Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа
Трудовой потенциал – это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности людей к труду. Количественно он определяется величиной трудовых ресурсов и рабочего времени, которое может быть отработано в тот или иной период. Качество характеризуется четырьмя основными сопоставляющими: физической, интеллектуальной, социальной и технико-технологической. Он выступает своеобразным видом распределения трудовых ресурсов и используется как методологический инструмент их изучения.
Введение………………………………………………………………………..........3
1. Человеческие ресурсы в мировой экономике………………….……………......5
1.1 Трудовые ресурсы мирового хозяйства………………………………..5
1.2 Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы. Понятие и виды международной миграции рабочей силы……………………….8
1.3 Экономические последствия миграции рабочей силы…………………9
1.4 Государственное регулирование внешней трудовой миграции……..10
1.5 Глобальные последствия международной миграции рабочей силы.............................................................................................................................12
1.6 Россия и международная трудовая миграция………………………..13
Заключение………………………………………………………………….…….15
Список использованной литературы……………………………………………17
Предприниматели стран, принимающих иностранную рабочую силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда : на одной идет купля - продажа национальной рабочей силы - квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом - иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и непристижные работы, к тому же по более низким расценкам.
Развитые страны охотно привлекают из- за рубежа высококвалифицированных специалистов технического профиля (программистов, электронщиков, ученых в области естественных наук). При этом страны - реципиенты исходят из того, что высококвалифицированные иностранные специалисты и исследователи могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать усвоению новых производств.
К числу негативных , с точки зрения стран - реципиентов, последствии иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.
Страны - экспортеры рабочей силы имеют, в свою очередь, ряд выгод. Прежде всего эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны - экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы. К тому же помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам.
Вместе с тем трудовая эмиграция
обычно сопровождается «утечкой умов»,
массовым отъездом наиболее образованных
и квалифицированных
1.4 Государственное регулирование внешней трудовой миграции.
Целью государственного регулирования трудовой миграции населения
является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.
Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией. Они определяют порядок и масштаб трудовой миграции в данные страны.
Страны - реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых мигрантов:
1. Профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
2. Возрастной ценз;
3. Состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
4. Социальные и политические
ограничения (не допускается
Весьма жестким методом
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
1. Уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство;
2. Первоочередной прием
3. Налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
4. Ограничение времени
В принимающих странах могут
действовать профессиональные и
отраслевые ограничения на использование
иностранной рабочей силы в форме
запретов. Явные запреты прямо
указывают профессии, которыми иностранцам
заниматься нельзя. Другие ограничения
действуют в форме приоритетных
профессий, где может использоваться
иностранная рабочая сила (редкие
профессии, специалисты высшего
класса, работники новых
Развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяется либо денежные выплаты эмигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать не более высокооплачиваемую и престижную работу на родине.
В этом же направлении действуют
программы экономической помощи
развитых стран регионам массовой эмиграции
(создание в странах - донорах новых
предприятий с целью
1.5 Глобальные последствия международной миграции рабочей силы.
Международное перемещение рабочей
силы, с одной стороны, является мощным
фактором экономического развития. Миграция
обеспечивает перераспределение трудовых
ресурсов в соответствии с потребностями
наиболее динамично развивающихся
стран, ведет к концентрации активного
и предприимчивого населения
в главных экономических
С другой стороны, миграция населения
ведет к чрезмерному
Адаптация иммигрантов к новым условиям почти всегда сопровождается значительными трудностями, а нередко и конфликтами на этнической и конфессиональной основе.
Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х гг., несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.
1.6 Россия и международная трудовая миграция.
Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла ежегодно переводить на родину 8 млн.долл.
Несмотря на значительное увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2% занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Сочи, Ростовской области, Приморского края).
Приток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население. Свыше 90 % всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда.
Заключение
В настоящее время спрос на труд главным образом определяется:
- государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям;
- размерами государственных, частных и иностранных инвестиций;
-активностью и позицией профсоюзов;
- масштабами теневой экономики.
На предложение труда может действовать такие факторы, как:
- падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет);
- появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается );
- естественные темпы прироста трудовых ресурсов;
- миграция населения;
- демографическая и социальная политика государства.
«Утечка умов» в развивающихся странах, в том числе и России тормозит общее развитие государств. На этот факт во многом повлияла внутренняя политика России и развивающихся стран в целом.
Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, работающих лиц пенсионного возраста и работающих подростков моложе трудоспособного возраста.
Под внешней миграцией населения понимают перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. Выделяют безвозвратную, временно- постоянную и сезонную миграции.
Усиление диспропорции в распределении
населения между основными
Миграция населения ведет к
чрезмерному разрастанию
Список использованной литературы
1. И.А.Спиридонов «Мировая экономика»1-е и 2-е издание, Москва - 2004г.
2. Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке.// Российский экономический журнал. - 2010. - №7
3. Раджабова В.К. «Мировая экономика», Москва, 2006г.
4. Ломакин В.К. «Мировая
5.Мировая экономика: учебное пособие / Е. Г. Гужва, М. И. Лесная, А. В. Кондратьев, А. Н. Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009.
Информация о работе Человеческие ресурсы в мировой экономике