21. Прямые иностранные
инвестиции. Их роль в мировой
экономике. Портфельные иностранные
инвестиции. Прямые иностранные инвестиции —
вложение капитала с целью приобретения
долгосрочного экономического интереса
в стране приложения (страна-реципиент)
капитала, обеспечивающее контроль инвестора
над объектом размещения капитала. Имеют
место в случае создания за рубежом филиала
национальной фирмы или приобретения
контрольного пакета акций иностранной
компании. ПИИ практически целиком связаны
с вывозом частного предпринимательского
капитала. Они являются реальными вложениями,
осуществляемыми в предприятия, землю,
другие капитальные товары.
Портфельные иностранные инвестиции
— вложение капитала в иностранные ценные
бумаги (сугубо финансовая операция), не
дающие инвестору права контроля над объектом
инвестирования. Портфельные инвестиции
приводят к диверсификации портфеля экономического
агента, снижают риск инвестирования.
Преимущественно они основаны на частном
предпринимательском капитале, хотя и
государство выпускает свои и приобретает
иностранные ценные бумаги. Портфельные
инвестиции представляют собой чисто
финансовые активы, выраженные в национальной
валюте.Прямые инвестиции связаны с собственностью
и правом контроля над предприятием. Портфельные
дают лишь долгосрочное право на доход,
связанный, в основном, с ростом курса
акций. Прямые и портфельные инвестиции
относятся к предпринимательскому капиталу.
Как правило, они благоприятно влияют
на состояние платежного баланса страны.
Ссудные инвестиции связаны с иностранными
займами и кредитами в различных формах,
требующих платности, срочности и возвратности.
Преимуществом ссудного капитала является
относительная свобода их использования.Формы прямых иностранных инвестиций,
согласно классификации Комиссии ООН
по торговле и развитию: зарубежные вложения,
предусматривающие долговременные отношения
партнеров с обоих сторон, а также предполагают
вовлечение в эти отношения экономических
агентов из одной страны (это должно продолжаться
постоянно) с его контролем за производственно-хозяйственной
деятельностью организации, которая расположена
в стране, не являющейся местом пребывания
иностранного инвестора. Контроль устанавливается
за счет покупки контрольного пакета акций
предприятия за рубежом. Согласно МВФ
этот пакет должен состоять минимум из
30% всех акций предприятия, а по мнению
ООН не менее чем из 25 процентов. В России
он составляет десять процентов, как и
в США.Роль прямых иностранных
инвестиций заключается в следующем:- являются
отличным дополнительным источником денежных
средств для расширения и обновления основного
капитала, реализации инвестиционных
программ и проектов, которые обеспечивают
подъем и оживление экономики, а также
насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными
услугами и товарами;-позволяют внедрять
прогрессивные технологии, современные
методы маркетинга и управления, а также
ноу-хау;-так как их обычно направляют
на конкретные цели и объекты, это все
сопровождается повышением квалификации
персонала, который эффективно использует
разные новые технологии, международные
контракты, рыночные механизмы и т.п.;
-позволяет закреплять и осваивать опыт
функционирования предприятий, работающих
в условиях рыночной экономики, которой
присущи другие «правила игры», что увеличивает
приток прямых иностранных инвестиций,
а также дает иностранному инвестору больше
уверенности возврата вложенных им средств
с хорошей прибылью. Также это позволяет
ускорить формирование в национальной
экономике благоприятного инвестиционного
климата, который благоприятен как для
отечественных, так и для зарубежных инвесторов;-делает
быстрее процесс интеграции экономики
в мировое хозяйство, развивает эффективные
процессы интеграции, улучшает использование
различных преимуществ международной
кооперации труда и его разделения;-позволяют
избежать дополнительное бремя на внешний
долг, в отличие от разных займов и кредитов,
а также способствует новому получению
денежных средств для погашения внешнего
долга.Приток прямых иностранных
инвестиций в экономику любой страны
зависит от ее экономического состояния
и прогнозов стабильности ее экономики
на среднесрочную перспективу, т.к. данные
инвестиции в основном направляются на
развитие производства, то и отдачи от
них ожидается не раньше, чем через несколько
лет, а по некоторым проектам она может
достигать и 5-8 лет, особенно по социально
значимым, например, строительство перерабатывающих
заводов.Поэтому, если страна находится
в плохом экономическом состоянии, а в
перспективах еще большее ухудшение этого
состояния, то ни о каком притоке прямых
иностранных инвестиций и говорить не
приходится, т.к. слишком высоки риски
невозврата инвестиций.
