Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:55, шпаргалка
1. Предмет и задачи курса МЭ
Международная экономика:
— сложное и многогранное экономическое явление;
— совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей
3) уровень политической
4) уровень политического риска:
• конфискация — изъятие имущества субъектов МЭО по решению правовых органов;
• национализация — изъятие частной собственности, ее преобразование в государственную;
• экспроприация — принудительное лишение собственности;
• терроризм — насильственный акт с угрозой для^жизни, преследующий определенные цели;
5) административные методы
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА:
1) уровень экономического
2) уровень развития
3) уровень развития НТП;
4) жизненный уровень населения;
5) экономические традиции;
6) уровень развития
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА:
1) структура населения (пол, возраст, профессиональный состав, национальный состав);
2) политическая ориентация
3) религия;
4) отношение к труду;
5) отношение к окружающей среде;
6) отношение к карьере.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА:
1) энергетическое обеспечение
2) транспортное обеспечение
3) информационное обеспечение
международные ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
7. ЭкономическоТема IV
е содержание международных торговых отношений (МТО).
2. Основные показатели
3. Формы и методы осуществления международной торговли.
4. Регулирование МТО.
1. Экономическое содержание МТО (рис. 20)
1 —
МТО — наиболее общая
2 — другие формы развития.
МТО — отношения между субъектами мирового хозяйства в области обмена, купли-продажи товаров, капитала, рабочей силы и услуг »
Международная торговля — обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами или их представителями.
Внешняя торговля (ВТ) — совокупность экспортно-импортных операций отдельной страны. Это торговля одной страны с другими субъектами мирового хозяйства.
Мировая торговля — совокупность внешней торговли стран мирового сообщества.
Мировой рынок — отношение между субъектами мирового хозяйства по поводу формирования и функционирования международного спроса и международного предложения на товары, услуги, капитал и рабочую силу.
2. Основные показатели международной торговли
Четыре группы показателей МТО:
1. ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА МТО:
1) экспорт — вывоз товара из страны;
2) импорт — ввоз товара в страну;
3) внешнеторговый
оборот — совокупный объем
экспорта-импорта за
4) физический объем МТО — оценка объема экспорта и импорта в постоянных ценах в рамках одного периода (года);
5) генеральная
торговля — стоимость
6) специальная
торговля — чистый
7) реэкспорт
— вывоз ранее ввезенного
8) реимпорт — ввоз ранее вывезенных товаров, не подвергшихся переработке.
2. ПОКАЗАТЕЛИ ПО КРИТЕРИЮ СТРУКТУРЫ МТО:
1) товарной — это показатели деления экспорта и импорта по основным товарным позициям;
2) географической —
3) институциональной —
3. Формы и методы осуществления международной торговли
Формы международной торговли разделяют на три вида.
1. ПО КРИТЕРИЮ ОБЪЕКТА:
торговля сырьем;
торговля топливом;
торговля продовольствием;
торговля полуфабрикатами;
торговля готовыми изделиями:
а) производственного назначения;
б) непроизводственного назначения;
• торговля услугами:
а) производственными;
б) транспортными;
в) экспедиторскими;
г) консультационными;
д) консигнационными;
е) посредническими;
ж) туристическими;
з) маркетинговыми;
и) учетными и др.
2. ПО КРИТЕРИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МТО:
• традиционная торговля (экспорт-импорт товаров и услуг);
• торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений;
• встречная торговля (бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе).
3. ПО КРИТЕРИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ МТО:
• обычная МТ — осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;
• дискриминационная МТ — введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;
• преференциальная торговля — торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).
Методы осуществления МТО торговля напрямую — неиспользование услуг посредников:
А и В — субъекты МТО.
А и В — субъекты МТО;
П— посредник.
Виды посредников:
простые посредники — физические и юридические лица частного права, которые способствуют поиску партнеров и заключению международных хозяйственных контрактов, но не участвуют в их выполнении;
поверенные посредники — физические и юридические лица, которые проводят сделки от имени и за счет доверителей, подписавших контракт;
комиссионеры — физические и юридические лица, заключающие международные хозяйственные контракты от своего имени, но за счет комитентов (продавцов и покупателей), которые несут при этом коммерческий риск;
консигнаторы — физические и юридические лица, которые принимают товар на свой склад (консигнационный), реализуют его, а нереализованный возвращают его владельцу;
агенты — физические и юридические лица, совершающие операции от имени и за счет своих клиентов, но не подписывающие международный хозяйственный контракт;
сбытовые посредники — физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров от своего имени, оказывают покупателям услуги сервисного характера, рекламируют продукцию, а также сбытовые посредники, которые называются дистрибьюторами;
38
дилеры — независимые физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров доверителей от своего имени и за свой счет.
Наряду с этими видами посредников существуют организационные формы посредников.
1. Международные товарные биржи (МТБ):
• публичные, в которых принимают участие все желающие физические и юридические лица;
• частные — акционерные общества, в которых осуществляют торговые операции только их члены. При этом члены акционерной торговой биржи не получают дивидендов.
Международные товарные биржи — это такие торговые учреждения, где осуществляется продажа одного товара крупными партиями
Операции на МТС:
1) сделка на реальный товар (СПОТ) определяет, что продавцы и покупатели действительно намерены продать или приобрести товар:
сделка СПОТ с немедленной поставкой товара означает, что товар будет поставлен покупателю в течение 15 дней;
сделка на товар с поставкой в будущем означает, что товар будет поставлен после заключения сделки в течение 3 лет. Это форвардные сделки;
2) срочные (фьючерсные) сделки —
не предусматривающие реальную
продажу товаров в срок, а предполагающие
продажу права на товар (т. е. продаются
документы на владение товаром)
3) спекулятивные операции — это операции, связанные с продажей документов на владение товаром с учетом повышения или понижения на них цен;
4) хеджирование — страхование операций, осуществляемых на МТБ с целью избежания потерь от изменения цен.
