Шпаргалка по "Национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalki_po_nats_ek-ke.docx

— 113.55 Кб (Скачать файл)

19.Хар-ка  строит.компл-са(СК).

Строительный комплекс рассматривается  как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры.

СК вкл. строит. индустрию, пром-ть строймат-лов и пр-во машин и оборудов.для пром-ти строит. мат-лов и дорожн. машиностроение. Строит.инд-я-сов-ть подрядн.строит.и монтажн.орг-ций.На долю СК прих.7,3% V ВВП. Проблемы: устар. технол-гии и нормат-вы; дефецит раб. силы; низк. ур-нь оплаты труда. Произ-во строй. мат-лов предст. цементн. пром-тью, произв-м кровельн., стенов.мат-лов, стекольн.и фарфоро-фаянсов. пром-тью. Пробл-ма: недостат. V пр-ва, в силу или изношен-ти ОФ,  или отсутств. произв. мощностей.

 

20.Транспорт  и связь(ТС).ТС явл.важнейш.отр-ми НЭ,обеспеч.перевозки грузов и пассаж-ов,передачу и распр. информ. потоков, необх. для удовл. потр-тей нас-я, норм. Функц-ния произв. процессов всех субъектов хоз-ния и управл-я гос-вом. ТК- сов-ть разл. видов транс-та, нах. во взаимод. и взаимозавис-ти, дополн. Др друга, развив.в тесной взаимосв-зи, обесп эффект использ каждого вида. Виды Т:ж/д (массовость потоков,низк.себ-ть, беспереб. раб. кругл. год, высок.ск-ть движ-я ), автомоб (подр.на грузов, обл.маневрен-тью и гибкостью, и пассажир., дел. на автобусн., легков., личн.,ведомств.), водн.(постеп.теряет свои позиции в ТК страны, его уд.вес в перевозке грузов и пас-ов за посл.годы значит сокр.), воздушн. (хар. высок. скор-ти движ-я, перевоз. пассажир. и почты, а также дорогих, скоропортящ. и срочн. грузов на больш раст-я), трубопров. (предст. собой вид непрер.тран-ра, осущ. передачу на расст-е жидких, газообр. или твёрд. грузов по трудопровод. под давлением, предназн. гл. об .для транспорт.газа, нефти и нефтепрод-тов). Связь-отр-ль эк-ки страны, обесп. передачу и распр. разл. инф. потоков. С.в РБ дел .на почтов. и электрич. (телефон.и телеграфн., телевид-е и радиосвязь,передача данных)

29.Рыночные  институты:сущность,виды,хар-ка Наряду с орг-циями и учрежд-ми ключ-ю роль играют рын. институты, закрепляющие и развивающие фундамент-е рын. ценности, среди кот. институт частной собств-ти и свободы предприним-ва, институт свободной и честной конкур-и. Важн-ми рынками, где функц-ют реальные рын. институты, процессы и механизмы, явл рынки факторов пр-ва, фин-е и товарные.Среди рын. институтов принято выд. также р труда, р капитала, фондовый р, валютный р. К осн. институтам товарных р относят торговые пр-тия (оптовые и розничные), торговые дома и товарные биржи. В РБ ключевые рын. институты развиты еще недостаточно. Наследие командно-рын.с-мы преодолевается еще с большим трудом,в эк-ке сохранились монополии, многие укрепили свои позиции.Тем не менее по мере роста открытости бел. эк-ки и освоения гос-вом методов антимоноп-й политики постепенно зарождается конкур-я среда; созданы почти все базовые элементы рын. С-мы, негос-е финн-е учреждения, в том числе коммерческие банки, страховые компании, инвестиц-е фонды, фондовые биржи идр.; действуют рын. финансовые механизмы и рын. Регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.)

27.проблемы  и осн.этапы  перехода от  план. к рын. эк-ке.Переход от план. к рын. эк-ке связ-н с необх-ю трансформ-ции эк. сис-мы. Изм.д.затронуть отн-я к собств., институц. среду, мет-ды хоз-я, мет-ды гос. рег-я, стр-ру пр-ва, стр-ру занят-ти, менталитет нас-я.Поск-ку, кажд.из этих эл-ов обл-ет опр. интернац. Перех.пер-д м.заним.весьма весьма продолж-е время. Пер.пер-д условно сост.из 3 эт-в:1) ликвид-я стар. эк.порядка; Этот этап вызван или(и) сопров-ся эк.кризисом (Для РБ этап прох-л 1991-95), 2) Становл-е нового эк.порядка. Предпол. создан.усл-й для формир-я новых орг.стр-р и нов.эк.мех-ов (в РБ 1996-2000), 3) Структ. Перестройка. Его цель – измен-е отрасл. регион. стр-ры пр-ва, в соотв-и с нов.стратег.целями под воздейств. гос-ва(в РБ нач-ся в 2001г). Перех-ные пр-сы в эк-ке м.осущ.разл.путем.Соот-но, выд-т и типы пер.эк-ки.Разл-ют: эволюционный и революционный путь.Эв-й: предпол. параллельн.сущ-е стар.и нов.эк.мех-в в теч-е опр.времени,что д.смягчить кризис. Этот путь предпол. менее болезн. последств.в плане соц.пол-ки. Проблема – затянут-ть и сложн.струк.перестр-и.Эв.путь выбран в РБ.Рев.путь предпол.быстр.разруш.всех устар.мех-в.Кризис наст-т быстрее, посл-явл.более тяжел.для нас-я, но при этом фаза стр.перестр-ки наст. раньше и заним. меньше врем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Комплекс соц.-культурн.отр-лей (СКК).СКК- сов-ть видов деят-ти, назнач. кот явл СКК- сов-ть видов деят-ти, назнач. кот явл оказание насел-ю соц. значим. Услуг (обр-е, культура, здравоохр-е, физ-ра и спорт). Доля СКК около 9%. Обр-е подразд.на осн.и доп. Колич. показ-ли дошкольн. и школьн. обр-я сниж-ся. Полож. тенденция- снижен. нагрузки на 1 раб. обр. сис-мы. Учр.ПТУ иВО им. тенденц. колич. роста. Здравоохр-е-сис-ма мед.и профилакт. учр-ний, обеспечив. сохр.и укрепл.здоровья нас-я. Проблемы: значит. террит. диспропорций, низк. р-нь финансир. Культ.и ис-во-отр-ль, кот объедин. учр. образов. Типа (худ.школа, библ-ка), клубн. Учр (театр, кинотеатр). Соотн.К  и И 85% к 15%.Отр-ль нах в кризисе, числ-ть учр-ний и фондов им. тенденц. к сниж., не обесп. ср. ур-нь з/п, финансир. не явл. достаточн.Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.(здоровье ухудшается).Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы в другие отрасли социально-культурного комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры. К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Социальное обслуживание — деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

22. Соц.-потреб. Комплекс- это отрасли, произ-щие мат-ные блага и услуги для нас-я. Сюда относят: торговля (оптовая, розничная), обществ. питание, бытовое обслуж-ие, ЖКХ. Наиб. знач. подотрасль – это торговля. Её знач-ть опр. тем, что свыше 70% ден. доходов нас-я направл-ся на покупку тов. На размеры товарооб-та влияет уровень развития пр-ва, террит. различия, благосост. нас-я, ур-нь трансп. обслуж-ия, эк. ситуация и т.д. В РБ набл. тенденция увел. общ. числа магазинов, но по сравнен. с 90-м г.почти в 2 р. сокр-сь кол-во магазинов самообслуж-я. При тенд-и роста числа маг-в, набл. уменьш. средней торг. площ-ди 1 маг-на. Сущ. норм-в обесп-ти тоговой площ-ью, он сост. 320 м2 на 1000 чел. В РБ он выполн-ся  (≈322 м2). Растет число фирмен. маг-в, ↑кол-во рынков. Начиная с 2000г развив-ся такой тип маг-в как маг-ны-склады на базе оптов. орг-ий. Приоритетн. Задачей развития СПК явл. обеспеч. высок. темпов роста платных услуг, в т.ч. и бытовых.

24. Регион. соц.-экон. комплекс.

С террит.т. зр. хоз-й комп-кс РБ явл. сов-тью хоз-х комп-в обл-й. Брест. обл. явл. аграрно-инд-ой. Осн. отрасль специал. явл. пищевая пром-ть, машиностроен. и металообр.-ка. Хорошо разв. лесная, деревообр.-я, лёгкая пром-ть, электроэнерг-ка, мукомольно-круп. и комбикормовая отр-ли. Обл. монополист по пр-ву электроплит и быт. плит. С/х  специал. на мясном и молочном животн-ве, картофел-ве, выращ. зерновых, сах. свеклы и овощей. Хорошо разв. транспортн. коммуник-и. Обл. счит. благопр. для развития туризма. Витебск. обл. явл. индустр. регион. Отрасл. специал-и явл. топл. пром-ть, электроэнерг., хим. и нефтехим-я пром-ть. Хорошо разв. пищевая и лёгкая пром-ть. Монополист по пр-ву швейн. машин, льн.ткан., полиэт-на. Усл-я для разв. с/х самое худшее в РБ. Обл. считается благопр. для разв. туризма. Гом. обл. обл-ет наиб. прир-рес. потенц-ом. Явл. индустр. регион-м. К отр. специал. отн.: топливн. пр-ть, черная метал-ия, пищ. пр-ть, хим. и нефтехим., деревообр., целлюлозно-бум. Монополист по добыче нефти и пр.газа, по пр-ву проката черн. Металлов, с/х техники. Специф-ка – радиоакц. загрязнение зем. С/х спец-ся мясомол.скотовод-ве, картоф-ве и пцицевод-ве. Грод.обл. – аграрно-индустр. регион. Отрасли спец-ии пищ., , хим. и нефтехим., машиностроен. и металообр.-ка. Монополист по пр-ву картофелеубор-ной тех-ке, азотн. удобр-й, строит.стекла. В с/х отр. спец-ся явл. мол-мясн.жив-во, свин-во, картоф-ве, льнов-ве, свеклосеяние, пцицевод-во и овощ-во. Им-ся благопр. усл-я для разв. туризма. Могил.обл. явл. индустр. регион. Отрасли спец-ии пищ., , хим. и нефтехим., машиностроен. и металообр.-ка. Монополист по пр-ву шин, лифтов,цюль-гардин.В обл. сосредот. осн.запасы цементного сырья.  с/х отр. спец-ся явл. мол-мясн.жив-во, свин-во, льнов-ве. Специфика- радиоакц. загрязнение с/х зем.(2 место после Гом.). Минск. обл. – самый крупн. рег., индустр., обл. знач.зап-ми земли, воды, мин-но-сыр.рес-ми.Спец-я - машиностроен. и металообр.-ка. По обл. - пищ., , хим. и нефтехим. Минск – монополист по пр-ву холод-в, мотоцикл-в, велос-в, шампанского. Пром. Компл. Минска отл.выс.экспортн. пот-м. В пром-ти Минск.обл.наиб.уд.вес заним-т: пищ., , хим. и нефтехим, машиностроен. и металообр.-ка. Обл. расп-т достат.земельн.рес-ми, по плод-ю нах-ся на 2 месте. В с/х одинаково развиты все направл-я. На террит-и обл. нах. курортная зона «Нарочь», что созд-т усл-я для разв-я туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.Моделир-е  эк.роста (ЭР) -пр-с образ-я важн.прогнозн.макроэк.пок-лей. ЭР зависит прежде всего от влияющих на него факторов-кол-ва,кач-ва и эф-ти исп-я рес-сов(рабочей силы,ОС),а также от ур-ня применяемой технологии. Модели: однофакторные, многофакторные. В больш-ве моделей учит-ся такие факторы,как нац.доход(ВВП),потребление,инвест-и,объем труд.рес-сов,капитал(ОФ).

2вида моделей позвол-т  спрогнозировать объём экспорта-импорта  путём экстраполяции  тенденций изм-я пок-лей в прошлом и настоящем (трендовые модели) или на основе колич-ной хар-ки завис-ти объёма внеш.торговли от ряда фак-в – объём пр-ва прод-и, объём инвестиций, эффект-ти экспорта-импорта (многофакт-е модели).

Оптимизационные модели исходят из конкр-хцелей развития эк-ки, объективной необх-ти интеграции в мир-е хоз-во и учёта процессов глобализации. Вних учит-ся возм.сдвиги в стр-ре внеш.торговли под влиянием НТП, соц-эк изм-я в мир-м хоз-ве и предусм-ся разработка мер по ликвидации нежелат-х эк.явлений.

28.Перспективная  модель НЭБ:предпосылки создания,целиВ кач. перспективной модели в НЭ определена соц-ориентир-я рын.эк-ка,стратегич-й целью кот. явл. Обеспечение устойчивого разв-я.Бел.модель имеет общие эк-кие и специфич. черты разв-я. Общеэк-кие:1) цели, факторы и направленность изменений базовых основ эк-кой с-мы. Декларируемые цели: рост демократии, защита прав и свобод граждан. Факторы: рост эк-кой акт-ти нас-я и хоз.субъектов, равноправие форм собств-ти, сочетание прямых и косвенных методов воздействия на эк-ку. Напр-ть:соц.справедл-ть,устойчивость разв-я. Специф.черты: -сильная гос.власть, -преемственность эк-кой модели, -многовекторность внешнеэк-кой политики, -приор-ное развитие чел-го потенциала, -ориентир-ть на интеграцию с РФ и странами СНГ. Этапы построения перспективной эк-кой модели:1) 2001-2005- созд. необ-х условий для устойч. соц-эк-го разв-я на осн. роста эффект-ти реального сектора эк-ки. 2)2006-2010-стабильное соц.-эк-кое и экологич. разв-е за счет роста эффект-ти и конкурентосп-ти всех секторов НЭ3) 2011-2020-гармонизация взаимоотн-й общества и природы, приоритет дух-но-нравственных цен-й над матер-ми

34. Особенности разгосударствления  и приватизации.

Разгос-е – передача иммущ-ва из гос.собств-ти в иную – акцион., копер., коллект., частн., смеш. Приватиз. – передача  гос. собств – ти за плату или безвозмездно в частную собств-ть. В стране сущ. Частная и гос. форма. гос.собств-ть выступает в виде респ. и коммунальной (собств-ть админ. – террит. ед.). В собств-ти гос-ва недра, вода, леса. Реформ-е гос. собств-ти в РБ началось с 1991г.  На первом этапе(1991-1992) – осущ. приват. только за ден. ср-ва, происх. выкуп предприятий. На втором этапе (1993 - 1994) – 50 % оплач. деньгами, 50 % чеками «Иммущ-во». Третий этап – период сов-я стратегии и тактики преобраз-й отношений собств-ти. В РБ использ-ся: 1) преобр-я гос. организ-й в акц. общ-ва; 2) выкуп арендованного иммущ-ва арендной орган.; 3) продажа на аукц. и конкурсе. Расширился негос. сектор экономики. Гл.цели – повыш. эффект-ти произ-ва, создание конкур. среды, активиз. инвест. и инновац. деят-ти, привлечение ин. инвестиций.

35.Проблемы  развития предпринимательства в  Беларуси.Основой развит. предпр-ва в странах с перех. эк. явл. проведение разгос. и приват.К малым предпр. в РБ относ. предпр., с числ.раб-ков 25-100, в зав-ти от сферы деят-ти. В комплексной программе предусм., что доля малого предприн-ва в ВВП и объеме выручки должна составить 30%, в числ-ти занятых 23-25%, число предприятий  должно достичь 46000 минимум. Проблемы малого предприн-ва, с т.зр. гос-ва: 1)нерац. Террит. Распред-е (мало в сельск. местности); 2)нерац. Распред-е по отраслям; 3)стремл-е к уклонению налогов (178 м в 2008). Проблемы с  т. Зр. Пр-я: 1) нестаб-ть законодат-ва; 2)жесткое гос. Рег-е, в т. Ч. Проверки; 3) высокий ур-нь штрафных санкций; 4)отсутствие реальной поддержки со стор. Гос-ва. Решение: Объединение представителей частного бизнеса в ассоциации и союзы. Для решения массы профессиональных вопросов на государственном уровне белорусский бизнес все чаще выбирает форму отраслевых объединений – ассоциаций и союзов. В 2010 году были созданы объединения в пивоваренной отрасли (Союз «Гильдия пивоваров»), в столичном гостиничном бизнесе (Минская гостиничная ассоциация), Ассоциация компаний производителей и импортеров климатической техники, Ассоциация по защите авторских прав в сфере информационных технологий, Ассоциация защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков «БелБренд». Эти структуры заняты решением отдельных вопросов, связанных с бизнесом.

36.структур.трансф-ия эк-ки: цели, задачи, принципы. Перед с-мой гос. регул-ия возникают нов.задачи: структ-я модернизация эк-ки; полноценное вкл мех-мов рын. конкур-ции и мех-ма коммерциализации нововведений, что обеспечит долгосроч.рост конкур-сти бел.эк-ки. При опр-ии напр-ий структур. преобразований необх-мо исходить из прин-ов: многоукладности эк-ки, обесп-ия равн. условий хоз-ия всем Ю и Ф лицам; концентрации рес-ов на эффектив.исп-yии конкур. преимуществ как базовых точек роста и приор-х направ-й структурн. п-ки; постепенной трансформации отношений соб-ти, разв-ия предпр-ва, либерализации всех видов экон. д-ти; перехода на инновац .путь разв-ия; соц.ориентации перспективной стр-ры эк-ки, ускоренной динамики сферы услуг; приоритетности развития наукоемких, высокотехнолог-х, конкур-ых, экспортоориент-х и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и пр-в с высок. долей добавл. ст-ти; учета факторов глобализации эк-ки, регион. интеграции, прежде всего с Россией и др. стр-ми СНГ; гармонизации разв-ия круп.пр-ва и мал. предпр-ва; обесп-ия рац. исп-ия прир-экон, демогр, др.местн. рес-ов; комплексн. развития производ-х сил страны и ее регионов; экологизации эк-ки, сохранения окр.среды для буд. поколений; рац.сочетания с-мы гос. рег-ния и рын.саморегул-ия, гос. поддержки наиб. эффективн.пр-тий и пр-в. Целев. установки структур. перестройки эк-ки закл-ся в ↓ доли и масштабов энерго- и материалоемких пр-в, замене неэффект. пр-в новыми, осн-ми на высок. технологиях и нов. мат-лах. Ставку необх-мо сделать на информатизации, прогр. обеспеч-ии, внедрении нанотехнологий и наномат-лов, модернизации энергетич. отрасли, развитии биотехнологии и генетики.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике