Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, структура и функции экономической теории.
Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.
Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.
Развитие классической школы экономической науки.
Экономические идеи марксизма и маржинализма.
Основные направления современной экономической мысли.
Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

ET_shpory.docx

— 442.67 Кб (Скачать файл)

— внедрение новых форм продажного и послепродажного сервиса, чтобы привлечь новые категории потребителей, побудить к более частому использованию товаров и разовой покупке большего количества товаров.

      Вторая группа– методы стимулирования сбыта. Это кратковременные меры денежного или материального характера, поощряющие покупку товара.

         Стимулирование  сбыта имеет многоцелевую направленность. Выбор цели зависит от объекта  предстоящего воздействия – потребителя  или торгового посредника.

       Потребитель обладает  наибольшей значимостью, и вся  политика маркетинга сводится  к воздействию именно на потребителя. Цели стимулирования в данном  случае сводятся к увеличению  числа покупателей или увеличению  количества товара, купленного одним  и тем же покупателем. К средствам  стимулирования продаж для покупателей  относятся: образцы на пробу, премии, лотереи, скидки с цены, торговая  скидка, купоны, распродажи, игры и  конкурсы, клубы потребителей, «этикеточные  мероприятия».

       Торговый посредник, являясь естественным звеном  между производителем и потребителем, представляет собой специфический  объект стимулирования, выполняющий  в данном случае регулирующие  функции. При этом цели стимулирования  могут быть направлены на то, чтобы:

— придать товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым;

— увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть;

— повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки и т. д.

       Средствами стимулирования  сбыта для торговых посредников  являются: премии и подарки, торговые  премии, компенсации затрат на  рекламу, призы, выставки продажи, сувениры, торговые брошюры.

   Организации следует постоянно  сопоставлять и анализировать  альтернативные варианты продажи  своего товара, пересматривать цены  и скидки в зависимости от  происходящих на рынке изменений.

Третья группа– методы рекламы и связей с общественностью.

       Реклама –  это распространяемая в любой  форме с помощью любых средств  информация о физических или  юридических лицах, товарах, идеях  и начинаниях, которая предназначена  для определенного круга лиц  и предназначена формировать  или поддерживать интерес к  этим физическим или юридическим  лицам, товарам, идеям и начинаниям  и способствовать реализации  товаров, идей и начинаний.

      Телевизионная реклама  самая массовая и самая дорогая  форма рекламы.

       Радиореклама  является незаменимой частью  нашей повседневной жизни. Однако  ее основная трудность состоит  в том, что довольно трудно  выделить из этой аудитории  потенциальных покупателей и  заставить их слушать именно  ту программу, в рамках которой  идет реклама. Воздействовать на  чувства можно с помощью соответствующих  мелодий, шумов и голосов, рисующих  захватывающие мысленные образы. Радио использует 3 основных инструмента  для передачи послания:

— голос, помогающий слушателям представить героев;

— музыка, способствующую лучшему запоминанию;

— звуковые эффекты, использующиеся для передачи обстановки в которой происходит действие.

 

35.. Основные варианты поведения  олигополии.

    При олигополистической  структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно своему дифференцированному продукту. Олигополия стремится к согласованию действий фирм в ценообразовании. При определении цены и объема производства учитывается не только поведение потребителей, но и ответная реакция конкурентов. Наиболее распространены следующие модели олигополистического ценообразования.

     Модель «изгибающейся  кривой спроса» —олигополист реагирует на изменение цен конкурентами в сторону их понижения, чтобы не потерять своих потребителей, однако не предпринимает никаких действий при их повышении.

    Тайный сговор  — непосредственное или молчаливое соглашение по регулированию объемов производства и продажи, цен, рынков сбыта с целью максимизации прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции. Фирмы назначают цены, равные средним издержкам.

    Модель, основанная  на теории игр — использование математического моделирования в целях выдвижения предложений, которые каждая фирма может сделать относительно другой. После соизмерения возможных последствий различных решений каждая фирма поймет, что рациональным будет предложить худшее.

    Модель лидерства  в ценах — если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру. Лидирующая фирма при изменении цены учитывает: изменение в отрасли издержек и спроса; воздействие средств массовой информации на конкурентов для изменения цены; возможность выбора цены, которая не максимизирует прибыль отрасли с целью помешать вступлению в отрасль новых фирм и сохранить действующую олигополистическую структуру.

   Модель по принципу "издержки плюс" - метод назначения цены в виде суммы издержек плюс прибыль как процент сверх издержек.

 

36.  Особенности формирования спроса, предложения и цены на рынке труда. Роль профсоюзов.

Для производства товара фирма приобретает необходимые производственные ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье и т.д. Рынки, на которых продаются и покупаются ресурсы, называются рынками ресурсов, или факторов производства.

        Спрос  на ресурсы зависитотцен на ресурсы; цен на товары, произведенные из этого ресурса (производный характер); производительности ресурса (для создания товара). Рыночный спрос на ресурс — сумма спроса фирм и отраслей на данный ресурс. Цены на ресурсы составляют издержки фирмы. Фирма расширяет применение ресурсов до тех пор, пока использование каждого дополнительного ресурса увеличивает ее доход в большей степени, чем составляют его издержки (затраты на этот ресурс). Предложение ресурсов формируется  владельцами ресурсов  (фирмами и домохозяйствами), которые получают доходы за проданный ресурс. Рыночная цена ресурса зависит от соотношения спроса и предложения, но имеет особенности формирования по каждому из ресурсов.

     Рынок  труда — это система экономических механизмов, институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда.

     Субъекты  рынка труда — наемные рабочие, предприятия, профсоюзы и государство.

      Спрос  на труд формируют предприниматели, исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке труда ставки заработной платы. Предложение труда — это активный спрос на работников и рабочие места. Представляет количество рабочего времени, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы. Предложение труда в целом по стране зависит от:

►  демографических процессов (общей численности населения, доли трудоспособного населения в общей численности населения, миграции населения);

►  продолжительности годового рабочего времени;

►  квалификации рабочей силы;

►  уровня заработной платы.

Рис. 9.Кривая индивидуального предложения труда

      Кривая предложения  индивидом своего труда описывает зависимость предложения труда от изменения ставок заработной платы (рис.9).

      Предложение труда  увеличивается под воздействием  эффекта замещения свободного  времени рабочим временем. «Эффект замещения» – рост заработной платы «замещает» свободное время; «эффект дохода» – при увеличении заработной платы работник может позволять себе больше свободного времени, сохраняя достигнутый уровень дохода.

       Теория рыночной  экономики исходит из того, чтозаработная плата — это цена труда, доход, получаемый наемным работником за предоставление услуг труда в единицу времени. По К. Марксу, заработная плата при капитализме — превращенная форма стоимости товара рабочая сила, которая является стоимостью средств существования, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы (способности человека к труду).

     Таким образом, цена  рабочей силы – это не просто  равновесная цена данного ресурса. Она обеспечивает воспроизводство  рабочей силы и не может  опускаться ниже определенного  минимума. На уровень заработной  платы влияют соотношение спроса  и предложения и неценовые  факторы, в том числе социально-психологические.

     На совершенно-конкурентном  рынке труда определение ставки  заработной платы определяется  соотношением спроса и предложения  труда. При этом равновесная ставка  заработной платы равна предельной  доходности ресурса. Фирма будет  нанимать работников до тех  пор, пока предельный доход от  ресурса не станет равным его  предельным издержкам (чем выше  производительность труда, тем выше  спрос на ресурс и выше уровень  заработной платы).

     Однако реальная ситуация  на рынке труда отличается  от идеальных условий совершенно  конкурентного рынка труда. Отклонения  фактической заработной платы  от равновесной, неравенство спроса  и предложения происходят под  влиянием ряда внеконкурентных факторов.

    1. Государственного регулирования  рынка труда (рабочего времени, минимальной  заработной платы, пособий по  безработице), что приводит к нарушению  рыночного равновесия.

    2. Монопсонисты на рынке труда (самое крупно или единственное предприятие в данной местности) устанавливают заработную плату на уровне ниже равновесного.

  3. Профсоюзы выступают в  качестве монополистов, имеющих  возможность добиваться повышения  заработной платы выше равновесного  уровня, способствуя нарушению рыночного  равновесия. Существуют межстрановые, отраслевые профессиональные отличия в заработной плате работников.

