Шпаргалка по "Национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalki_po_nats_ek-ke.docx

— 113.55 Кб (Скачать файл)

46. Фин-бюдж. сист. РБ.


Фин. пол-ка – совок-ть целей, ср-в их реализ-и и меропр-й по обеспечению эфф-ой мобилизации фин. ресурсов, их перераспред. и исп-ия для выполн. гос-вом своих ф-ий. Бюджет – осн. фин. план формир-ия и исп-ия ден. ср-в для обеспеч. ф-ий гос. органов, эк. и соц. развития страны или соответ. админ-террит. единиц. Бюжд. сист. – основанная на эк. отношениях и юрид. нормах совок-ть всех видов бюджетов, действующих на тер. страны. Направлена на формир-ие исполн-я республ. и местных бюджетов в соответствии со стратег. целями развития нац. эк-ки. В РБ носит соц-ориент. хар-р. Бюджет утверждается ежегодно. Традиц-но – с дефицитом, но с 2004г. сводится с профицитом. Доходы – текущие, капитальные, свободных эк. зон, гос. целевых бюдж. фондов. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г. Минска и республиканский бюджет. Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде являются:реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности; совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;дальнейшая унификация бюджетного законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

54. Понятие, формы и факторы МРТ

МРТ-специал-ия отд стран на пр-ве опр видов прод, кот реализуются на мир рынке. Специфика МРТ- на мир арене в роли партнеров выступают предпр-ия разных стран. Осн побудит-ым мотивом МРТ для стран явл стремление к получению эк выгод. Реализация преимуществ МРТ в ходе м/унар обмена тов обеспечивает участнику получение разности м/у интернац и нац стоимостью экспортир-ых тов, а также экономию внутр затрат за счет более дешевого импорта путем отказа от нац пр-ва. Факторы: 1) прир-геогр различия (прир ресурсы,  эк-геогр положение, прир-климат усл, величина терр, числ-ть нас-ия)  2) НТП 3) Соц-эк усл (особенности истор развития, достигнутый Ур-нь эк и научн развития, внешнеэк пол-ка). Сущность МРТ проявл в единстве 2-ух процессов пр-ва – его расчленении и объединении. МРТ выступает в 2-х формах: м/унар специал-ия пр-ва (МСП) и м/унар производственное кооперир-е(МПК). Выделяют 3 вида МСП:1) Предметная - пр-во гот прод 2) Подетальная- специал-ия на отд видах прод и усл 3) Технологич- специал-ия на отд операциях.  МПК- предпол координцию хоз д-ти партнеров из разных стран в опр сфере д-ти, причем предпр-ия сохраняют свою хоз самост-ть.

 

 

 


47.Вал-ая  с-ма и вал-ая пол-ка РБ

Нац-ая вал-ая с-ма – форма орг-ции вал-ых отн-ний гос-ва,опред-ая нац-ым закон-вом.Ее типовые состав-щие:∙ нац ден ед-ца,∙офиц-ые золотовалют.резервы,∙вал-ый паритет,∙усл-вия конвертируемости (обратимости)валюты,∙порядок внешнеторгов.расчетов страны, режим нац.вал-го рынка и рынка золота. Важнейшие элем-ты вал.с-мы:▪ валюта-нац.ден.ед-ца,участ-щая в международ торг и финан операциях;▪ вал.курс-цена ден ед-цы 1-ой страны,выраж-ая в ден.ед-цах др.страны; ▪вал.рынок- особый рынок,на к-ром осущ-ся вал. сделки. Вал.пол-ка –совок-ть мер возд-вия на сферу вал.отн-ний в интересах достижения стратег. и тактич.целей гос-ва.Осн.напр-ния вал.пол-ки:∙укрепл-ие нац.валюты; ∙укр-ние валютно-фин-го мех-зма;∙повыш-ие платеж-сти и кредитосп-сти;∙привлеч-ие иностр. инвестиций, ∙противод-вие нежелат-ному вывозу за границу отечеств. и иност.капитала. С 2001г.начался нов этап вал.пол-ки.Была проведена либерал-ция вал.рынка,снято множ-во огранич-ий.В 2002г.получило продолжение монетар.пол-ка.В теч. 2002-2004гг. обеспечилась выс стабильность рыноч.котировак бел.рубля.

