Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике»
Электронные платежи Они позволяют совершать мгновенные
переводы между частными лицами в любое
время и в любом месте, с минимальной комиссией.
46. Спрос(c.) на деньги – кол-во денег, кот хотело бы иметь население и гос-во для удовлетворения своих потребностей. С. на деньги включает: 1) текущий с. - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный с., обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный с. обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный с., обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.
М х V = Р х Q,, где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.
Денежный рынок - это рынок, на котором' спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цен» денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются» подобно другим товарам.
47. .Предложение денег — те активы, которые широко используются и принимаются как средство платежа. В свою очередь, активы — все, имеющее ценность, что может быть законным предметом собственности. Многими экономистами применяется более практическое определение денежного предложения: предложение денег (денежная масса) является суммой всех декретных и банковских денег. Предложение денег - количество денег, выпущенных в обращение эмиссионным банком и коммерческими банками. В теории П.д. различают, с одной стороны, деньги, созданные эмиссионным банком {денежную базу), кол-во к-рых равно сумме выпущенных в обращение банкнот и монет, а также средств на счетах коммерч. банков и небанковского сектора в центральном банке; с др. стороны, безналичные (жиральные) деньги, к-рые создаются коммерч. банками и в состав к-рых включают деньги на счетах до востребования, а также разл. виды срочных вкладов. M0 - банкноты и монеты, находящиеся в обращении вне банковской системы (наличные деньги). M1 - наличные деньги плюс вклады в коммерческих банках до востребования без депозитов органов государственного управления; M2 - сумма M1 и среднесрочных (до 4 лет) вкладов в коммерческих банках; M3 - сумма M2 и долгосрочных вкладов в коммерческих банках.Во всех странах денежная масса находится под контролем центральных банков.
Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения( открыт К. Марксом)
М - количество денежных знаков, необходимое в данный момент для обращения;Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;П- сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;ВП- сумма взаимопогашенных платежей;V - скорость оборота денежной единицы.
48. Концепция установления равновесия на денежных рынках. Равновесие на денежном рынке - равенство на денежном рынке количества предлагаемых денежных средств тому количеству денег, которое желают иметь у себя население и предприниматели. Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег. Вначале можно предположить, что предложение денег контролируется Центральным Банком и фиксировано на уровне М . Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели.Тогда, реальное предложение денег будет фиксировано на уровне и на графике представлено вертикальной прямой Is. Спрос на деньги (кривая L ) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны). Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег.
Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с устоявшимися поведенческими связями - типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента.
49. Денежный мультипликатор (Money multiplier) показывает отношение предложения денег к денежной базе:
Разделим числитель и знаменатель почленно правой части функции на D (депозиты) и обозначим отношение М0/D как сr и отношение R/D как rr, получим:
Величина сr показывает отношение денег всей банковской системы к депозитам. Она зависит от реальной ставки процента, от ожиданий населения. Величина rr показывает отношение резервов к банковским депозитам и зависит от нормы резервирования и величины избыточных резервов.
Теперь денежное предложение можно представить как:
Суть мультипликационного эффекта заключается в том, что первоначальный депозит полностью обеспечит ссуду, равную произведению депозита на (1 - rr). Эта ссуда (дополнительное предложение денег) не покинет банковскую систему страны и обеспечит новое дополнительное денежное предложение. Каждый новый оборот денег (кредиты-ссуды) даст все меньшее предложение денег. Если данный процесс продлится до момента использования последней денежной единицы, то в этом случае суммарное предложение денег равно:
50. Кредитно-денежная политика, ее цели и инструменты. Контроль за денежным предложением в экономике от имени государства осуществляет Центральный банк (ЦБ) страны. Он проводит денежно-кредитную политику.
Цели денежно-кредитной политики: экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный и внешнеторговый баланс.Инструменты:- лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента;- норма обязательных резервов. - учетная ставка, ставка рефинансирования - ставка, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. - операции на открытом рынке - предполагают покупку-продажу ЦБ государственных ценных бумаг. В зависимости от того, как используются инструменты денежно-кредитной политики, различают: - политику “дорогих” денег, когда ЦБ увеличивает резервную норму или учетную ставку и продает ценные бумаги; - политику “дешевых” денег, когда ЦБ снижает норму обязательных резервов или учетную ставку и покупает ценные бумаги. Теоретически политика “дорогих” и “дешевых” денег способна воздействовать на совокупный спрос и совокупное предложение: политика “дорогих” денег сокращает совокупный спрос и совокупное предложение, а политика “дешевых” денег расширяет их. На практике финансово-кредитные институты страны не могут одновременно регулировать и стабилизировать денежное предложение и ставку процента. Возникает дилемма целей, т.е. денежно-кредитная политика может быть направлена либо на регулирование предложения денег (денежной массы), либо и на регулирование ставки процента.
51. Кредитно-денежная
политика и её основные инструменты КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА - это важнейшая
составная часть макроэкономической политики,
нацеленная на достижение ряда общеэкономических
задач. Она представляет собой совокупность
государственных мероприятий в области
кредитно-денежной системы.Выделяют конечные
и промежуточные цели.Конечные цели:а)
быстрый рост реального валового внутреннего
продукта;б) низкую безработицу;в) стабильные
цены;г) устойчивый платежный баланс. Промежуточные цели. К
ним относят:а) денежную массу;б) ставку
процента;в) обменный курс. Эти цели непосредственно
относятся к деятельности Центрального
банка и реализуются в рыночной экономике
посредством косвенных инструментов.
В западной экономической литературе
существует мнение, согласно которому
промежуточные цели не относятся ни к
инструментам кредитно-денежной политики
Центрального банка, ни к реальным целям
этой политики, но представляют собой
промежуточные звенья в передаточном
механизме, соединяющем инструменты Центрального
банка и его цели. Цели достигаются
посредством определенных инструментов,
которые подразделяются на прямые и косвенные.К
прямым инструментам относят:а)
51. Под денежно-кредитной
политикой государства понимается
совокупность мер экономического регулирования
денежного обращения и кредита, направленных
на обеспечение устойчивого экономического
роста путем воздействия на уровень и
динамику инфляции, инвестиционную активность
и другие важнейшие макроэкономические
процессы. Денежно-кредитная политика
состоит в изменении денежного предложения
с целью стабилизации совокупного объема
производства (стабильного роста), занятости
и уровня цен. Основополагающей целью
денежно-кредитной политики является
помощь экономике в достижении уровня
производства, приближенного к полной
занятости, и стабильности цен.
52. В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег обычно проводится, когда возникает ситуация экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель - сделать кредит более дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость, увеличивая денежное предложение. уменьшение учетной ставки процента;центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков; центральный банк уменьшает норму резервных требований, что уменьшает обязательные резервы и мультипликативно увеличивает денежное предложение. Политика дорогих денег имеет своей целью ограничение денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции. Правда при этом уменьшается уровень совокупных расходов, инвестиций, производства и занятости. Эта политика имеет смысл, когда инфляция настолько высока, что приносит больше вреда, чем снижение инвестиций и расходов при нормальной инфляции. Денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, а также и меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. Проблемы в реализации денежной политики создаются в основном циклической асимметрией. Ее эффективность может снижаться также в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.
53. Сущность, цели и направления
социальной политики. Функции социальной
политикиСоциальная политика - это деятельность
государства, других экономических субъектов,
направленная на обеспечение условий
для удовлетворения потребностей и повышения
благосостояния населения, создания системы
социальных гарантий. Цели социальной
политики:
обеспечение определенного уровня потребления;нейтрализация
негативных последствий рыночной экономики;обеспечение
благоприятных условий жизни и труда всего
населения.
Социальная политика осуществляется на
различных уровнях:
всемирная поддержка предпринимательской
деятельности и благотворительных организаций; макрорегиональная
и общегосударственная политика;интерреализация
межгосударственной социальной политики.
Основные функции социальной политики:
определение доли каждого работника в
созданном продукте;стимулирование трудовой
мотивации рациональной занятости и развития
производства;влияние на формирование
доходов и структуры потребностей;обеспечение
социальной защищенности всех членов
общества;согласование личных, коллективных
и государственных интересов;создание
условий воспроизводства рабочей силы.
Социальные индикаторы развития. Бедность.
Показатель количества населения. ВВП
на душу населения. Краткосрочные показатели
дохода. Заработная плата не- квалифицированных
работников в городе. Заработная плата
неквалифицированных работников в сельской
местности. Условия торговли между селом
и городом.Индекс потребительских цен
(ИПЦ).Основные направления:общие вопросы
политики доходов населения;политику
в сфере труда и трудовых отношений;социальную
защиту нетрудоспособных и малоимущих
слоев населения;развитие отраслей социально-культурного
комплекса;социальную защиту отдельных
категорий и групп населения.
Социальная политика направлена на обеспечение
условий для удовлетворения потребностей,
повышения благосостояния населения,
а также адресное равномерное распределение
доходов. Очевидно, что отправной точкой
социальной политики являются доходы.
Поэтому представляется важным выяснение
понятия дохода, перераспределение доходов
в обществе, регулирование государством
процессов перераспределения.
54. Неравенство доходов по размеру. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни. Децильный коэффициент. Личный доход – доход домохозяйства в денежной и др. форме в течение определенного периода времени. Личный располагаемый доход – личный доход за вычетом воздействия инфляции и налогов. Основные причины неравенства доходов: Различия в интеллектуальных, физических и др. способностях; Различия в уровне получаемого образования и профессиональной подготовке; Различия в профессиональных вкусах и готовности рисковать; Неравенство владения собственностью; Господство на рынке; Удача, связи, допуск к ценной информации, несчастья и дискриминация. явл кривая Лоренца.