Шпаргалка по «Микроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:00, шпаргалка

Краткое описание

Предмет экономической науки и его эволюция. Микроэкономика как раздел экономической теории.
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.
Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 650.32 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.2. Изменение «самого спроса» и «величины спроса»

 

 

  Эластичность спроса  характеризует степень изменения  величины спроса при изменении  цены. Эластичность спроса показывает, в какой степени изменение  цены влияет на величину спроса. Если небольшое изменение цены  товара вызывает значительное  изменение величины спроса, говорят, что спрос на этот товар эластичен. Если же ситуация обратная и очень большое изменение цены ведет к сравнительно небольшому изменению величины спроса, то такой спрос называется неэластичным. Эластичность спроса можно определить с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса (Кц эл. спроса). Представим его следующим образом:

  

 Если коэффициент эластичности  больше единицы, то спрос считается  эластичным, а если меньше - неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о «единичной эластичности  спроса». 
   Товарами с эластичным спросом обычно являются: 
   • предметы роскоши (шампанское, драгоценности, деликатесы); 
   • вещи, цена которых существенно ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор); 
   • легко заменяемые товары (отдельные виды мяса, фрукты). 
   Товары с неэластичным спросом - это: 
   • предметы первой необходимости (лекарство, обувь, электричество); 
   • вещи, цена которых малоощутима для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка); 
   • труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на концерт). 
   Мы рассмотрели эластичность спроса в зависимости от цены. Однако очевидно, что можно рассматривать эластичность спроса в зависимости от всех его факторов, каждого в отдельности или в совокупности. И в том и в другом случае степень эластичности спроса подчиняется в своем движении одним и тем же законам.

 

  1. Парадоксы закона спроса.

На рынке вполне реальна такая ситуация, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Это явление вполне объяснимо с позиций закона спроса. Повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на товар в обозримый период. Покупатель предполагает, что большие затраты сегодня даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра – экономией при покупке товара еще по большей цене. Следовательно, причиной повышенных закупок является не рост цен сам по себе, а ожидание еще большего роста цен. Это первый парадокс закона спроса: лучше потратить больше сегодня, зато многократно сэкономить завтра. Это приводит к выводу, что на динамику спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемая цена. Это значит, что социально-психологическое умонастроение потребителя становится экономическим фактором. 
Второй парадокс проистекает из первого: снижение цены стимулирует падение спроса. Зачем покупать сегодня то, что завтра может стоить еще дешевле. 
Третий парадокс: это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары. Эти товары (земля, дома, золото, драгоценности, произведения искусства) именно потому и покупаются, что они традиционно дорогие. Выгода покупателя состоит в надежде, что он получает беспроигрышное размещение своих денежных сбережений. 
На спрос могут оказывать влияние и неценовые факторы:

  •  
    Потребительские вкусы (очень субъективны и сложно учитываются);
  •  
    Число покупателей (рост числа покупателей влечет за собой увеличение спроса и наоборот);
  •  
    Доход покупателей. Повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории. Товары, спрос на которые возрастает при снижении дохода (например, маргарин вместо масла), называются товарами низшей категории.
  •  
    Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары могут быть заменяющие и дополняющие. Если два продукта взаимозаменяемы (чай и кофе), то между ценой на один из них и спрос на другой существует прямая связь. Если два товара являются взаимодополняющими (обои и обойный клей), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
  •  
    Ожидания потребителей. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары в прок и увеличивают текущие расходы. Если ожидается падение цен и снижение доходов, то текущий спрос сокращается.

 

  1. Предложение как элемент рыночного механизма: понятие, закон предложения, факторы  предложения

Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля – в форме реализации спроса. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Неценовые факторы, влияющие на предложение

1. Стоимость ресурсов. Цены  на ресурсы определяют издержки  производства. Следовательно, чем больше  издержки, тем меньше предложение, и наоборот.

Например, снизились цены на сырье, материалы.

2. Технология. Применение  совершенной технологии удешевляет  производство. При данных ценах  на ресурсы снижаются производственные  издержки, а следовательно, увеличивается  предложение. Смещение кривой происходит  вправо. Если происходит удорожание  производства, то это вызовет  смещение кривой предложения  влево.

3. Налоги и дотации. Повышение  налогов сокращает возможности  производителей, уменьшает объемы  производства, что приводит к  смещению кривой предложения  влево. Со снижением размеров  налогов картина меняется на  противоположную.

Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.

4. Ожидания. Ожидая роста  цен, производители иногда придерживают  товар, чтобы создать временный  дефицит товара и ускорить  рост цен.

5. Конкуренция. Чем больше  фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

Неценовые факторы приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.

Графически это выглядит следующим образом.

Из вышесказанного ясно, что факторы, влияющие на кривую предложения, находятся в плоскости мотивации деятельности человека в экономике. Это еще раз доказывает, что товаропроизводители занимаются коммерческой и хозяйственной деятельностью только ради прибыли. Если цены на выпускаемую продукцию растут, значит, общество нуждается в товарах данного рода, «сообщая» производителям об этом покупкой товара по данной цене. Если такой уровень цены возмещает затраты товаропроизводителей, то это служит точным критерием целесообразности производства и соответствия его спросу.

 

  1. Рыночное равновесие и формирование рыночной цены.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы.

На рис. по горизонтальной оси откладываем количество товара, который произведен и может быть куплен, а по вертикали – цену за штуку.

Обе кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения (Е). Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения.

Точка Е отражает совпадение интересов производителей и потребителей при цене 4 руб. Следовательно, 4 руб. – равновесная рыночная цена. Она устраивает и продавца, и покупателя. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены – превышение предложения над спросом.

Закономерность: высокая цена заставляет производителей увеличивать производство пряников, но эта же цена уменьшает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара. При такой цене, например 6 руб., лишь небольшое количество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому и реализована будет лишь меньшая часть изготовленного товара (20 тыс. шт.). Остальная часть пряников становится избытком. Избыток есть превышение предложения над спросом. В условиях конкуренции наличие избытка приводит к снижению цены.

Реализация увеличится, но не на весь запас товара. Цены будут продолжать уменьшаться, что приведет, с одной стороны, к сокращению производства, а с другой – к постепенному увеличению спроса, что в конечном счете уравновесит спрос и предложение.

Основными признаками дефицита являются сокращение товарных запасов и появление очередей покупателей.

Товарные запасы – это те фонды товаров, которые уже произведены и готовы к продаже. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменения спроса. Когда запасы уменьшаются и падают ниже запланированного уровня, продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск. Некоторые будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цены, так как при дефиците покупатели готовы заплатить больше. Дефицит оказывает давление на цену снизу, и покупатели так же будут менять свои планы. Движение влево и вверх по кривой спроса будет означать снижение потребления.

В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит в равновесие. Когда цена достигнет значения равновесной, дефицит исчезнет. На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Избыточное предложение означает рост товарных запасов и появление очередей предпринимателей, предлагающих услуги.

Таким образом, цена равновесия – это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.

На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения (точка Е).

В этой точке совпадают количества товаров, которое потребитель желает купить, а производитель – продать.

 

  1. Модель рыночного равновесия Л. Вальраса.

Леон Вальрас сделал попытку создания замкнутой математической модели общего экономического равновесия на базе принципа субъективной полезности, предположения о постоянной производительности, и посылки, что все экономические субъекты делятся на две группы: владельцы производительных услуг (земли, труда и капитала) и предпринимателей. Экономические связи между ними Вальрас выразил через систему взаимосвязанных уравнений, но для простоты изложения можно проиллюстрировать ход его рассуждений при помощи схемы.

Под домохозяйствами подразумеваются собственники факторов производства (труда, капитала, земли) под предприятиями -- покупатели факторов производства и одновременно производители товаров и услуг. Как видим, у Вальраса владельцы производительных услуг являются одновременно продавцами указанных услуг, а также покупателями предметов потребления, а предприниматели -- покупателями производительных услуг и продавцами потребительских продуктов. Таким образом, производство и потребление оказываются связанными посредством двух взаимодействующих рынков: рынков производительных услуг (или факторов производства) и потребительских продуктов.

Предложение производительных услуг и спрос на продукты увязываются следующим образом: предложение производительных услуг рассматриваются как функция рыночных цен на эти услуги, а спрос на продукты - как функция цен производительных услуг (так как они определяют доходы собственников факторов производства) и цен этих продуктов.

Безусловно, рынки факторов производства и продуктов взаимосвязаны, но откуда следует, что они находятся в состоянии равновесия? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте проследим движение ресурсов и продуктов в натуральной и денежной форме. Начнем с домохозяйств. Собственники факторов производства продают их на рынке ресурсов, получая доход, который представляет собой ни что иное, как цены факторов производства. С полученными доходами они идут на рынок продуктов, обменивая их на необходимые товары и услуги. Обратим внимание на то, что в схеме Вальраса домохозяйства полностью тратят свои доходы, то есть сумма полученных доходов равна сумме потребительских расходов, в силу чего накопление отсутствует. Предприятия же, в свою очередь, также связаны с рынком ресурсов и с рынком продуктов. Однако то, что для домохозяйств является доходами (цены факторов производства), для предприятий является издержками, то есть выплатами владельцам факторов производства, которые они покрывают за счет валовой выручки от продаж товаров и услуг на рынке продуктов. Круг замкнулся. В модели Вальраса цены факторов производства равны издержкам предприятий, которые равны валовой выручке предприятий, а последние, в свою очередь, равны потребительским расходам домохозяйств. Другими словами, равновесное состояние рынков означает, что спрос и предложение производительных услуг равны, существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и продажная цена продуктов равна издержкам, которые представляют собой цены факторов производства.

Модель Вальраса, хотя и является логически завершенной, носит чересчур абстрактный характер, так как исключает многие важные элементы реальной экономической жизни.

Кроме отсутствия накопления, к числу чрезмерных упрощений следует отнести:

  • статичность модели (предполагается неизменность запаса и номенклатуры продуктов, а также неизменность способов производства и потребительских предпочтений),
  • предположение о существовании совершенной конкуренции и идеальной информированности субъектов производства.

2ой вариант:

Леон Вальрас (1834-1910) Франко-швейцарский экономист, основатель математического направления экономического анализа.

При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения):

Информация о работе Шпаргалка по «Микроэкономике»