Вал. регул-ие в РБ осущ-ся на основе закона «О вал.регул-ии и вал.контроле»,принятый в 2003г. Вал.пол-ка в РБ осущ-ся в виде вал.контроля.Осн.напр-ния: √опред-ие соотв-вия опред.вал.операций вал.закон-ву; √обеспеч-ие контроля за перемещ-ем иност валюты; √предотвращ-ие легализации дох-ов, получ-ых незакон.путем; √проверка достовер-ти и полноты отчетов и отчетности по вал. операциям. Вал.контроль предпол-ет примен-ие вал. ограничений: ▪ лицензир-ние вал.операций; ▪огранич-ие продажи валюты импортерам; ▪регул-ние сроков платежей по эксп. и имп.операциям; ▪блокир-ие счетов; ▪контроль за вывозом капитала. Осн.док-том вал.контроля яв-тся Декларация «Паспорт сделки». Органы вал.регул-ия в РБ: Совет Минис-ов; НБРБ. Органы вал.контроля: комитет гос.контроля; Гос.таможен.комитет;НБРБ; Совет Минис-ов. Этим структурам подчин-ся агенты вал.контроля – банки и таможни. Агенты вал.контроля ответств-ны за сбор и своевремен.представ-ие инфор-и по вал.операциям.

 

56. Эк интеграция РБ и РФ.

Осн причинами, сдерж-ми интеграц процессы гос-в Содр-ва, явл: -разл модели соц-эк разв-я отд гос-в; -разн степень рын преобраз-й и различн сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и ср-в их осущ-я; -неплатежеспос-ть предпр-й, несоверш-во платежно-расчетн отн-й; неконвертир-ть нац валют; -несоглас-ть проводим отдельнстранами таможенн и налог политики; -применение жестк тарифн и нетарифн огранич-й во взаимн торговле; -больш расст-е и выс тарифы на перевозки грузов и трансп услуги. Гл целью эк интеграции РБ и РФ явл реализация общ для обоих гос-в стратег и текущ интересов в реш-и проблемы повыш-я уровня жизни народа на основе эффект использ-я преимущ-в межгосуд раздел-я труда, специал-и и кооперир-я пр-ва, созд-я благопр усл-й для возобновл-я эк роста. Достиж-е этой цели предполаг провед-е согласов политики в обл-ти структ перестройки эк-ки, гармонизацию и един направл-ть эк реформ, осущ-е единой политики в обл гос регул-я соц-эк процессов, внешнеэк деят-ти, а также соглас соц пол-ки. Товарн стр-ра торговли РФ с РБ явл более прогресс, чем с др странами СНГ.

48.Соц.императив:сущность и содержание.

Социальный императив  по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального  качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности.Центральное место в развитии цивилизации, ее социальном компоненте занимают права и свободы человека. Основным гарантом всего комплекса прав и свобод человека — гражданских, политич, экономических, социальных и культурных — выступает государство.

Непосредственно природа  социального начала раскрывается с  помощью таких категорий, как  социальная сфера, социальный потенциал, социальная структура, социальная безопасность, социальная политика, социальные индикаторы и др. Соц.пол-ка – сов-сть прав, норм и методов,исп-ых  гос-вом  по регул-ию соц-экон.условий жизни  общ-ва.Для РБ соц.пол-ка – глав.приоритет раз-тия.Ее основ.цель – обеспеч-ие всем гражданам страны достойн.ур-ня и кач.жизни (соц. императив). К основ.показ-ям соц.эффект-ти нац.экон-ки относят: 1)пок-ли демограф. ситуации (рожд-сть, смер-сть, продолж-ть жизни, з аболев-ть, стр-ра по полу и возрасту); 2)показ-ли занятости (доля экон.  актив. нас-ния, ур-нь безраб-цы,стр-ра занят-ти, усл-ия труда) ;3)показ-ли дох-ов и расх-ов (распред-ие дох-ов ,дифферен-ия по разл.  группам и отраслям эк-ки, доля нас-ния ниже черты бедности); 4)показ-ли ур-ня образ-ния (Ур-нь образ-ния в целом и по отраслям, ур-нь обеспеч-ия школьных/ дошкольн. учреждений); 5)показ-ли миграц. актив-ти(числен-ть и доля имигран-ов); 6)показ-ли преступ-ти (число преступ-й, их распред-ие по видам, число граждан, нах-ся в местах лишения свободы); 7)пок-ли суицидности (число самоуб-в, причины, распред-ие по полу и возрасту). Глав.цель соц.пол-ки- предостав-ие каждому трудоспос-му чел возмож-ти своим трудом и предприимч-ю создать собств. семейное благосост-ие, а для нетрудосп и нужд-ся гражданам обеспечить адресную соц. защиту. В РБ разраб-на и реал-тся компл-ая программа адресной защиты нас-ния. Важ-шей частью с-мы соц.защиты яв-ся пенсионное обеспеч-ие. Др.приоритеты гос. соц.пол-ки: соц.защита семьи; охрана материнства и детства; обеспеч-ие здоровья нации (в т.ч. минимиз-ия послед-вий Черноб. катастрофы); общее и профес. образование инволидов и лиц с особым психофиз.раз-ем; соц.поддержка пожилых людей,ветеранов. В РБ внедрена с-ма соц.стандартов по обслуж-ю нас-ния во всех сферах соц.пол-ки. Основ.ист-ом дохода для большей части нас-ия по-прежнему яв-ся зар.плата по осн-му месту работы.

