВВП). Динамика уровня монетизации экономики Республики Беларусь в 2005-2012 гг. отражена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Уровень монетизации экономики Республики Беларусь, %.
На рисунке 2.6 видно, что уровень монетизации изменился за период 2005-2012 гг. с 10,6 % до 15,0 %. Пик данного показателя приходился на 2208 г. и составлял 16,2 %.
Уровень монетизации колебался под влиянием различных факторов. Так, снижение монетизации произошло в 2009-2010 гг. и в 2012 г. в результате роста долларизации экономики. На уровень монетизации влияли также колебания спроса на деньги, инфляционные процессы.
К слову, в развитых странах уровень монетизации составляет более 60% [11].
Что касается перспективного развития экономики нашей страны, ВВП на душу населения в Беларуси в 2015 г. должен возрасти до 26-27 тыс. долл., по мнению министра экономики Беларуси Николая Снопкова, что отражено в основных положениях социально-экономического развития страны на 2011-2015 гг.
Достижение намеченных целевых ориентиров позволит увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14 тыс. долл. в 2010 г. до 26-27 тыс. долл. в 2015 г., производительность труда в расчете на одного занятого – в эквиваленте с $26 тыс. до 49-51 тыс. долл.
Характерной особенностью экономической
модели государства в предстоящей
пятилетке будет придание ей большей
устойчивости за счет формирования и
развития предпринимательства, свободного
от административных барьеров, путем
широкого встраивания в нее института
частной собственности и
В сфере внешнеэкономической
Ожидается, что результатом структурной перестройки экономики Беларуси станет увеличение доли высокотехнологичных отраслей и производств и переход к более быстрому обновлению основных средств, что позволит создать более 1/3 новых высокопроизводительных рабочих мест.
Планируется постепенное снижение роли государственных органов в прямом хозяйственном управлении и деятельности организаций и смещении акцентов на косвенные индикативные инструменты государственного регулирования.
В сфере финансов предполагается развитие рынка ценных бумаг и страхования, инвестиционных и гарантийных фондов, лизинга.
Особое внимание в ближайшей пятилетке планируется уделить развитию высокотехнологичных и инновационных производств. Доля инновационной продукции в объеме промышленного производства к концу 2015 г. должна составить не менее 21 %, более 70 % ее должно поставляться на экспорт.
В сфере демографической политики планируется совершенствование системы помощи молодым семьям и улучшение их жилищных условий, увеличение размеров пособий с привязкой их величины к очередности рождения детей.
В сфере занятости населения предлагается создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах, а также в сфере услуг. Будет сделан акцент на повышение уровней реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы.
В сфере пенсионного обеспечения
планируется акцентировать
В сфере социальной защиты населения, продолжил министр, будет сделан акцент на адресную защиту нуждающихся пожилых людей, ветеранов, инвалидов, а также молодых семей.
В системе здравоохранения
В сфере образования
На данный момент можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на циклическое развитие экономики Республики Беларусь:
1. Проблемы статистики выпуска.
В Республике Беларусь, как и в советском союзе, для отраслевых министерств концернов и отдельных предприятий устанавливаются плановые показатели роста выпуска. Поскольку подобная практика в СССР создавала для этих субъектов стимулы завышать действительные показатели, нет оснований полагать, что в Беларуси дело обстоит иначе. Еще одним поводом для претензий к официальной статистике является несоответствие методологий, используемой Национальным статистическим комитетом РБ для расчетов промышленного производства, международной методологии.
2. Различные внешние шоки.
Из них можно выделить
основные: зависимость от повышения
цен на топливно-энергетических ресурсов,
в связи с уменьшением
3. Низкие темпы реструктуризации экономики, промышленного комплеса, как следствие, неблагоприятный инвестиционный климат в стране.
Экономика Беларуси находится
еще на начальном этапе преодоления
глубокого и затяжного
Оба кризиса относительно
самостоятельны и взаимно влияют
друг на друга. Их переплетение усугубляет
состояние экономической
В Беларуси прирост ВВП в 2013 г., как ожидается, составит 8,5 %. Об этом доложил премьер-министр Михаил Мясникович президенту Беларуси Александру Лукашенко. Рост ВВП планируется на уровне 108,5 %, рост экспорта – 115,2 %.
В 2013 г. упор будет делаться на инновационную направленность, расширение товарной номенклатуры, для чего будут создаваться современные производства.
В целом правительство оценивает объем инвестиций следующего года в 20 млрд. долл. Кроме того, в правительстве договорились о концентрации части чистой прибыли, остающейся в распоряжении государственных предприятий, на приоритетные проекты, которые будут определять лицо белорусской экономики [11].
Таким образом, если опираться на теорию цикличности экономики и брать за основу все перечисленное выше, можно сделать вывод о том, что наша страна находится на стадии роста, продолжительность которой в среднем составит порядка 3-4 лет, за которой последует спад валового внутреннего продукта или рецессия.
Для сглаживания экономических циклов могут применяться следующие меры: фискальная политика (политика, которая предполагает изменение ставки налога и социальныхрасходов государства); кредитно-денежная политика (политика, которая предполагает управление совокупным спросом (использование финансовых механизмов). Данные меры будут подробнее рассмотрены в 3-ей главе данной курсовой работы.
ГЛАВА 3
Антициклическое регулирование и антициклическая политика в Республике Беларусь
3.1. Сущность антициклического регулирования экономики Республики Беларусь
Антициклическое регулирование – комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.
Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории.
Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста.
Основной целью антициклического регулирования является подготовка к кризисам, в виде резервных фондов, накопления избыточных средств и т.д., выбор правильного сочетания инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик во время кризисов, а также смягчение последствий рецессии.
Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний.
Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во времякризисагосударственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его сдерживание.
Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, происходит переплетение
стихийно рыночного механизма
Нельзя не отметить, что неотъемлемым элементом экономического кризиса стала инфляция.Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса.