Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике»
33. . Равновесие между уровнем цен и объёмом производстваРавновесие уровня цен и равновесие объема производства предполагает равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Графически это иллюстрируется точкой пересечения кривых AD и AS.Последствия роста AD зависят от того, на каком отрезке AS оно происходит:а) рост совокупного спроса на горизонтальном отрезке приводит к увеличению реального объема национального производства, но не затрагивает уровень цен;б) на вертикальном отрезке увеличение совокупного спроса приводит к росту уровня цен, а реальный объем национального производства не может выйти за пределы своего уровня;в) рост AD на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема национального производства, так и уровня цен.
Последствия снижения совокупного спроса приводят к снижению цен с определенным временным лагом (эффект Храповика). Цены на товары, однажды возросшие, не сразу падают при снижении совокупного спроса.
При повышении до равновесное положение сместится от до , а реальный объем национального производства увеличится от до , а уровень цен – от до . Но если цены не имеют тенденцию к снижению, то снижается до не возвратит экономику в ее исходное равновесие в точку , а возникнет новое равновесие , при котором уровень цен сохранится, а объем национального производства опустится ниже своего первоначального уровня до . Если произойдет снижение совокупного предложения, то вырастут цены. Если совокупное предложение возрастет, то увеличится реальный объем производства, что свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.
36. Инвестиции. Их основные параметры. Индуцированные и автономные инвестиции.
Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены. Источниками финансирования инвестиций на макроуровне являются валовые внутренние сбережения. Накопленные за год сбережения могут либо пойти на финансирование внутренних инвестиций, либо на финансирование инвестиций в других странах, т.е. быть вывезенными из страны в качестве капитала. В зависимости от функционального назначения выделяют три вида инвестиционных расходов.1. Инвестиции в основные фонды предприятий – расходы фирм на здания, сооружения, машины и оборудование; 2. Инвестиции в запасы – это те товары, которые откладываются фирмами для хранения; 3. Инвестиции в жилищное строительство – расходы домохозяйств на приобретение вновь построенных домов или квартир для последующего проживания или последующей сдачи в аренду.Спрос на инвестиции и предложение сбережений определяются различными факторами. Одним из ключевых в определении величины частных инвестиций является ставка процента. В целом же условия спроса на основной капитал задаются ожиданиями будущего спроса, на жилье - демографической ситуацией и уровнем доходов, на запасы - объемом производства. Для частных сбережений ключевыми факторами оказываются уровень доходов (как текущий, так и ожидаемый в будущем), и возрастной состав населения. Таким образом, и сбережения, и инвестиции во многом зависят от такого субъективного фактора, как ожидания. Поэтому инвестиции оказываются наиболее неустойчивой, порой «беспричинно» изменяющейся составной частью совокупного спроса и подвержены сильным циклическим колебаниям. ИНДУЦИРОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ — инвестиции, вызываемые потребностью общества в соответствующих товарах и услугах, на получение, производство которых используются инвестиции.
Iи = V*(Y1-Y0),V – акселератор,Y0- исходный уровень объема производства,Y1 – желаемый уровень объема производства(соответствующий возросшему спросу)
Автономные инвестиции - часть реальных инвестиций, зависящих только от факторов производства, и не зависящих от изменений национального дохода. Эти инвестиции осуществляются с целью внедрения новой техники и повышения качества продукции. Они сами становятся причиной увеличения нац. дохода, а не его следствием. Iа = I0+Ir *r, r – процентная ставка, Ir – предельная склонность к инвестированию
37. Взаимосвязь между потреблением, сбережением и инвестициями. Согласно классической экономической теории, основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является ставка процента: если она возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций. Источником инвестиций являются сбережения. Проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами (субъектами), а инвестиции могут осуществлять совсем другие хозяйствующие субъекты. Сбережения широких слоев населения (рабочих, учителей, врачей и т.д.) являются источником инвестиций, но сами эти лица не осуществляют капиталовложения или инвестирование. Другим источником инвестиций являются накопления функционирующих в обществе фирм (промышленных, сельскохозяйственных и др.). Графически взаимосвязь между нормой процента, инвестициями и сбережениями выглядит следующим образом. На оси ординат отложено значение нормы процента (r), а на оси абсцисс – сбережения и инвестиции.
Равновесие между сбережениями (кривая SS) и инвестициями (кривая II) Очевидно, что инвестиции есть функция нормы процента:I = I (r). Данная функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций.
40. . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран. История государственных бюджетов. Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением. Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджет, денежное обращение - это показатель экономического и социального состояния и политического положения государства. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой, история государств свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.Вопросы государственных финансов, государственного и территориального бюджетов, денежного обращения в стране всегда были в сфере научных и практических интересов российских экономистов. В настоящее время Россия переживает трудности. Положение в экономике характеризуется противоречивыми кризисными явлениями, вызванные проводимыми с 1990 г. реформами. Продолжается спад промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличиваются неплатежи внутри страны, не снижается внешний долг, растут убыточные предприятия, наблюдается падение уровня жизни. В этих условиях значительно возрастает роль государственного бюджета, бюджетной системы значительно возрастает. Важно правильно формировать и распределять денежные фонды государства и сводить к минимуму бюджетный дефицит. Я решила рассмотреть тему государственного бюджета, для того чтобы понять его сущность, принципы бюджетного устройства государств (России и США) и его влияние на благосостояние общества.Бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, характеризуются теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но при этом имеют ряд особенностей. К ним можно отнести следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.Функции государственного бюджета.В последние годы стал преобладающим взгляд на государственный бюджет с позиции экономической сущности как на самостоятельную категорию. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.
40. Госбюжет, его формирование и использование.
государственный бюджет — крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т. д., Кейнс вписывает в движение макропоказателей и налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса: личный спрос и инвестиционное потребление. Новым является и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов. Последователи Дж. Кейнса назвали его "принципом дефицитного финансирования". По мнению Дж. Кейнса, государственные инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции, финансируемые пос редством займов, приведут к расширению "склонности к инвестированию", а финансирование текущих расходов приведет к увеличению "склонности к потреблению Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях несовершенной конкуренции. Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется концепция "неоклассического синтеза"— теория равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия кейпсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской премии английского экономиста Дж. Хикса и американца П. Самуэльсона. Кейнсианские идеи фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая предусматривала регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики П. Самуэльсон вводит в оборот термин общественный товар, под которым понимает товары и услуги, доставляемые членам общества государством. "Общественный товар" сочетает три свойства: неделимость среди членов общества, всеобщую доступность и пре доставление. В идее "общественного товара" ставится вопрос о распределении ресурсов между государственным и частным секторами — на государственный сектор возлагается финансирование экономической и социальной инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль.
41. Фискальная политика, ее виды и инструменты
Ф пол-ка представляет собой меры, которые предпринимает правит-во с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Цели: обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (проблема циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (инфляция). Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки (рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению сов спроса, так как гос закупки является частью сов расходов) 2) налоги(увеличение- сокращению сов спрос; снижение-рост реального ВНП)3) трансферты(рост увеличивает сов спрос, сокращение уменьшает). Все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику. Виды фискальной политики 2 вида: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. 1)При спаде: имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. 2) При буме (при перегреве экономики) имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную (законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики ) и 2) Автоматическая фполитика связана с действием встроенных стабилизаторов (инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве). К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности. правитель тот, которого не видно.
42. НАЛОГИ — обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями.ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. - Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой. - Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные. - Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц. - Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Виды налогов:федеральные налоги и сборы,
налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы),
местные налоги и сборы.
Принципы налогообложения: Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия.- разумное сочетание прямых и косвенных налогов;- универсализация налогообложения;- однократность обложения,;
- научный подход к определению
конкретной величины ставки
43. Бюджетный дефицит .Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. .
Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финан. ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста соц. расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п.
44. Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Существует два типа госдолга: Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. Внешний — задолженность государства другим странам, международным эконо-ким организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований. Управление госдолгом- является одним из элементв макроэкономической политики Эффективное использование долга может стать мощным фактором эконом.роста. Методы управления госдолгом: 1реструктуризация-состовление нового более приемлемого для должника графика выплаты долга. 2конверсия-замешение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника.3 Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. 4 выкуп долга.
5 Секьюритизация долга - переоформление госдолга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. 6Консолидация - изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. 7Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. 8 Аннулирование госдолга - отказ государства от всех обязательств.
45. . Сущность и виды денег.Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
Сущность денег характеризуется их участием в:осуществлении различных видов общественных отношений;распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. ; определении цен, выражающих стоимость товаров; служат средством всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, произведения искусства, драгоценности и др. В современных условиях денежные знаки и деньги безналичного оборота не обладают собственной стоимостью, но сохраняется возможность применения их в качестве меновой стоимости. Это свидетельствует о том, что деньги все больше отличаются от товара и превратились в самостоятельную экономическую категорию, с сохранением некоторых свойств, придающих им сходство с товаром. При инфляции подобное преимущество в определенной мере утрачивается и возникает необходимость учитывать обесценение денег.
Виды денег:Полноценные:Товарные деньги;Металлические деньги;Неполноценные:Бумажные деньги; Кредитные деньги. Вексель — письменное безусловное обязательство должника выплатить некоторую сумму через определенный срок в установленном месте. Существует простой вексель, выданный должником, и переводный, выписанный кредитором и посланный должнику для подписи с возвратом кредитору.
Банкнота — деньги, выпускаемые центральным банком. В отличие от векселя банкнота означает бессрочное долговое обязательство, обеспечивается гарантией центрального банка, который во многих странах является государственным.
Чек — документ определенной формы, который содержит приказ, исходящий от законного владельца счета, о выплате предъявителю этого чека, указанной в нем суммы. Обращение таких чеков называется чековым. В чековом обращении принимают участие следующие лица: владелец счета, лицо, берущее у владельца счета кредит, то есть его кредитор, и плательщик по этому чеку, чаще всего банк, либо другое кредитное учреждение.Выделяют три основных вида чеков: Именной — на отдельное лицо, не имеющее право передавать чек кому-либо; Предъявительский — чек, в котором не указывается имя получателя; Ордерный — выдается на определенное лицо, имеющее право передачи другому лицу.Электронные деньги