 


52. Формы и мех-мы интеграции (И)

Интернацион-ия пр-ва-развитие таких орг-эк форм, кот связ-ют пр-во одних стран с потребл-ем его рез-тов в др.  Интеграц процессы прох на ур-нях: 1-микроур-нь(ч/з создание ТНК) 2-макроур-нь(ч/з межгос согласование эк пол-ки) Мех-мы:1)мир торговля тов и усл. Осн организац форма – оптовая торговля. Возраст роль ярмарок. Гос-ва регулир вн торговлю: протекционизм-пол-ка гос-ва с целью оградить НЭ от ин конкур-и с пом тамож тарифа и нетарифных ограничений(с-ма администр и эк мер). М. примен-ся пол-ка демпинга-продажа тов и усл по ценам ниже цен внутр или мир рынка с целью устранения конкурентов. Важн направление развития вн торговли-её либерализация (↓ или отмена барьеров на основе соглашений отд гос-в). В посл гг более быстрыми темпами↑торговля услугами, ↓ доля агропрод, мин сырья и промышл прод. 2)м/унар производственное сотрудничество (отрасл и внутриотрасл специал-ия отд стран с целью массового пр-ва, высокого ур-ня ПТ, ↓ издержек пр-ва). Осн формы: совместная кооперация пр-ва и сбыта прод на основе спец-ии и кооперирования, совместные предпр-ия. Важн черты: стабильность и регулярность эк отношений м/у странами.3) м/унар научно-технич сотрудничество (разраб-ка и реализ-ия совместных программ научно-исследоват работ). Осн формы:создание общих научно-исследоват центров, бюро, подготовка высококвалиф исследов-го персонала.4) формир-ие регион интеграц объединений –для преодоления препятствий, создаваемых гос границами, действуют по спец соглашениям и имеют свои стр-ры и органы. Простая форма- зона своб торговли(м/у странами отменяются торг ограничения) и таможенный союз (устан-ие единой тарифной пол-ки по отношению к 3-им странам). Более сложная-общий рынок (своб передвижение кап и раб силы, соглас-ие эк пол-ки). Наиб сложная- эк союз (общая эк и валютно-фин пол-ка)-ЕС, НАФТА, МЕРКУР, СНГ.

 

 

59. Институц. осн. эк. без-сти РБ. Крит-ии  и показ-и эк. без-сти.

Об-ние эк. без-сти- целенапр-я пост-я деят-сть инстит-в гос. по защите жизненно важных нац. соц-эк интересов страны на осн. постр-я высокоэф-й соц. ориентир. рын. эк-ки.ОбЪекты: как эк. сис-ма страны в целом, так и ее сост –е: произв-й и НТП, финн. сис-ма, АПК и др. Субъекты: гос-во, его законод-ые и испол-ные инст-ты, пр-тия,учрежд. гос. и частн. секторов эк-ки, общ. объед. и граждане.Институц. сис-ма нац. без-сти вкл.: 1) президента РБ, кот. реализ. свои полномоч. ч/з Совет без-сти и Совет Мин-ров. 2) Комитет гс. безоп-ти.3)Отрасл-е мин-ва и ведомства по видам нац. безоп-ти.Сис-ма эк. безоп-ти характ-ся сов-тью критериев и показ-й, кот. опр-т угрозы устойч-му развитию и порог. значения функционир-я тнац. эк-ки.Угрозы эк. без-ти-негат. факторы и явл-я, оказ-ие дестабилизир-ее возд-вие на хоз-во страны и ухудш-ие соц-эк усл. жизнедеят-ти чела. Показ-ли и индикаторы-наиб. значимые параметры, хар-щие сост-е эк. сис-мы страны,ее уст-ть и мобильность. Порог. Знач.- пред-ые величины, несоблюд. кот. спос-ет дестабилиз-ии нац. эк-ки, обостр. соц. и пол. ситуации.Для оценки исп-ся не столько сами показ-и, сколько их порог. знач.