2. Международные аукционы (МЛ)
Международные аукционы — это международные учреждения, где осуществляется продажа драгоценностей, предметов роскоши и др.
Виды аукционов:
гласные аукционы — где покупатели открыто называют свою цену на товар;
негласные аукционы — где покупатели подают условный сигнал;
автоматизированные аукционы — где применяется соответствующая техника, а предложения покупателей высвечиваются на табло.
Формы аукционов:
• работают на принципе повышения цен;
• работают на принципе понижения цен.
3. Международные торги:
открытые — такие, в которых имеют право принимать участие все желающие физические и юридические лица;
закрытые — такие, в которых принимают участие наиболее авторитетные фирмы по специальным приглашениям. Принципиальное отличие МТБ и МА от МТ состоит в том, что первые организовывают продавцы, а последние — покупатели.
^Регулирование МТО
Основные принципы регулирования МТО:
1. Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем увеличения количества ограничений в торговле.
2. Фритредерство (либерализация) — политика, направленная на открытие внутреннего рынка для иностранных конкурентов путем снижения количества ограничений в торговле.
Основные виды протекционизма:
1) селективный (выборочный) предполагает защиту от иностранной конкуренции не всего национального производства, а только отдельных отраслей (например, аграрный протекционизм);
2) коллективный — это политика, которую проводят интеграционные группировки государств по отношению к третьим странам (ЕС);
40
3) скрытый — это единовременное снижение уровня таможенной пошлины (от 1 до 4 % стоимости товара) и расширение количества нетарифных ограничений (до 800 видов нетарифных ограничений применяется во внешней торговле). Скрытый протекционизм применяют экономически развитые страны;
4) монопольный — это государственная политика единоличного осуществления и регулирование государством внешнеторговых отношений. Он характерен для стран с командно-управляемой экономикой (Куба, Северная Корея).
Либерализация раскрывается в двух формах:
• осуществление свободной торговли, что означает невмешательство государств в развитие торговых отношений между субъектами мирового хозяйства;
• применение режима наибольшего благоприятствования, т. е. предоставление налоговых, таможенных льгот для субъектов внешнеторговых отношений.
Уровни регулирования МТО
1. Фирменный — это соглашение между фирмами о разделе рынков сырья, материалов, сбыта товаров, сфер влияния, ценовой политики.
2. Национальный — такой, при котором внешняя торговля каждой страны осуществляется в соответствии с национальным нормативно-правовым обеспечением регулирования внешнеэкономической деятельности.
3. Межнациональный — такой, который проявляется в заключении соответствующих договоров между государствами, группами государств.
4. Наднациональный — такой, который осуществляет стратегию мирового сообщества или мероприятия по регулированию международной торговли путем создания международных специальных институциональных структур, соответствующих соглашений (Всемирные торговые организации — ГАТТ/ВТО, международная торговая палата — МТП).
Международные торговые отношения (МТО) регулируются с помощью двух групп инструментов:
1) тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования.
Тарифное регулирование МТО
Тарифы — это совокупность нормативов, с помощью которых государство и международные экономические организации регулируют цены на услуги, производства, потребления, а также сборы, налоги и пошлины.
Содержание тарифов раскрывается:
• в тарифных ставках;
• в тарифных сетках;
• в тарифно-квалификационных справочниках;
• в национальных таможенных тарифах.
В Украине принят закон о едином таможенном тарифе, который включает 5019 товарных позиций, где каждый товар, который импортируется (экспортируется), может облагаться тремя видами пошлин: преференциальной, льготной и полной.
Нетарифное регулирование МТО
Оно включает меры, которые делятся на две группы:
• первая группа — меры, которые направлены на прямое ограничение экспортно-импортных операций. Цель — защита и регулирование развития национальных отраслей экономики;
• вторая группа — мероприятия по стимулированию экспорта.
ПЕРВАЯ ГРУППА включает:
1. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Квотирование — это определение контингента (объема) товаров, которые подлежат экспорту-импорту
Виды квот:
1. Квота глобальная. В ней определяются: ,
а) товар, подлежащий экспорту-импорту;
б) объем товара;
в) количественная и качественная характеристика товара
(в том числе стоимостная). 2 Квота групповая. В ней определяются:
а) товар;
б) объем;
в) характеристика;
42
г) группа стран, куда товар может быть экспортирован и откуда может быть импортирован.
3. Квота экспортно-импортная. В ней определяются:
а) товар;
б) объем;
в) характеристика;
г) период действия квоты.
4. Квота индивидуальная. В ней определяются:
а) товар;
б) объем;
в) характеристика.
Лицензирование — это письменное разрешение на экспорт-импорт товаров
Виды лицензий:
1. Лицензия открытая (индивидуальная). В ней определяются:
а) товар;
б) объем;
в) характеристика.
Срок действия лицензии — до одного месяца.
2. Лицензия генеральная. В ней определяются:
а) товар;
б) объем;
в) характеристика;
г) конкретная страна, куда товар может быть экспортирован
и откуда может быть импортирован. Срок действия лицензии — более одного месяца.
3. Лицензия экспортно-импортная. В ней определяются:
а) товар;
б) объем;
в) характеристика;
г) лицензирование валютных средств, которые используются с целью инвестирования или кредитования. Срок действия лицензии — один год.
4. Лицензия разовая. В ней определяются:
а) товар;
б) объем;
в) характеристика;
г) указание юридического адреса и наименования субъекта