Шпаргала по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

МиЭ_вопросы на гос_готов.doc

— 1.37 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

14. Кардиналисткая  и ординалисткая теории потребительского  поведения

Кардиналистская, или количественная теория потребительского выбора появилась первой. Она базируется на теории полезности. Каждый человек индивидуален, поэтому для каждого из нас разные товары и услуги будут приносить разную полезность. Например, для спортсмена большую полезность будет иметь спортивный инвентарь, а для учёного – книги. Полезность (U) направлена на удовлетворение потребностей человека, и от того насколько сильно она их удовлетворяет, будет и зависеть ценность того или иного блага.

Экономисты  выделяют несколько видов полезности. Общая полезность (TU) – это совокупная полезность от потребления блага. Она определяется как сумма полезностей всех единиц потреблённого блага. Можно предположить, чем большее количество блага мы потребляем, тем выше общая полезность. Это не совсем так. Действительно, при увеличении потребления блага общая полезность будет расти, однако так будет продолжаться не всегда, с определённого момента она начнёт падать. Это связано с тем, что достигнув определённого предела, благо может приносить отрицательную полезность.

Средняя полезность (AU) – это средняя полезность блага.

AU=

Динамика изменения средней полезности определяется динамикой изменения предельной полезности. Предельная полезность (MU) – полезность дополнительной единицы блага.

AU=

Предельная  полезность имеет важное аналитическое  значение. По сути, любой потребитель  при выборе оценивает именно то, какую полезность ему принесёт конкретная единица блага, поэтому предельная полезность занимает центральное место в современном анализе.

 Для определения потребительского выбора аналитики разработали следующую формулу В соответствии с данным подходом, потребитель сравнивает предельные полезности товаров с их стоимостями и, исходя из этого, определяет, какой из товаров предпочтительнее.

Потребительский выбор в кардиналистской концепции  подвержен частым колебаниям в результате изменения полезности товара и его цены. Например, если потребителю дарят мобильный телефон на день рождения, то предельная полезность мобильного телефона для него снизится, что может изменить его потребительские предпочтения.

Несмотря на огромный прогресс в понимании потребительского поведения, который был сделан кардиналистской теорией, ряд её положений носили сугубо теоретический характер и никак не могли быть применены на практике. В частности, до сих пор не изобретён прибор, который мог бы измерять предельную полезность, которую приносит потребителю данный товар или услуга. В результате, со временем появилась другая теория, получившая название ординалистской. Эта теория базируется на построении соотношении кривых потребительского выбора, к которым относятся: кривая безразличия и бюджетная линия.

Часто потребитель  сталкивается с проблемой выбора из нескольких товаров. При этом у  него существует несколько вариантов  комбинаций из выбираемых товаров. Для  анализа таких ситуаций потребительского поведения используют кривые безразличия. Кривая безразличия – это линия, которая показывает различные сочетания двух товаров, приносящие потребителю одинаковую полезность.

 

 

Нисходящий характер кривой безразличия объясняется альтернативными  издержками, возникающими при перемещении из одной точки к другой. Коэффициент, показывающий от какого количества одного товара готов отказаться потребитель, чтобы увеличить производство другого, называется предельной нормой замещения (MRS). 

MRS = =

Кривая безразличия может  смещаться влево и вправо, в  результате получается совокупность кривых безразличия. Сдвиг кривой безразличия  влево приносит потребителю меньше полезности, а вправо – больше.

 

Кривая безразличия  имеет следующие основные свойства: не пересекается; имеет выпуклую форму по отношению к началу координат; имеет отрицательный наклон. Своеобразным сдерживающим фактором в потребительском выборе является уровень доходов. Чтобы учесть его, экономистами было сформулировано понятие – кривая бюджетной линии, под которой понимается определённая комбинация товаров, которая может быть приобретена при данном уровне дохода.

Уравнение бюджетной  линии представляет собой сумму  произведений количества товара на его  цену и  приравнивается к уровню дохода потребителя и описывается формулой

I = Px*Qx + Py*Qy

Бюджетная линия может  изменять своё положение в результате изменения цены на товары или в  результате изменения дохода потребителя.

При повышении  цены бюджетная линия будет смещаться  вниз или влево по оси соответствующего товара, а при понижении – вверх и вправо. При увеличении дохода потребителя бюджетная линия будет смещаться вправо, а при уменьшении – влево.

Для определения  оптимального потребительского выбора в ординалистской теории производят наложение кривых безразличия на бюджетную линию. Кривая бюджетной линии пересекает кривые безразличия в трёх точках, при этом TU (K) = TU (L) < TU (M). В точке на кривой U3 или U4 полезность комбинации товаров будет больше, чем в точке В, однако у потребителя недостаточно денег, чтобы выбрать эту комбинацию товаров. Таким образом, оптимальный выбор потребителя в ординалистской теории будет соответствовать точке M.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Равновесие  потребителя в трактовке кардиналисткой теории

Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения при решении поставленной задачи предполагает возможность теоретической  измеримости полезности блага. Предполагается, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними. Сторонники теории (К. Менгер, Л. Вальрас) полагали, что полезность измеряется в условных единицах — ютилях (от англ. utility — полезность).

Количественная  измеримость полезности позволяет  потребителю измерить полезность любой  дополнительной единицы блага (предельная полезность) и оценить величину общей полезности данной совокупности благ.

Основополагающее  положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот постулат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого.

Рациональный  потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. Если предельная полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно его. Это правило поведения потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона Госсена. Ныне закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия выражается равенством МU1 = MU2 = ... = MUn.

В данном правиле  под ограниченными ресурсами  потребителя в первую очередь  понимается его ограниченный доход. Иными словами, потребитель должен так распорядиться своим доходом, чтобы приобретенный им набор  благ приносил бы максимальную полезность. В ситуации потребительского равновесия полезности денежных единиц, затраченных на приобретение различных благ, должны быть равны. Правило максимизации полезности, исходя из всего сказанного, заключается в том, что денежный доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом:

Потребитель будет предъявлять спрос на данное благо до тех пор, пока предельная полезность этого блага в расчете на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности на одну денежную единицу, потраченную на приобретение другого блага. Используя это правило, потребитель, не выходя за пределы своего бюджета, приобретает набор товаров и услуг, приносящий ему наибольшую сумму полезности.

Если равенство  не выполняется, то произойдет некоторое  перераспределение потребительских  расходов между благами в пользу блага с более высоким уровнем предельной полезности в расчете на денежные единицы, что приведет к увеличению совокупной полезности для потребителя. Действительно, если цена на второе благо понизилась, то равновесие нарушается: MU1/P1 < MU2/P2 т. е. последняя денежная единица, затраченная на второе благо, стала приносить большую полезность, чем последняя денежная единица, затраченная на первое благо. Для восстановления равновесия, исходя из закона убывающей предельной полезности, существуют два пути. В первом случае необходимо увеличить предельную полезность первого блага, для чего следует сократить потребление этого относительно дорогого товара. Во втором случае следует уменьшить предельную полезность второго блага, увеличив потребление этого относительно дешевого блага. Поступая таким образом, покупатель будет действовать в точном соответствии с законом спроса и вновь достигнет состояния потребительского равновесия и сможет максимизировать получаемую полезность.

 

16. Кривые  безразличия. Бюджетные ограничения  и бюджетная линия

Ординалистский  подход  к  теории  потребительского  поведения  был предложен  итальянским  экономистом  Вильфредо  Парето (1848-1923),  который выдвинул  положение  о  невозможности  абсолютных  измерений  предельной полезности  и  предложил  перейти  к  оценке  предпочтений  одних  товаров (или наборов)  по  отношению  к  другим,  выводимых  из  эмпирических  фактов  товарного обмена. Идеи В. Парето  были  развиты  русским  экономистом Евгением Слуцким (1880-1948).  Основным  инструментом  анализа  в  порядковом  подходе  явились  кривые безразличия, предложенные англичанином Фрэнсисом Эджуортом (1845-1926).

Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих  одинаковую полезность для потребителя. Кривые безразличия широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора. При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя.

На графике на одной  оси отложено число единиц товара X, на другой — число единиц товара Y. Соединив точки А, В, С, D получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц товара X и товара Y, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т.е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 2 единиц товара X и получив 1 единицу товара Y при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и D.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

- кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя;

- всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему;

- имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;

- никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое;

- наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Набор кривых безразличия  образуют карту кривых безразличия, которая используется для описания предпочтения человека по всем наборам товаров.

 

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривая безразличия  будет иметь вид прямой линии (MRS = const). Обычно такие товары рассматриваются  как один.

Кривая U2 - товары вообще не могут заменять друг друга (правый и левый ботинки). Такие товары жестко дополняют друг друга (кривая безразличия – взаимно перпендикулярные отрезки).

Кривая U3 показывает, что чем больше имеет товара потребитель, тем больше хотел бы его иметь. Кривая безразличия вогнута к  началу координат.

Бюджетное ограничение (budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены  потребителем при данном доходе и  данных ценах. Бюджетное ограничение  указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или  уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (budget line) — это прямая, точки которой  показывают наборы благ, при покупке  которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Информация о работе Шпаргала по "Экономике"