Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:01, шпаргалка
1. Потребности и их виды. Экономические блага. Две сферы экономики. Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чём-либо. Виды потребностей
2. Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей
3. Основные вопросы экономики и способы их решения в разных типах экономических систем.
Довольно часто увеличение спроса на товар, по причине ожидания быстрого роста цен на него, принимают за нарушение закона спроса, хотя в данном случае мы говорим об изменении функции спроса.
21. Предложение
товаров и услуг. Закон
налоги и дотации (ТS)
природно-климатические условия (С)
цены на ресурсы и другие товары (от Р до
Р )
Итак объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, перечисленных выше.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид: Q =f(P , P ... . P , R, K, C, TS и др. )
Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизвестные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции от ее цены: Q =f(P )
Зависимость объема предложения от цены может быть различной, однако самой типичной будет следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот.
Функция предложения
от цены может, как и функция спроса
задаваться тремя способами:
1. Графическим
2. Табличным
3. Аналитическим
Q = -a+b*P (Например Q =-2+2P)
Линия S называется кривой предложения. Имеет, как правило, положительный наклон и выпукла в сторону объема. Но в некоторых случаях могут использоваться линейные характеры функций спроса и предложения (прямые).
А теперь рассмотрим некоторые неценовые факторы, влияющие на объем предложения: цены на исходные ресурсы. Чем ниже затраты на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок. Таким образом кривая предложения сместиться вправо и вниз.
технологические возможности производителей. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становиться производство, то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производителя все больше количество конечного продукта. Кривая предложения в этом случае сдвигается вправо и вниз. цены на другие продукты. Рассмотрим пример: снижение цены на говядину, в частности как это было совсем недавно с говядиной, зараженной бешенством, побудило фермеров выращивать больше птицы. Следовательно, изменение цен на другие товары способно смещать кривую предложения .
число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный продукт, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо .
ожидания производителей. Например, производители зерна, ожидая, что цены на него вырастут, не станут продавать его ни государству ни населению, потому, что при условии повышения цены они смогут выгодно его реализовать.
налоги и дотации. Учитывая, что большинство производителей рассматривают налоги как затраты своего производства, повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и уменьшать предложение. Напротив, дотации фактически снижают затраты, а соответственно увеличивают предложение.
22. Взаимодействие
спроса и предложения.
Равновесие на рынкеозначает,
что в результате взаимодействия спроса
и предложения установилась такая цена,
при которой объём спроса (QD) равен объёму
предложения (QS). QD=QS Равновесие рыночных
цен находится в точке пересечения кривых
спроса и предложения. Ценой равновесия
следует считать цену такого уровня, при
котором предложение соответствует спросу.
Равновесная цена устанавливается при
двух условиях:
- когда количество,
которое покупатели хотят
- отсутствует тенденция к изменению цены
и количества.
Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному на них реагируют. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.
23. Эластичность
спроса (по цене, по доходу, перекрёстная).
Потребители очень сильно
Способность спроса
и предложения адаптироваться к
изменившимся условиям рынка называетсяэластичностью(
Рассмотрим реакцию
спроса на изменение цены на товар.
Зависимость объема спроса на товар
от изменения цены на него называетсяэластичностью
спроса по цене, или иначе прямой эластичностью.
Если покупатель быстро и однозначно реагирует
на изменение цены, то в этом случае спрос
эластичен. И, наоборот, если реакция слабая
и вялая, то значит, что спрос неэластичен.
Если изменение цены влечет за собой такое
же изменение объема спроса, то, значит,
эластичность спроса равна единице. Таким
образом, различают три вида эластичности
спроса:
эластичный
неэластичный
с единичной эластичностью.
Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Например, подорожание хлеба с 1000 рублей до 2500 не вызвало сокращение спроса. С другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время парализовать спрос на подорожавший товар.
А теперь рассмотрим три вида эластичности спроса подробней. Эластичный. Так как микро экономикав современных условиях рассматривает инструмент принятия управленческих решений на уровне одного хозяйствующего объекта (предприятия), группы (концерн) и на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта, то мы можем рассмотреть эластичность спроса на примере определения происходящих изменений с денежными поступлениями; с точки зрения покупателя, что происходит с общей выручкой в случае изменения цены.
Таким образом, если
спрос эластичен, уменьшение цены приведет
к увеличению общей выручки. Потому,
что даже при меньшей цене, уплачиваемой
за единицу продукции, прирост продаж
оказывается более чем
Неэластичный. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции.
Единичная эластичность. В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены, будет в точности компенсирована расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сокращением спроса.
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикаль.
Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто бывает необходимо дать количественную оценку этой характеристике спроса. Степень эластичности спроса по цене измеряется при помощи коэффициента прямой эластичности.
В случае линейного вида функции спроса независимо от наклона к координатным осям эластичность будет различной на разных участках.
При одинаковых абсолютных
изменениях цен (Р) на всем протяжении
линии D одинаковыми будут и изменения
объема спроса Q однако, процентные изменения
цен и объема спроса будут разными. В верхней
части графика абсолютная величина эластичности
спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности
в точке Р. В нижней части графика все наоборот.
Только в середине графика в точке N, эластичность
спроса будет равна 1. Кроме эластичности
спроса по цене товара существуют другие
виды эластичности спроса, то есть зависимость
его от других факторов. К ним прежде всего
относитсяэластичность спроса по доходу.
Она отражает зависимость изменения спроса
отдельного потребителя, отрасли, рынка
в целом от роста или уменьшения индивидуального
или совокупного денежного дохода. Следующий
вид эластичности спроса -перекрестная
эластичность. Эта эластичность показывает
зависимость процентного изменения спроса
на какой-то товар от процентного изменения
цены на какой– то другой товар. Факторы,
оказывающие влияние на эластичность
спроса:
1. Наличие на рынке товаров-заменителей.
Вообще говоря, чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке потребителю, тем эластичнее спрос на него. С другой стороны чем их меньше, чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара тем эластичность меньше. Также стоит отметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло Мобил является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще, но хорошего заменителя масла как такового не существует).
2. Универсальность использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики, тем ниже эластичность спроса на него (инсулин).
3. Фактор времени.
Вообще говоря, спрос на продукт
тем эластичнее, чем длиннее период
времени для принятия решений.
Одна из причин этого правила
заключается в том, что
4. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем большее место в бюджете занимает данный товар, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос.
5. Уровень доходов
потребителя. Эластичность
6. Консерватизм
потребителей. Эластичность индивидуального
спроса ниже всего у товаров,
которые с точки зрения
24. Эластичность предложения.
Способность спроса
и предложения адаптироваться к
изменившимся условиям рынка называетсяэластичностью(
Теперь обратимся к эластичности предложения. Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителя, для того, чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время, которым обладает производитель, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, - абсолютно эластичному. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения, важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям.
В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1, но больше 0. На нижнем, наоборот, эластичность больше 1.
Помимо цены и времени на эластичность предложения влияют другие факторы: цены других товаров (ресурсов). Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения. уровень достигнутого использования ресурсов. Подразумевает то, что если нет резервов: людских, материальных и др. , то возможности реагирования предложения весьма ограниченны.
степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.
технологические особенности
налаживания производства определенного
товара. (Постройка судов , хлебопечение)
25. Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс
Гиффена.
Эффект дохода –
это если цена на товар падает, то
увеличивается покупательная
Например, при постоянном доходе 200 руб. в неделю вы сможете приобрести 5 кг говядины по 40 руб. за 1кг. Но если цена говядины упадёт до 20 руб. за 1кг. , то вы уже можете купить те же 5кг. уже за 100 руб. И в неделю у вас окажется высвобожденными 100 руб. для приобретения дополнительного товара. Эффект замещения – это когда снижается цена на какой-то продукт, вследствие чего этот продукт стал дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться к приобретению этого товара в большем количестве. Т. е. на пример, если цена понизилась на говядину, то потребители могут заменить этой дешевой говядиной свинину, телятину, птицу и т. д.
Не всегда закон спроса бывает верным. Существуют отклонения от него. Например известенпарадокс Гиффена .
Англичанин Роберт Гиффен описал случай, при котором во времена голода спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, что привело к потреблению лишь картофеля. Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от типичного графика спроса.
Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях, когда выпускается новый товар с повышенной ценой. Как правило, прежде чем покупатели разберутся в свойствах нового товара, спрос на него может существенно подскочить, несмотря на высокую цену. Но как только потребители поймут, что по качеству новый товар не лучше прежнего, спрос немедленно вернется на линиюD.
26. Общая и предельная полезность. Ординализм и координализм. Закон убывающей предельной полезности.
Ординалисты. Считают, что оценить можно только общую пользу в категорию “больше” или “меньше”, сама полезность не измерима в каких либо единицах, а просто больше потреблять лучше, чем меньше. А на сколько полезней не известно. Координалисты. Считают, что полезность измерима и вводят единицу полезности – utility (ютиль) и обозначают U. Общая полезность (U) – это сумма всех индивидуальных полезностей под потребление данного количества благ и услуг. По мере роста потребления определённого блага, общая полезность возрастает.