11.Современные
теории международной торговлиНеоклассические теории международной
торговли. Современные западные экономисты
развили теорию сравнительных издержек
Рикардо. Наибольшую известность получила модель
альтернативных издержек, автором которой
является американский экономист Г.Хаберлер.
Рассматривается модель экономики 2-х
стран, в которых производятся 2 товара.
Для каждой страны предполагаются кривые
производственных возможностей. Считается,
что используется наилучшая технология
и все ресурсы. При определении сравнительных
преимуществ каждой страны за основу берется
объем производства одного товара, который
приходится сокращать для увеличения
производства другого товара. Данная модель
разделения труда получила название неоклассической.
Но она основана на ряде упрощений. Она
исходит из наличия лишь 2-х стран и 2-х
товаров; свободной торговли; мобильности
труда внутри страны и иммобильности (отсутствия
перелива) между странами; постоянных
затрат производства; отсутствия транспортных
затрат; отсутствия технических изменений;
полной взаимозаменяемости ресурсов при
их альтернативном использовании. Неоклассическая
теория регионального роста. Теории и
модели регионального экономического
роста неоклассического направления основываются
на факторах, определяющих производственный
потенциал территории с добавлением пространственных
факторов. При этом регионы рассматриваются
как единицы производства, между которыми
посредством рынков факторов может установиться
взаимосвязь и равновесие. Неравномерное
развитие регионов в этих моделях объясняется
временными отклонениями от равновесия
или следствием несовершенной корректировки
в ответ на экзогенные шоки. Исходя из
этого, в долгосрочной перспективе дифференциация
уровня развития регионов должна исчезать
и будет происходить сближение региональных
уровней экономического развития. В основе
выдвигаемых ими теорий лежат основные
правила производственной функции с убывающей
и постоянной отдачей масштаба, сходимости
или конвергенции регионов, межрегиональной
торговли и межрегиональной мобильности
факторов производства, перемещений и
расстояний, сбалансированного или равновесного
роста и условия свободной конкуренции.
Опираясь на эти правила, в состав факторов
регионального роста они включили традиционные
производственные факторные и транспортные
затраты, а также социальные, политические
и географические факторы. Причем они
считали, что со временем должно происходить
сглаживание различий темпов роста регионов
путем достижения капиталовооруженности
равновесного состояния и мобильности
факторов производства.Неотехнологическая
школа. Неотехнологическая школа связывает
основные преимущества с монопольной
позицией фирмы (и страны)-новатора. Отсюда
и новая оптимальная стратегия для отдельных
фирм: выпускать не то, что относительно
дешевле, а то, что необходимо всем или
многим, но что больше пока никто выпускать
не может. Изменилось и отношению к государству:
экономисты неотехнологического направления
считают, что государство может и должно
поддерживать производство высокотехнологичных
экспортных товаров и не мешать свертыванию
производства других, устаревших.
К неотехнологическим относятся следующие
теории:v теория технологического разрыва
М. Познера v теория эффекта масштаба Кэмпа
v теория жизненного цикла продукта Р.Вернона
v теория сходства предпочтений Линдера
(основывается на том, что международная
торговля опирается на факт соответствия
объёма структуры спроса определённому
уровню доходов на душу населения. Экспортёры
товаров потребительского назначения
могут искать рынок сбыта среди стран
с аналогичным среднедушевым
доходом. Основная детерминанта подобной
модели спроса – доход на душу населения.)
v теория несовершенной конкуренции П.
Кругмана (Дифференциация продукции отражает
многообразие вкусов потребителей: кто-то
предпочитает Orbit, а кто-то - Dirol или Stimorol. Кому-то нравится BMW, а кому-то Volkswagen. Попытка производителя
возможно полнее учесть разнообразие
потребительских предпочтений привела
бы к расширению модельного ряда и сокращению
количества производимых экземпляров
каждой из моделей. А это удорожает производство.
