Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
4) разнообразие возможностей использования данного товара - чем больше направлений использования товара есть у покупателя, тем эластичнее спрос (например, спрос на универсальные станки более эластичен, чем на специализированные);
5) время приспособления к изменению цены - эластичность связывается с временными периодами, использующимися в экономике: краткосрочным и долгосрочным. Спрос более эластичен в долгосрочном плане, поскольку за это время могут быть найдены, или даже освоены производством, товары-заменители, или изысканы возможности для безболезненного сокращения потребления данного товара.
6. Виды эластичности спроса по цене и их графическое изображение
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:
Ed =
В зависимости от этих показателей различают:
- совершенно неэластичный спрос - Ed = 0 - объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости);
- неэластичный спрос - Ed < 1 - когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены);
- единичная эластичность спроса - Ed = 1 - изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса;
- эластичный спрос - Ed > 1 - объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену);
- совершенно эластичный спрос - Ed = ∞ - объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.
Товары с эластичным спросом по цене:
- предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
- товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);
- легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).
Товары с неэластичным спросом по цене:
- предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);
- товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);
- труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).
Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю.
7. Влияние цены и эластичности спроса по цене на объем выручки
Для практики
очень важно знать связь
TR=P×Q
TR – общая выручка; Р – цена товара; Q – количество товара.
Знание эластичности спроса по цене помогает определить, что произойдет с общей выручкой при изменении цены. Рассмотрим взаимосвязь эластичности и общей выручки предпринимателя при помощи графика
При неэластичном спросе прирост выручки за счет увеличения продаж будет меньше, чем ее сокращение из–за снижения цены, выручка сократится. При эластичном спросе прирост выручки за счет увеличения продаж будет больше, чем при ее уменьшении из-за снижения цены. В пограничной ситуации, когда эластичность спроса равна единице, понижение цены не изменяет величину общей выручки. При эластичности, равной нулю, изменение выручки происходит только при изменении цены. При эластичности спроса, равной бесконечности, изменение выручки происходит за счет изменения объема продаж.
С помощью эластичности можно определить влияние роста цен на величину выручки. Эта зависимость является ключевой во многих сферах экономической деятельности, начиная от авиаперевозок и кончая ресторанным бизнесом и торговлей, всюду, где приходится выяснять, стоит ли повышать цены, и перекроет ли повышение цены снижение спроса.
Например, спрос на авиабилеты людей, совершающих деловые командировки, неэластичен, поэтому увеличение стоимости билетов для этой категории людей повышает выручку. Напротив, спрос на авиабилеты людей, отправляющихся в поездку ради удовольствия, намного эластичнее, так как они имеют более широкие возможности выбора маршрута и времени путешествия. В результате, повышение платы для людей, совершающих поездку ради удовольствия, снижает выручку.
Фирма, обладающая монопольной властью, может проводить политику ценовой дискриминации - назначение разных цен для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.
8. Эластичность
спроса по доходам и
Коэффициент эластичности спроса по доходу (Ei) показывает насколько изменится спрос на данный товар при изменении дохода потребителя.
Ei =
При анализе эластичности спроса по доходу выделяют товары высшей и товары низшей категории. Деление на такие товары для каждого человека индивидуально и зависит от его вкусов, привычек, дохода и т.д. К товарам высшей категории относятся более качественные товары, услуги, например, посещение ресторана или кругосветное путешествие. Для товаров высшей категории характерны однонаправленные зависимости. Например, если раньше потребитель покупал мясо один раз в неделю, то после увеличения дохода на 50% стал покупать три раза в неделю. К товарам низшей категории относятся, как правило, товары повседневного спроса. Для товаров низшей категории характерны разнонаправленные зависимости. Например, если потребитель покупал сосиски два раза в неделю, то после повышения дохода, будет покупать их один раз в неделю или вообще откажется от их приобретения, заменяя их мясом или рыбой.
Коэффициент Ei может принимать следующие значения:
- Ei < 0 – это означает, что товар низшей категории (например, при снижении дохода на 7%, спрос увеличится на 5%).
Коэффициент перекрёстной эластичности спроса (Eху) – показывает насколько изменится спрос на один товар (х) при изменении цены на данный товар (у).
Exy =
При анализе перекрёстной эластичности выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Для взаимозаменяемых товаров характерны однонаправленные зависимости. Например, масло и маргарин, если цена масло возрастает, то потребители начинают его заменять маргарином, и в результате спрос на маргарин увеличивается. Для взаимодополняемых товаров характерны разнонаправленные зависимости. Например, автомобиль и шины, при увеличении цены на автомобили меньшее количество потребителей будет их покупать, в результате, спрос на шины также упадёт.
Коэффициент Eху
может принимать следующие
9. Ценовая эластичность предложения, ее факторы и исчисление
Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Wеновая эластичность предложения – это реакция на изменение цены со стороны производителя. Она рассчитывается по формуле
Es =
Эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.
Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.
Выделяют три временных периода:
- текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
- краткосрочный период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
- долгосрочный период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.
Различают следующие формы эластичности предложения:
- эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгосрочного периода;
- неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща краткосрочному периоду;
- абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгосрочному периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
- абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.
Понятие "эластичное предложение" применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага.
Следует заметить,
что для большинства
Эластичность предложения зависит от многих факторов:
- возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;
- специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;
- фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В краткосрочном периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в краткосрочное периоде предложение малоэластично по цене. В долгосрочном периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгосрочном периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;
- цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;
- степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.
10. Эластичность
спроса и предложения в
Спрос на большинство товаров в долгосрочном периоде гораздо более эластичен, чем в краткосрочном. Одна из причин этого состоит в том, что людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки. Например, даже в случае резкого взлета цен на кофе величина спроса будет падать постепенно, по мере того как люди станут пить его в меньшем количестве. К тому же спрос на конкретный товар может быть связан с запасами другого товара, которые изменяются медленно. Например, спрос на бензин гораздо более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Резкое повышение цены на бензин снижает величину спроса в краткосрочном периоде, заставляя автомобилистов меньше ездить. Но наибольшее воздействие этого изменения цены проявится в том, что потребители предпочтут покупать небольшие и экономичные с точки зрения расхода горючего автомобили. Однако поскольку запас автомобилей изменяется медленно, величина спроса на бензин будет падать тоже медленно.
Существуют товары, для которых справедливо противоположное утверждение — спрос является для них более эластичным в краткосрочном периоде, чем в долгосрочном. Поскольку такие товары (автомобили, холодильники, телевизоры) являются товарами длительного пользования, совокупный запас каждого товара, которым располагают потребители, в большей степени связан с годовым объемом производства. В результате небольшое изменение в совокупном запасе, который хотят иметь на руках потребители, может привести к крупному в процентном отношении изменению в уровне покупок.
Главным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Чем больше времени у производителя, тем более гибко он может отреагировать на изменение внешних факторов. В связи с этим, выделяют три временных периода.
В связи с этим, в краткосрочном периоде кривая предложения производителя абсолютно не эластична, это означает, что объём предложения постоянен, а цена определяется только изменением спроса.