Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Мировой экономике".
10. Теория
Хекшера-Олина и ее
Э. Хекшер и Б. Олин, шведск эк-сты, в 20-х гг. XX в. вкл в модель Д. Рикардо действие еще одного ф-ра — капитала, эта теория доминировала вплоть до 1960-х гг. Построение новой модели внешн торговли опиралось на сравн-е относ-ных цен ресурсов, что зависит от их насыщенности/редкости. Р — более дорогой, нас — относ-но дешевый.. Критерии выбора направлений внеш торг, св с хар-кой ресурсов.
Эксп-сяся д товар, к-ый сод-ит насыщ ресурс, а имп-ся тот, пр-во к-го исп-ет редк ресурс. Спец-ция внутри страны д осн на исп-ии более дешевого рес. Если дешев капитал (процент), то след ориентир-ся на капиталоемкую пр-цию, а при более дешевом труде — на трудоемкую. Усл-я для внеш торг постоянно меняются, тк импорт наполняет рынок ф-ров пр-ва, препятствуя появл-ю дефицита. Редкий ресурс дешевеет, а избыточн теряет насыщенность из-за оттока за рубеж, его излишки сокращ-ся и он дорожает. Те же процессы происходят и в другой стране. В рез-те обр-ся тенденция выравнивания цен на соотв-щий ф-р пр-ва. М/унар торг ведет к выравн-ю нац ставок з/пл и %ных ставок, к-ые получают владельцы капитала. Но пока еще нац цены на ф-ры пр-ва различ-ся. Просчет выигрышей и проигрышей разл слоев нац бизнеса от внеш торг решается на осн тн т-мы Столпера — Самуэльсона. Она пок-ет, как распред-ся доходы от внеш торг м/у владельцами ф-ров пр-ва. Подорож-е ресурсоинтенсивн ф-ра пр-ва приводит к падению цен на остальн ф-ры. При оплате дорогого ресурса начинается экономия на ост ф-рах и сокращ-ся спрос на них. Падение спроса ведет к падению цен. В рез-те, тенденция, ведет к сжатию спроса, падению цен и доходов владельцев остальных ф-ров.Повыш-е мир цен дает преимущества в доходах владельцам интенсивных ф-ров пр-ва, владельцы остальных ф-ров проигрывают. Польск экономист Рыбчинский пытался выявить отдаленные последствия внеш торг на развитие внутр рынка, на формир-е его отраслевой стр-ры. Теорема Рыбчинского: увеличение и доминирование одного вида пр-ва, благодаря успешному экспорту, приводят к сокращ-ю и деградации др отраслей. В России расшир-е экспортн пр-ва сырья привело к оттоку капитала в эти отрасли. В рез-те внутр рынок заполнился импортн пр-ией, к-ая усилила деградацию мног отраслей. Это привело к зав-сти страны от колебаний цен мир рынка и ослабило уст-сть эк роста. Правительство решило содействовать диверсификации отраслей (необх-сть перекачки сверхдоходов экспортн пр-в в отрасли, обслуживающие внутр рынок.)
В. Леонтьев в 1954 г. на основе межотр баланса предпол подтвердить теорию Хекшера — Олина. Согласно ей США, обладающие избытком капиталов, должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать трудоемкие.Рез-ты оказались парадоксальными. Импорт США был на 30% более капиталоемок, чем экспорт. Капиталонасыщенные США экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую - «парадокс Леонтьева». Он пришел к выводу, что НТП ведет не только к насыщению капиталами, но и к росту квалификации раб силы. Возникла идея разбить такой агрегированный ф-р, как труд, на два блока: квалифиц и неквалифиц труд. Продукт квалифиц раб силы по закону редукции труда (приведение различных видов труда к общей единице измерения) обменивается на больший пр-кт менее квалифиц труда, внеш торг дает большой эффект. В США капитал оказался не самым избыточным ресурсом. В большей мере избыточны были ресурсы, связанные с размерами обраб земель и научно-технич кадры. Теория Хекшера — Олина при более глубоком дифф-ии ф-ров пр-ва подтверждалась: США оказались чистыми экспортерами товаров, в пр-ве к-ых интенсивно исп-ся насыщенн ф-ры. Позже «расщепили» понятие капитала:человеческий капитал; физический капитал; капитал знаний. Кроме того, ф-ры подразд на базисные (природн рес, климатич усл, географич полож-е). и развитые ф-ры (продукт эк развития (нов технол, квалифиц раб сила, соврем инфрастр-ра). Конкурентн преимущества все больше приносят 2. В диф-ный анализ вкл и их спос-сть к передвиж-ю, мобильности. Разукрупн-е ф-ров приблизило теорию Хекшера — Олина к реалиям соврем конкур преимуществ.
12. Демпинг: сущность, разновидности и последствия.
Демпинг - практика ведения внешн торг, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутр рынке, или ниже себест-сти пр-ва товара. Д — одна из форм м-унар ценовой дискриминации, т. е. продажа одного и того же товара на разл рынках по разн ценам. Смысл практики демпинга: она св с монополиз-ей рынков и применением монопольно высоких цен. Тк конкретная компания занимает монопольные позиции на отд рынках (чаще всего это внутр рынок страны базирования компании или рынок страны, где распол осн произв-ные мощности), она получает возм-сть продавать свою пр-цию на этом рынке по завышенным (монопольно высоким) ценам. Т обр, компания получает дополнительную (монопольную) прибыль. Возм-сть получать доп прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цен на др рынках для вытеснения с них конкурентов. К Д прибегают в периоды эк спадов, когда отрасль не хочет сокращать пр-во, но продать товар на внутр рынке не имеет возм-сти, она обращается к рынкам зарубежн стран, подрывая тем самым их нац пр-во, но стабилизирует своё. Практика м/унар торг знает неск видов Д: постоянный Д хар-ет долговр тенденцию фирм-монополистов максимиз прибыль, продавая товары по более высокой цене на внутр рынке по сравн-ю с мир рынком, где приходится сталкиваться с конкуренцией иностр компаний. Спорадический демпинг - эпизодическ продажа пр-ции на мир рынке по более низк цене, чем на внутр. Чаще всего такой Д — следствие перепр-ва товаров и стремл-е не допустить сниж-я цен на внутр рынке. Хищнический Д означ врем продажу товара на зарубежн рынках ниже его себест-сти. Цель: устранение конкурентов по бизнесу, после чего заметный рост цен, что дает фирмам возм-сть реализовать свою моноп власть в форме моноп сверхприбыли. Преднамер Д – временное умышлен сниж-е эксп цен для вытесн-я конкурентов с рынка и последующ установл-я моноп цен, а также обратный – завышение цен на экспорт по сравн с ценами продажи тех же товаров на внутр рынке. Взаимный – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Условиями для осущ-я Д явл-ся: -различия в эл-сти спроса на товар в разл странах – спрос внутри страны д/б менее эл-ным по цене, чем спрос за рубежом; -ситуация несоверш конкур-ии, к-ая позволяла бы пр-лю диктовать цены; - сегментир-сть рынка, т е спос-сть пр-ля отгородить внутр рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешн рынка, где он это делает по низким ценам
7. Глобализация мировой экономики: сущность, субъекты, последствия.
Гл-я – объективный соц-эк процесс, приводящий к формир-ю единого мир эк-го простр-ва. Она явл-ся высшей ступенью интернационализации эк жизни, ее формой, отражающ усил-е уже существующей в мире взаимозав-сти хоз субъектов. Гл-я – комплексн геоэк, геополит и геогуманитарн явл-е, оказ-щее влияние на все стороны жизнедеят-сти стран, вовлекаемых в этот процесс. Гл-я выросла из рег-ой интеграции, характ-ся возникн-ем реальной эк зав-сти отд стран др от др, но отличается(при инт-ции сохр-ся ключ роль гос-ва в деле рег-я и поддержки бизнеса, а также относ-ная автономность нац эк-к). Интернац-я хоз жизни – процесс развития устойчивых эк взаиосв-ей м/у странами и выход воспр-ва за нац границы, имеет объективный и необратимый хар-р. Гл-я – процесс усиления взаимзав-сти субъектов хоз-ния до такой степ, когда действия одного затрагивают др. 3 этапа гл-и: 1890-1920 (захват источников сырья), 1920-1970 (захват рынков сбыта), соврем (сохр-е конкур позиций, закрепл-е на лучших рынках). Гл-я – не просто усил-е взаимозав-сти хоз комплексов отд стран, а затрагивает все области обществ жизни, вносит коррективы в перспективы развития м/унар сообщества, ведет к преобраз-ю мир простр-ва в единую финансово-информ-ную, военно-полит и соц-культ зону, в к-ой свободно перемещ-ся товары, инф-я, идеи, инвестиции, техническ разраб-ки. Гл-я явл-ся процессом объективным, обусл новым этапом развития мир эк системы. Но влияют и субъективн ф-ры (правительства, руководство крупнейших фирм). Ф-ры гл-и:1.эк (гл-я пр-ва, мир торговли) 2.соц-обществ (ослабл-е нац традиций, унификация вкусов),3. Полит(движ-е к рын с-ме) 4. м/унар (м/унар орг-ции), 5. Технологич (созд-е единого инфо простр-ва, прогресс в технологиях). Агенты гл-и: м-унар фин, торг, эк орг-ции (МВФ, МБРР, ВТО, МОГ и проч.); ТНК; рег-ные эк орг-ции (ЕС. АСЕАН и проч.); ведущие страны мира (США. Китай и др.)+отд физ лица и полит группы, интересы к-ых не совп с глобальными тенденциями прогрессивного мирового развития.Осн напр-я гл-ии: м/унар торг-я на осн расшир-я и углубл-я спец-ции и кооперир-я; м/унар движ-е ф-ров пр-ва; м/унар фин и вал операции. Ос-ти гл-ии: переход пр-ва в м/унар форму и ускоренное движ-е ф-ров пр-ва и готовой пр-ции в мир эк простр; ориентацию эк-ки гос-в на единые стандарты; появл-е наднац стр-р, м/унар с-мы инф-ии, стандартов и проч.; взаимопроникн-е капиталов разных форм и стран, в тч путем интенсификации м/унар слияний и поглощений; вестернизацию и американиз-ю образа жизни и к-ры нас-я стран, появл-е глоб эк-ого единомыслия; ликв-ю или ослабл-е институц барьеров, препятствующих м/унар эк обмену. В рез-те:выход деят-сти нац эк субъектов за рамки нац-гос объед-ий; перенос их внутр эк проблем на глоб ур-нь, рост влияния на др гос-ва, усил-е интегриров; появл-е потрс-ти в координации эк политики отд гос-в как условия стабилиз м/унар хоз с-мы, синхронизации развития ее отд эл-тов. Гл-я пробивает брешь в суверенитете гос-в по полит ф-циям. Страны со слабыми эк-ми огр-ся в своих возм-стях.Их вкл в мир эк процесс на усл подчинения требованиям ТНК крупнейших держав. Ос-ть мир эк развития в усл гл-и: его неравномерность во времени и в простр-ве, что хар-ся: разрывом в эк росте м/у Зап и Юго-Воста (за искл Китая); господством США; превращение в движущую силу гл-ии ТНК. Гл-я неотвратима, но необх её более гуманный ход, внимание соц и экол проблемам, контроль деят-сти ТНК и проч.
13. Мировая торговля товарами: особенности, структура, динамика развития.
Торговля – традиц и наиболее развитая формой м/унар эк отн-ий. На её долю прих-ся ок 80% всего объема м/унар эк отнош-ий. М/унар торг, опосредует движ-е всех межстранов товарн потоков, растет быстрее пр-ва.
М/унар торговля – оплачиваемый совок товарооборот м/у всеми странами мира, к-ый опр-ся как сумма экспорта всех стран. Пок-ли оценки м/унар торг-ли: 1.стоимостн и физ объем (товарооборот). 2. товарная структура – соотн-е товарных групп в мир экспорте. 3. географич стр-ра – распр-е торг потоков м/у отд странами и их группами. Соврем тенденции мир тов обращ-я св с НТП, изм-ем объекта торг, субъектов торг обращ-я и организац-эк-ких форм последнего. Основные из них. 1. НТП обусл высокую динамику м/унар торговли, опережающую рост пром-ного и с/х пр-ва. 2. Быстрое обновл-е товарн номенклатуры отр-ся в появ на мир рынках большого числа новых товаров, пр-ции наукоемких отраслей, сферы высоких технологий (лазерная техника, быстродействующие ЭВМ, оборудование для АЭС и т.д.). 3. возрастает обмен узлами, деталями компонентами 4. снижение энерго- и металлоемкости пр-ва, внедр-е прогрессивн методов обр-ки первичн материалов, ресурсосберегающих технологий. 5. Изм-и форм связи м/у продавцом и пок-лем. 6. Ос-но большое место стала занимать «невидимая торговля» – обмен услугами. 7. тенденция увелич-я объемов внутрирег торговли. 8. усиливающаяся взаимосвязь м/у темпами роста товарооборота и динамикой прямых иностранных инвестиций. 9. изменения в соотношении сил на мировом рынке. 10. Преобладающей тенденцией в области рег-я м/унар торг-ли стала либерализ-я. На 1ом месте м/унар рынка обмен сырьевой пр-цией, машинами и обор-ем. Торг-ля сырьевой пр-цией с/х на мир рынке ведется по разл каналам: по разовым сделкам; по бартерным контрактам; по спец соглаш-ям; путем биржевой и аукц торг-ли.
17.Внешнеторговая политика: понятие, виды.
Внешнеторг. политика – деят-ть гос-ва напр на развит. и регулир-е торг-эк. отнош. с др. странами. Св. с внутр. эк. политикой гос. и гл. цель: созд. блаприят. внеш. усл. для расшир воспр-ва внутри страны. По масшт вмеш-ва гос-ва в м/унар торговлю: протекцион торг пол-ка и пол-ка своб торг. Свобода торг - мин гос вмешат-ва во внешн торг-лю, к-ая развив-ся на осн своб рыночн сил спроса и предл-я. +стим-ет конкур-ю, выше эф-сть пр-ва, ниже цены, больше выбор товаров.--нет защиты нац эк от возм отр последств от иностр бизнеса. Протекц-зм - гос политика защиты внутр рынка от иностр конкур-ии исп-я тарифн и нетарифн инструм. Форм прот-зма: селективн - напр против отд стран или тов; отрасл - защищает опр отрасли (с/х); коллективн – пров-ся объед-ями стран в отнош стран, в них не входящих; скрытый - методами внутр эк политики. + пр-зма: сдерживание импорта – уравновеш-е торг баланса, защита молодых отр от демпинга. – пр-зма: сниж эф-сти пр-ва, рост цен, не исп-е преимущ МРТ. Мотивы пр-зма: -защита молодых пр-в; защита нац рынка от имп Д; сод-е диверсиф-ии пр-ва. Многоотр пр-во делает эк-ку более уст; стремл-е сохранить занятость; защита воен пр-ва.Регул-е потоков внешн торг осущ-ся эк и чисто администр методами. Эк методы исп-ся с пом налог рычага и прямого фин поощр-я. Усил-е нал нагрузки - ограничит мера, её ослабл-е - как стимулирующ. Админ рычаги св с огранич-ем внешнеторг операций: рамки в отнош кол-ва и номенклат товаров, разреш для эксп и имп.
14.Международная
торговля услугами: сущность, виды,
особенности регулирования
На долю рынка усл прих-ся ок 20% мир торг-ли. М/унар торг-ля услугами имеет ряд ос-стей по сравн-ю с традиц торг-лей товарами: услуги произв-ся и потр-ся единоврем-но и не подлежат хран-ю, сл-но отсутсв посредническ деят-сть; сфера услуг больше защищ-ся гос-вом от иностр конкуренции, чем мат пр-во, не все виды услуг пригодны для широкого вовлеч-я в сферу м/унар торговли. По классиф-ии МВФ выд-ют 4 группы услуг: фрахт, др транспортн, туризм, проч. ВТО выд-ет 12 гр: деловые, коммуникац, строительн и сопутствующие услуги, услуги по охр окр среды, фин услуги, относ-ся к здоровью и соц услуги, туризм, рекреац, культурн, спортивн, транспортн и проч услуги. Географич распред-е торг-ли усл: на долю 10 развитых стран прих-ся более 50% мир экспорта услуг. Для разв-щихся стран хар-но наличие отриц с-до во внешн торг-ле услугами. Но нек из них явл-ся крупными экспортерами услуг. Страны СНГ хотя и облад потенц резервами для развития сферы м/унар услуг, но не имеют достаточн мат-технич базы и фин ресурсов для их развития. Распред-е ст-сти услуг по отд видам – наибольш знач-е имеют туризм и тр-т. Большой объем тур услуг ок-ют Франция, Италия, Канада, Швейцария. Аренда часто исп-мая услуга в мир практике. США, являясь родиной современного лизинга, продолжают занимать вед позиции в мире по ок-ю данного вида услуг. Большой вклад в м/унар торг-лю услугами вносит туризм. На его долю прих-ся ок 6% общ объема мир экспорта и 25-30% мир торг-ли услугами. Доходы от м/унар туризма по величине уступают только экспорту нефти и нефтепр-тов. Наибольш развитие м/унар туризм получил в Европе (ок 60% туристских прибытий и свыш 50% вал поступл-ий). В ряде стран туризм явл-ся одним из осн источников дохода (Испания, Австрия, Греция, Кипр, Панама, Гаити). Одна из важн предпосылок разв-я м/унар туризма - развитие турист индустрии, а также инфрастр-ры рынка тур услуг.
15. Мировой
рынок объектов
В наст время знач-е рынка технологий приобр-ет для общ-ва знач-е, превосходящее знач-е рынка движимого и недвижимого имущества. В обл передачи технологий имеет место т/н ограничительн деловая практика, т.е. огранич-е конкуренции след методами: сознательн огр-е распростр-я технич новшеств; огр-е прав пок-ля технологии; обр-е союзов монополистов и патентных пулов (если фирмы осущ-ют научно-технич сотр-во или владеют зависимыми патентами, без сбора к-ых ни одна из них не может начать пр-во). Осн виды передав технол-ий: 1) знания и опыт, воплощ в форму изобрет-ий, полезн моделей, пром образцов, товарн знаков и др охраняемых законом объектов пром собст-сти; 2) знания и опыт научно-технич, произв-ного, управленческ, коммерч, фин или иного хар-ра, не защищ охранными док-тами. Передача технологии м осущ-ся в разл формах. Осн формы по эк сод-ю делятся на коммерч (возмездн) и некоммерч (безвозмездн). Независимо от того, в какой форме осущ-ся передача технологии, она оформл-ся в виде договора (контракта, соглашения). Ос-сти технологии как товара опр-ют ос-сти как самого лиценз соглашзя, так и порядка его подписания. Прежде всего, пок-лю и продавцу необх-мо опр-ть объем инф-ии, к-ая необх-ма для полного анализа технологий. Поэтому обычно заключ-ся предварительн соглаш-е о секретности (опционн соглаш-е). Это объясн-ся тем, что передаваемая инф-я часто явл-ся «ноу-хау» и не имеет патентной защиты. В соотв-ии с опционным соглаш-ем лицензиат за опр плату получает право, ознакомившись с «ноу-хау» и осуществив необх-мые ему испытания объекта или технологии, выбрать для себя одно из двух решений: приобретать или не приобретать лицензию.
16. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития.
РБ поддерживает торгово-эк отнош более чем со 150 странами. В стр-ре внешнеторг оборота >90% заним товары и ок 10% - услуги, что близко к мир стандарту (80:20). В торговле товарами сохр-ся устойч отриц с-до. Осн долю экспортн товаров произв след отрасли нац эк-ки: машиностр и металлообр; хим промсть; легкая; деревообр. Осн торг партнеры: Россия – 49,2% в экс и 65,7% в имп; Герм – 4,2% и 7,1%, Польша – 4,4% и 3,0%, Украина – 3,4% и 3,1%, Латвия – 3,5% и 0,4%, Литва – 2,7% и 1,3% . Наибольш уд вес прих-ся на гр «машины, обор-е и транспортн ср-ва» сост-ет 24,4%. Осн экспортн товары: холодильн и морозильн, двигатели внутр сгор-я, подшипники, TV, электрон интегральн схемы, металлообр станки, грузов а/м, тр-ры, мотоц, велосип. Осн потр-лем трансп ср-в и др тов дан гр - страны СНГ. Негативн тенденция=сниж-е сложнотехнического эксп. Доля «машин, обор-я и трансп ср-в» в имп сост-ет 24%. В имп более 50% приходится на т/н инвестиц товары – двигатели и др комплектующ для пр-ва пр-ции машиностр-я, компьют техники, грузовых а/м, с/х машин, мед оборуд-я. След по значимости тов группа - минеральн продукты. Их доля 22,6%. Осн эксп товар – пр-ты перер-ки нефти, соль, минеральн материалы.Значит поставки нефтепрод-тов осущ-ся в СНГ. Значит место в эксп гр «пр-ция хим пром-сти» –16,2%. Значит долю сост-ют калийные удобр-я и азотн удобр-я. Экспорт кал удобр-ий осущ-ся в страны дальнего зарубежья. Условия благопр, цены растут. Для РБ хар-но положит с-до в торг усл. Осн виды усл: трансп-ные, деловые, строит-ные усл. Наибольш объем эксп услуг прих-ся на страны дальн зарубежья, при этом имп-ся из этих стран более половины от общего имп услуг. Эксп усл в Росс сост-ет ок 30%, в Поль – 16%, Герм – 7,2%, Лит – 6%, Укр – 5%. В имп на долю Рос 26%, Укр – 18,2%, Польш – 18,4%, Герм– 6,7%, Литв – 3,5%.
18. Тарифные
и нетарифные методы
Гос. регул. внешнеэк. дея-ти - вмеш-во гос. органов в произ-ю деят-ть с пом. эк., администр. и правовых мер. Методы: администр. – нетарифные, прямого возд-вия (носит огран. хар-тер), эк. – тарифные (стимул. возд. на субъекты). Нетарифн.: колич. огранич. эксп. и импорта (кватирование- квоты, лицензирование, добров. самоогранич. экспорта), техн. барьеры (сертифик-ия и дополн. треб. к импорт. тов.), цен. огранич. эксп. и имп., прямое гос. субсидир-ие эксп-ов. Тарифн.: тамож. пошлины, иные платежи (в РБ акциз, НДС, тамож. сборы), страх. экспорта и др. косв. методы его стимул-ия. Конвенция ООН по торговле и развитию разделяет нетарифные инструменты на семь категорий: 1.Паратарифные методы(косвенное возд-е): различные тамож сборы, внутр налоги, спец целевые сборы. 2.Меры контроля за ценами: антидемп меры, компенсац меры. 3.Финанс меры: особые правила соверш-я вал операций, нацелен на огр-е импорта. 4. Автоматическ лицензир-е (Генеральн лиц-я — постоянно действующее разреш-е, предост право любому лицу или фирме импор-ть перечисленные товары без каких-л огр-ий по кол-ву или ст-сти в теч всего времени действия. Индивидуальн (разовая) лиц-я — разовое разреш-е на 1 торг операцию с конкр видом товара. Ф-ции лиц-я: сокращ-е доступа иностр товаров на внутр рынок и облегчение контроля за движ-ем товаров ч/з тамож границу без огран-я кол-ва. 5. Количеств контроль. Квотирование, для сбалансир развития внешн торговли и ПБ, регулир-я спроса и предл-я на внутр рынке, защиты внутр рынка и вып-я м/унар обязат-в. Виды квот: Глобальные устан размер общ импорта (эксп) в стоим или нат ед-цах на опр период времени Индивидуальн (общее количество разрешенных к импорту товаров), распределен по странам-поставщикам. Тарифн — разр-е на ввоз опр кол-ва товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввоз сверх тарифн кв облаг-ся обычн пошлинами. Сезонные устан-ся на опр время года — пик пр-ва внутри страны (для с/х). Жестки количеств огр-я: запрет на импорт опр товара, запрет на импорт из отд гос-в, запреты экспорта, предст собой вынужденные меры, признанные м/унар практикой, эмбарго. Нов вид - добровольн огр-е экспорта (на границе страны-экспортера посредством инструментов экспортного контроля). Разнообр нац технические, администр и др нормы могут создавать протекционистский барьер. Этот вид нетарифн огр-ий - технич меры (вкл гос меры контроля качества, без-сти или хар-к товаров, вкл применяемые администр условия, требования к упаковке, маркировке и этикеткам, которые могут быть использованы как средство ограничения доступа тех или иных товаров на внутренний рынок страны.