Поэтому стране целесообразно
ограничиться относительно небольшим
количеством производимых моделей, импортируя
другие варианты аналогичной продукции. Выигрыш потребителя от такой
торговли будет выражаться в расширении
выбора и более низких ценах в результате
экономии на масштабе.)
v теория конкурентного преимущества нации
М.Портера
12. Международная
торговая политика. Аргументы Смита
в пользу свободы торговли. Международная торговая политика представляет собой совокупность
различных форм и методов международного
регулирования обмена товарами и услугами
между странами. Регулирование международной
торговли осуществляется как региональными экономическими организациями,
союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба. Примером наиболее развитой
региональной экономической группировки
является современный Европейский Союз
(ЕС), (ранее - Европейское Экономическое
Сообщество (ЕЭС), учрежденное в 1958г.), в
состав которого (на начало 2003г.) входят
15 европейских государств. Региональные
союзы и группировки, с одной стороны,
способствуют развитию международной
торговли, так как снимают всевозможные
барьеры во взаимной торговле стран-участниц. С другой стороны,
проводят политику протекционизма в
отношении «третьих» стран, устанавливая определенные
барьеры для тех стран, которые не входят
в их состав, а также для других торгово-экономических
союзов.Хотя все страны в своей внешнеторговой
политике исходят из национальных интересов
(или групповых интересов отдельных экономических
группировок), они объективно заинтересованы
в развитии международной торговли в целом,
являясь ее субъектами. Поэтому стали
возникать организации, регулирующие
международную торговлю в общемировом
масштабе. Наиболее существенную роль
в международном регулировании мировой
торговли играет Всемирная торговая организация
(ВТО), предшественником которой явилось
Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ), действовавшее с 1948 г. Участниками
ВТО (к 2003 г.) являлись 144 страны и 50 имели
статус наблюдателей и вели переговоры
о вступлении в организацию (в том числе
и Россия).В качестве одной из главных
целей своей деятельности ВТО провозгласила
борьбу с протекционизмом: отказ от нетарифных
и уменьшение тарифных барьеров. В результате
таможенные пошлины стран-участниц снизились
с 40-60% в конце 40-х гг. до 3-5% к концу 2000 г.
Однако сокращением торговых барьеров
деятельность ВТО отнюдь не исчерпывается.
С момента ее создания принимаются новые
решения по либерализации международной
торговли. В настоящее время ВТО представлена
уже целой системой соглашений, связанных
с международной торговлей товарами и
услугами, правами интеллектуальной собственности,
инвестиционным сотрудничеством, за соблюдением
которых осуществляется регулярный контроль.Смит защищал
свободу торговли и невмешательство государства
в экономику — «свободное распоряжение
своим трудом является наиболее священным
и неприкосновенным видом собственности».
Смит верил: только они обеспечат максимально
благоприятные условия для получения
наибольшей прибыли, а значит, будут способствовать
процветанию общества. Смит полагал, что
функции государства нужно свести лишь
к обороне страны от внешних врагов, борьбе
с преступниками и организацией той хозяйственной
деятельности, которая не под силу отдельным
лицам.Книга "Невидимая рука" Вторая
глава книги IV содержит простой довод
в пользу свободы торговли. Невыгодно
изготовлять дома такие предметы, которые
обойдутся дороже, чем при покупке их на
стороне, и "то, что представляется разумным
в образе действий любой семьи, вряд ли
может оказаться неразумным для всего
королевства" - ошибочное рассуждение,
которое Смит ранее осудил у меркантилистов.
Он приводит в пример мощный стимул личного
интереса, чтобы показать, что благосостояние
общества растет быстрее всего при отсутствии
ограничений на импорт и экспорт.
13. Протекционизм
и либерализм их роль в международной
торговле.Осознавая факт возможного существенного
воздействия участия страны в мировой
торговле на национальную экономику в
целом и на отдельные ее сектора, государственные
органы разрабатывают внешнеэкономическую политику адекватно сложившейся ситуации
как внутри страны, так и на мировых рынках.
В связи с этим условно можно выделить
два подхода к регулированию внешнеэкономических
связей и прежде всего торговли: протекционизм
и либерализм. Политика протекционизма
означает осуществление системы мер по
защите того или иного сектора экономики
или ее в целом от внешних конкурентов.
Классическим видом является торговый
протекционизм, который предполагает
введение импортных пошлин или таможенных
тарифов с целью защитить отечественную
промышленность, сельское хозяйство от
наплыва дешевых товаров из-за рубежа.
Введение пошлин на импортируемые товары
позволяет поднять цены на них до уровня
цен на аналогичную отечественную продукцию.
Таможенные пошлины — это процентные
надбавки к цене ввозимых товаров. По своим
размерам таможенные пошлины могут быть
максимальными, минимальными и льготными
(преференциальными). Максимальные пошлины,
как правило, устанавливаются на товары,
ввозимые из стран, с которыми отсутствуют
регулярные торгово-экономические отношения.
Минимальные пошлины, взимаются с товаров
тех стран, с которыми экономические отношения
носят традиционный характер. Преференциальные
пошлины ис пользуются с целью поддержания
импорта данных видов продукции из тех
или иных стран.-Кроме того, довольно часто
страны прибегают и к таким нетарифным
ограничениям, как лицензирование, соблюдение
национальных и межгосударственных стандартов
качества, безопасность поставок, а также
введение различного рода сложных бюрократических
таможенных процедур. В последние десятилетия
в практике внешних экономических отношений
получили относительно широкое распространение
так называемые добровольные экспортные
ограничения.Протекционистская внешнеэкономическая
политика несет в себе как положительные,
так и негативные моменты для национальной
экономики и общества. К положительной
ее стороне необходимо отнести следующие
функции протекционизма: защита отечественных
товаропроизводителей от зарубежных конкурентов;
поддержка развития зарождающихся производств
и отраслей; создание дополнительных рабочих
мест в стране; обеспечение экономической
и национальной безопасности государства;
недопущение переориентации потребительского
спроса с отечественной продукции на импортную;
формирование государственных доходов;
поддержание на требуемом уровне торгового
баланса страны.Негативные аспекты политики
протекционизма можно свести к следующим
последствиям: замедление научно-технического
прогресса; нейтрализация фактора внешней
конкуренции; обособление структурных
сдвигов в национальной экономике; повышение
цен не только на импортные, но и на аналогичные
товары отечественного производства;
перераспределение доходов потребителей
в пользу государства. Либерализм (политика
свободной торговли, или фритредерство)
— это политика на устранение барьеров
на пути международного обмена. В основе
либерализации внешней торговли заложены
принципы сравнительных издержек и преимуществ,
а также свободной конкуренции. При этом
предполагается, что в результате открытости национальных экономик непременно все страны — участницы
мировой торговли выигрывают.Однако, как
свидетельствует исторический опыт, призыв
к фритредерству исходит исключительно
от тех стран, которые добились наиболее
крупных успехов в своем развитии, конкурентоспособности
подавляющей части секторов национальной
экономики. Оно же ведет к неизбежному
использованию протекционистской политики
теми странами, у которых оказывается
недостаточный уровень промышленного
развития и конкурентоспособности отечественной
продукции на внешних рынках. Обращает
на себя внимание и тот факт, что страны,
проповедующие политику свободной торговли,
под различными предлогами выступают
с угрозами о принятии протекционистских
мер или вводят их, как только та или иная
Отрасль их экономики начинает испытывать
давление со стороны производителей других
стран. Нельзя абстрактно рассуждать,
оценивая протекционистскую или либеральную
внешнюю экономическую политику той или
иной страны, требуется войти в ее положение.
То, что является неприемлемым и вредным
для одной страны, может оказаться благоприятным
и необходимым для другой. Следует помнить,
что международном обмене нет чисто экономических
критериев (хот и теоретически, и практически
они могут быть использованы), так как
на него накладывают отпечаток внешняя
политика страны и ее место в международном
сообществе, состояние хозяйственных
и социальных проблем внутри страны, ее
геополитическое положение.
14. Инструменты
международной торговой политики:
виды и характеристики.Все государства мира имеют
в своем арсенале механизмы, позволяющие
им поддерживать свои торговые связи с
одними странами и ограничивать импорт
из других стран. Эти механизмы иначе называются инструментами торговой
политики. Их можно классифицировать
на несколько основных групп:- тарифы или таможенные
пошлины (представляет собой наиболее
часто используемый инструмент в торговой
политике. Сущность этого инструмента
выражается в акцизном налоге на импортируемый
товар. Тариф может вводиться для того,
чтобы обеспечить взимание средств в казну
государства, такой тариф называют фискальным.
В отдельных случаях тариф или таможенную
пошлину вводят для того, чтобы ограничить,
или свести к минимуму ввоз отдельных
импортных товаров, в данном случае можно
говорить о наличии протекционистского
тарифа. При этом налог на импорт может
взиматься различными способами: в виде
стоимостного тарифа и специфической
пошлины. Стоимостной тариф представляет
собой налог, выраженный в виде процента
от стоимости товара. Специфическая пошлина
взимается в соответствии с физической
величиной импорта.);- импортные квоты
(Этот инструмент протекционистской политики
государства обеспечивает установление
максимально возможных объемов импорта
по отдельным товарам и за определенный
период времени. Эксперты в сфере мировой экономики
считают импортную квоту одним из самых
эффективных инструментов сдерживания
международной торговли. Это обусловлено
тем, что она полностью запрещает импорт
товара сверх определенного лимита.);- нетарифные барьеры
(Нетарифные барьеры представляют собой
ограничения международной торговли с
помощью системы лицензирования, то есть
приобретения лицензий на торговлю определенным
товаром.Повышая цену лицензий, а также
ограничивая их количество, государство
может в оптимальных границах ограничивать
импорт того или иного товара. К нетарифным барьерам можно
отнести и протекционистские инструменты,
которые связанны с жестким бюрократическим
контролем ("административными рогатками")
в таможенных процедурах. Достаточно серьезные
ограничения для импорта создают завышенные
требования к качеству товаров и их безопасности.);- добровольные экспортные
ограничения (Добровольные экспортные
ограничения представляют собой инструмент
ограничения экспорта на добровольных
началах.
Цель таких добровольных ограничений
это стремление избежать введения более
жестких барьеров в отношении импорта.);- экспортные субсидии
и компенсационные пошлины (Экспортные
субсидии и компенсационные пошлины -
это нетарифные инструменты торговой
политики, с помощью которых стимулируется
экспорт товаров с использованием государственных
дотаций и льгот.);
- демпинг, антидемпинговые
мероприятия. (Демпинг - это серьезный
инструмент проведения протекционистской
политики, сущность этого способа заключается
в международной ценовой дискриминации. Демпинг относится к так называемым
запрещенным приемам ведения торговой
политики. Особенную опасность представляет
долговременный демпинг. Для борьбы с этим инструментом
могут вводиться антидемпинговые пошлины.
Эти пошлины приносят существенные выгоды
импортирующей стране, заставляя импортера
еще больше снижать цену.)
15. Таможенный тариф-важный
инструмент торговой политики. Виды там.пошлин.
Таможенный тариф в зависимости
от контекста может определяться следующим
образом: - инструмент торговой
политики и государственного регулирования
внутреннего рынка страны при его взаимодействии
с мировым рынком; - свод ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу,
систематизированным в соответствии с
товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД); - конкретная ставка таможенной пошлины,
подлежащей уплате при вывозе или ввозе
определенного товара на таможенную территорию
страны (т.е. понятие таможенного тарифа
совпадает с понятием таможенной пошлины).Под
товаром обычно подразумевается любое
имущество, перемещаемое через границу.Таможенная пошлина
- платеж, взимаемый таможенными органами
при ввозе товаров на таможенную территорию
государства или вывозе товара с этой
территории и являющийся неотъемлемым
условием такого ввоза или вывоза (согласно
ст. 18, пункт 19 Таможенного Кодекса Российской
Федерации).В зависимости от направления
облагаемых товаров выделяют:Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый
как в мировой практике, так и в России
вид пошлин;Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно
реже импортных, в России применяется
в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТОпризывает к полной отмене таких
пошлин;Транзитные пошлины —
в настоящее время в РФ установлены нулевые
транзитные пошлины, в мире также почти
не используются.В зависимости от способа
исчисления ставок таможенные пошлины
подразделяют на:Адвалорные (от
стоимости) — определяются в процентах
от таможенной
стоимости товаров. Применяются обычно
к сырьевым и продовольственным товарам,
например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная
стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны
основываться на достоверной, количественно
определяемой информации.
Специфические —
устанавливаются в виде конкретной денежной
суммы за единицу (веса, объёма, штуки и
др.) товара. Применяются, как правило,
к готовым изделиям, в России устанавливаются
в евро, например, 0,3 евро за килограмм;Комбинированные —
при исчислении используются оба вышеупомянутых
вида ставок, при этом чаще всего уплате
подлежит большая из исчисленных сумм.
Например, 10 % от таможенной стоимости,
но не менее 0,5 евро за килограмм.Особые
виды таможенных пошлин:Специальные —
могут использоваться в качестве защитной
меры от ввоза в Россию товаров в количестве
и на условиях, наносящих, или угрожающих
нанести ущерб отечественным производителям
подобных или конкурирующих товаров; как
ответ на дискриминационные действия
других стран и союзов, ущемляющие интересы
России; как способ пресечения недобросовестной
конкуренции;
Антидемпинговые —
предназначаются для защиты
внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более
высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра,
чем страны-импортёра;Компенсационные —
вводятся на импортируемые товары, на
которые в стране их производства с целью
развития экспорта или замещения импорта
используются государственные субсидии, что приводит к искусственному
снижению затрат на производство, а следовательно
и стоимости таких товаров;Сезонные — могут
устанавливаться для товаров, объёмы производства
и реализации которых резко колеблются
в течение года (сельскохозяйственная продукция).