Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, шпаргалка
Предмет, структура и функции экономической теории.
Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.
Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.
Развитие классической школы экономической науки.
Экономические идеи марксизма и маржинализма.
Основные направления современной экономической мысли.
Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.
Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа , до окончания срока своей физической службы.
Моральный износ основного капитала представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям развития науки и техники, то есть, связан с техническим прогрессом, совершенствованием и обновлением методов производства. Совершенствование техники и технологий способствует удешевлению производства аналогичных действующих основных фондов. В связи с этим основные фонды, находящиеся в эксплуатации, как бы обесцениваются, теряя часть своей стоимости. С созданием и внедрением в производство принципиально новых, более совершенных и экономичных видов машин, оборудования, зданий и сооружений, новых или улучшенных более продуктивных пород животных, видов и сортов многолетних насаждений становится экономически нецелесообразным дальнейшее использование действующего основного капитала.
Моральный
износ основного капитала
определяют следующие факторы: новшества
в производстве или обновлении
оборудования (замена старых машин
новыми, более производительными); совершенствование
технологического процесса - при
новой технологии невозможно
использовать действующие
В результате действия морального износа до наступления срока физического износа объекты основного капитала заменяют новыми, более экономичными. С целью устранения морального износа проводят реконструкцию и модернизацию объектов основного капитала . Воздействию морального износа подвержены все объекты основного капитала , кроме музейных и художественных ценностей, книг фундаментальных библиотек, фильмофондов, зданий и сооружений, являющихся памятниками архитектуры и искусства.
Амортизация (лат. amortisatio - "погашение") - стоимостное выражение износа. Амортизация является экономической категорией, выражающей экономические отношения по поводу той части стоимости основного капитал , которая перенесена на продукт и вернулась к предпринимателю после реализации товаров в денежной форме. Она накапливается на специальном счете, называемом амортизационным фондом. Амортизация включается в стоимость произведенного продукта и является источником обновления основного капитала . Величина амортизационных отчислений зависит от цены средства труда и продолжительности его функционирования
32..
Модели несовершенной
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики. Поднесовершенной конкуренциейпонимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.
Несовершенная — состояние рыночной системы, при которой нарушаются условия совершенной конкуренции. Ее определяет появление на рынке монополий. Ее виды:
► монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;
► монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;
► олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.
При олигополистической структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно своему дифференцированному продукту. Олигополия стремится к согласованию действий фирм в ценообразовании. При определении цены и объема производства учитывается не только поведение потребителей, но и ответная реакция конкурентов.
33..
Ценообразование при
Монополия – рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом – чистая монополия. Частной формой проявления являются естественные монополии.
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые естественными монополиями, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Естественная монополия
может существовать в
Монополия абсолютная
(чистая) — крайняя деформация
рынка, при которой одна фирма
выступает единственным
1) единственный продавец, а это означает, что чистый монополист представляет как бы отрасль, состоящую только из одной фирмы;
2) производство продукта, уникального тем, что отсутствуют близкие заменители;
3) экономические и юридические барьеры, блокирующие вступление в отрасль;
4) фирма осуществляет
В отличие
от совершенного конкурента, определяющего
только собственный объем
Государственная антимонопольная политика.
Государственное регулирование экономики – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.Основная причина необходимости государственного регулирования экономики – существование фиаско рынка:
► нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);
► несовершенство рынка – возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;
► отрицательные побочные (внешние) эффекты;
► необходимость предоставления общественных благ;
► потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.
Направления
микроэкономического
Антимонопольное законодательство— законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и возможности роста силы монополии.Основные направления деятельности антимонопольных органов: контроль за слиянием фирм; противодействие монополистической фиксации цен, тайному сговору в отрасли; уменьшение монополистической ценовой дискриминации.
В качестве монополиста обычно выступает крупное объединение, которое имеет возможность:
► применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
► выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
► противостоять конъюнктурным колебаниям рынка, то есть в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование
монополистических объединений
оказывает благотворное
► увеличивая свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
► «эксплуатируя» потребителей, устанавливая цены выше их равновесного уровня;
► ослабляя конкуренцию вместе с ее влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Рынок несовершенной
конкуренции обеспечивает
Защита свободной
конкуренции и ограничение
Экономические меры антимонопольной борьбы:
– поощрение создания товаров — заменителей;
– поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
– привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
– финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
Административные мерынаправлены на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство, включающее положения:
-- запрещающие тайный сговор, направленные на поддержание монопольных цен;
– не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
– предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление);
– запрещающие недобросовестную конкуренцию.
34.. Монополистическая конкуренция. Методы неценовой конкуренции.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.
Рынок с монополистической
конкуренцией характеризуется
К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий.
Первая группа – методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг, с целью повышения потребительской ценности:
— внедрение новых товаров (дифференциация товаров);
— внедрение товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой (дифференциация потребительских свойств товара). Второй вид дифференциации применится когда:
— организация стремиться расширить перечень потребительских свойств товаров;
— организация старается расширить перечень рыночных сегментов производимых товаров;
— организация намерена добиться признания на относительно небольшом секторе рынка за счет разнообразия предлагаемых товаров;