Шпаргалка по "Международной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:55, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и задачи курса МЭ
Международная экономика:
— сложное и многогранное экономическое явление;
— совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей

Вложенные файлы: 1 файл

shpora40.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

3) уровень политической стабильности;

4) уровень политического риска:

• конфискация — изъятие имущества субъектов МЭО по решению правовых органов;

• национализация — изъятие частной собственности, ее преобразование в государственную;

• экспроприация — принудительное лишение собственности;

• терроризм — насильственный акт с угрозой для^жизни, преследующий определенные цели;

5) административные методы регулирования  МЭО (эмбарго, валютные ограничения).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА:

1) уровень экономического развития  стран;

2) уровень развития промышленности;

3) уровень развития НТП;

4) жизненный уровень населения;

5) экономические традиции;

6) уровень развития внешнеэкономических  связей.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА:

1) структура населения (пол, возраст, профессиональный состав, национальный состав);

2) политическая ориентация населения (партийная, социальная);

3) религия;

4) отношение к труду;

5) отношение к окружающей среде;

6) отношение к карьере.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА:

1) энергетическое обеспечение страны;

2) транспортное обеспечение страны;

3) информационное обеспечение страны.

международные ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

7. ЭкономическоТема IV

е содержание международных торговых отношений (МТО).

2. Основные показатели международной торговли.

3. Формы и методы осуществления  международной торговли.

4. Регулирование МТО.

1. Экономическое содержание  МТО (рис. 20)

1 —  МТО — наиболее общая традиционная форма развития МЭО, основная - их составляющая;

2 — другие  формы развития.

МТО — отношения между субъектами мирового хозяйства в области обмена, купли-продажи товаров, капитала, рабочей силы и услуг                   »

Международная торговля — обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами или их представителями.

Внешняя торговля (ВТ) — совокупность экспортно-импортных операций отдельной страны. Это торговля одной страны с другими субъектами мирового хозяйства.

Мировая торговля — совокупность внешней торговли стран мирового сообщества.

Мировой рынок — отношение между субъектами мирового хозяйства по поводу формирования и функционирования международного спроса и международного предложения на товары, услуги, капитал и рабочую силу.

2. Основные показатели  международной торговли

Четыре группы показателей МТО:

1. ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА  МТО:

1) экспорт — вывоз  товара из страны;

2) импорт — ввоз товара  в страну;

3) внешнеторговый  оборот — совокупный объем  экспорта-импорта за определенный  период времени (обычно за год);

4) физический  объем МТО — оценка объема экспорта и импорта в постоянных ценах в рамках одного периода (года);

5) генеральная  торговля — стоимость внешнеторгового  оборота и стоимость транзитных товаров;

6) специальная  торговля — чистый внешнеторговый  оборот, т. е. продукция, ввезенная в  страну или вывезенная из нее;

7) реэкспорт  — вывоз ранее ввезенного товара, не подверженного переработке;

8) реимпорт — ввоз ранее вывезенных товаров, не подвергшихся переработке.

2. ПОКАЗАТЕЛИ ПО КРИТЕРИЮ  СТРУКТУРЫ МТО:

1) товарной — это показатели  деления экспорта и импорта по основным товарным позициям;

2) географической — распределение  МТО по группам стран и регионам;

3) институциональной — распределение  МТО по субъектам и методам  товарного обмена.

3. Формы и методы осуществления  международной торговли

Формы международной торговли разделяют на три вида.

1. ПО КРИТЕРИЮ ОБЪЕКТА:

торговля сырьем;

торговля топливом;

торговля продовольствием;

торговля полуфабрикатами;

торговля готовыми изделиями:

а) производственного назначения;

б) непроизводственного назначения;

• торговля услугами:

а) производственными;

б) транспортными;

в) экспедиторскими;

г) консультационными;

д) консигнационными;

е) посредническими;

ж) туристическими;

з) маркетинговыми;

и) учетными и др.

2. ПО КРИТЕРИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  СУБЪЕКТОВ МТО:

• традиционная торговля (экспорт-импорт товаров и услуг);

• торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений;

• встречная торговля (бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе).

3. ПО КРИТЕРИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МТО:

• обычная МТ — осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;

• дискриминационная МТ — введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;

• преференциальная торговля — торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).

Методы осуществления МТО торговля напрямую — неиспользование услуг посредников:

А и В — субъекты МТО.

А и В — субъекты МТО;

П— посредник.

Виды посредников:

простые посредники — физические и юридические лица частного права, которые способствуют поиску партнеров и заключению международных хозяйственных контрактов, но не участвуют в их выполнении;

поверенные посредники — физические и юридические лица, которые проводят сделки от имени и за счет доверителей, подписавших контракт;

комиссионеры — физические и юридические лица, заключающие международные хозяйственные контракты от своего имени, но за счет комитентов (продавцов и покупателей), которые несут при этом коммерческий риск;

консигнаторы — физические и юридические лица, которые принимают товар на свой склад (консигнационный), реализуют его, а нереализованный возвращают его владельцу;

агенты — физические и юридические лица, совершающие операции от имени и за счет своих клиентов, но не подписывающие международный хозяйственный контракт;

сбытовые посредники — физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров от своего имени, оказывают покупателям услуги сервисного характера, рекламируют продукцию, а также сбытовые посредники, которые называются дистрибьюторами;

38

дилеры — независимые физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров доверителей от своего имени и за свой счет.

Наряду с этими видами посредников существуют организационные формы посредников.

1. Международные товарные  биржи (МТБ):

• публичные, в которых принимают участие все желающие физические и юридические лица;

• частные — акционерные общества, в которых осуществляют торговые операции только их члены. При этом члены акционерной торговой биржи не получают дивидендов.

Международные товарные биржи — это такие торговые учреждения, где осуществляется продажа одного товара крупными партиями

Операции на МТС:

1) сделка на реальный товар (СПОТ) определяет, что продавцы и покупатели действительно намерены продать или приобрести товар:

сделка СПОТ с немедленной поставкой товара означает, что товар будет поставлен покупателю в течение 15 дней;

сделка на товар с поставкой в будущем означает, что товар будет поставлен после заключения сделки в течение 3 лет. Это форвардные сделки;

2) срочные (фьючерсные) сделки —  не предусматривающие реальную  продажу товаров в срок, а предполагающие  продажу права на товар (т. е. продаются  документы на владение товаром);

3) спекулятивные операции — это операции, связанные с продажей документов на владение товаром с учетом повышения или понижения на них цен;

4) хеджирование — страхование  операций, осуществляемых на МТБ  с целью избежания потерь от  изменения цен.

2. Международные аукционы (МЛ)

Международные аукционы — это международные учреждения, где осуществляется продажа драгоценностей, предметов роскоши и др.

Виды аукционов:

гласные аукционы — где покупатели открыто называют свою цену на товар;

негласные аукционы — где покупатели подают условный сигнал;

автоматизированные аукционы — где применяется соответствующая техника, а предложения покупателей высвечиваются на табло.

Формы аукционов:

• работают на принципе повышения цен;

• работают на принципе понижения цен.

3. Международные торги:

открытые — такие, в которых имеют право принимать участие все желающие физические и юридические лица;

закрытые — такие, в которых принимают участие наиболее авторитетные фирмы по специальным приглашениям. Принципиальное отличие МТБ и МА от МТ состоит в том, что первые организовывают продавцы, а последние — покупатели.

^Регулирование МТО

Основные принципы регулирования МТО:

1. Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем увеличения количества ограничений в торговле.

2. Фритредерство (либерализация) — политика, направленная на открытие внутреннего рынка для иностранных конкурентов путем снижения количества ограничений в торговле.

Основные виды протекционизма:

1) селективный (выборочный) предполагает защиту от иностранной конкуренции не всего национального производства, а только отдельных отраслей (например, аграрный протекционизм);

2) коллективный — это политика, которую проводят интеграционные группировки государств по отношению к третьим странам (ЕС);

40

3) скрытый — это единовременное снижение уровня таможенной пошлины (от 1 до 4 % стоимости товара) и расширение количества нетарифных ограничений (до 800 видов нетарифных ограничений применяется во внешней торговле). Скрытый протекционизм применяют экономически развитые страны;

4) монопольный — это государственная политика единоличного осуществления и регулирование государством внешнеторговых отношений. Он характерен для стран с командно-управляемой экономикой (Куба, Северная Корея).

Либерализация раскрывается в двух формах:

• осуществление свободной торговли, что означает невмешательство государств в развитие торговых отношений между субъектами мирового хозяйства;

• применение режима наибольшего благоприятствования, т. е. предоставление налоговых, таможенных льгот для субъектов внешнеторговых отношений.

Уровни регулирования МТО

1. Фирменный — это соглашение между фирмами о разделе рынков сырья, материалов, сбыта товаров, сфер влияния, ценовой политики.

2. Национальный — такой, при котором внешняя торговля каждой страны осуществляется в соответствии с национальным нормативно-правовым обеспечением регулирования внешнеэкономической деятельности.

3. Межнациональный — такой, который проявляется в заключении соответствующих договоров между государствами, группами государств.

4. Наднациональный — такой, который осуществляет стратегию мирового сообщества или мероприятия по регулированию международной торговли путем создания международных специальных институциональных структур, соответствующих соглашений (Всемирные торговые организации — ГАТТ/ВТО, международная торговая палата — МТП).

Международные торговые отношения (МТО) регулируются с помощью двух групп инструментов:

1) тарифного  регулирования;

2) нетарифного  регулирования.

Тарифное регулирование МТО

Тарифы — это совокупность нормативов, с помощью которых государство и международные экономические организации регулируют цены на услуги, производства, потребления, а также сборы, налоги и пошлины.

Содержание тарифов раскрывается:

• в тарифных ставках;

• в тарифных сетках;

• в тарифно-квалификационных справочниках;

• в национальных таможенных тарифах.

В Украине принят закон о едином таможенном тарифе, который включает 5019 товарных позиций, где каждый товар, который импортируется (экспортируется), может облагаться тремя видами пошлин: преференциальной, льготной и полной.

Нетарифное регулирование МТО

Оно включает меры, которые делятся на две группы:

• первая группа — меры, которые направлены на прямое ограничение экспортно-импортных операций. Цель — защита и регулирование развития национальных отраслей экономики;

• вторая группа — мероприятия по стимулированию экспорта.

ПЕРВАЯ ГРУППА включает:

1. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ  ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.

Квотирование — это определение контингента (объема) товаров, которые подлежат экспорту-импорту

Виды квот:

1. Квота глобальная. В ней определяются:           ,

а) товар, подлежащий экспорту-импорту;

б) объем товара;

в) количественная и качественная характеристика товара

(в том числе стоимостная). 2 Квота групповая. В ней определяются:

а) товар;

б) объем;

в) характеристика;

42

г) группа стран, куда товар может быть экспортирован и откуда может быть импортирован.

3. Квота экспортно-импортная. В ней определяются:

а) товар;

б) объем;

в) характеристика;

г) период действия квоты.

4. Квота индивидуальная. В ней определяются:

а) товар;

б) объем;

в) характеристика.

Лицензирование — это письменное разрешение на экспорт-импорт товаров

Виды лицензий:

1. Лицензия открытая (индивидуальная). В ней определяются:

а) товар;

б) объем;

в) характеристика.

Срок действия лицензии — до одного месяца.

2. Лицензия генеральная. В ней определяются:

а) товар;

б) объем;

в) характеристика;

г) конкретная страна, куда товар может быть экспортирован

и откуда может быть импортирован. Срок действия лицензии — более одного месяца.

3. Лицензия экспортно-импортная. В ней определяются:

а) товар;

б) объем;

в) характеристика;

г) лицензирование валютных средств, которые используются с целью инвестирования или кредитования. Срок действия лицензии — один год.

4. Лицензия разовая. В ней определяются:

а) товар;

б) объем;

в) характеристика;

г) указание юридического адреса и наименования субъекта

Информация о работе Шпаргалка по "Международной экономике"