Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории экономических учений"

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY.docx

— 341.06 Кб (Скачать файл)

16. Начало XX в. Новейшая историческая школа  в Германии (В.Зомбарт, А.Шпитхов,  М.Вебер) и социальная школа  (Р.Штаммлер, Р.Штольцман, Ф.Оппенгеймер, О.Шпанн:

Развитие экономической мысли  в Германии совершенно уникально  по многим причинам. Например, в тот  период в Германии существовало около  сорока государств со своими закрытыми  границами и огромными торговыми  пошлинами. Это затрудняло торговлю, и следовательно, развитие экономической  мысли в целом. Все же формирование экономической мысли в Германии в большей степени опиралось  на труды Томаса Мальтуса.

Развитие исторической школы в  Германии принято разбивать на три  этапа:

1) 40 – 60-е гг. XIX в. Этот период  известен в истории под названием  «Старая историческая школа». Основными  лидерами этого этапа являются  Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебранд,  Карл Книс;

2) 70 – 90-е гг. XIX в. Это второй  этап, называется он «новая историческая  школа». Основатели этого этапа  – Луйо Брентано, Густав Шмоллер,  Карл Бюхера.

3) первую треть XX в. принято  называть «новейшей исторической  школой». Ее основные лидеры  – Венер Зомбарт (1863 – 1941), Макс  Вебер (1864-1920), А. Шпитхоф.

Веренер Зомбарт (1863-1941) своей главной  работе "Современный капитализм" В.Зомбарт, являвшийся профессором  университетов в Берлине и  Бреславле выделяет три этапа  хозяйственного развития общества: индивидуалистическое, переходное и социальное. В основе этих этапов лежат, по его мнению, различные  уклады хозяйственного мышления.

В работе « Буржуа» (1913) В. Зомбарт  рассматривает шесть основных типов  предпринимателей:

  • разбойники (участники военных и заморских походов);  
    феодалы, к апитализирующие ренту;
  • государственные деятели (внедряющие промышленные и торговые предприятия);
  • спекулянты;
  • купцы;
  • фабриканты.

В. Зомбарт анализирует также  три типа конкуренции:

  • конкуренция эффективностью;
  • конкуренция внушением;
  • конкуренция насилием.

В начале своей карьеры великий  немецкий социолог и эко номист М. Вебер преподавал в университетах  Фрайбурга и Гейдельберга, однако с 1896 г. из-за душевного расстройства он был вынужден на время прервать работу в учебных заведениях и  смог продолжить ее только в 1919 г. в  Мюнхенском универ ситете. К главным  экономическим произведениям ученого  от носятся: «К истории торговых обществ  в средние века» (1889)»; «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891). «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии» (1903—1905).

Возникновение капиталистической  системы производств, в работе «Протестантская  этика и дух капитализма» (1904) связывается немецким ученым с Реформацией, с появлением про тестантских  течений в христианстве, с их особым отношение к трудовой и предпринимательской  деятельности; протестантский религиозно-этический  комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчетливости. М. Вебер отмечает «несомненное, ценное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей».

М. Вебер считает, что капитализм может выступать в следующих  формах:

  1. как авантюристический капитализм;
  2. торговый капитализм;
  3. капитализм, ориентированный на войну;
  4. буржуазно-промышленный капитализм.

Вебер выделяет два типа предпринимательства, причем каждому из них свойственно  стремление к прибыли, но это желание  само по себе не имеет ничего общего с предпринимательством: оно есть и у официантов, чиновников, разбойников. Итак, 1-й тип предпринимательства  основан на насилии, деятельности авантюристов. 2-й тип — это рациональное ведение хозяйства, основанное на получении  прибыли путем обмена. Ему присуща  ориентация на товарный рынок, рациональная бухгалтерская отчетность, честность  как основа поведения предпринимателя.

Согласно М. Веберу, «о городе в  экономическом смысле можно говорить лишь там, где местное население  удовлетворяет часть своих повседневных потребностей на местном рынке, причем в значительной части продуктами, произведенными местным населением и населением ближайшей округи».

М. Вебер разработал оригинальную теорию классов, введя ряд новых  категорий: позитивно привилегированный  класс, негативно привилегированный  класс, стяжательный класс, находящийся  в негативно привилегированной  ситуации (рабочий класс). В основании  классификации немецкого экономиста лежат три основных фактора:

  1. богатство, или экономический статус;
  2. власть, или политический статус;
  3. престиж или социальный статус.

А. Шпитхоф заложил основы концепции накопления капитала. Он считал, что в основе кризисов лежат особенности накопления капитала.

Представитель социально-правовой школы  Рудольф Штаммлер (1856-1938) 1 атаковал господствующий в марксизме принцип превалирования производственных отношений с позиций идеи права. Штаммлер рассматривает правовое регулирование общественной жизни как основу всех экономических процессов, исходя при этом из утверждения, что именно нормы права связывают людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности: «Экономическим феноменом называется одинаковое, массовое проявление правоотношений» . Социальное хозяйство, таким образом, есть сотрудничество людей, связанных нормами права. Право, поэтому, является первичной и самодовлеющей над жизнью людей категорией. Субъектом же правотворчества является государство, а значит, в конечном итоге, именно государственно-правовые механизмы задают тон развитию экономических отношений.

Вслед за Штаммлером, другой представитель  социально-правовой школы, Рудольф  Штольцман выдвинул тезис, согласно которому народное хозяйство зависит  от правовых норм, которые, в свою очередь, подчиняются высшим этическом принципам. Отсюда Штольцман делает вывод, что  «народное хозяйство есть этическое  образование, оно есть организация  нравственно направленных целей». Таким  образом, степень важности отдельного человека и общественных слоев определяется выполняемыми ими этическими функциями, которые служат интересам общества. Более того, труд, как и собственность, по Штольцману, являются одновременно и правом и обязанностью. При этом, если право есть продукт индивидуальных интересов граждан, то долг продиктован  общественным, надиндивидуальным этическим  принципомЭто значит, что все экономически разностатусные слои общества выполняют  важные социальные функции, определяемые высшим социально-этическим принципом.   

Несколько особняком от немецкой «национальной  экономии» стоит Отмар Шпанн (1878-1950)2. Австрийский социолог, философ и экономист примыкает скорее к теоретикам корпоративного государства 3. В его учении принцип сословной организации общества и идея корпоративизма находят философское завершение в консервативно ориентированной идее универсализма. Сословия и иерархичность социальных слоев, по Шпанну, представляют собой части единого целого – государства как первоначальной реальности, довлеющей над частями. Монолитность обществу придает принцип субординации, понимаемый как беспрекословное подчинение одних лиц другим. Изначальное неравенство качеств людей приводит не только к социальной, но и к экономической дифференциации, выражающейся в неравноценности услуг, которые индивид оказывает обществу.  

В государстве, по Шпанну, должно наблюдаться  сотрудничество труда и капитала в рамках корпораций («корпоративизм»), должны господствовать идеи солидарности членов общества («солидаризм»), частную  собственность необходимо превратить в фактор служения общественному  целому и национальным интересам (доктрина «собственность обязывает»). Государство  как «работающая корпорация»  выполняет руководящие функции, решает проблемы социальных трений, безработицы, низкой зарплаты и т.д. Таким образом, Шпанн приходит к идее государственного регулирования экономических процессов  на базе идеи универсализма и принципа социального неравенства.

17. Американский  институционализм: условия возникновения  в конце XIX века. 1880-е годы - "висконсинская  школа". Связь институционализма с социологией

В начале XX века в связи с ростом монополизма, антитрестовской политикой  ученые-экономисты США, отражая изменения  в реалиях жизни, разработали  ряд теорий, которые положили начало новому направлению экономической  мысли - социально-институциональному или институционализму.

Институционализм - в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Теоретики институционализм предметом  анализа считают экономические  и неэкономические проблемы социально-экономического развития, к движущим силам экономики наряду с материальными факторами относят также духовные, моральные, правовые и другие, рассматриваемые в историческом контексте, объекты исследования - институты они рассматривают совокупно, не делят на первичные и вторичные и не противопоставляют их друг другу.

Один из основателей традиции американского институцнонализма - Джон Ричард Коммонс (1862-1945).Джон Коммонс (1862—1945), среди работ которого можно указать «Распределение богатства» (1893), «Промышленная доброжелательность» (1919), «Правовые основы капитализма» (1924) и «Институциалистическая экономическая теория» (1934). Он был прямым продолжателем «висконсинской школы» конца XIX в. и сам преподавал в Висконсинском университете. В то же время он активно сотрудничал с профсоюзами, участвовал в разработке трудового законодательства.

Институциональную экономику Коммонс  определял как экономику коллективных, а не индивидуальных действий, утверждая, что за институтами стоят интересы социальных групп. Кроме того, он подчеркивал  правовую сторону институтов. В частности, он выдвинул положение о том, что  обобщающим понятием социальных отношений  является «сделка» как взаимодействие двух сторон, двух партнеров. Теория сделок, по его определению, — это «теория  совместной деятельности людей и  их оценок во всех сделках, посредством  которых участники побуждают  друг друга к достижению единства мнений и действий». В ходе сделки стороны вначале противопоставляют  свои интересы, затем путем переговоров  находят компромиссное решение  и принимают взаимные обязательства  по достигнутому соглашению. Идея правового  регулирования социальных отношений  присутствует и в теории Коммонса об этапах развития капитализма. Он выделяет четыре стадии — торговый, промышленный, финансовый и административный капитализм. Последняя стадия — это будущее  общество, где государство (администрация) путем совершенствования законодательства сможет уладить конфликты между  трудом и капиталом между большим  и малым бизнесом, между бизнесом и производством и т.д.

В работах институционалистов не встретишь  увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические  проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами.

18. Ранний  институционализм: Т.Веблен, Д.Коммонс,  У.Митчелл.:

Институционализм первоначально  возникает и развивается как  альтернатива традиционной неоклассической  теории, на основе ее критики. Его представители  считают недостаточным анализ функциональных зависимостей экономических явлений, отрицают универсальность выводов  неоклассиков и практическую значимость абстрактных моделей.

Институционализм возник в конце XIX в., а утвердился как самостоятельная  методология и получил распространение  в 20-30-е гг. XX в. Представители этого  направления расширили предмет  исследования экономической теории, включив в него анализ функционирования и развития экономических и социальных институтов.

В развитии институционализма можно  отметить несколько периодов. Американский институционализм 20-30-х гг. (Т.Веблен, Д.Коммонс, У.Митчелл) - это первый этап распространения институциональной  методологии, когда происходило  формирование проблематики исследований и основных идей. Поздний институционализм 40-50-х гг. (позитивная школа) отличается отказом от критического настроя  первого этапа, разработкой экономической  политики. Неоинституционализм (возникший  в 60-70-е гг.) характеризуется стремлением  к синтезу с другими направлениями  современной экономической теории.

К общим чертам институционализма 20-30-х гг. относятся:

1) критика абстрактного, формального  характера неоклассического анализа;

2) междисциплинарный подход, стремление  к интеграции с другими гуманитарными  науками;

3) стремление к эмпирическим, фактическим  исследованиям, к анализу актуальных, а не универсальных проблем;

4) усиление внимания к макроэкономическому  уровню;

5) критика негативных социально-экономических  явлений и поддержка государственного  вмешательства в экономику, «контроля  общества над бизнесом» в антимонопольных  целях.

В 20-30-е гг. XX в. сформировались три  течения институционализма. Т.Веблен был основателем социально-психологического (позднее - технократического), Дж.Коммонс - социально-правового, У.Митчелл - конъюнктурно-статистического  институционализма.

Т.Веблен (1857-1929) создал социально-психологическую  концепцию экономического развития. Он считал, что экономическая теория должна быть эволюционной наукой, исследовать  происхождение и развитие привычных  способов мышления и поведения, экономических  институтов. Экономическая система -это не самоуравновешивающийся механизм, а процесс отбора и приспособления институтов, накопления изменений в  них. Постоянно существует необходимость  обновления институтов в соответствии с современными требованиями. В борьбе за существование в обществе Т.Веблен ведущее место отводит инстинктам, среди которых особо выделяет родительское чувство, инстинкт мастерства и стремление к знаниям. Инстинкты  определяют мотивы экономического поведения. В работе Т.Веблена «Теория праздного  класса» (1899) отмечены такие мотивы поведения «праздного класса», как  денежное соперничество, демонстративное  поведение, показная праздность.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"