Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, структура и функции экономической теории.
Экономические категории и экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов.
Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм.
Развитие классической школы экономической науки.
Экономические идеи марксизма и маржинализма.
Основные направления современной экономической мысли.
Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.
Проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Ресурсы и факторы производства. Значение информационных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

ET_shpory.docx

— 442.67 Кб (Скачать файл)

       Сущность  морального   износа  состоит в том, что средства  труда обесцениваются, утрачивают  стоимость до их  физического   износа , до окончания срока своей  физической  службы.

Моральный   износ   основного   капитала  представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям развития науки  и  техники, то есть, связан с техническим прогрессом, совершенствованием  и  обновлением методов производства. Совершенствование техники  и  технологий способствует удешевлению производства аналогичных действующих основных фондов. В связи с этим основные фонды, находящиеся в эксплуатации, как бы обесцениваются, теряя часть своей стоимости. С созданием  и  внедрением в производство принципиально новых, более совершенных  и  экономичных видов машин, оборудования, зданий  и  сооружений, новых или улучшенных более продуктивных пород животных, видов  и  сортов многолетних насаждений становится экономически нецелесообразным дальнейшее использование действующего основного капитала.

       Моральный   износ   основного   капитала  определяют следующие факторы: новшества  в производстве или обновлении  оборудования (замена старых машин  новыми, более производительными); совершенствование  технологического процесса - при  новой технологии невозможно  использовать действующие машины  и  оборудование; обновление  и  изменение номенклатуры выпускаемой  продукции (при этом старые машины  и  оборудование не пригодны  для выпуска новой продукции); сокращение спроса на отдельные  товары, требующее от субъекта  сокращения количества машин  и  оборудования для производства  этих товаров; изменения в занятости  рабочей силы, квалификации персонала, географии размещения производства, которые могут потребовать уменьшения  производства  и  количества используемых  машин  и  оборудования.

      В результате действия  морального   износа  до наступления  срока  физического   износа  объекты  основного   капитала  заменяют новыми, более экономичными. С целью устранения  морального   износа  проводят реконструкцию  и  модернизацию объектов  основного   капитала . Воздействию  морального   износа  подвержены все объекты  основного   капитала , кроме музейных  и  художественных ценностей, книг  фундаментальных библиотек, фильмофондов, зданий  и  сооружений, являющихся  памятниками архитектуры  и  искусства.

Амортизация (лат. amortisatio - "погашение") - стоимостное выражение  износа. Амортизация  является экономической категорией, выражающей экономические отношения по поводу той части стоимости  основного   капитал , которая перенесена на продукт  и  вернулась к предпринимателю после реализации товаров в денежной форме. Она накапливается на специальном счете, называемом амортизационным фондом.  Амортизация  включается в стоимость произведенного продукта  и  является источником обновления  основного   капитала . Величина амортизационных отчислений зависит от цены средства труда  и  продолжительности его функционирования

 

32..     Модели несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики. Поднесовершенной конкуренциейпонимается рынок, при  котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.

      Несовершенная — состояние рыночной системы, при которой нарушаются условия совершенной конкуренции. Ее определяет появление на рынке монополий. Ее виды:

►  монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;

►  монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;

►  олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.

При олигополистической структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно своему дифференцированному продукту. Олигополия стремится к согласованию действий фирм в ценообразовании. При определении цены и объема производства учитывается не только поведение потребителей, но и ответная реакция конкурентов.

 

33..  Ценообразование при абсолютной  монополии. Естественная монополия.

    Монополия – рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом – чистая монополия. Частной формой проявления являются естественные монополии.

     Естественная  монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые естественными монополиями, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

     Естественная монополия  может существовать в результате  барьеров для доступа конкурентов (например, уникальности природных  ресурсов), привилегий государства  или ограниченной информации. Важную  роль играет экономия, обусловленная  ростом масштабов производства (так  как естественные монополии имеют  низкие предельные издержки, то  следуя правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. Для ограничения негативных последствия ценовой конкуренции в этих сферах правительство поддерживает привилегии одной фирмы в производстве и поставке услуг.

     Монополия абсолютная (чистая) — крайняя деформация  рынка, при которой одна фирма  выступает единственным производителем  продукта. Признаки абсолютной монополии:

1) единственный продавец, а это  означает, что чистый монополист  представляет как бы отрасль, состоящую только из одной  фирмы;

2) производство продукта, уникального  тем, что отсутствуют близкие  заменители;

3) экономические и юридические  барьеры, блокирующие вступление  в отрасль;

4) фирма осуществляет значительный  контроль над ценой, «диктует  цену».

        В отличие  от совершенного конкурента, определяющего  только собственный объем производства, монополист, максимизирующий прибыль, обладает более широким набором инструментов — он может маневрировать и ценой, и количеством выпускаемой продукции. При тех же самых издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, сочтет выгодным производить и продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель». Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Поскольку в условиях монополии не реализуются излишки потребителя и продавца, образуются чистые потери.

Государственная антимонопольная политика.

    Государственное  регулирование экономики – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.Основная причина необходимости государственного регулирования экономики – существование фиаско рынка:

►  нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);

►  несовершенство рынка – возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;

►  отрицательные побочные (внешние) эффекты;

►  необходимость предоставления общественных благ;

►  потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.

     Направления  микроэкономического регулирования: антимонопольное;разгосударствление, приватизация и национализация; распределение, охрана окружающей среды;создание общественных благ.

   Антимонопольное  законодательство— законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и возможности роста силы монополии.Основные направления деятельности антимонопольных органов: контроль за слиянием фирм; противодействие монополистической фиксации цен, тайному сговору в отрасли; уменьшение монополистической ценовой дискриминации.

  В качестве монополиста обычно  выступает крупное объединение, которое имеет возможность:

►  применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

►  выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

►  противостоять конъюнктурным колебаниям рынка, то есть в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

    Таким образом, существование  монополистических объединений  оказывает благотворное влияние  на развитие экономики. В то  же время монополии оказывают  и негативное воздействие на рынок:

►  увеличивая свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

►   «эксплуатируя» потребителей, устанавливая цены выше их равновесного уровня;

►  ослабляя конкуренцию вместе с ее влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

     Рынок несовершенной  конкуренции обеспечивает менее  эффективное использование ресурсов(убыток, возникающий в силу монополизации рынков и в силу нерационального распределения ресурсов в США достигает 2% валового национального продукта страны).

      Защита свободной  конкуренции и ограничение деятельности  монополий является одной из  важнейших функций государства.

  Экономические меры антимонопольной борьбы:

– поощрение создания товаров — заменителей;

– поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

– привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

– финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Административные мерынаправлены на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство, включающее положения:

--  запрещающие тайный сговор, направленные на поддержание монопольных цен;

 – не разрешающие слияния, которые ведут к установлению  контроля над предложением;

– предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление);

– запрещающие недобросовестную конкуренцию.

 

 

34.. Монополистическая конкуренция. Методы неценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

        Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.  Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.

      Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими  особенностями:

  • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

        К  неценовым относятся следующие  группы методов конкурентных  действий.

       Первая группа – методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг, с целью повышения потребительской ценности:

— внедрение новых товаров (дифференциация товаров);

— внедрение товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой (дифференциация потребительских свойств товара).   Второй вид дифференциации применится когда:

— организация стремиться расширить перечень потребительских свойств товаров;

— организация старается расширить перечень рыночных сегментов производимых товаров;

— организация намерена добиться признания на относительно небольшом секторе рынка за счет разнообразия предлагаемых товаров;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"