Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика"
37.инвестиции(И) и инв. п-ка(ИП).ИП – сов-ть целей и задач, напр-ий и приоритетов, с-ма мер по реализ-ии стратегии соц-эк.разв-ия; опр-ет V, стр-ру, направл-ия исп-ия И в эк-ке страны. ИП РБ базир-ся на осн .полож-ях Нац. пр-мы привл-ия И в эк-ку РБ, нац. пр-мах разв-я экспорта и импортозамещ-я, пр-мах, реализ-мых в инв.сфере м-унар.фондами и орг-ми. И – фин, имущ. и интел. цен-ти, вклад-мые в об-ты хоз. д-ти с целью получ-ия прибыли/дост-ия соц. эф-та. Объекты инв. д-ти(ИД) – вновь созд-мые и модерниз-мые ОС, прирост запасов мат.ОбС, ЦБ, интел. цен-ти, науч-тех. прод-ия. Инв.сфера(ИС) – сов-ть отраслей, произв-щих прод-ию в виде И. ИС вкл-ет: кап. стр-во, инновац. сферу, сферу обращ-ия фин. кап-ла, сферу реализ-ии имущ.прав. В зав.от суб-та ИД разл-ют гос.ср-ва, ср-ва гос.пр-тий, И граждан, негос. пр-тий и обществ. орг-ций, иностр.и совместн.И. И прям. (инвестор вклад-ет ср-ва в об-т без посредников), непрямые(ч-з посредников), портфельные(в ЦБ). Осн. источники И: ВВП; зарубеж. займы; И, выст-щие в виде соб. фин. рес-ов инв-ра, заем.фин.рес-ов, привлечен. фин.ср-в, централиз.рес-ов мин-рств и концернов, бюдж. ассигнований, ден.ср-в нас-ия. Инв.рес-сы в первоочередном порядке предполагается направлять на обесп-ие приоритет.напр-ний соц-эк. разв-ия РБ: модерн-цию пр-в с высок. наукоемкими и ресурсосберег. техн-ми; ↑ кач-ва и конкур-ти прод-ии; ↑V пр-ва и расшир-ие ассорт-та прод-в питания, разраб-ку и внедр-ие соврем. техн-ий их хран-ия, транспорт-ки, перер-ки, упаковки; соверш-ние тех-ий и созд-ие нов. пр-в по выпуску отеч. медпрепаратов; разв-ие соврем.трансп. коммун-й и сетей связи. Реализ-ия дан.напр-ий дол. осущ-ся на основе инвест.проектов
38.Цели
и ф-и гос.рег-ия. Цели гос-ва-сов-ть осн.приорит.
напр-ий развития НЭ,обесп-их реал-ию гос.
интер-ов Цели подразд.
на 4 гр.:1. Общ. (сов-ть гос.приор-ов,опр.общеэк.пол-
39.Методы и стр-ра гос.упр-я. Методы гос.управл-я: админ. (нетарифные) – реал. посредством запрет., разреш. и принуд. мер для отдельных сфер эк. деят-ти или катег. насел. (примен. в обл.охраны окр. среды и соц. защиты насел.) и экономические методы. Стр-ра гос. управления: Высшие органы управления – Президент, Парламент, Прав-во. Парламент – Нац. собрание= Верхняя (Совет Респ.) и нижняя (Палата представителей) палаты; Прав-во – Совет Министров – министры и обесп. опер. управл. нац. эк. ( Председ. Нац. Банка, Глава админ. Презид. РБ, Предс. Прав-ва НАН..). Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац-й безопасности и территор-й целостности, обеспеч-ет полит. и экон. стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос. власти, осущ-ет посредничество м/ду органами гос.власти. Президент издает указы и распор-я, им-е обязат-ю силу на всей террит. РБ. В случаях, предусм-ных Конституцией, Президент издает декреты, им-е силу законов. Он непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Парламент — Нац-е собр-е РБ явл представ-м и законодат-м органомРБ. Парламент состоит из 2 палат — Палаты предст-лей и Совета Республики. СоветР — палата территор-го представ-ва. Палата предст-й предст-т интересы всех граждан РБ и состоит из ПО депутатов, избир-х на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избир-го права при тайном голосовании. Правительство— Совет Министров РБ— центр-й орган гос-го управ-я, осущ-щий исполнит-ю власть в РБ. Прав-во в своей деят-ти подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Прав-во РБ руководит системой подчиненных ему органов гос-го управ-я и др органов испол-ной власти.
40.Специфика планирования в переходной эк-ке РБ. Планир-е - процесс научн. обоснования целей, приоритетов, опред-я путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. План — это док-т, кот содержит с-му пок-лей и комплекс разл меропр-й по решению соц.-эк. задач. В нем отраж. цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. При разработке плана необходимо соблюдать требования оптим-ти, определ-ти. В плане д.б четко определены цели и задачи. Наукой и практикой разработаны разл. формы план-ния: директивное, стратег-е, индикативное. 1)Директ-е план-е предполагает разработку планов и доведение план-х заданий до всех звеньев эк-ки, кот обязательны к выполнению, т.е. план принимает силу закона. 2)Стратег-е план-е — процесс опред-я целей и значений эк. пок-лей по основным, наиб. важным направ-м соц.-эк.развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.) на перспективу. 3)Индикативное план-е явл. осн-м рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегич.плане развития с учетом конкретно складывающейся эк.ситуации.
