Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по микроэкономике 2.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:

- на совершенном рынке  продаются не гомогенные, а гетерогенные  товары;

- для участников рынка  нет полной прозрачности рынка,  и они действуют не всегда  в соответствии с экономическими принципами;

- предприятия стремятся  расширить свою область предпочтений  путем индивидуализации своей  продукции;

- доступ к рынку  для новых продавцов при монополистической  конкуренции затруднен в силу  наличия предпочтений.

Олигополистическая конкуренция.

Олигополия характеризуется  немногочисленностью участников конкуренции - когда относительно малое ( в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг.

Олигополии могут производить  как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим  соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично, так называемое, лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

 

41.Теории поведения  потребителя и производителя  (предприятия): общее и особенное.

Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных. Она непосредственно связана с изучением поведения потребителя и того влияния, которое потребительский выбор оказывает на принятие предпринимательский решений в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей. В этом смысле теория потребительского выбора служит исходным пунктом микроэкономического анализа как основы принятия жизненно важных решений. К их числу можно отнести, например, принятие решений по вопросам: что из множества товаров и услуг можно производить и потреблять, как, сколько и для кого производить и т.д.

Любое принятие решения  предполагает, с одной стороны, альтернативность выбора, с другой - тщательность анализа  прежде всего микроэкономических аспектов реальной действительности. С экономической  точки зрения сделать выбор - значит остановиться на наилучшем из имеющихся вариантов исходя их сравнительной оценки ожидаемых выгод и издержек. Проблема выгод и издержек (Benefit-cost) является едва ли не самой актуальной в хозяйственной практике как отдельных потребителей и производителей, так и экономики в целом. Меняющееся соотношение между предполагаемыми выгодами и издержками позволяет оценивать эффективность выбора и степень оптимальности принимаемых решений. Где нет выбора, экономическая теория не в состоянии объяснить поведение людей.

Если задаться вопросом, почему в ходе микроэкономического  анализа отдается предпочтение потребительскому выбору, а производитель оказывается  в зависимом положении, то ответ  внешне может быть следующим. На рынке, когда товар продается по цене, превышающей издержки производства, потребитель, оценив работу производителя, сделал выбор и уплатил за товар деньги, покрыв тем самым издержки и создав производителю данного товара условия для получения прибыли. Если бы никто из потребителей не купил предлагаемый товар, производитель понес бы убытки. Таким образом, благодаря выбору потребителя производитель получает информацию о том, какие товары и в каких количествах следует производить. Он может увидеть, насколько его деятельность признается успешной и как ему следует поступать в дальнейшем. Очевидно, суверенитет потребителя, как говорят экономисты, состоит в его способности влиять на производителя путем покупки его товаров или отказа от нее.

Необходимым условием суверенитета потребителя наряду с альтернативностью выбора из множества доступных ему благ является свобода потребительского выбора.

Микроэкономический анализ потребительского выбора обусловлен рядом  предпосылок и прежде всего тем, что поведение потребителя на рынке заключается в покупке таких товаров, которые удовлетворяют его потребности, Экономическое значение потребностей так же актуально, как и в повседневной жизни, Потребности проявляются в ощущениях, желаниях или в дискомфорте, вынуждающих людей удовлетворять их или избавляться от них. Потребности удовлетворяются через товары и услуги. Потребности удовлетворяются через товары и услуги.

Теория поведения  производителей - раздел микроэкономического анализа, где исследуются различные виды предложения товаров и услуг рынку со стороны компаний или предпринимателей. Теория поведения производителей в сочетании с теорией потребления объясняет взаимодействие рыночных спроса и предложения. Комбинация двух названных теорий позволяет прогнозировать поведение как отдельного рынка, так и экономики в целом.

 

42. Рыночная  власть. Индексы концентрации, Херфиндаля, Лернера. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

• доли данной фирмы в  общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• степени ценовой  эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• наличия у данного  товара заменителей, так как чем  больше у товара заменителей, тем  выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;

• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана (I) . При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего:

  • IHH- индекс Херфиндаля — Хиршмана;
  • S1 — удельный вес самого крупного предприятия;
  • S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;
  • Sn- удельный вес наименьшего предприятия.

Если в отрасли  функционирует лишь одно предприятие, то S1 = 100 %, а IHH= 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых предприятий, то S = 1 %, а IHH= 100.

Высоко монополизированной считается отрасль, в которой  индекс Херфиндаля — Хиршмана превышает 1800.

Антимонопольное законодательство— законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.

 

43. Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:

1) материальные, к которым относятся капитал и земля;

2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.

В современной экономике  рынки факторов производства выполняют  разнообразные функции, благодаря  которым обеспечивается ресурсное  обеспечение всех субъектов хозяйственной  деятельности, решаются задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.

Наиболее просто спрос  на факторы производства — ресурсы  определяется в предположении, что  фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию тоже на конкурентном рынке.

Спрос на ресурсы  как производный спрос. Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Они удовлетворяют потребности потребителя косвенно, через производство товаров и услуг.

Предельный  продукт в денежной форме (MRP). Производный характер спроса на ресурсы означает, что он будет зависеть от:

1) производительности ресурса при создании товара;

2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса.

Роль производительности и цены продукта при определении  спроса на ресурс можно видеть на примере, приведенном в табл. 5.1.

Предположим, что фирма  приобретает один переменный ресурс для своего производства, пусть это будет труд. Данные в столбцах 1—3 табл. 5.1 определяются законом убывающей доходности,

в соответствии с которым  предельный продукт какого-либо ресурса (MP) по мере роста объемов его использования сокращается.

В столбце 4 даются сведения о цене продукта, которая на конкурентном рынке постоянна. Умножая данные в столбцах 2 и 4, получаем общий доход  в столбце 5. Тогда легко вычислить  предельный продукт в денежном выражении (MRP) — прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства, который указан в столбце 6.

Правило использования  ресурсов: MRP = MRC. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнитель-

ные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. Исходя из определения MRP показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего.

Предельные издержки на ресурсы MRC. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек на ресурсы, называется предельными издержками на ресурсы (MRC). Для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока MRP данного ресурса не станет равен MRC. Если число рабочих таково, что MRC последнего рабочего превышает MRP, то фирма нанимает рабочих, которые не окупают себя. Таким образом, MRP отражает спрос фирмы на ресурс, в частности на рабочую силу, который иллюстрируется графиком на рис. 5.1.

MRP — спрос производителя на ресурс. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается совокупным рыночным предложением труда и рыночным спросом на труд. Отдельная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы. В этих условиях совокупные издержки на рассматриваемый период возрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего, т.е. MRC равно ставке заработной платы.

Фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или MRC) равна их MRP, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции. Соответственно, используя данные столбца 6 табл. 5.1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 руб., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост

совокупного дохода на 14 руб. и чуть меньше — 13,95 руб. — прирост  совокупных издержек. Для каждого  последующего рабочего MRC превышает MRP, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих.

Если ставка заработной платы составляет 11,95 руб., то, применяя ту же методику оценки, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 руб., то наймут трех человек; если 7,95 руб. — четырех; если 5,95 руб. — пятерых и т.д. Очевидно, что график MRP отражает спрос фирмы на труд, так как каждая точка на этом графике показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы.

 

44. Предпринимательские  способности как ресурс, его особенности. Предпринимательскую способность можно   определить   как   один   из экономических  ресурсов,  влияющих  на  характер  и   темпы   экономического развития.  В  состав  данного  ресурса  следует  включать,   прежде   всего, предпринимателей,  к  которым относятся,  в   первую   очередь,   владельцы

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"