22. Россия и международная
миграция капитала. Инвестиционный
климат. Россия активно участвует в
процессе международной миграции капитала.
Парадоксально, но прибегая к зарубежным
займам, Россия является одним из крупнейших
в мире доноров капитала. Общий объем находящихся
за рубежом российских ресурсов составляет
огромную сумму - более 700 млрд. долл. За
рубежом действуют тысячи фирм с российским
капиталом. Отмечается рост зарубежных
активов российских уполномоченных банков.
В связи с этими процессами у России можно
выделить две основные “болевые точки”:-
необходимость привлечения иностранного
капитала, что требует создания благоприятного
инвестиционного климата, поскольку многие
развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой успешно конкурируют с Россией
за иностранные инвестиции, Привлечение
иностранного капитала имеет свои «плюсы»
и «минусы», но в целом выгодно России,
так как помогает модернизировать производство,
увеличить объем ВВП, создавать рабочие
места, повышает уровень доходов работников;
“бегство капитала” - процесс, который
начался с 1989 г. и продолжается до сих
пор, уводя из страны миллиардные суммы,
в которых так нуждается российская экономика.
«Бегство капитала», в отличие от экспорта
капитала, сокращает финансовые активы
страны и не приносит прибыли. Экспорт
капитала, наоборот, выгоден стране, так
как вложения за рубежом остаются финансовыми
активами данной страны, используемыми
за границей и приносящими значительные
прибыли.“Бегство капитала” характерно
для стран с высоким уровнем инфляции,
высокими налогами и политической нестабильностью.
В России сюда можно добавить факторы
недоверия государству, отсутствие льгот
и стимулов для хранения и инвестирования
капиталов внутри страны, “прозрачность”
государственной границы, слабый валютный
контроль за экспортом. Частный капитал
“убегает” за рубеж из-за стремления
владельцев поместить его в более стабильной
экономике, сохранить и вывести из-под
влияния криминальных структур.Стабилизация
экономической ситуации в России должна
способствовать предотвращению бегства
капитала, созданию выгодных условий его
использования внутри страны. В 2007 г. была
объявлена обещанная правительством амнистия,
по которой сбежавшие капиталы могли быть
возвращены на родину при условии уплаты
подоходного налога. Таким образом правительство
активизирует привлечение и использование
не только иностранного, но и ранее вывезенного
национального капитала на благо национальной
экономики.Инвестиционный климат
- это среда, в которой протекают инвестиционные
процессы. Он формируется под воздействием
взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных,
организационно-экономических, социально-политических
и других факторов, определяющих условия
инвестиционной деятельности в отдельных
стране, регионе, городе. Понятие "инвестиционный
климат" применимо преимущественно
для рыночной экономики, когда хозяйственная
среда не поддается прямому управлению.
Оно является наиболее общим критерием
для размещения инвестиционных ресурсов.
Инвестиционный климат выступает объектом
воздействия инвестиционной политики.
С одной стороны, он определяет стартовые
условия для разработки инвестиционной
политики, а с другой - является ее результатом.
23. Бегство капитала.
Его российская специфика.- “бегство капитала” - процесс,
который начался с 1989 г. и продолжается
до сих пор, уводя из страны миллиардные
суммы, в которых так нуждается российская
экономика. «Бегство капитала», в отличие
от экспорта капитала, сокращает финансовые
активы страны и не приносит прибыли. Экспорт
капитала, наоборот, выгоден стране, так
как вложения за рубежом остаются финансовыми
активами данной страны, используемыми
за границей и приносящими значительные
прибыли.“Бегство капитала” характерно
для стран с высоким уровнем инфляции,
высокими налогами и политической нестабильностью.
В России сюда можно добавить факторы
недоверия государству, отсутствие льгот
и стимулов для хранения и инвестирования
капиталов внутри страны, “прозрачность”
государственной границы, слабый валютный
контроль за экспортом. Частный капитал
“убегает” за рубеж из-за стремления
владельцев поместить его в более стабильной
экономике, сохранить и вывести из-под
влияния криминальных структур.Стабилизация
экономической ситуации в России должна
способствовать предотвращению бегства
капитала, созданию выгодных условий его
использования внутри страны. В 2007 г. была
объявлена обещанная правительством амнистия,
по которой сбежавшие капиталы могли быть
возвращены на родину при условии уплаты
подоходного налога. Таким образом правительство
активизирует привлечение и использование
не только иностранного, но и ранее вывезенного
национального капитала на благо национальной
экономики.
24. Понятие и
виды международной трудовой
миграции. Влияние миграционных
процессов на международный рынок
труда. К концу ХХ века в мире сложился
единый международный рынок труда, объединяющий
национальные и региональные рынки трудовых
ресурсов. Международный рынок труда существует
в форме трудовой миграции: рабочая сила,
перемещаясь из одной страны в другую,
предлагает себя в качестве товара. Экономические
причины международной миграции труда:
- различный уровень экономического развития
стран - рабочая сила перемещается из стран
с низким уровнем жизни в страны с более
высоким уровнем; - безработица, особенно
в развивающихся странах, заставляет работников
искать за рубежом возможность заработка;
- вывоз капитала, перераспределение его
в соответствии с большей эффективностью
заставляет работников искать возможности
соединения рабочей силы со средствами
производства;-выравнивание уровней образования
и профессиональной подготовки, унификация
стандартов образования и производственных
условий в разных странах делают возможным
использование квалифицированной рабочей
силы в мировом масштабе; - развитие средств
транспорта и связи существенно облегчает
перемещение людей, предоставляя им возможность
поиска лучших вариантов использования
своей рабочей силы (например, немецкий
рабочий в обрабатывающей промышленности
“стоит” в 4 раза выше тайваньского, в
9 раз выше бразильского или мексиканского
и в 54 раза больше россиянина).
По срокам миграцию делят на: - краткосрочную
(до 1 года), - среднесрочную
– от 1 года до 3-5 лет.- долгосрочную
– свыше 5 лет, которая может перерастать
в выезд на постоянное место жительства.
Как особый вид выделяется маятниковая миграция,
когда периодические выезды на работу
за рубеж чередуются с возвратами на родину
с определенной периодичностью. По поло-возрастному
составу в миграции выделяют потоки мужской,
женской, молодежной (в т.ч. студенческой)
трудовой миграции, а также миграцию квалифицированных
специалистов, которая в некоторых странах
может принимать форму «утечки умов».
Трудовую миграцию подразделяют также
на легальную и нелегальную. Легальная
трудовая миграция предполагает оформление
официальных документов, подтверждающих
право работника на пребывание и работу
за рубежом, уплату налогов, получение
разработанного Международной организацией
труда специального статуса «трудящийся-мигрант».
Статус «трудящийся-мигрант» определяет
права и обязанности работников и работодателей,
предоставляя определенные гарантии мигрантам.
Влияние миграции
на рынок труда. Плюсы и минусы миграции
для стран-экспортеров и стран-импортеров.
Главным фактором, порождающим перемещение
работников между странами, является разница
в уровне реальной заработной платы. Условный
пример перелива рабочей силы между двумя
странами - США и Мексикой - показывает
плюсы и минусы этого процесса для каждой
из сторон. Миграция неквалифицированных
рабочих достаточно благоприятна для
страны-донора, так как позволяет уменьшить
безработицу и связанные с ней социальные
издержки и расходы; эмигранты, пересылая
часть заработка на родину или привозя
его домой по возвращении, снабжают
отечественную экономику валютными ресурсами;
эмигранты, перенимая передовой производственный
опыт, получая за границей профессиональную
подготовку, повышают ценность и экономическую
эффективность трудовых ресурсов стран-доноров.
При эмиграции квалифицированных рабочих,
инженерно-технического персонала, ученых
и специалистов, страна-донор оказывается
в проигрыше, так как она теряет все капитальные
затраты, вложенные в подготовку этих
специалистов. Более того, страна теряет
творческий потенциал, служивший основой
развития экономики страны в условиях
НТР, а значит, в значительной степени
утрачивает перспективы развития в будущем.
Для страны-реципиента применение иностранного
труда все в большей степени связано с
действием следующих факторов:- стремлением
снизить издержки производства за счет
использования более дешевой, по сравнению
с национальной, иностранной рабочей силы;
- повышением конкурентоспособности производимых
в стране товаров;- экономией затрат на
образование и профессиональную подготовку
специалистов;- увеличением совокупного
спроса в стране за счет дополнительного
спроса на товары и услуги, предъявляемого
иностранными работниками, что стимулирует
развитие производства. Негативные последствия
для принимающей страны в основном связаны
с усилением конкуренции на национальном
рынке труда; снижением уровня заработной
платы в стране; ростом социальной напряженности.
Развитые индустриальные страны зачастую
привлекают иностранных работников в
количестве, намного превышающем реальные
потребности. Тем самым создается конкуренция
не только между местными и иностранными
работниками, но и среди самих иммигрантов.
Это приводит к снижению оплаты труда,
повышению его интенсивности. Многие специалисты
вообще не могут устроиться на работу
по специальности, что снижает эффективность
использования международных трудовых
ресурсов.
25. Плюсы и минусы
международной трудовой миграции.
Россия на международной рынке труда. Проблемы международной миграции
труда остро стоят и для России. Выход
России на международный рынок труда относится
к концу 80-х гг. XX века, однако импорт
рабочей силы происходил и ранее. К началу
XXI в. число мигрантов из России превысило
25 млн. чел. Особенно болезненным процессом
является «утечка умов», в результате
которого Россия понесла ощутимые экономические
потери (ежегодно примерно 3 млрд. долл.).
Общий объем «утечки умов» из России оценивается
более чем 1,5 млн. чел., а США, например,
за счет импорта ученых и высококвалифицированных
специалистов (не только из России) дополнительно
получают 80-100 млрд. долл. в год. Параллельно
«утечке умов» появилось и новое для России
явление – бизнес-миграция. Это явление
представляет собой миграцию предпринимателей,
вызываемую стремлением реализовать накопленный
капитал в более благоприятной обстановке.
Результатом этого становится сокращение
финансовых активов страны. Особенно обострились
в последние годы проблемы миграции в
Россию, в том числе из стран ближнего
зарубежья, а также Китая. В некоторых
регионах страны численность мигрантов
достигает критического уровня, что приводит
к межэтническим конфликтам, росту преступности,
другим негативным явлениям. Жесткая миграционная
политика правительства не давала эффективных
результатов, поэтому в последние годы
она сменилась более либеральной по отношению
к мигрантам. Сейчас от мигранта требуется
зарегистрироваться и уплатить небольшой
налог для легализации своего пребывания
в стране. В то же время ужесточаются меры
в отношении работодателей, принимающих
на работу мигрантов. По оценкам специалистов
в России работают выходцы более чем из
100 стран мира. Наиболее крупными поставщиками
мигрантов в Россию являются Китай, Вьетнам,
бывшие республики СССР (Украина, Молдавия,
Азербайджан, Таджикистан и др.). Большой
проблемой для России остается нелегальная
трудовая миграция. Главным фактором,
порождающим перемещение работников между
странами, является разница в уровне реальной
заработной платы. Условный пример перелива
рабочей силы между двумя странами - США
и Мексикой - показывает плюсы и минусы
этого процесса для каждой из сторон. Миграция
неквалифицированных рабочих достаточно
благоприятна для страны-донора, так как
позволяет уменьшить безработицу и связанные
с ней социальные издержки и расходы; эмигранты,
пересылая часть заработка на родину или
привозя его домой по возвращении,
снабжают отечественную экономику валютными
ресурсами; эмигранты, перенимая передовой
производственный опыт, получая за границей
профессиональную подготовку, повышают
ценность и экономическую эффективность
трудовых ресурсов стран-доноров. При
эмиграции квалифицированных рабочих,
инженерно-технического персонала, ученых
и специалистов, страна-донор оказывается
в проигрыше, так как она теряет все капитальные
затраты, вложенные в подготовку этих
специалистов. Более того, страна теряет
творческий потенциал, служивший основой
развития экономики страны в условиях
НТР, а значит, в значительной степени
утрачивает перспективы развития в будущем.
Для страны-реципиента применение иностранного
труда все в большей степени связано с
действием следующих факторов: - стремлением
снизить издержки производства за счет
использования более дешевой, по сравнению
с национальной, иностранной рабочей силы;
- повышением конкурентоспособности производимых
в стране товаров; - экономией затрат на
образование и профессиональную подготовку
специалистов;- увеличением совокупного
спроса в стране за счет дополнительного
спроса на товары и услуги, предъявляемого
иностранными работниками, что стимулирует
развитие производства. Негативные последствия
для принимающей страны в основном связаны
с усилением конкуренции на национальном
рынке труда; снижением уровня заработной
платы в стране; ростом социальной напряженности.
Развитые индустриальные страны зачастую
привлекают иностранных работников в
количестве, намного превышающем реальные
потребности. Тем самым создается конкуренция
не только между местными и иностранными
работниками, но и среди самих иммигрантов.
Это приводит к снижению оплаты труда,
повышению его интенсивности. Многие специалисты
вообще не могут устроиться на работу
по специальности, что снижает эффективность
использования международных трудовых
ресурсов.
26. Миграционная
политика индустриальных государств.
Утечка умов.
Ожесточившаяся в последнее
двадцатилетие миграционная политика
США и стран Западной Европы, тем не менее,
не смогла кардинально уменьшить приток
иммигрантов. Однако такая политика во
многом способствовала резкому увеличению
масштабов нелегальной миграции и распространению
полурабских форм использования труда
иностранцев. Формированию «черного рынка»
труда содействовал целый ряд факторов.
Это и прежнее стремление предпринимателей
использовать дешевую рабочую силу и экономить
на оплате труда, технике безопасности,
социальном страховании и пенсионном
обеспечении. Подобному стремлению отвечает
и готовность большинства иммигрантов
из развивающихся стран, а в последние
годы — из стран Восточной Европы и бывшего
СССР, работать на любых условиях. Определить
истинные размеры нелегальной миграции
практически невозможно. По оценкам экономиста
Э.П. Плетнева, ежегодный приток нелегальных
иммигрантов в США доходил в 80-е годы до
1,2 млн. человек, а общее число подпольных
иммигрантов в стране варьирует от 2 до
13 млн. человек. Большое распространение
получила нелегальная миграция в Японии,
Южной Америке. Растет приток нелегальных
мигрантов и в Западную Европу, а также
на Ближний Восток. Попытки стран-реципиентов
противодействовать этой тенденции варьируют
от ужесточения законодательных мер, пограничного
контроля до принудительной депортации.
Однако подпольное применение иностранной
рабочей силы не сокращается в силу особой
выгодности для предпринимателей этого
самого бесправного и дешевого контингента
рабочей силы. Штрафные санкции со стороны
государства многократно компенсируются
получаемыми прибылями. Кроме того, «черный
рынок» рабочей силы оказывает, несомненно,
некоторое давление на легальный рынок,
увеличивая общее предложение труда.Вместе
с тем, необходимо отметить и такую черту,
как сложившееся своеобразие разделения
труда между иностранцами и местными рабочими.
Первые, как правило, выполняют самую неквалифицированную,
грязную и низкооплачиваемую работу. Подтверждением
этой тенденции служит тот факт, что с
активизацией ограничительной миграционной
политики в 70-е годы в странах Западной
Европы выросло число вакансий в некоторых
секторах занятости, где традиционно трудились
иностранцы, поскольку местное население
в какой-то степени отвыкло выполнять
не престижную и неквалифицированную
работу.
Неквалифицированные рабочие,
преимущественно выходцы из развивающихся
стран, составляют важный, но не единственный
значимый поток рабочей силы в
развитые индустриальные страны. Характерной
чертой современного мирового рынка
труда является миграция интеллектуального
труда, известная как «утечка
мозгов», а также миграция высококвалифицированных
рабочих и технического персонала.
«Погоня за умами» стала одним
из определяющих факторов экономического
процветания в условиях международной
гиперконкуренции. Безусловное лидерство
в этой области принадлежит США, которые
за последние два с лишним десятилетия
привлекли из развивающихся стран 250 тыс.
высококвалифицированных специалистов,
из Западной Европы — порядка 20 тыс. человек
лишь за 1968-78 гг. Активно привлекают иностранных
специалистов и сами западноевропейские
страны.Миграция специалистов обусловлена
в целом теми же факторами, что и неквалифицированной
рабочей силы. В первую очередь, надо отметить
различный уровень экономического и социального
развития стран. Ученые и специалисты
покидают свою страну, если находят в другой
стране более высокое материальное вознаграждение,
неограниченные возможности для творчества
и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование,
более комфортные бытовые условия, больше
гражданских прав и демократических свобод.
Миграция специалистов имеет
отличные от миграции неквалифицированных
рабочих последствия как для страны-донора,
так и для страны-реципиента. Миграция
неквалифицированных рабочих достаточно
благоприятна для страны-донора, так как
позволяет уменьшить безработицу и связанные
с ней социальные издержки и расходы и,
во-вторых, эмигранты, пересылая часть
заработка на родину или привозя его домой
по возвращении, снабжают тем самым отечественную
экономику валютными ресурсами. В 1973 г.,
когда ограничительное законодательство
западноевропейских стран и кризис еще
не начали сдерживать приток мигрантов,
совокупная сумма пересылаемых на родину
средств была максимальной за послевоенный
период и составляла по отношению к экспортной
выручке в Турции 90%, в Португалии — 59,
в Греции — 51, в Югославии — 49, в Италии
— 23%. Страна-донор также выигрывает в
том отношении, что часть эмигрантов получает
за границей образование, профессиональную
подготовку, приобщается к производственной
культуре и в случае возвращения на родину
приносит с собой более высокую культуру
производства. То есть происходит повышение
ценности и экономической эффективности
трудовых ресурсов стран-доноров.При эмиграции
квалифицированных рабочих и инженерно-технического
персонала, ученых и специалистов страна-донор
оказывается в большем проигрыше. Она
теряет все капитальные затраты, вложенные
в подготовку этих кадров. Отечественный
рынок труда теряет «сливки» рабочей силы,
интеллектуальную элиту, творческий потенциал
которой служил первоосновой и залогом
развития экономики в условиях НТР. Таким
образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее
положение и утрачивает перспективы развития
в будущем. Соответственно все потери
страны-донора оборачиваются выигрышем
страны-реципиента. По самым скромным
подсчетам, экономия США лишь в сфере образования
и научной деятельности составила за последнюю
четверть века более 15 млрд. долл. Прибыль,
получаемая от использования иностранных
специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании
в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве
помощи развивающимся странам.Развитые
индустриальные страны привлекают иностранных
специалистов в количестве, намного превышающем
реальные потребности. Тем самым создается
конкуренция не только между местными
и вновь прибывшими работниками, но и среди
самих иммигрантов. Все это способствует
снижению оплаты труда и повышению интенсивности
труда иностранных специалистов. Кроме
того, оставшаяся невостребованной часть
ученых и специалистов вообще не используется
в соответствии с их профессией. Многие
мигранты — артисты, врачи, ученые — не
могут устроиться по специальности и работают
таксистами, сторожами, официантами. Печальный
опыт ряда соотечественников тем не менее
не служит фактором, сдерживающим дальнейшую
эмиграцию, в частности из стран Восточной
Европы и бывшего СССР. Как ни прискорбно
это констатировать, но даже неквалифицированная
работа не по специальности в чужой стране
часто оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика,
врача, инженера, профессора у себя на
родине. Поэтому поток квалифицированных
работников из бывшего Советского Союза
не сокращается, а напротив, имеет тенденцию
увеличиваться в связи со снятием ограничений
на выезд и по мере обострения социально-экономических
противоречий внутри страны. По оценкам,
в ближайшие 10 лет эмиграция из бывшего
Советского Союза может достигнуть от
7 до 30 и даже 50 млн. человек. Если отбросить
крайние оценки, принять во внимание установление
квот на прием наших эмигрантов в странах
Запада, все равно результаты прогноза
окажутся печальными, ибо будут означать
невосполнимую для страны людскую потерю.Совершенно
очевидно, что в России назрел вопрос о
разработке целостной системы государственного
регулирования национального рынка труда
с учетом влияния на него мирового рынка
рабочей силы. По мере вовлечения нашей
страны в мировой миграционный кругооборот
возникает потребность в создании системы
социально-правовой защиты эмигрантов,
организации консультационной помощи
для выезжающих и въезжающих в страну,
оказании помощи при заключении трудовых
контрактов и т.д. При этом необходимо,
чтобы такая политика строилась на основе
двух- и многосторонних межгосударственных
соглашений. Опыт подобного сотрудничества
государств-доноров и государств-реципиентов
уже имеется в мировой практике. |
|