Шпаргала по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

МиЭ_вопросы на гос_готов.doc

— 1.37 Мб (Скачать файл)


  1. Среднесрочный период, в течение которого производитель может изменить интенсивность использования ресурсов, но не может изменить объём производственных мощностей. Производитель может реагировать на изменение внешних факторов, поэтому в среднесрочном периоде кривая предложения более эластична по сравнению с краткосрочным, изменению подвержены как цена, так и количество.

 

  1. Долгосрочный период, в течение которого производитель имеет возможность изменять и интенсивность использования ресурсов, и объём производственных мощностей, в результате чего кривая предложения становится ещё более эластичной по сравнению со среднесрочным периодом. Производитель имеет возможность очень гибко реагировать на изменения внешних факторов так, что преимущественно будет меняться не цена, а количество.

 

 

 

11. Использование  теории эластичности в хозяйственной  практике

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены.

Если фирма  при принятии решения о цене будет  руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность  спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма  знает спрос на квартиры и его  эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать  эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка  может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная  налоговая политика. При введении косвенных налогов государство  преследует цель увеличить объем  налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим  распределение налогового бремени  при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения  принимается постоянной).

График спроса D на рис. а показывает, что он имеет  высокую эластичность, а на б - относительно неэластичен. График предложения S0 - предложение  до введения налога. Соответственно P0 и Q0- равновесные цена и объем  производства до введения налога.

Когда государство ввело налог - кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Р1 и Q1.

Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но производитель в условиях рыночной экономики не может увеличить цену на сумму налога, установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать - это поднять цену до равновесного уровня.

В случае, если спрос эластичен, потери производителя  будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии - потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

В случае, если спрос неэластичен, налоговое бремя  ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство  облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Заштрихованные треугольники очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной).

При эластичном предложении налоговое бремя  ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества - выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Основы  теории поведения потребителя.  Принципы поведения потребителя  на рынке

Потребительское поведение  - это формирование спроса покупателей, выбирающих товар с  учетом цен и личного бюджета; т.е. собственных денежных доходов.  Поведение покупателей индивидуально, по причине субьективности представлений конкретных потребителей.

Доход представляет собой фиксированный для данного  периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Его величина выступает  бюджетным ограничением покупательской способности.

Теория  потребительского поведения основана на рац. поведении потребителя, кот. распол. своими собственными предпочтениями и потребностями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил  бы ему макс. удовлетворение потребностей при опред. размере его денежного дохода.

Бюджетные ограничения - это ограничения денежных доходов, в пределах кот. производятся расходы на потребления.

Номинальный доход - это сумма денег, имеющихся  у потребителя независимо от уровня цен на товары и услуги (з/п и т.д.).

Реальный  доход - кол-во товаров и услуг, которые  потребитель может купить в пределах своего номинального дохода по текущим  ценам.

 Рост  благосостояния и реального дохода  возможна в двух случаях: 

- при  росте номинального дохода и неизменных цен на товары;

- при  неизменном номинальном доходе  и снижении цен.

В основе современной теории потребления  лежат следующие методологические принципы:

- Свобода выбора и суверенитет потребителя. Суверенитет потребителя - это возможности влиять на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги. Необходимым моментом суверенитета потребителя выступает свобода потребительского выбора. В действительности часто встречаются ограничения такого рода свободы. Причем они могут быть весьма различными по масштабам и формам: от жесткого нормирования потребления определенных благ (то есть введения карточной системы) до законодательного запрещения производства и потребления какого-либо вида товаров. В основе этих ограничений могут лежать весьма разнообразные мотивы: чрезвычайные обстоятельства (голод, война), желание уберечь население от вредного блага (алкоголь, наркотики, сигареты), стремление обеспечить гражданам равенство в потреблении.

- принцип рационального поведения человека в экономике. Считается, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, то есть знает, что ему нравится больше, а что меньше. Из множества товарной массы индивид стремится выбрать наиболее предпочтительный товар или их набор, а также объем этого выбора. Принцип рациональности потребителя можно сформулировать следующим образом: при заданных ценах и доходе потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимум полезности.

- принцип редкости. В соответствии с ним в теорию было заложено предположение об ограниченной, фиксированной величине производства того или иного товара. В результате цена попадала в полную зависимость от спроса, а последний увязывался с субъективными оценками блага потребителями.

- категория “полезность”. Полезность объявляется целью потребления и рассматривается как свойство экономических благ удовлетворять потребности. Различают общую и предельную полезности. Полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага, называют предельной. В свою очередь сумма предельных полезностей дает общую полезность некоторого количества блага.

- доход потребителя. Он позволяет трансформировать потребности в спрос, то есть придать им денежную форму. Зависимость между уровнем дохода и типом потребляемых благ была сформулирована в XIX в. немецким экономистом Э.Энгелем: при низком доходе потребители расходуют его на приобретение предметов первой необходимости, а по мере роста дохода растет потребление предметов роскоши.

 

13. Общая и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности

В основе теории потребительского поведения лежит  теория предельной полезности, играющая важную роль в экономической науке. Полезность блага - это удовлетворение,  которое  испытывает  человек  в процессе потребления блага; в основе  полезности  лежат  разные  физические, химические и психологические свойства блага.

Прежде  всего  теория  предельной  полезности  вводит  два  важных понятия:

- полезность  блага (или группы благ);

- предельная  полезность блага.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ  (TU  -  total utility)  -  то удовлетворение,  которое  люди  получают  от потребления  всего имеющегося у них количества благ данного вида.

ПРЕДЕЛЬНАЯ  ПОЛЕЗНОСТЬ  (MU - marginal utility) — прирост  общей полезности, возникающий  вследствие  увеличения  объема потребления  данного  блага  на  единицу,  или полезность  последней  из  имеющихся  в распоряжении индивида единиц блага.

Между общей  и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.

Понятие предельной полезности впервые введено современными экономистами, создавшими теорию ценности по предельной полезности. Под этим названием они разумеют наименее важный вид пользы, который приносит данное благо в сфере удовлетворения человеческих потребностей. Предположим, например, что хлеб может служить для питания человека, для посева, для корма скота, для винокурения. Последняя его роль является наименее важной; способность хлеба удовлетворять эту потребность и есть его предельная полезность. Даже в отношении одной и той же потребности благо может иметь различную предельную полезность (напр. хлеб — для сытого и для голодного). Предельная полезность повышается при недостатке блага и понижается при его избытке.

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

Закон убывающей  предельной полезности заключается  в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая — отрицательна. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх.

 Например, для  голодного человека полезность  первой тарелки супа выше, чем  второй, второй — выше, чем третьей, и т. п.

 Из этого  закона следует необходимость  понижения цены для того, чтобы  побудить потребителя к увеличению  покупок такого продукта.

 Однако, закон  убывающей предельной полезности  не всегда действует при малых  количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

Информация о работе Шпаргала по "Экономике"