 

37.. Заработная плата. Формы и системы заработной платы. Изменение систем заработной платы.

   Формой согласования спроса  на труд и предложения труда  в рыночной экономике служит  трудовой договор (может носить  индивидуальный и коллективный  характер) между нанимателем рабочей  силы и работником, выступающим  в качестве продавца своего  труда. Поэтому при определении  индивидуальных уровней оплаты  труда необходимо учитывать конкретные  формы и системы организации  оплаты труда.

    Существуют две формы  заработной платы – повременная (зависит от отработанного времени) и сдельная (зависит от объема выработки). Системы – включают дополнительные факторы для определения оплаты труда работника и стимулирования интенсивности и качества труда, повышения квалификации работников. Наиболее распространены системы:

 – повременно-премиальная заработная  плата, предусматривающая, кроме окладов  и тарифных ставок, выплату премий  за достижение высоких показателей  в работе;

 – сдельно-прогрессивная –  продукция сверх нормы оплачивается  по более высоким расценкам;

 – многофакторная – комплексно  учитывает такие факторы, как  качество продукции, сложность работы, экономию материалов;

 – коллективная заработная  плата – зависит от выработки  агрегата, бригады, участка;

 – тарифная – служит для  дифференциации величины заработной  платы с учетом сложности, значимости и условий труда. Включает тарифные сетки, тарифные ставки, классификацию работ. Тарифная ставка – фиксированная величина денежной оплаты труда определенной группы работников в единицу времени, устанавливается по разрядам оплаты труда с учетом квалификации, умственной и физической нагрузки, условий труда. Тарифная сетка включает несколько разрядов, которые и определяют дифференциацию в оплате труда по ряду признаков.

    В современных условиях  в большей степени применяется  повременная заработная плата (в  США, Германии, Великобритании –  до 70%). 

    Необходимо так же  различать:номинальную заработную плату — денежное вознаграждение, которое работник получает за свой труд; реальную заработную плату — то количество товаров иуслуг в натуральном выражении, которые работник может купить на  свою номинальную заработную плату. Реальная заработная плата находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен товаров.

 

 

38.. Сущность ссудного капитала. Норма процента и факторы ее определяющие. Взаимосвязь процентной ставки и инвестиций. Номинальный и реальный процент.

     Под капиталом на  рынке факторов производства  понимается физический капитал (производственные  фонды), подразделяемый на основной  и оборотный. Спрос на капитал  – это спрос на инвестиционные  средства, необходимые для приобретения  капитала в его физической  форме, то есть на временно  свободные денежные средства, которые  можно потратить на приобретение  инвестиционных товаров. Часть прибыли  от использования заемных средств (ссудного капитала) будет отдана  в качестве платы за их использование.

     Ссудный  капитал — деньги, предоставляемые предпринимателями для инвестирования производства на условиях возвратности, срочности и платности.Источники ссудного капитала:   

►  денежные средства для выплаты заработной платы;

►  часть прибыли для расширения производства;

►  денежные средства рантье (лиц, основным доходом которых являются проценты от сдачи денег в ссуду);

►  свободные денежные средства населения.

    Ссудный капитал передается  функционирующему предпринимателю  во временное пользование за  определенное вознаграждение - ссудный  процент. Ссудный процент - это цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование их заемных средств в течение определенного периода. Количественно ссудный процент выражается через отношение дохода от ссуды к ее величине:

     Ставка % =(Доход  от ссуды / величина ссуды) Х 100%

     Если капитал, отданный  в ссуду, равен 100 тыс., а годовой  доход составляет 5 тыс., то процентная  ставка составит 5% [(5000:100000) х 100%].

     Процентная ставка  является ценой ссудного капитала, т.е. тем количеством денег, которое  надо заплатить за каждый занятый  рубль Ставка процента определяется  на денежном рынке и зависит  от соотношения спроса на деньги  и предложения денег. При прочих  равных условиях спрос на ссудный  капитал будет тем больше, чем  ниже процентная ставка. Предложение  же будет тем больше, чем выше  ставка процента.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"