Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:55, шпаргалка
1. Предмет и задачи курса МЭ
Международная экономика:
— сложное и многогранное экономическое явление;
— совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей
Лондон;
Нью-Йорк;
Франкфурт-на- Майне;
Париж;
Цюрих;
Токио;
Сингапур;
Гонконг;
Бахрейн.
По объему валютных операций наибольшими мировыми валютными рынками являются:
1) Лондон — 187 млрд. долларов в день;
2) Нью-Йорк — 129 млрд. долларов в день;
3) Токио — 115 млрд. долларов в день;
4) Цюрих — 50 млрд. долларов в день.
Важнейшей особенностью мирового валютного рынка (центров) является проведение операций только с валютой, которая широко используется в мировом платежном обороте (резервные валюты).
2. Региональный валютный рынок — это отношение между субъектами мирового хозяйства по поводу купли-продажи иностранных валют, которые действуют в региональных масштабах.
Г)П
Например, Европейский валютный рынок осуществляет продажу ЭКЮ. Покупают ЭКЮ страны ЕС и используют во взаимных расчетах.
3. Национальный валютный рынок — это отношения, которые осуществляются между субъектами хозяйственной деятельности по поводу купли-продажи отдельных конвертируемых валют в рамках данной страны.
Главные организационные структуры МВР — валютные биржи. На них и вне их осуществляются операции с валютой.
Валютные операции — это вид деятельности предприятий, банков, финансово-кредитных учреждений, других юридических и физических лиц по поводу купли-продажи, расчетов и предоставления в ссуду иностранной валюты.
Виды валютных операций:
• валютные операции с немедленной поставкой денег наличными (5ро1 — слот). Сущность 5ро1 заключается в купле-продаже валюты на условиях ее поставки банками на второй рабочий день со дня заключения сделки по курсу, зарегистрированному в момент ее заключения. 8ро1 — наиболее распространенные валютные операции (90% валютных операций на валютных рынках мира);
• срочные сделки с иностранной валютой — форвардные и фьючерсные. Срочные валютные сделки — это валютные операции, при которых стороны договариваются о поставке, обусловленной суммой иностранной валюты через определенный срок после заключения сделки по курсу, зарегистрированному в момент ее заключения;
• сочетание наличных и срочных валютных операций "своп". "Своп" — это валютные операции, при которых сочетается купля-продажа двух валют на условиях немедленной поставки (§ро1) и одновременно заключается сделка по купле-продаже валют в определенные сроки (форвардные и фьючерсные операции);
• валютный арбитраж — это валютные операции, при которых операция купли-продажи иностранной валюты происходит с последующей обратной сделкой с целью получения прибыли.
Виды валютного арбитража:
1. Временной валютный арбитраж — это получение прибыли от разницы валютных курсов во времени.
2. Пространственный валютный
3. Простой валютный арбитраж — это осуществление валютных операций с двумя валютами ($ — грн.).
4. Сложный валютный арбитраж
— осуществление валютных
5. Спекулятивный валютный
6. Конверсионный валютный
В настоящее время валютные операции продолжают совершенствоваться. Например, рынок евровалют — это международный рынок валют стран Западной Европы, где операции осуществляются в валютах этих государств, а также проводятся кредитные операции и сделки с ценными бумагами.
Субъекты рынка евровалют: крупные и средние банки стран Западной Европы и США.
Факторы развития рынка евровалют:
1) углубление интеграционных
2) повышение роли ТНК;
3) возрастание потребностей в международных кредитах;
4) введение взаимной обратимости валют;
5) наличие национального законодательства, которое стимулирует размещение денежных средств в заграничных банках.
Основные направления функционирования рынков евровалют:
1. Рынок евродепозитов — это устойчивые валютно-финансо-вые отношения по формированию вкладов в евровалютах в банках стран Западной Европы.
2. Рынок еврокредитов
— устойчивые кредитные связи
по предоставлению
3. Рынок еврооблигаций — устойчивые отношения по долговым обязательствам при долгосрочных займах в евровалютах, которые оформляются в виде облигаций заемщиков.
С мировыми валютными рынками тесно связаны мировые рынки золота.
Рынки золота — это специальные центры торговли золотом, где осуществляется регулярная купля-продажа золота по рыночной цене. Основным источником предложения золота на рынке является его новая добыча (80%). За всю историю добычи золота (6 тыс. лет) было добыто 110 тыс. т. Сейчас золотые запасы оцениваются в 37 тыс.т.
В настоящее время соотношение между сферами использования золота такое:
1) официальные золотые резервы стран МВФ составляют 35,8 тыс. т;
2) накопление тезовраторов (частных лиц) — 25,4 тыс. т;
3) промышленно-бытовое
Особенности функционирования мировых рынков золота
Купля-продажа золота осуществляется в виде:
1) стандартных слитков по 12,5 кг пробы 995;
2) монет старой и новой чеканки (ежегодно расходуется 200 т золота). В настоящее время в 46 странах мира выпускается 93 вида монет, в том числе копии старых монет;
3) продажи памятных золотых
4) золотых листов, пластин, проволоки;
5) золотых сертификатов,
т. е. документов, удостоверяющих право
их владельца получить по его
предъявлению определенное
Структура и виды рынков золота
Организационная структура рынков золота представляет собой объединение нескольких банков в консорциум, т. е. временное соглашение для совместного проведения финансовых операций и сделок с золотом.
Функции консорциума на рынке золота:
1) посреднические операции;
2) аккумуляция заявок
3) фиксация среднего рыночного уровня цены золота (обычно два раза в день);
4) осуществление операций
с помощью специальных
В настоящее время в мире более 50 рынков золота:
• 11 — в Западной Европе;
• 19 — в Азии;
• 14 — в Америке;
• 8 — в Африке.
Золотые рынки подразделяются на четыре вида:
1. Мировые рынки золота, сосредоточенные в Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке, Чикаго. Продажа добываемого золота.
2. Внутренние свободные рынки золота — Париж, Милан, Стамбул, Рио-де-Жанейро. Ориентация на местных тезовраторов и инвесторов.
3. Контролируемые местные рынки
золота — Афины, Каир. Государство
контролирует продажу всех
4. Черные рынки золота —
Цена золота — это денежное выражение определенного его количества.
Существует два вида цен на золото:
1) официальная, установленная государством в рамках межправительственных соглашений;
2) рыночная, которая формируется на различных рынках золота.
Как правило, вторая больше первой.
Факторы, влияющие на цену золота:
1) увеличение промышленного и бытового потребления золота;
2) повышение спроса на- золото
со стороны инвесторов и те-
3) инфляция;
4) неуравновешенность платежных балансов;
5) колебание валютных курсов и ставок.
Валютные ценности:
1) валюта в виде банкнот, казначейских билетов, монет;
2) платежные документы, выраженные в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и др.);
3) фондовые ценности, выраженные в иностранной валюте (акции, облигации, сертификаты);
4) драгоценные металлы, кроме ювелирных и других бытовых изделий и лома из них:
• золото;
• серебро;
• платина;
• металлы платиновой группы (иридий, осмий, палладий,
родий, рутений);
5) драгоценные камни (кроме ювелирных изделий и лома из них):
алмазы;
изумруды;
рубины;
сапфиры;
жемчуг.
Тема VIII международные
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Международные научно-технические отношения (МНТО) — это отношения между субъектами мирового хозяйства, связанные с развитием и использованием достижений современной науки и техники
Международные НТО характеризуются интеграционными процессами.
Международная научно-техническая интеграция — это процесс сближения и переплетения научно-технических потенциалов стран мирового сообщества.
Основные формы развития МНТО:
1) обмен лицензиями, патентами (рынок лицензий и патентов):
• США — 12 млрд. долларов — стоимость проданных лицензий;
• Япония (самый крупный показатель) — 3,5 млрд. долларов на покупку;
2) ноу-хау ("знаю как") — предоставление, обмен опытом;
3) инженеринг — предоставление услуг в области строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
4) прямые связи между научными учреждениями;
5) подготовка и переподготовка кадров;
6) международные ярмарки, выставки.
Интеграционные связи в области НТО (формы):
1) совместная разработка научно-технических тем;
2) разработка
научно-технических тем по
3) специализация в области научно-технических работ;
88
4) кооперирование в области
5) международные научно-
• международные научно-технические организации (МАГАТЭ);
• международные НИИ (институт ядерных исследований в Дубне);
• международные научно-технических лаборатории (лаборатория сильных магнитных полей, Варшава);
• международные научно-технических центры (центр по электросварке, Киев);
• совместные предприятия в области науки и техники.
Тема IX
международный БИЗНЕС
7. Сущность и цели международного бизнеса (МБ). 2. Виды, субъекты и современные формы МБ.
й1. Сущность и цели МБ
Международный бизнес — наиболее общая форма функционирования МЭО в современных условиях. Ее сущность — предпринимательство, осуществляемое в международной сфере
Экономическое содержание МБ раскрывается в хозяйственных операциях, в которых участвуют субъекты мирового хозяйства.
Типы МБ:
1) частный, который осуществляют
физические и частные
2) государственный, который осуществляют
государства и их
Цели МБ:
1) расширение рынка сбыта продукции, услуг, капитала, рабочей силы;
2) приобретение новых источников ресурсов;
3) осуществление диверсификации производства.
Способы реализации МБ:
1) операционные;
2) функциональные.
Операционные способы достижения целей МБ:
1) экспортные операции;
2) импортные операции;
3) транспортные операции;
4) купля-продажа лицензий;
5) франчайзинг;
6) управленческие услуги (управленческий контракт);
7) контракт о строительстве
8) прямые инвестиции;
9) портфельные инвестиции.
Функциональные способы достижения целей МБ:
1) оптимизация процесса
2) осуществление маркетинговых операций;
3) финансовые операции в МБ (расчетные, кредитные, страховые и др.);
4) бухгалтерский учет и контроль в международной хозяйственной деятельности;
5) осуществление кадровой
Факторы, воздействующие на реализацию целей МБ:
1) общие:
а) географические;
б) исторические;
в) политические;
г) экономические;
д) правовые;
е) социальные;
ж) культурные;
2) конкретные:
а) скорость изменения параметров продукции;
б) размер производства;
в) количество покупателей;
г) объем закупок продукции;
д) однородность покупателей;
е) уровень конкуренции;
ж) транспортные издержки.
Основные виды МБ:
1) промышленный;
2) торговый;
3) финансовый;
4) транспортно-коммуникативный.
2. Виды, субъекты и современные формы МБ
Виды МБ тесно взаимосвязаны и взаимодополняющие.
Основные субъекты МБ:
1) физические лица;
2) фирмы;
3) союзы предпринимателей;
4) представители государств;
5) международные организации;
6) транснациональные компании.
Современные формы МБ:
1) экспорт-импорт товаров;
2) экспорт-импорт услуг;
3) хозяйственная деятельность за рубежом:
• банковские операции;
• аренда;
• прокат;
• страхование;
• НИОКР;
• менеджмент;
4) инвестиционная деятельность;
5) совместное
6) транснациональные компании.
ТемаХ международная
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
7. Суть и основные формы Международной экономической интеграции (МЭИ).
2. Совместные предприятия—
I 1. Суть и основные формы МЭИ
Международная экономическая интеграция — это процесс сближения, переплетения, адаптации национальных хозяйств мирового сообщества
Формы МЭИ НА МИКРОУРОВНЕ:
1) совместное проведение
2) совместное проведение
3) совместное сооружение
4) совместные предприятия;
5) специализация производства;
6) кооперация производства;
7) прямые связи;
8) международные научно-
9) международные хозяйственные организации;
10) международные экономические организации.
НА МАКРОУРОВНЕ:
1) преференциальные зоны —
2) зоны свободной торговли (ЗСТ)
— такое интеграционное