Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:01, шпаргалка
1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики. Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо. Виды потребностей
2. Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей
3. Основные вопросы экономики и способы их решения в разных типах экономических систем.
1. Потребности и
их виды. Экономические блага.
Две сферы экономики.
Выживание
Гарантии безопасности
Социальная потребность (в общении)
Потребность в уважении
Потребность в самоуважении (самоусовершенствование)
Потребность - этообъективно
обусловленное и осознанное стремление
человека или социальных общностей к достижению
и воспроизводству наилучших условий
жизни. В обществе всегда функционирует
система потребностей.
Выделяют 3 вида потребностей:
- физические (материальные);
- социальные;
- духовные.
Физическиепотребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище). Социальныепотребности - это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).
Духовныепотребности связаны с духовно - творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).
Для осуществления
экономической и социальной политики
потребности классифицируются по их
качественной определенности:
- абсолютные потребности;
- действительные потребности;
- платежеспособные потребности.
Абсолютные потребности выражают в самом общем виде достижения мировой цивилизации. Действительные потребности- это потребности, сформированные в рамках достигнутого уровня развития производства и общественных отношений в каждой отдельной стране. Платежеспособные потребности- это потребности, ограниченные возможностью потребителей оплатить их удовлетворение.
2. Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей
Ресурс – это
всё то, что может быть использовано
для создания благ и услуг. Ресурс
– это потенциальные
Всё разнообразие
ресурсов можно классифицировать в
соответствии с различными подходами.
Ресурсы подразделяются на следующие
виды
Материальные ресурсы
- земля, или сырьевой материальный
капитал. Людские ресурсы - труд и
предпринимательские
Виды ресурсов:
Природные ресурсы: воздушные, водные,
лесные и др.
Трудовые ресурсы:
трудоспособное население от 14 до 60
лет. Технические ресурсы (капитальные):
машины, механизмы, оборудование и т. д.
Информационные ресурсы.
Организационные ресурсы (знание менеджмента).
Ограниченность ресурсов.
Все экономические
ресурсы, факторы производства обладают
одним свойством, они имеются
в ограниченном количестве. Эта ограниченность
относительна и она означает, что
ресурсов, как правило, меньше, чем
необходимо для удовлетворения всех
потребностей при данном уровне экономического
развития. Наша планета Земля содержит
лишь ограниченное кол-во ресурсов, которые
можно использовать в производстве
товаров и услуг. Пахотные земли,
полезные ископаемые, капитальное оборудование
и рабочая сила (рабочее время)–
их наличие ограниченно
Поскольку наши потребности
безграничны, а наши ресурсы ограничены,
мы не в состоянии удовлетворить
все наши потребности. Приходится решать
какие товары и услуги необходимо
производить, а от каких в определенных
условиях следует отказаться.
abc –т. эффективного использования ресурсов.
d –т. не эффективного использования ресурсов
(безработица)
e – т. за пределами возможностей.
Переход из b в b1означает, что на величину отрезка I-го увеличилось производство техники и отрезка II-го уменьшилось производство продуктов питания.
Отрезок II – это альтернативные издержки экономического выбора.
3. Основные вопросы
экономики и способы их
В рыночной экономике
рынок стоит непосредственно
между производителями и
- что производить;
- как производить;
- для кого производить.
ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ — это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
КАК ПРОИЗВОДИТЬ —это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ —это проблема решающая кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.
В командной системехозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.
В смешанной экономикемежду производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
4. Производство
в широком и узком значении.
Воспроизводство и его формы.
Воспроизводство - это постоянно
повторяющийся процесс
- воспроизводство производительных сил;
- воспроизводство производственных отношений.
Воспроизводство производительных сил это есть постоянное возобновление рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.
Воспроизводство производственных отношений это есть воспроизводство социально экономических форм производства и воспроизводство отношений между людьми. Воспроизводство бывает простое и расширенное.
Простым воспроизводствомявляется такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество ос тается низким из года в год.
Расширенное воспроизводство - этотакое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество из года в год возрастает и совершенствуется.
Расширенное воспроизводство
воплощено в экономическом
При экстенсивном типеэкономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства.
При интенсивном типеэкономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства.
5. Факторы производства. Их характеристики и результат взаимодействия. Факторы производства - это ресурсы используемые для производства экономических благ.
Для того чтобы
начать производство, необходимо наличие,
по крайней мере, того, кто будет
производить, и того, из чего будут
производить. Поэтому в известном
смысле можно говорить о двух факторах
производства –человеке и природе. Однако
такое определение было бы слишком обобщенным.
Обычно в экономической науке выделяют
четыре фактора производства: труд, капитал,
землю и предпринимательство.
В экономической теории различают 4-е фактора
производства:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ
Труд – это рабочая сила, т. е. физические и умственные способности человека создавать благо и услуги.
Капитал – это любая ценность способная приносить доход её владельцу (в широком смысле) Капитал – этоздания, сооружения, машины, оборудование или деньги затраченные в виде инвестиций.
Земля – это не только поверхность земли, но и её недра (топливо, сырьё, материалы, энергия и т. д. )
Предпринимательские
способности – это наличие
у человека организаторских и
управленческих способностей и готовности
к ответственности.
Характеристики факторов производства:
Факторы производства измеримы и имеют
цену.
Факторы производства способны приносить доход их владельцам. Факторы производства взаимозаменяемы и требуют эффективного использования. Факторы производства используются количеством и качеством и оно определяется спросом и предложением.
Взаимодействие факторов производства называется процессом производства, т. е. процессом создания благ и услуг.
6. Затраты и результаты.
Экономическая эффективность
7. Экономическая теория. Определение предмета.
Функции.
Экономическая теория
– это наука
о законах и закономерностях
управляющих отношениями между
людьми в процессе производства, обмена,
распределения и потребления
ресурсов и благ. (Политическая экономика)
– это теория изучающая принципы
рационального поведения
Познавательная функция. Расширяет представления людей об отношениях в обществе и закономерностях в её развитии.
Методологическая функция. Яв-ся фундаментом для изучения всех других экономических наук, т. к. вооружая их значениями категорий законов и методами анализа экономических явлений. Практическая функция. Яв-ся основой разработки экономической политики государства, служит для составления прогнозов экономического развития, формирует инструментарий рационального выбора потребителя и производителя.
8. Методы экономического
анализа. Законы, принципы, теории, модели.
Методы анализа:
Метод статистических наблюдений.
Метод научной абстракции.
Выделение в экономическом
Экономические модели бывают:
- Описательные
- Графические
- Алгебраические
В экономике различают
два подхода к анализу
Нормативизм, т. е. в сравнении полученных результатов с действующими на данный момент в экономике с законами, закономерностями и нормативными критериями и их оценка. Методы экономического анализа используются для выявления и познания действий экономических законов. Экономический закон – этонаиболее существенные и постоянно повторяющаяся связь между экономическими явлениями.
Отличия экономических законов от законов природы и от юридических законов: - носит объективный характер, т. е. не зависит от воли и сознания людей. - носит исторический характер, т. е. приходящий характер.
- они познаваемы и могут быть использованы в интересах людей.
9. Позитивизм и
нормативизм в экономике.
Нормативизм, т. е.
в сравнении полученных результатов
с действующими на данный момент в
экономике с законами, закономерностями
и нормативными критериями и их оценка.
Экономика как наука включает
в себя два взаимосвязанных процесса:
макроэкономику, которая рассматривает
экономические явления и
микроэкономику, которая
рассматривает экономические
Таким образом микроэкономикув современных условиях можно рассматривать как науку и инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствующего объекта (предприятия), группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики ведущее место в микроэкономике как науке, занимают следующие основные вопросы:
исследование факторов производства и их влияния на механизм формирования производственных издержек и себестоимости, прибыли
исследования стратегии конкуренции в условиях различных типов рынка анализ спроса и предложения в условиях различного уровня диверсификации производства и в условиях различных типов рынка
анализ формирования уровня цен на производимую предприятием продукцию в условиях конкурентного рынка
При этом следует учитывать, что любое управленческое решение на уровне предприятий принимается в условиях ограниченного объема информации и в условиях системы ограничений на используемые предприятием ресурсы.
В основе экономической
науки лежит представление о
неограниченности потребностей и редкости
ресурсов. Поэтому эффективное