 

 

 

 

 

53. Тенденции и факторы МЭИ

Эк И-сближение и переплетение нац хоз-в неск-их стран. Цели И:●эк-решение проблем огранич-сти ресурсов●внеэк- укрепление коллект обороноспос-ти и устойч-ти. Предпосылки И: близость ур-ней эк развития, геогр близость, общность эк и др проблем. И хоз д-ти обусл-ена потреб-ью расшир-я рынков сбыта прод в усл концентрации  и специал-ии пр-ва. За посл время слож-ся ряд долговрем тенденций: глобализация фин рынков и усиление взаимозав-ти НЭ, ↑ вн фактора в их развитии, сохранение стабильных темпов эк роста, ↑ уд веса сферы услуг, развитие регион интеграц процессов. Важн особенности развития мир хоз с-мы – усиление роли соц факторов научно-техн и эк роста, ↑ значимости чел капитала. Факторы МЭИ:●углубление м/унар раздел-ия труда, специал-ии и кооперации пр-ва ●ускорение НТП, развитие и внедрение информац технологий●расшир-е регион группировок ●формир-е регион рынков ●интернаци-ия хоз жизни ●создание транснац корпораций (ТНК). Развитию МЭИ способ-ет: создание регион объединений (ЕС, НАФТА и др), формир-ие и функц-ие мир рынков (тов и усл, К, инфо и технологий, ценных бумаг). Интернацион-ия -формир-ие устойч м/унар связей в производст-эк сфере на основе м/унар раздел-ия труда. Ей способст-ет создание ТНК-корпорации. Из всех 500 крупн контролир-ют ок 50% мир промышл пр-ва и 60% м/унар торговли. В посл 10-летия - глобализация мир развития(своб движение м/у странами тов и факторов пр-ва), т.е. появление: новых рынков(ин валюты и капиталов), Интернета, ВТО и др м/унар орг-ий. ↑ товарооборота, созд-ие новых технологий, ин I, расшир-ие информ сетей стимул-ют эк рост и прогресс чел-ва. Преимущ-ва МЭИ: расшир-е масштабов рынка, развитие произв и непроизв инфрастр-ры, ↑ авторитета, ускор темпов инфо-технолог обмена и др. «-»: отток ресурсов из стран с более слабой эк-кой, ↑ роли ТНК и нац монополий.

 

55. Интеграц пр-сы в эк СНГ.СНГ было создано в рез-те распада СССР с целью как сохр-я эк, соц-трансп, культ и др связей м-у бывш советск республ-ми, так и цивилизов реш-я на постсоветск простр-ве межгос проблем.Объект основой форм-я СНГ явл: сформир за годы сущ-я СССР глуб интеграц связи, страновая специал-я пр-ва, разветвл кооперация на уровне предпр-й и отраслей, общая инфрастр-ра.Вместе с тем интеграц процессы в Содружестве серьезно осложн-ся стремлением отд стран максим-ть собств выгоды в двустор отн-ях при минимуме обязат-в и ответст-ти в рамках СНГ в целом.Развитие СНГ прошло ряд этапов:1)1991-1992-хар-ся развалом единого народохоз-ного комплекса,стремлением гос-ва к самост-ти, принято реш-е о создании СНГ,2)1993-1995-этап системных кризисов(голопир-щая инфляция,спад инвестцион и производств-ой активности).3)1996-1999-принято ряд решений о пересмотре структур СНГ.4)1999-сегодня-пересмотр целей и задач СНГ,реорганизация институцион-ной струк-ры.

 

 

57.Перспективы  сотрудничества с зарубежными странами вне СНГ. Внешнеэкон-кие связи – торговые, науч-технич-е, производственные и др.экон-кие связи стран с иностран.государствами.Внешнеэк-кая деят-сть – это практич-е осущ-ние хозяйствующими субъектами одного гос-ва экономич-х связей с хозяйствующими субъектами др.государств.Сфера внешнеэк-кой деяте-сти опред-ся внешнеэк-ской политикой.Внешнеэконом-ская политика – политика гос-ва, регулирующая все формы внешнеэк-ских связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг,рабочей силы и т.д.Проводя внешнеэкон-скую политику, государство призвано, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятн.условия на внутр.рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимул-вать вывоз товаров национ-го произв-ства. Осн.средствами осуществления внешнеэк-кой политики явл.таможенная система и нетарифные барьеры, регулир-е движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли цен.бумагами и др.Внешнеэкон-кая политика РБ основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми рес-сами.Внешнеэк-кая деят-ть реализуется как на уровне госуд-ных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.). Главн.инструментом в руках гос-ва при регулир-и внешней торговли явл-ся использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне.Административные (нетарифные) методы гос-го регулирования внешнеторгового оборота вкл-ют многочисленные мероприятия, ограничивающие исп-ние иностранных товаров на внутреннем рынке страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике