Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Мировой экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

29. Инвест.  пол-ка:   содержание и  стр-ра.Понятия «инвест. режим», «инвест. климат».

Инвестиц климат – комплекс параметров, к-ый хар-ет степень риска и условия для эф-ного среднесрочн или долгосроч вложения капитала в различн отрасли данной страны или региона. Инвестиционный комплекс вкл след пок-ли: пок-ли общего сост-я нац эк-ки (объем ВВП, темпы его роста, ур-нь инфляции и безр-цы, ст-сть раб силы и т.п.); гос политика по стимулир-ю инвестиций (ос-но хар-р и формы гос вмешат-ва в хоз практику); действующее хоз законод-во, прежде всего, в сфере рег-я инвестиц потоков; участие страны в деят-сти м/унар орг-ций. Оценку инв климата дают по 2 напр-ям: риски и возм-сти. К рискам (потенц опасности инвестора) относят: полит нестабильность, соц напряженность, экол риски, макроэк риски (кризисы), ур-нь преступности. Потенц возм-сти, к-ые открыв-ся перед инвестором – инвестиц потенциал. Он хар-ся: ресурсно-сырьевой базой (сырье, технологии, чел ресурсы); произв-ным потенциалом (наличие конкурентн преимуществ, отраслевая специализация); сост-ем потр рынка (объем, емкость, наличие платежеспос спроса, склонность нас-я к сбереж-ям и т.п.); инфрастр-ра (произв-ная, соц, информац, транспортн). С т зр указан ф-ров благопр инвестиц климат сущ-ет в странах с развитой рын эк-кой. Многие развивающиеся и переходные эк-ки сохр-ют огр-я и барьеры на пути зарубежн капиталовложений, стремясь защитить отечеств произв-лей на внутр рынке. Серьезным препятствием в неразвитой эк среде служат высокие полит риски и криминализация хоз жизни. И важн роль играют гос и м/унар гарантии иностр инвестиций, в частности, предоставляемые Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МИГА). РБ относится к числу стран имеющих достаточно высокий инвестиц потенциал, но не реализующих его. Причем сдерживающим фактором выступает высокий инвестиционный риск. Так, по оценке журнала “Institutional Investor” в 2001 году – 135 из 145 оцениваемых стран. Осн ф-рами, сдерживающими ПИИ, на протяжении более пяти лет явл-ся: нестабильность законод-ва; медленные темпы эк реформ; чрезмерное вмешат-во гос-ва в эк-ку. При этом наблюдается ухудш-е таких страновых преимуществ, как дешевая раб сила (дорожает), емкость рынков сбыта (сужается), возм-сть сниж-я затрат (на немодернизированн пр-вах практически нет).

30. Свободные экономические зоны (СЭЗ) и их роль в национальной экономике. Оффшорные центры.

