Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа
Актуальность выбранной автором темы курсовой работы не вызывает сомнений и объясняется тем, что уточнение и развитие проблемы цикличности рыночного хозяйства остро необходимо в современных условиях, поскольку обобщение и анализ ранее изученных теорий дает возможность предопределить протекание современных явлений и процессов. Детальное изучение гипотез экономических циклов востребовано современной экономикой для объяснения новых фактов макроэкономической динамики. Интерес к рассматриваемым в данной работе явлениям и закономерностям тем более возрастает в связи с кризисными явлениями в экономике Республики Беларусь и продолжающимся процессом рыночного реформирования экономики нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.....5
1.1.Теоретические аспекты сущности цикличности развития экономики…5
1.2. Общая характеристика цикла, его фазы …………………………….....8
1.3. Типы экономических циклов и их причины …………….......................11
2.АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В 2005-2012 ГГ.……………...…………………………………….13
3. АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕИ АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.......................................................21
3.1. Сущность антициклического регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
3.2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2013 г…………24
3.3 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2013 г………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....33
Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.
Современное государство
располагает целым набором
Современная белорусская
экономика находится в стадии
становления рыночных отношений. Пока
еще нет полных оснований назвать
движение отечественной экономики
циклическим, хотя налицо и спады
производства, и инфляция, и кризис
инвестиций. Характер всех этих процессов
отражает в большей степени последствия
развала административно-
Для становления независимой Беларуси был характерен стагфляционный цикл, характеризующийся инфляцией, безработицей, спадом производства, в настоящее время экономика Беларуси успешно развивается.
Для становления циклической формы движения в отечественной экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала[9, с. 6-10].
В 2012 г. сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь.
В 2012 г. объем ВВП составил в текущих ценах 527,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2011 г. в сопоставимых ценах на 1,5%. Индекс-дефлятор ВВП составил 174,9%.
Удельный вес в ВВП
валовой добавленной стоимости
основных видов экономической
Рисунок 3.1 – Влияние основных
видов экономической
В целом, основными целями развития экономики в 2012 г. были:
1) рост реального ВВП и производства;
2) снижение сальдо торгового баланса;
3) увеличение валютной выручки;
4) рост инвестиций [11].
Таким образом, успешность противокризисных и антициклических мер зависит от действий государства по регулированию рынка. При проведении неправильных мер регулирования можно привести государство к дефолту. В таком случае не будет ни роста, ни развития.
А значит, меры антициклического регулирования напрямую связаны с благосостоянием государства и народа.
3.2. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2013 г.
В 2013 г. денежно-кредитная политика Беларуси сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 г., будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).
Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 г. будут направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Ключевая роль отводится
процентной политике, приоритетом которой
является поддержание положительного
уровня (в реальном выражении) процентных
ставок в экономике как важного
условия для обеспечения
С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 г. составит 13-15% годовых.
Аукционные операции Национального банка будут направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования.
Национальный банк обеспечит сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке). Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков
Также Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы. Банки нарастят нормативный капитал до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков, в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков. Ресурсная база банков увеличится за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Беларуси. Требования банков к экономике возрастут на 17-20%.
В 2013 г. запланирован рост ВВП на 8,5%, производительности труда (по ВВП) – на 9,3%, экспорта товаров и услуг — на 15,2%.
Сальдо внешней торговли товарами и услугами ожидается положительное на уровне 0,7% к ВВП, снижение энергоемкости ВВП – на 7%.
Привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме 4,5 млрд. долларов США, ввод в эксплуатацию жилья – 6,5 млн. кв. м.
Предполагается, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 г. должны составить 106,5% к уровню текущего года.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться на основе спроса и предложения иностранной валюты [12].
До субъектов хозяйствования правительством доведено семь главных прогнозных показателей. Это рост экспорта товаров и услуг, сальдо внешней торговли, чистая прибыль, рентабельность, соотношение экспорта и объемов производства. Концентрация на этих основных параметрах позволит органам управления направить усилия на главное, снизить вал запросов и другой бюрократии, которая зачастую ярко проявляется.
В 2013 г. Национальный банк совместно с правительством Беларуси предпримет меры, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка. Будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.
Предусматривается, что в 2013 г. будут реализовываться меры по интеграции банковских систем Беларуси и России, стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников СНГ, проводиться работа по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также осуществляться взаимодействие Национального банка и банковского сектора Беларуси с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2013 г. станет замедление инфляционных процессов, создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны[8].
3.3. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2013 г.
Основной целью бюджетно-
Для укрепления бюджетно-налоговой
политики необходима более тесная увязка
с макроэкономическими
В 2012-2014 гг. Министерство финансов намерено продолжать жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагало ограничение в 2012 г. дефицита консолидированного бюджета. Планировалось, что в 2012 г. он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП.
В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2013 г. в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль.
Главное изменение в исчислении НДС с 2013 г.– все плательщики определяют момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по дате отгрузки (выполнения, оказания), передачи независимо от даты проведения расчетов по ним.
С 2013 г. не признается объектом обложения НДС стоимость работ (услуг), оплаченных плательщиком не только для своих работников, но и для членов их семей, а также для пенсионеров, ранее работавших у плательщика.
С 2013 г. на территории республики вводится система Tax Free – механизм возврата иностранным физическим лицам сумм НДС, уплаченных ими при приобретении определенной группы товаров, стоимость которых в течение одного дня превышает сумму 800000 руб. (с учетом НДС).
Отменена льгота, предусматривающая освобождение от налогообложения прибыли организаций, приходящейся на дни республиканских субботников.
Установлено, что белорусская организация не вправе переносить убытки, если в целом по своей деятельности (к которой применим механизм переноса убытка) по итогам предыдущего налогового периода она получила прибыль.
Для плательщиков, применяющих в 2013 году упрощенную систему налогообложения, снижены ставки налога: с 7 % до 5 % при применении упрощенной системы без НДС и с 5 % до 3% при упрощенной системе с НДС. Данные размеры ставок с 1 января 2013 г. применяются на всей территории республики, включая сельскую местность и малые города.
Ставки данного налога с 2013 г. увеличены в среднем в 1,22 раза.
В 2013-2014 гг. продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.
При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2013-2014 гг. составит 27,5% к ВВП [7].
В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.
В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти.
Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2013 г. их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 40% затрат на оказание услуг, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.
В 2012-2014 гг. значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране.
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 гг. потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.
Ключевая задача бюджетной
политики в предстоящие годы –
повышение эффективности
Одна из важнейших задач
бюджетной политики, призванной создать
механизмы быстрого реагирования на
проявление кризисных явлений и
экономное использование
Таким образом, в качестве
приоритетного направления