Шпаргалка по «Экономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике»

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_ekonomika.docx

— 619.71 Кб (Скачать файл)

Инфляция издержек — вид инфляции, возникающий вследствие увеличения средних издержек на единицу продукции, это инфляция со стороны предложения, когда предложение отстает от спроса. Она означает рост издержек производства, опережающий рост реального дохода и производительности труда.

Рост издержек производства обусловлен тремя причинами:

а) повышением заработной платы;

б) удорожанием сырья, топлива;

в) увеличением косвенных налогов, акцизов.

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль. В этом процессе ключевую роль играют инфляционные ожидания экономических агентов. Инфляционная спираль, вызванная ростом совокупного спроса, представлена на рис. 3.

 

Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:

1.      Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы фактически уменьшаются.

2.      Инфляция перераспределяет доходы и богатство.

3.      В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке.

4.      Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.

5.      Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства.

6.      Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги.

 

 

 

 

 

 

29. Последствия инфляции и инфляционная политика Экономические и социальные последствия инфляции: Снижает мотивы к трудовой деятельности, так как подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков; Усиливает социальную дифференциацию населения; Сужает возможности накопления; Ослабляет позиции властных структур; Снижает реальные доходы населения, особенно имеющих фиксированные номинальные доходы и сбережения в сбербанках; Потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; Перераспределение дохода между дебиторами (должниками) и кредиторами; Социальные конфликты, личные трагедии, повышение криминализации общества, падение нравственных устоев; Сокращение объема реального национального производства; Недоверие к деньгам и нарушение деятельности денежно – кредитной системы; Обесценение налоговых  поступлений в бюджет. Способы управления инфляцией неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Управление инфляцией предполагает использования комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Для инфляционного регулирования используется 2 типа инфляционной политики: Сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии путем таргетирования – регулирования темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП. Регулирование цен и доходов, с целью увязания роста заработков с ростом цен, путем индексации доходов, установления прожиточного минимума, установления пределов повышения или замораживания заработной платы, ограничения выдачи кредитов и т. д.

 

 

 

30. Антиинфляционная политика государства

Антиинфляционная политика - это совокупность мер государственного регулирования, направленная на контроль над уровнем инфляции.2 пути ликвидации инфляции: а) радикальный; б) адаптационный (приспособление к инфляции). Антиинфляционная государственная политика может формироваться под воздействием либо кейнсианского, либо неоклассического теоретических взглядов. Кейнсианский подход: активная бюджетная политика - изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос. При избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но при этом ограничивается рост производства, что вызывает рост безработицы. Рост безработицы вызывает сокращение спроса и теперь уже необходимо стимулировать покупательскую способность предпринимателей и потребителей. Если спрос недостаточен, бюджетная политика действует в противоположном направлении: растут государственные инвестиции в производство и снижаются налоги. Все эти меры повышают спрос, но, одновременно, вызывают рост инфляции. При таком подходе правительство вынужденно постоянно балансировать между инфляцией и безработицей. Неоклассический подход предписывает денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономическую ситуацию. Центробанк страны осуществляет дефляционные меры, ограничивая количество денег в обращении.

 

 

 

 

 

34. Эффект храповика Дж. Кейнс показал, что цены неодинаково ведут себя при давлении на них вниз и вверх. Вверх (например, вслед за растущим совокупным спросом) цены взлетают легко, охотно и почти без задержки (временного лага). Макроэкономическое равновесие перемещается из точки N в точку К. Но при давлении на цены вниз они моментально утрачивают гибкость и оказывают упорное сопротивление. Это интересное и важное свойство цен получило у экономистов название эффект храповика.

Основная причина эффекта храповика - ограниченность конкуренции как на многих рынках товаров и услуг, где предложение и, следовательно, цены контролируют крупные фирмы, так и на рынках ресурсов, где, помимо прочего, сильны институциональные ограничители (деятельность профсоюзов, трудовое законодательство и т.п.). Большое влияние оказывает также психологическая неготовность людей добровольно соглашаться на снижение номинальных доходов; даже сами владельцы частных фирм стараются по возможности избегать подобных мер, опасаясь ухудшения качества труда наемных работников. Итак, крупные фирмы поддерживают цены, стремясь уменьшить потерю прибылей, но в условиях кризиса, падающего совокупного спроса это можно сделать, лишь сократив совокупное предложение и рабочие места. Поэтому более вероятно, что макроэкономическое равновесие в результате окажется не в точке N, а в точке М, в условиях общего спада.

 

35. Потребление выступает главным компонентом совокупных расходов. Это понятие выработано Кейнсом. Склонность к потреблению характеризует, как относится изменение потребления к изменению дохода. Потребление составляет ту часть дохода, которая предназначена для приобретения потребительских товаров и услуг и в масштабе общества представляет сумму потребления всех экономических субъектов. Для каждого потребителя потребление зависит от уровня его доходов, от типа общества, в котором он живет. Чем выше доход, тем больше может быть потребление. В общем виде потребление есть функция располагаемого дохода. Располагаемый доход –доход без налоговых выплат. С=f(Y). С -потребление, Y-доход, f-форма функции. 
Если доход низкий он будет целиком израсходован на потребление. Соотношение между дополнительным потреблением и дополнительным доходом, наз-ют предельной склонностью к потреблению ΔC/ΔY=MPC. ΔC – потребление. ΔY – изменение располагаемого дохода. МРС постоянная величина на протяжении долгосрочного периода. Величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей: 0 < МРС < 1.Существует потребление и при нулевом уровне дохода. Оно осуществляться за счет продажи ранее накопленного имущества, и, во-вторых, за счет займов. Потребление, независимое от уровня дохода, называется автономным потребления. С учетом автономного потребления, обозначаемого  , формула для определения функции потребления принимает вид:    
 
 
равновесие 
AD- совокупный спрос; ⁄⁄⁄⁄- расходы, превышающие доход 
горизонтальная черта над символом означает экзогенный характер расходов.  
Факторы, влияющие на потребление: Ставка процента потребительским кредитам;Ставка процента по сберегательным вкладам;Величина богатства в домашнем хозяйстве;Ожидание дохода;Реальные и ожидаемые изменения потребительских цен;Демографические факторы. 
Склонность к сбережению характеризует изменение сбережение к изменению дохода. Сбережение S=Y-C где S-сбережение,Y-доход, C-потребление. 
Алгебраически линия сбережений определяется по формуле:   
Наклон графика сбережений S определяется предельной склонностью к сбережению. Величина сбереженного дохода увеличивается с ростом дохода более высокими темпами. Потребление + сбережение равно доходу. C+S=Y  

 

 

 

 

 

 

38. Мультипликатор как экономическое понятие разработан Джоном Кейнсом в его "Общей теории занятости, процента и денег" (1936 год) со ссылкой на первого разработчика понятия "мультипликатор занятости" – английского экономиста-математика Ричарда Кана. Кейнс дает следующую характеристику мультипликатора инвестиций – "когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая вk раз превосходит прирост инвестиций". Этот коэффициентk и есть мультипликатор инвестиций. По Кейнсу – "принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызвать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой". Современное определение мультипликатора инвестиций – коэффициент, показывающий, какие изменения в объеме национального производства вызывают изменения в инвестиционных расходах. Формула простого мультипликатора: k = 1/mps, где mps – marginal propensity to save – предельная склонность к сбережению.

 

39. .. Кейнсианская модель общего экономического равновесия

В 30-х гг. 20 в. английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) предложил свою модель равновесия. Он исходил из приоритета AD. Исходные позиции модели Кейнса:.признание циклического характера развития экономики, возможности и неизбежности моментов перепроизводства; рыночная экономика не обладает внутренними механизмами саморегуляции, поэтому необходимо вмешательство государства (бюджетно-налоговая политика);.отрицание автоматизма в регулирующем взаимодействии цен и зарплаты;уровень сбережений мало зависит от % ставки;центральным звеном является проведение политики эффективного спроса.

Кривая AS занимает горизонтальное положение, означая наличие свободных ресурсов, что позволяет надеяться на увеличение объема производства. Кейнсианский отрезок кривой AS распространяется от нулевого значения объема производства до объема, достигаемого при обеспечении полной занятости, при которой  кривая AS принимает вертикальное положение. AD не является стабильным, он подвержен колебаниям, даже если не происходит изменений в предложении денег, т.к. одна из составляющих AD (инвестиции) подвержена воздействию многих переменных. Сокращение AD приводит к смещению кривой AD в положение AD’, что означает сокращение занятости и объема национального производства при сохраняющемся уровне цен Рк. Это положение может продлиться долго.

Поэтому с целью выхода экономики из состояния депрессии Кейнс предложил расширить государственные расходы как инвестиционного характера, так и в форме закупок и стимулирования доходов, а также снижение налогов и % ставок (политика экспансии, т.е. расширение AD). В результате этих мероприятий кривая AD может вернуться в прежнее положение или сместиться до положения AD”, когда достигается полная занятость. Кривая AS горизонтальна (в крайнем случае, при жестких ценах и номинальной зарплате) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной зарплате и относительно подвижных ценах). Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров и др. контрактов; государственное регулирование минимальной зарплаты и действия профсоюзов;ступенчатый характер изменения цен и зарплаты; монополистические тенденции. При увеличении спроса фирмы в течение некоторого времени будут нанимать рабочих, наращивать выпуск и удовлетворять спрос при прежнем уровне цен. Поэтому кривая AS будет горизонтальна. Если номинальная зарплата жесткая, а цены относительно гибкие, то их рост, вызванный увеличением AD, приведет к падению реальной зарплаты, труд станет дешевле. Это будет способствовать росту спроса на труд со стороны фирм, выпуск увеличиться. Кривая AS будет иметь положительный наклон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Кривая совокупного спроса..СОВОКУПНЫЙ СПРОС (AD) - это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях.Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на:1. Потребление. 2. Инвестиции. 3. Государственные закупки. 4. Чистый экспорт. Таким образом, совокупный спрос может быть выражен: AD = С + I + G + X. На совокупный спрос оказывают влияние ценовые (обуславливают перемещение по кривой) и неценовые факторы (обуславливают перемещение самой кривой). Ценовые факторы:Эффект Кейнса (эффект процентной ставки) выражается в том, что с ростом цен растет спрос на деньги; при неизменном предложении денег растет ставка процента. Таким образом сокращается объем инвестиций в экономику, а значит, снижается и объем совокупного спроса:Эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спросаЭффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике.К неценовым факторам AD относится все то, что влияет:на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге);на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес);на государственные расходы (государственная политика);на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т. д.).Кроме того, важно помнить еще два неценовых фактора: предложение денег и скорость обращения денег.КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом возможном уровне цен.

 

 

32Совокупное предложение (AS) есть модель, показывающая уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП, рассчитанного по потоку доходов. Среди факторов, влияющих на AS, выделяют те, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара: технология производства, издержки и т. д. , а также количество и качество применяемых факторов производства. В этой связи кривая совокупного предложения имеет восходящий вид. Ценовые факторы, связанные с предложением на отдельных рынках, показывают движение по кривой совокупного предложения. Неценовые факторы, изменяющие издержки (цены на ресурсы, рост производительности, государственное регулирование), смещают кривую вправо и вниз при уменьшении издержек, и влево и вверх – при их увеличении. Однако очертание кривой совокупного спроса являлось предметом острых дискуссий в экономической науке. В настоящее время принято считать, что кривая совокупного предложения условно состоит из трех частей (отрезков). При конкретизации формы кривой совокупного предложения, новое значение получает проблема общего экономического равновесия. Условия, при которых это равновесие наступает, будут различны, поскольку последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком  отрезке кривой совокупного предложения произойдет пересечение с новой кривой совокупного спроса.

Информация о работе Шпаргалка по «Экономике»