СЭЗ – регион, часть нац тер-ии со спец льготными внешнеторг, тамож, инвестиц, вал-фин и налоговым режимами, поощряющ хоз (производственно-коммерч, предпринимат) деят-сть иностр участников, привлеч-е внешн инвестиций и передовых технологий. При их созд реализ-ся точечн стратегия ускор-я хоз роста — опр-ся регионы и сферы целевого стимул-я эк активности на осн м/унар сотр-ва, концентрации ресурсов с исп-ем благоприятствующих ф-ров. Эк цель: активиз-я, расшир-е внешнеторг деят-сти; привлеч-е иностр и отечеств капитала; повыш-е конкурентоспос-сти нац пр-ва, его эк эф-сти; увелич-е эксп и рационализ-я имп; Соц цель: созд-е новых раб мест, рост занятости нас-я; повыш-е квалификац ур-ня раб с исп-ем мир опыта; развитие соц и быт инфрастр-ры. Производствен и научно-техническ цели: приток иностр и отечеств техники и технологий; ускор-е внедр-я рез-тов НИОКР; развитие производственно-транспортной инфраструктуры. Осн типы СЭЗ: •по ур-ню и кругу решаемых задач: складские, транзитн зоны, свободн порты; пром и экспортн; научно-технологич зоны, технополисы и технопарки, инновац центры; многопрофильные СЭЗ; •по размерам тер-ий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (пром-но-экспортн зоны, технопарки); особо крупные (регионы); •по напр-ям и сферам хоз специализац: предпр-я отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; секторального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность); •по участвующим сторонам и ос-тям распол-я: м/унар, приграничн. Особый вид СЭЗ – офшорные зоны. – тер-я или страна, законод-во к-ой разрешает регистрацию и функц-е офшорных компаний, т.е. таких компаний, деят-сть к-ых осн на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или тер-ии их регистрации. Среди офшорных компаний выделяют: 1.Компании холдингового типа: оперативно-холдинговые компании; компании по владению недвижимостью; компании по владению судами; компании по владению объектами ИС. 2.Торгово-посреднические фирмы: экспортно-импортные; закупочные и дистрибьюторские. 3.Компании финансового профиля: офшорные банки; фин посредническ компании; страховые компании.В наст время оценка деят-сти офшорных зон неоднозначна. С одной стороны, в их создании и функц-ии проявл-ся общемир тенденции либерализации внешнеэк деят-сти в усл глоб-ции эк-ки. С др, именно здесь осущ-ся значит часть операций по отмыванию «грязных» денег, банковские афёры.

31. Анализ показателей  платежеспособности страны при  предоставлении международных кредитов.

Предоставл-е м/унар кредитов на ур-не стран имеет свои ос-ти. Методы анализа платежеспос-сти гос-ва отлич-ся от методов анализа платежесп-сти компании. Наиболее широко распростр 2 подхода к понятию «платежесп-сть страны»: в широком смысле, или общая платежесп страны; платежесп в узком смысле, или состояние ликвидности. 1 – спос-сть страны-заемщика привлекать иностр заемн ресурсы и обслуживать внешн долг, не нарушая норм ход воспроизв процесса, что предпол поддерж-е опр стабильн темпов эк роста (темп роста ВВП; ВВП на душу нас-я и темпы его роста; норма накопл-я; сост-е с-до ПБ; сост-е гос бюджета (отсутствие дефицита). 2 - наличие у страны в данный момент опр суммы м/унар платежн ср-в, достаточн для погашения текущих долговых обязат-в. Оценка ликвидности осн на сопост-ии размеров текущих платежей по внешн долгу с наличным объемом ликвидн ср-в (экспортн выручка, резервн позиция в МВФ и др.). Для стран с переходн эк-кой исп-ют более жесткие пок-ли предельн ур-ня внешн долга (пок-ль лимита внешн долга, к-ый рассчит-ся как отнош-е чистого долга (общий долг – валютные резервы) к объему вал экспорта (общая сумма экспорта – экспорт за белорусские рубли и неденежные формы расчетов). Этот пок-ль не д превышать 100%. В посл время для оценки платежесп-сти все чаще исп-ся кредитный рейтинг (оценка, к-ую дают стране в зав-сти от спос-сти рассчит-ся по долгам и ее страновых рисков (полит и эк). Присвоение рейтинга проводится либо м/унар вал-фин орг-циями (реже), либо специализир консалтинговыми фирмами (чаще). Сущ-ет несколько мировых рейтинговых агентств (Moody’s и Standard & Poor’s). Каждое агентство имеет собств шкалу рейтингов, оценки в к-ых делятся на 3 категории — инвестиц, спекулятивн и аутсайдерск. Высокий кредитн рейтинг позволяет уменьш ст-сть кредитн ресурсов (иностр банки вкл в %ную ставку «плату за риск»), упрощает процедуру получ-я кредитного рейтинга для субъектов хозяйствования (этот процесс дешевле стоит и проводится быстрее, если страна уже имеет его). Из стран СНГ кр рейтинг присвоен практически всем, первыми получили Россия и Казахстан, затем Украина. У больш-ва стран рейтинг спекулятивн ур-ня, инвестиц рейтинг имеет только Россия. Присвоение рейтинга РБ было начато в 2003 году, приост в янв 2005, возобн в нач 2007 года и в августе 2007 года РБ получила первый кредитный рейтинг – он спекулятивного уровня, класс «В», с прогнозом «стабильный». Стоимость этой процедуры оценивается примерно в 200 тыс. долл. США.

36. Современные  тенденции развития миграции  трудовых ресурсов.

Напр-я миграц потоков: из разв-щихся стран в высокоразв; м/у развитыми странами, вызван неравномерн развитием отраслей по странам; внутри Зап Евр из стран с относ-но меньшим ур-нем доходов в более богатые страны, из стран Вост Евр и СНГ.

Развит страны, оценивая негативы нарастающей мигр-и, ос-но неквалиф раб силы, посчитали ее масштаб как опасный для их эк-ки. Они столкнулись с недостатком дополнительного жилья, пособий по трудоустройству, угрозами роста безработицы. Усиливается принудительная высылка нелегальных эмигрантов. Однако отношение к миграции высококвалифицированной рабочей силы иное, так как ее использование дает стране новый импульс роста ВВП. Осн центры ММРС: 1. Западная Европа. Хар-ся:

Перемещ-ем белого населения; в осн молодой части нас-я (до 30 лет). 2. США. Хар-ся: привлеч-ем высококвалиф кадров;  творческ работников. 3. Центры в районе нефтедобыв стран Ближн Востока (в т. ч. Израиль). Хар-ся: преоблад-ем уд веса иммигрантов над местным нас-ем. 4. Австралия. Х-ся:привлеч-ем рабочих и специалистов. 5. Страны Азиатско-Тихоок региона (Яп, Южн Корея, Тайвань, Сингапур). Х-ся: регулярн мигр-ей ТР; значит уд весом скрытой, нелегальн миграции; мигр-ей высококвалиф раб силы. 6.Латинск Америка (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Чили). Х-ся: мигр-ей с/х нас-я; работников сферы услуг;выходцев из стран СНГ и Вост Евр. 7. Африка. Х-ся: внутриконтинент мигр-ей; низк ур-нем квалиф мигрирующ раб силы; приглаш-ем специалистов из др регионов. В посл годы увел-ся миграц потоки м/у странами Лат Америки, Африки и Азии.

 

 

 

33. Международные   и   региональные   финансовые   организации   и   их   кредитные механизмы. Международный валютный фонд (МВФ).

К наиб значимым отн:  МВФ, Всемирный банк и Банк м/унар расчетов. БМР – наиб старая орг-ция, созд в 1930 г. Цель БМР упрощение м/унар вал и фин сотр-ва и одноврем выступает банком для центр банков стран-членов. В состав входят 50 голосующих членов. Это центр банки стран, а также Европ центр банк. РБ в его деят-сти не уч. МВФ созд в 1944 г. Цели деят-сти: сод-е м/унар вал сотрудн-ву; облегч развитие и способствовать сбаланс росту м/унар торговли; осущ-ть поддерж-е стаб-сти вал курсов и ок-ть помощь странам в созд-ии многостор платежн с-мы. Осн форма деят-сти – предоставл-е кредитов. Всемирн банк вкл группу м/унар орг-ций, в к-ую входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) цель – предоставл-е кредитов странам со ср ур-нем доходов по рыночн ставкам на реализ-ю прог сниж-я бедности и ускор-я эк развития. М/унар фин корп-я (МФК). цель – стимул-е эк роста в развив-щихся странах путем финанс-я проектов в частн секторе, мобилиз фин капиталов на мир рынках и ок-я технич сод-я и консультир-я правительств стр-р и частн бизнеса. М/унар ассоциация развития (МАР) – цель – работа с беднейшими странами мира. Предост бес%ные ссуды и технич сод-е на срок более 50 лет. М/унар агентство по гарантиям инвестиций (МИГА) - помогает привлекать иностр инвесторов за счет предост-я гарантий защиты иностр инвестиций от потерь, св с некоммерч рисками в развив-щихся стр. М/унар центр по урег-ю инвестиц споров предост возм-сти -я и арбитражного разбирательства споров, возникших между иностр инвесторами и принимающими странами. Полноправн членом МВФ РБ является с 1992 года. Кредиты МВФ: СТФ (системн трансформаций) – закон и программа по приватизации, меры по либерализации ценообря, введение нац ден ед-цы, созд-е вал рынка. РБ получила по этой линии 200 млн. долл на протяжении 1993-1995 гг. Условия были выполн.Кредит «стэнд бай» – выход на внутр конвертацию, созд-е полноценного частн сектора в эк-ке, отказ от госрег-я цен (кроме моноп). Эти ср-ва в РБ были предназн на поддерж-е правительств проги реформ и эк развития. Не вып-е усл – получ только 4-ая часть. Расширенное кредит-е – стабилиз-я ден ед-цы, заверш-е рыночн реформ, формир-е инвестиц среды, реформир-е налогово-бюдж с-мы. Линия чрезвычайн и компенсацион кредит-я – осущ-ся без выдвиж-я усл, в случ форс-мажорн обстоят-в. РБ полностью погасила свои обязат-ва перед МВФ по ранее получ кред 1 февр. 2005 г. С 2005 года МВФ работает в РБ без офиц представ-ля фонда и планир продолж оказ-е технич помощи. РБ стала полноправн членом ВБ в 92г. В 1994 году в Минске было открыто Постоянное представительство МБРР. Общая сумма фин ср-в, получ от группы ВБ= прим 200 млн. долл. Ср-ва были напр на поддержку гос проги реформ, инвестиции в природоохр меропр, энергосбереж-е. Сотр-во с ЕБРР осущ-ся на осн Меморандума о взаимопонимании м/у Прав-вом РБ и ЕБРР 1993 г. и Страновой стратегии ЕБРР для РБ на 2006-2008 годы. Рез-том пост и целенапр усилий явилось назнач-е с 1 июля 2007 г. Постоян главы Представ-ва ЕБРР в Минске и расшир-е штата Представ-ва.

35. Международная   миграция  трудовых  ресурсов:  понятие,  причины  и экономические  последствия.

М/унар м-я ТР – перемещ-е  трудоспос нас-я из одной страны в др в поисках работы. Эмигр-я  – выезд из страны на постоян  или временное, но продолжит проживание в др стране. Иммигр-я – въезд в страну на пост или врем проживание из др страны. Реэмигр-я – возвращ-е эмигрантов на родину к ПМЖ. Различ 5 типов соврем ММТР: 1переселенцы, переезжающие на ПМЖ;2.работающие по контракту, в к-ом оговорен срок пребывания в принимающей стране; 3. профессионалы, имеющ высокий ур-нь подготовки, соответств образ-е, практич опыт работы, а также преподы и студенты, перемещ в мир с-ме высш обр-я; 4. нелегальн иммигранты, в число к-ых вкл также иностранцы с просроч или туристич визой, занимающиеся тем не менее труд деят-стью; 5. беженцы – лица, вынужден эмигр-ть из своих стран из-за угрозы. Виды мигр-и ТР: по прод-сти – временн, возвратн (сезон) и постоянн, безвозвратн (т.е. выезд на ПМЖ в др страну); по соц составу – неквалифиц\ рабочие, средний технический и сервисн персонал, студенты (в пер каникул), специалисты, деятели науки, к-ры и спорта, предприниматели;  по хар-ру – прямая и косвенная (внутрифирменная в рамках ТНК) по форме труд согл-я – индивид и коллективн; по типу статуса в принимающей стране – ассимиляционная (с последующим предоставл-ем вида на жит-во, а затем и гражданства/подданства) и неассимиляционная. Причины мигр-и ТР: Внеэк причины св: с войнами,полит и религ преследованиями; стремл-ем освоить нов простр-ва; желанием воссоед-я семьи; прир (стихийн) бедствия.Эк причины вкл: поиск новой работы при отсутствии возм-сти трудоустр в собств стране; поиск более оплачиваемой работы; поиски более творческ работы. последствия ММТР  Для страны – донора ТР +:сокращ-е безр-цы и расходов по ее соц обслуж-ю; приобрет-е гражданами за рубежом более высокой квалиф-ии; приток валюты, личн инвестир-е выехавшими работниками. --: ТР созд ВВП за рубежом; отток наиболее конкурентоспос части нас-я; ухудш-е демогр ситуации Для страны – реципиента (имп) ТР ++: привл-е дешевой раб силы; сниж-е расходов на обуч-е и переподг; обесп-е занятости в непривлекательн отраслях. --: сниж-е ставок ОТ; повыш-е соц напряженности; нац конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Миграционная  политика. Формы и методы государственного  и международного регулирования  внешней трудовой миграции.

Миграц политика – сов-сть мер по гос регулир-ю миграц потоков нас-я на законод основе.Цели: -опр-е масштабов мигр-и; формир-е механизма мигр-и; усил-е положит эф-тов мигр-и. Осн методы регулир-я ММРС: 1. Администр-правовые: а) меры нац законод-ва, опред-щие юр, полит и профессион статус иммигрантов в стране; б) действие нац служб иммиграций (контроль за въездом в страну; выдача разреш-й на въезд; на работу; на время пребывания в стране;) в) меры межправит-ных соглаш-ий регулир-я ММРС. 2. Эк-ие: а) осущ-е вербовки иностр рабочих; предоставл-е работы; сравнит-но высокий ур-нь з/п; предоставл-е жилья, улучш-е жилищн условий; получ-е квалиф и обр-я; мед обслуж-е; б) привлеч-е к вербовке частных посредников; в) выдача лицензий, позв-щих вербовать раб за границей. Ур-ни регулир-я ММРС: 1. Нац ур-нь — совок-сть мер отд гос-ва по осущ-ю миграц политики в своей стране. 2. М/унар ур-нь — с-ма мер по рег-ю ММРС в регионах мир сообщ-ва.3. Интеграц ур-нь — меры по рег-ю ММРС в рамках интеграц объед-я. На 1ур политика осущ-ся: мин труда; юстиции; МВД; нац миграц службами; посредническ миграц фирмами. Нац рег-е осущ-ся комплексом мер: законод-ных; организац; запретительн (ук-ся профессии, к-ми заниматься нельзя,или приоритетн профессии, где м/б исп-на иностр раб сила,  а также профессии непрестижных, низкооплачиваемых, тяжелых, вредных работ); стимулирующ (поощрение репатриации – возврата);и др. На 2 ур-не: МОргТруда; м/нар орг-ей мигр-и. Правовые осн м/унар рег-я: Всеобщая декларация прав человека ООН (1948), свободный выбор места жит-ва и работы.  М/унар пакт о гражданских и полит правах (1966); Заключит  акт совещ-я  по  без-сти и сотруднич-ву в Европе (1975); Итоговый док-т Венской встречи (1986); Нормативн акты МОТ и ВТО.Осн задачи МОТ:1) регламентация раб времени; 2) регл набора раб силы; 3) борьба с безр-цей; 4) обесп-е нормальных условий жизни эмигрантов; 5) защита от проф заболеваний и несчастн случаев на пр-ве; 6) защита детей, подростков и женщин; 7) реформир-е вопросов соц страх-я и соц обесп-я; 8) орг-я проф-но-технич обуч-я. Осн. задачи МОМ: 1) разраб-ка долгоср прог в обл рег-я миграц потоков; 2) оказ-е помощи в вопросах орг-ий миграции; 3) развитие технич сотр-ва в обл мигр-и; 4) предотвр-е "утечки умов" и реэмиграции; 5) предоставл-е экспертн услуг в связи с ММРС. Рег-е ММРС на интеграц ур-не осущ-ся путем вып-я соглаш-ий, договоров, правил, заключ м/у гос-вами интеграц объед-я.Осн задачи:1) предоставл безвизового передвиж-я нас-ю в рамках объед-я; 2) созд-е общих информ с-м по мигр-и раб силы в рамках объед-я; 3) принятие совместн мер по борьбе с нелегальн мигр-ей; 4) принятие совместн технич мер для осущ-я контроля над эмигрантами. Осн черты иммиграц  законод-ва: Проф классиф-я (жесткие требования  к ур-ню  обр-я  и стажу  работы). Огранич-я  личного хар-ра (требов-я  к   сост здоровья иммигрантов). Количеств  квотир-е. Эк регул-е (опр  фин огранич-я, обесп сокращ-е  числ-сти  иммигр). Времен   огр-я. (макс сроки пребывания иностр ТР на их тер-ии). Географические приоритеты. (геогр и нац стр-ра иммигр). Явн и скрыт запреты нанимать иностр раб силу

 

38. РБ  и международный  рынок труда.  Миграционная  политика  РБ.

Внешняя мигр-я нас-я  в РБ предст 2 потоками: эмиграция (выезд) и иммиграция (въезд). Эмигр-я в  страны дальнего зарубежья на ПМЖ  не носит массового хар-ра и опр-ся гл обр потр-стью воссоед-я семьи или в связи с получ-ем там работы. Серьезн проблема РБ – эмигр-я высококвал специалистов и перспективных научн работников, что наносит значит ущерб интеллект потенциалу страны. Гос-ва традиц эмигр-и бел граждан: Израиль, США, Канада, Герм , Польша. Тенденция посл лет - постеп сниж-е притока иммигрантов из стран СНГ и Балтии (обусл сниж-ем объема потенц реэмигрантов из числа выехавших из РБ в предыдущ годы, а также ограничит политикой РБ). Внешн мигр-я – источник пополнения числ-сти нас-я РБ. Ос-ть внутр мигр-и: направленность мигр потоков из сельск местности в городск. Это обусл тем, что в сельск местности не были обесп усл-я для устойчивого ведения с/х пр-ва, и сл-но доходы сельск нас-я ниже гор. Интеграция РБ в м/унар рынок труда сопровожд-ся развитием внешн трудов мигр-ии, сост частью к-ой явл-ся направл-е бел граждан на работу за границу и привлеч-е иностр раб силы. Внешн труд мигр-я обусл как негативные соц посл-я – потеря высококвал кадров и ср-в вложен в их подгот, так и позитивн – при реэмигр получ иностр опыт, обуч-ся по эф-ным прог-ам и реализуют их в стране. Экспорт раб силы - перспективн напр-е мигр-и, к-ое позволит РБ влиться в м/унар рын труда. Выезж на работу в – Великобр, Австрию, Герм-ю, Чехию, Швейцарию, Финлянд, Фр, США, РФ, Украину и др. Самый распростр вид деят-сти – сезонные с/х работы. 2 место – сфера услуг и досуга. Уезжают на работу за границу в осн молодые люди в возр до 24 лет. Импорт раб силы. Офиц-но регистрир числ-сть мигрантов невелика: макс в 1998 году (2969 человек). В посл годы сократилась: в 2003 – 1252 человека, а в 2004  – 530. Прибывают более чем из 30 стран мира, но наиб значит поток из СНГ  – 431 человек (81,3 процента), в т/ч из Укр, РФ, Азербайджана. Проблема незак миграции в РБ обусл ее географ полож-ем – ч/з тер-ю респ пролегают маршруты в Зап Ев. Иностранцы прибывают, исп-я каналы туризма, транзитного проезда, по служебн делам. Наиб число незак мигрантов прибывает из Афганистана, Пакистана, Ирана, Ирака, Индии, Шри-Ланки, Китая, исп-я, гл обр «прозрачность» рос-бел границы (до 95 % незак мигр прибывают из РФ). В Россию, как и в др страны СНГ мигранты прибывают зачастую легально, исп-я либеральн режим въезда и получ-я виз. Пользуясь отсутствием тамож и пограничн контроля, они м перемещ в др гос-ва СНГ. Незаконная миграция часто сопряжена с осущ-ем нелег труд деят-сти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"