Индикативное пришло на смену директивному. На практике могут прим-ся все 3 формы планир-я. Стратегическое план-е целесообразно применять на всех ур-нях эк-ки, директивное может исп-ся в чрезвычайных ситуациях, для решения важных народнохоз-ных проблем. Индикативное план-е носит рекомендательный, ориентирующий характер. Оно предполаг. сочетание интересов гос-ва и предпринимателей.Функции индикатив.план-я:1)инф-я; 2)стабилизационная; 3) согласительная.
41.
С-ма планирования и
Основа законодат-ой базы в области ПиП-Закон «О гос ПиП соц-эк развития РБ»,принятый в 1998г. Гл цель гос прогн-ния: достижение устойч-го эк роста,выс степени занят-ти,стабил-ия цен внешнеэк равновесия и на этой основе повышение ур-ня жизни нас-ния. С-ма гос прогн-ов вкл-ет: -на долгоср-ую перспективу (Нац стратегия уст-ого соц-эк развития РБ на 15лет и Осн напр-ия развития РБ на 10лет); -среднеср-ую перспективу(Прогр-ма соц-эк р-тия РБ на 5лет);-краткоср-ую перс-ву (год-ой прогноз соц-эк р-тия РБ). Прогнозы соц-эк р-тия вкл-ют колич-ые показ-ли и кач-ные характ-ки макроэк-ой ситуации,эк и соц стр-ры,научно-техн р-тия,внешнеэк деят-ти,динамики пр-ва и потр-ния,ур-ней кач-ва жизни,эколог обстан-ки. Они разраб-ся исходя из комплекс-го анализа сложив-ся соц-эк ,демограф и эколог ситуации,научно-техн и произв потенциалов РБ,внешн усл-вий,состояния прир рес-ов и персп-вы изм-ния указ-ых факторов.Прогнозы разраб-ся в целом по респ-ке,по народнохоз-ым компл-ам и отр-ям эк-ки,по админ-террит ед-цам в неск-их вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутр и внеш полит,эк и др факторов.
49.Динамика и стр-ра ден.дох-ов и расх-ов нас-ния.
Регул-ие дох-ов и расх-ов
яв-ся одним из приоритетных напр-ний
соц.пол-ки гос-ва,напр-ной на обеспеч-ие
устойч-го роста ур-ня жизни людей и сокращ-ие
бедности. По данным Мин-ва стат-ки и анализа,
V ВВП за янв-сент
2007 г.сост-ил в текущих ценах 69 476,7 млрд.
рублей. Реальн. V произ-ва ВВП был на 8,4%
выше, чем в янв-сент 2006 г.(в янв-сент 2006
г.прирост ВВП по отн-нию к янв-сент 2005
г.сост-ял 9,6%). В 2007г. в основном сохранялись
высокие темпы роста осн-ых макроэкон.показ-ей
раз-ия страны.В 2007 г. ден. доходы нас-ия
сост-ли 42,3 трлн. рублей, что на 24,7% больше,
чем за соотв-щий период прошлого года
при росте потреб-их цен на товары и услуги
за этот период на 7,6%. В реальном выраж-и
(скоррект-ные на индекс потреб-их цен)
ден.доходы нас-ия за 2007 г. увел-сь по срав-ю
2006 г. на 15,9% (при прогнозе роста на 2007 г.на
7,5-8,5%). Стр-ра ден доходов нас-ия представ.
след-ми данными (в %-х к итогу): 1)оплата
труда (доля = 57,5%); 2)трансферты нас-ию –
пенсия, пособия, стипендии (доля = 20% и
она умен-ся);3)доходы от собст-ти- % по депозитам(доля
=1,8-1,9%);4) прочие доходы- доходы от продажи
с\х прод-и,офиц.неучтен.доходы(
42. ДКП: направл, инстр-ты.
ДКП неизменна на протяж. последн. лет и напр-на на: • созд. усл-й для поддерж. высок. темпов эк. роста; • обеспеч-и стабильн-ти бел.руб.; • устойч. развитие банк. сектора; • эфф-ое фин-ие банк. нац. плат. сист.; выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития. Цели: объем денежной массы, уровень % ставки, обменный курс нац. валюты, устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса. Инструменты – прямые (целевое кредит-е, «кредитн. потолки», адимн. контроль над ур-нем % ставок) и косвенные (• регулир-е офиц. ставки рефинанс-ия; • измен-ие нормы обязат. резервир-я; • рефинанс-ие коммерч. банков; • операции на открытом рынке). Регулир-е ден. массы агрегатами М0, М1, М2, М2*, М3. На 2011г. колеб-ие курса предусм-но ±5%. Ставка рефинанс-ия на 2011 – 10,5%.
43.
Основные направления соц-эк
58. Эк безопасность в системе национальной безопасности (НБ).
Указом Президента РБ в 2001 г. утверждена Концепция НБ РБ, кот содержит методолог основы построения системы обеспечения НБ бел гос-ва. В Концепции под НБ поним сост-е защищ-ти жизненно важных интересов лич-ти, общ-ва и гос-ва от внутр и внешн угроз. Сост части НБ — безоп-ть в полит, эк, военн, эколо, информац и гуманит сферах. Важн сост частью общей системы НБ явл эк безоп-ть, кот затрагивает практически все стороны жизни гос-ва, общ-ва, эк-ки. Сущ-ет тесная взаимосвязь эк без-ти с системой нац гос интересов, кот заключаются в укреплении незав-ти и сувер-та РБ, обеспеч-и нерушимости границ и террит целост-ти, созд-и усл-й для полноц дух и физ разв-я чел-а, сохр-и дух и культ наследия, укреплении традиц цен-й бел народа. Рассм-е эк безоп-ти как важнейш блока в с-ме НБ обусл-но прежде всего тем, что эк-ка явл осн жизнедеят-ти общ-ва, гос-ва, лич-ти, устойч разв-я страны в целом. Одними из осн задач обеспеч-я НБ в РБ явл: -опред-е внеш и внутр угроз НБ; -выявл-е факторов, обусловл-х угрозу НБ; -разработка и реализ-я мер по предупреж-ю и нейтрализации внутр и внешн угроз; -достиж-е сбалансир-ти полит интересов граждан и гос-ва, поддержка общ-м внутр и внеш политики гос-ва; Для обеспеч-я НБ необх-мы разв-е всестор и взаимовыгодн сотрудн-ва с др гос-ми, сохр-е и укрепл-е существ с-м междунар и регион безоп-ти. Гос внешнеэк политику следует строить на основе многовекторности, использ-я преим-в междунар раздел-я труда, расш-я рынков товаров и услуг.Одним из приорит напр-й обеспеч-я НБ в эк сфере явл созд-е усл-й для перехода к устойч разв-ю. Не всякое разв-е отвечает треб-ям безоп-ти. Не учитыв эколог треб-й или соц-но не ориентир разв-е создает дополн угрозы НБ.
50.Соц.пол-ка:содерж-ие,пр-пы. Соц.пол-ка – сов-сть прав, норм и методов,исп-ых гос-вом по регул-ию соц-экон.условий жизни общ-ва.Для РБ соц.пол-ка – глав.приоритет раз-тия.Ее основ.цель – обеспеч-ие всем гражданам страны достойн.ур-ня и кач.жизни (соц. императив). К основ.показ-ям соц.эффект-ти нац.экон-ки относят: 1)пок-ли демограф. ситуации (рожд-сть, смер-сть, продолж-ть жизни, заболев-ть, половозраст стр-ра); 2)показ-ли занятости (доля экон. актив. нас-ния, ур-нь безраб-цы,стр-ра занят-ти, усл-ия труда) ;3)показ-ли дох-ов и расх-ов (распред-ие дох-ов ,дифферен-ия по разл. группам и отраслям эк-ки, доля нас-ния ниже черты бедности); 4)показ-ли ур-ня образ-ния; 5)показ-ли миграц. актив-ти; 6)показ-ли преступ-ти; 7)пок-ли суицидности. Пр-пы соц. политики: -соц.справед-ть, индив. и соц ответ-ти, -соц. солид-ти и партнерства,- рав-ва возмож-тей каждого в получ-и необх. ему благ и услуг,-соц.гарантии.Глав.цель соц.пол-ки- предостав-ие каждому трудоспос-му чел возмож-ти своим трудом и предприимч-ю создать собств. семейное благосост-ие, а для нетрудосп и нужд-ся гражданам обеспечить адресную соц. защиту. В РБ разраб-на и реал-тся компл-ая программа адресной защиты нас-ния. Важ-шей частью с-мы соц.защиты яв-ся пенсионное обеспеч-ие. Др.приоритеты гос. соц.пол-ки: соц.защита семьи; охрана материнства и детства; обеспеч-ие здоровья нации (в т.ч. минимиз-ия послед-вий Черноб. катастрофы); общее и профес. образование инволидов и лиц с особым психофиз.раз-ем; соц.поддержка пожилых людей,ветеранов. В РБ внедрена с-ма соц.стандартов по обслуж-ю нас-ния во всех сферах соц.пол-ки.
45.Инфляция и антиинфляционная политика.
Инфляция - снижение покупательной способности денег, их обесценение или как переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесценению; совокупный рост цен в экономике. В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают три вида инфляции: умеренная (темп роста цен до 10 % в год), галопирующую (до 500 % в год) и гиперинфляцию (более 50 % в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция). Причины, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и как следствие инфляции: государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, непроизводственные (военные и пр.) расходы;профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность уровня заработной платы;монополия крупнейших предприятий на определение издержек и цен. Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем (прогнозируемом) периоде по отношению к предыдущему. Социально-экономические последствия инфляции:обесценивание и перераспределение доходов, материализация денежных средств,падение интереса к долгосрочным целям,обесценивание денежных сбережений,уменьшение реальной процентной ставки,скрытая конфискация денежных средств.Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу.Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования