Человеческие ресурсы в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Трудовой потенциал – это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности людей к труду. Количественно он определяется величиной трудовых ресурсов и рабочего времени, которое может быть отработано в тот или иной период. Качество характеризуется четырьмя основными сопоставляющими: физической, интеллектуальной, социальной и технико-технологической. Он выступает своеобразным видом распределения трудовых ресурсов и используется как методологический инструмент их изучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
1. Человеческие ресурсы в мировой экономике………………….……………......5
1.1 Трудовые ресурсы мирового хозяйства………………………………..5
1.2 Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы. Понятие и виды международной миграции рабочей силы……………………….8
1.3 Экономические последствия миграции рабочей силы…………………9
1.4 Государственное регулирование внешней трудовой миграции……..10
1.5 Глобальные последствия международной миграции рабочей силы.............................................................................................................................12
1.6 Россия и международная трудовая миграция………………………..13
Заключение………………………………………………………………….…….15
Список использованной литературы……………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

21 мировая экономика.docx

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Предприниматели стран, принимающих  иностранную рабочую силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов  еще и потому, что готовность иммигрантов  трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует  двойной рынок труда : на одной идет купля - продажа национальной рабочей силы - квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом - иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и непристижные работы, к тому же по более низким расценкам.

Развитые страны охотно привлекают из- за рубежа высококвалифицированных специалистов технического профиля (программистов, электронщиков, ученых в области естественных наук). При этом страны - реципиенты исходят из того, что высококвалифицированные иностранные специалисты и исследователи могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать усвоению новых производств.

К числу негативных , с точки зрения стран - реципиентов, последствии иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Страны - экспортеры рабочей силы имеют, в свою очередь, ряд выгод. Прежде всего эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны - экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы. К тому же помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам.

Вместе с тем трудовая эмиграция  обычно сопровождается «утечкой умов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмигрантов носит безвозвратный характер и  ведет к ослаблению интеллектуального  потенциала страны - донора.

 

1.4 Государственное регулирование внешней трудовой миграции.

Целью государственного регулирования  трудовой миграции населения 

является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных  иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев  их возраст, пол, профессию, состояние  здоровья и др. Так, Россия имеет  подобные соглашения с Германией, Финляндией. Они определяют порядок и масштаб трудовой миграции в данные страны.

Страны - реципиенты применяют следующие  виды ограничений на въезд трудовых мигрантов:

1. Профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);

2. Возрастной ценз;

3. Состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

4. Социальные и политические  ограничения (не допускается иммиграция  лиц, ранее осужденных за уголовные  преступления, а также членов  партии тоталитарного типа).

Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное  установление максимальной доли иностранной  рабочей силы в рамках экономики  в целом, отдельных отраслей и  предприятий. При этом стремясь не допустить  иммигрантов из «нежелательных»  стран и регионов мира (чаще всего  стран Азии и Африки), страны - реципиенты устанавливают количественные квоты  на въезд иностранцев из определенных стран.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

1. Уплату иммигрантами пошлины  за трудоустройство;

2. Первоочередной прием иммигрантов,  осуществляющих инвестиции в  экономику страны – реципиента;

3. Налог на предпринимателей, использующих  труд иммигрантов;

4. Ограничение времени пребывания  иностранных работников в принимающей  стране.

В принимающих странах могут  действовать профессиональные и  отраслевые ограничения на использование  иностранной рабочей силы в форме  запретов. Явные запреты прямо  указывают профессии, которыми иностранцам  заниматься нельзя. Другие ограничения  действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего  класса, работники новых высокотехнологичных  отраслей и т.д.).

Развитые страны под давлением  профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди  местного населения, реализуют программы  стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяется либо денежные выплаты эмигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде  на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать не более высокооплачиваемую и престижную работу на родине.

В этом же направлении действуют  программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах - донорах новых  предприятий с целью приостановить  новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).

 

1.5 Глобальные последствия международной миграции рабочей силы.

Международное перемещение рабочей  силы, с одной стороны, является мощным фактором экономического развития. Миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями  наиболее динамично развивающихся  стран, ведет к концентрации активного  и предприимчивого населения  в главных экономических странах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня десятков миллионов людей. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом и экономическом развитии отдельных стран (США, Канада, Австралия, отчасти ЮАР, Аргентина.). Так, население Израиля увеличивается в значительной степени благодаря притоку иммигрантов.

С другой стороны, миграция населения  ведет к чрезмерному разрастанию  крупных городов в странах - реципиентах, демографическому старению и феминизации  населения в странах - донорах.

Адаптация иммигрантов к новым  условиям почти всегда сопровождается значительными трудностями, а нередко  и конфликтами на этнической и  конфессиональной основе.

Результатом массовой эмиграции может  стать депопуляция (сокращение численности  населения), что происходило в  Ирландии, Греции, Португалии в 60-х гг., несмотря на высокий естественный прирост  в этих странах.

 

1.6 Россия и международная трудовая миграция.

Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов может стать  важным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла ежегодно переводить на родину 8 млн.долл.

Несмотря на значительное увеличение притока в Россию иностранной  рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного  влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов  не превышает 1,5-2% занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных  работников на локальные рынки труда (Москвы, Сочи, Ростовской области, Приморского края).

Приток в Россию иностранных  работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население. Свыше 90 % всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время спрос на труд главным образом определяется:

- государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям;

- размерами государственных, частных и иностранных инвестиций;

-активностью и позицией профсоюзов;

- масштабами теневой экономики.

На предложение труда может  действовать такие факторы, как:

- падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет);

- появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается );

- естественные темпы прироста трудовых ресурсов;

- миграция населения;

- демографическая и социальная политика государства.

 «Утечка умов» в развивающихся странах, в том числе и России тормозит общее развитие государств. На этот факт во многом повлияла внутренняя политика России и развивающихся стран в целом.

Трудовые ресурсы включают население  в трудоспособном возрасте, работающих лиц пенсионного возраста и работающих подростков моложе трудоспособного  возраста.

Под внешней миграцией населения  понимают перемещение населения  через государственные границы  для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. Выделяют безвозвратную, временно- постоянную и сезонную миграции.

Усиление диспропорции в распределении  населения между основными группами стран произошло вследствие существенных различий в темпах прироста населения. Это ведет к концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах.

Миграция населения ведет к  чрезмерному разрастанию крупных  городов в странах - реципиентах  и демографическому старению. А в  странах - донорах происходит феминизация  населения, а также в некоторых  странах наблюдается депопуляция  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. И.А.Спиридонов «Мировая экономика»1-е и 2-е издание, Москва - 2004г.

2. Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке.// Российский экономический журнал. - 2010. - №7 

3. Раджабова В.К. «Мировая экономика», Москва, 2006г.

4. Ломакин В.К. «Мировая экономика», 2004г.

5.Мировая экономика: учебное  пособие / Е. Г. Гужва, М. И. Лесная, А. В. Кондратьев, А. Н. Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человеческие ресурсы в мировой экономике