Шпаргалка по «Микроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет экономической науки и его эволюция. Микроэкономика как раздел экономической теории.
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.
Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 650.32 Кб (Скачать файл)

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Микроэкономика»

  1. Предмет экономической науки и его эволюция. Микроэкономика как раздел экономической теории.

Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.

Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Микроэкономика- это часть эконом теории, изучающая поведение отдельных эконом едениц (домашних хоз-в и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.

Впервые термин “политическая экономия” ввел в научный оборот француз Антуан де Монкретьен.

   Первая школа полит  экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).

  Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.

  Школа  физиократов (классическая политическая экономия). Источник богатства – производство, но они признавали только одну производительную отрасль – с/х. Считали, что с/х может создать чистый продукт, все другие отрасли – бесплодные., т.к. только преобразуют продукты сельскохозяйственного труда.

  Рыночное направление классиков. А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные идеи: необходимость свободной и конкурентной экономики, экономические свободы, максимум индивидуальной свободы. Труд – источник богатства. А. Смит придавал большое значение разделению труда.

  Марксистская  полит экономия. К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции. Выделяли 2 основных класса: пролетариат и буржуазию. Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. Считали необходимым ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского класса, ликвидацию частной собственности.

  Неоклассическое  направление А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе.

  Кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм.

  Монетаризм. Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой.

  Новая  классическая экономика. Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется.

  Теория  общественного выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах. 

  Институционализм. Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.

 

  1. Методы исследований в экономике.

Как и любая наука, экономика использует определенные методыдля определения законов и закономерностей, которые она исследует.

Реальная жизнь отличается огромным многообразием различных явлений. Например, каждый человек обладает определенным ростом, весом, цветом волос и глаз, различными интересами, потребностями и уровнем дохода. Если мы попытаемся проанализировать поведение различных людей в супермаркете, то очевидно придется отказаться от учета их личностных характеристик, оставив только те, которые оказывают реальное воздействие на выбор покупателем товаров. В том случае, если мы захотим проанализировать действия фирмы на рынке, то нам не интересно будет знать какой состав семьи у главного менеджера, или на какой марке машины он ездит на работу. Гораздо более существенными будут такие факторы, как: сколько единиц продукции производит данная фирма, какие при этом несет затраты и какой, в результате, получает доход.

Если обобщить сказанное, то мы для анализа какого-то явления попытались очистить его от случайного и временного, не характерного для этого процесса, а затем обобщить и систематизировать те стороны, которые составляют его суть. Такой метод называется научной абстракцией* . Выведенные при помощи этого метода закономерности можно применять на практике потому, что они характеризуют поведение не отдельного индивида или фирмы, а любого субъекта в определенной ситуации.

В экономической теории применяется также метод анализа и синтеза. При анализе мы пытаемся объект нашего исследования разделить (конечно, мысленно) на составляющие его части, и изучить их в отдельности. При синтезе, мы соединяем в единое целое информацию, характеризующую отдельные объекты исследования, и делаем общие выводы.

Особое значение уделяется позитивному и нормативному анализу . Позитивный подход констатирует реальное положение вещей, вне зависимости от того как это оценивают те или иные люди. Нормативный подход дает оценку какому-либо явлению.

Экономическая теория, исследуя определенные факты пытается выявить зависимости между ними. Если на рынке цена на какой-либо товар понижается, то как это отразится на доходах фирмы, смогут ли мелкие фирмы окупить при этом свои затраты на производство? Как это скажется на заработной плате работников в этой отрасли? Для ответа на эти вопросы применяется метод функционального анализа , позволяющий вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами.

При экономических исследованиях применяется также экономико-математическое моделирование . Любое явление в жизни можно описать словами, изобразить графически или таблично, а также попытаться вывести закономерность его проявления в математической форме. В качестве простейшего примера можно привести кривую производственных возможностей, которую мы рассмотрели в начале этой главы.

И, последнее замечание, которое хотелось бы сделать относительно методов исследования. Можно исследовать поведение человека или фирмы в течение одного момента, зафиксировав при этом необходимые для анализа данные. Можно этот же анализ проводить в течение определенного времени: месяца, года или даже нескольких лет. Разница может получится такая же, как при фотографировании и киносъемке. В первом случае это статическое положение, во втором - динамическая картина. В экономической теории применяется и статический, и динамический анализ, который включает фактор времени.

 

  1. Экономические блага и ресурсы: понятие, классификация.

C переходом от натурального  хозяйства к товарному, то есть  производству совершаемому ради  обмена, основной категорией стал  товар. Понятие «блага» возникло  позже.

Блага – все, что способно удовлетворять жизненные потребности людей, приносить пользу, доставлять удовлетворение и отвечать интересам, целям, устремлениям человека.

Иногда понятие блага рассматривают более узко – как вещи или предметы. Есть и понимание блага в качестве воплощенной полезности, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы. Особое место среди благ занимают услуги.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Существуют различные классификации благ. Выделяют, например, блага даровые (нередкие), необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, так как их предложение настолько велико, что цена равна нулю (например, воздух, солнечный свет и т.п.).

Материальные блага – это те, которые имеют материальную форму или природу: дары природы, продукты производства. А.Маршалл к материальным благам относит и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, кино, театр и т.п.). Данные блага делятся на две подгруппы – внутренние, то есть данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к науке и т.п.) и   внешние.

Неэкономические блага (даровые) предоставляются природой без приложения человеческих усилий.

Экономические блага являются объектом или результатом экономической деятельности. Они редки и участвуют в экономических отношениях, определяя соответствующее поведение человека в хозяйственной деятельности. Экономические блага характеризуются также однородностью (имеют одну полезность), измеримостью (цена является измерителем блага в экономике), редкостью (отношение между желательностью и наличием).

Кроме этого все блага делятся на долговременные и недолговременные, взамозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные и т.д.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена и обладающее двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью (частный случай проявления экономической ценности).

Экономическая ценность – это единство экономической полезности благ и экономических затрат на их производство.

С помощью благ удовлетворяются  потребности людей. Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения. Потребности – это также состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремиться выйти или же некоторое состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.

Потребности человека многообразны. Наиболее распространена классификация потребностей А. Маслоу, которую он составил по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» материальный до «высших» духовных:

1.        Физиологические (в еде, питье, сексуальные и т.д.);

2.        В безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

3.        В социальных связах (любви, нежности, причастности к какой-либо группе населения и т.д.);

4.        Самоуважения (в достижении цели, признания, одобрения);

5.        В самоактуализации (реализации способностей, понимания, осмыслении и т.д.).

Первые две группы – это потребности низшего порядка, но пока они не удовлетворены не действуют потребности высшего порядка.

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду.

Существует также определенная связь между материальными потребностями и производством, где чаще функционируют так называемые экономические потребности. Экономические потребности – внутренние побудительные мотивы развития производства и потребления в рамках определенной системы экономических отношений. Все экономические потребности можно разделить на перспективные (абсолютные) и действительные (необходимые). Перспективные потребности – возникшие, определившиеся и выявленные при данном уровне развития науки, техники и производства. Действительные – те потребности, которые могут быть реализованы при данном уровне развития производства.

Экономические потребности динамичны. Они трансформируются так как действует закон возвышения потребностей, то есть происходит постоянный и качественный рост экономических потребностей. Сфера потребностей расширяется не только по вертикали, но и по горизонтали: потребности высшего порядка возникают у большего числа населения при развитии производства. К специфическим особенностям экономических потребностей относится их необратимость: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило в одном направлении –в сторону  роста.

Поскольку экономические блага, удовлетворяющие потребности, имеются в ограниченном количестве, то для их получения нужны средства – ресурсы.

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые применяются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами. Ресурсы подразделяются на следующие виды: 1) материальные ресурсы – земля, материалы, капитал; 2) людские ресурсы – труд и предпринимательская деятельность.

Информация о работе Шпаргалка по «Микроэкономике»